Известные люди

»

Бернард Лонерган

Бернард Лонерган Bernard Lonergan Карьера: Философ
Рождение: Канада, 17.12.1904
В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 19261929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в Лондонском университете.

Канадский католический теолог и философ. Родился в Бакингеме (периферия Квебек) 17 декабря 1904. В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 19261929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в Лондонском университете. В 19301933 преподавал древние языки и естественные науки в Лойола-колледже в Монреале. Затем его направили в Папский Григорианский вуз в Рим для изучения теологии (19331937), и в 1936 он был рукоположен в священники. В 1938 Лонерган возвратился в Рим, где подготовил и защитил докторскую диссертацию (1940). В 19401953 он профессор догматики в Монреале и Торонто, в 19531965 преподавал догматику в Григорианском университете в Риме. В 1965 он возвратился в Реджис-колледж в Торонто. В 1969 член Международной теологической комиссии в Риме, в 19711972 профессор католической теологии в Гарвардской теологической школе, а в 19751983 профессор теологии в Бостон-колледже (Честнат-Хилл, шт. Массачусетс). После выхода на пенсионную выплату он жил в Пикеринге (периферия Онтарио, Канада), где умер 26 ноября 1984. Лонерган был удостоен многих научных наград и отличий, избран членом-корреспондентом Британской академии наук и отмечен высшим орденом своей родины Орденом Канады.

Научные труды.

В англоязычной теологии Лонерган занимает местоположение, сопоставимое с местом Карла Ранера в немецкоязычной теологии. Как и Ранер, Лонерган базировался на Предание (Традицию) и посредством новой его интерпретации искал дальнейших путей развития теологии. В мышлении Лонергана решающую образ, как и у Ранера, играет трансцендентальная рефлексия. В диссертации Благодать и свобода: Побуждающая благодать в учении св. Фомы Аквинского (Grace and Freedom: Operative Grace in the Thought of St. Thomas Aquinas) рассматривается задача взаимодействия божественной благодати и человеческой свободы и дается обзор развития этой проблематики от Августина до Фомы Аквинского, а ещё подробный разбор развития учения у Фомы. Решение Аквината, к которому он пришел потом серьезного уточнения предшествующих теологических концепций и интенсивной полемики с аристотелевским учением о причинах и с арабскими философами, подняло понятийную разработку этой проблемы на порядок, тот, что не был в дальнейшем достигнут ни в номинализме, ни в барочной схоластике (спор о благодати между сторонниками Баньеса, 15281604, и Молины, 15351600), ни в философии Просвещения.

Лонерган проясняет употребление Фомой слова сверхъестественный, используемого им для обозначения всего, что для Бога в его божественности естественно, для человека же означает благодатный дар. В различие от Фомы, у которого такое словоупотребление встречается в контексте идеи соучастия, поздние комментаторы употребляют оппозицию сверхъестественный естественный для различения уровней (областей) тварной реальности. Столь же важным представляется Лонергану прояснение томистского понятия обращение (conversio).

В книге Verbum: Слово и мысль у Аквината (Verbum: Word and Idea in Aquinas, 1967), представляющей собой сборник статей теолога конца 1940-х годов, Лонерган, отправляясь от учения о душе, развитого Аристотелем, и от интроспекции (самонаблюдения), переходит к исследованию субъекта и субъективности, начало которому положил Августин. Оба момента присутствуют в томистской концепции исхождения внутреннего слова. Фома минувший школу Аристотеля, его наблюдений и понятийных определений, а кроме того школу Августина шаг за шагом прослеживает ход исхождения слова как подлинной цели познания. Учитывая современные философские идеи и наблюдения, Лонерган реконструирует важность понятия слово (verbum) у Фомы и от наделенного даром слова человека как образа Бога переходит к Троице. Дух человека есть образ Пресвятой Троицы, потому что из его понимания (intelligere) исходит внутреннее словечко, а из этого события возникает влюбленность.

Этот тщательный разбор, посредством которого Лонерган стремился развить программу папы Льва XIII Обогащать и совершенствовать старое новым (Vetera novis augere et perficere), он завершает в своем самом объемистом труде Проникновение в суть: Исследование человеческого понимания (Insight: A Study of Human Understanding, 1957). Цель этого философского исследования вписать постижение в само постижение. Необходимо осмыслить четыре акта познания навык, постижение, суждение и принятие решения и на этой основе прояснить методы естественных и гуманитарных наук и заприметить их взаимосвязь. Во второй части книги речь идет о понимании самоутверждения познающего человека и понимании предельных и всеобъемлющих форм понимания, а аккурат возможности существования метафизики, этики и естественной теологии. Отдельным шагам доказательства в процессе исследования сопутствует разбор заблуждений и предубеждений, связанных с различными способами понимания. Поскольку Лонерган всецело базируется на внутреннее усмотрение и проникновение в акты сознания, его работа коренным образом отличается от метафизики или теории познания. Проникновение в сущность позволительно прозвать прагматикой познания, ибо главное в книге прояснение отдельных познавательных актов и методов.

Уже в ходе работы над Проникновением в сущность Лонерган замыслил разработать методологию обновленной теологии. Этот проект осуществлен им в книге Метод в теологии (Method in Theology, 1972). Как и в Проникновении в сущность, в Методе в теологии речь идет о трансцендентально-философской рефлексии об основных актах познания опыте, понимании, суждении и принятии решений. Трансцендентально-философская рефлексия проводится в четыре этапа. Вначале осуществляется опытное постижение этих четырех форм деятельности, после этого разумение этих актов, их единства и взаимосвязи. На третьем этапе выносится утвердительное суждение о действительности познанных на опыте и понятых актов. И в конце концов, на четвертом этапе, принимается заключение делать в соответствии с нормами, присущими естественным взаимосвязям собственного, познанного на опыте, понятого и утвержденного акта опыта, понимания, суждения и решения. Четвертый период предполагает три рода обращения: воззвание к истине, к нравственному благу и религиозное воззвание, заключающееся в любви к божественной тайне.

Лонерган набрасывает этапы теологической работы: усвоение основных данных (свидетельств веры в их историческом контексте; религиозной практики); интерпретация и изложение полученных при этом сведений и выдвинутых гипотез, установление весомости полученных данных в их диалектической напряженности, в соотнесенности с основными теологическими концептами (Бог, Иисус Христос, церковь, избавление, джентльмен и т.п.); разработка соответствующих категорий и различных форм теологического учения; а ещё все время обновляемая систематизация и передача полученных результатов. В этом методологическом процессе новую интерпретацию получают многие важные теологические термины (догмат, историчность догматов и др.).

В последние годы жизни Лонерган работал над макроэкономическим анализом новоевропейского рыночного хозяйства. Трудности, встающие перед христианскими церквами при соприкосновении с современностью, коренятся, на его точка зрения, в непонимании современных экономических систем.

Труды Лонергана переведены на многие европейские и восточные языки. Центры по изучению его наследия созданы в Северной и Южной Америке, в Европе, Австралии и на Филиппинах. Исследовательский институт Лонергана в Торонто издает собрание его сочинений. Журнал Метод (Method. A Journal of Lonergan Studies), издание Лонергановские семинары (Lonergan Workshops) и информационные публикации Исследовательского института Лонергана предоставляют информацию о научных проектах, конференциях и текстах, связанных с изучением наследия теолога. В Интернете имеется немного сайтов, посвященных Лонергану.

Так же читайте биографии известных людей:
Бернард Самнер Bernard Sumner

Британский музыкант, лидер рок-группы New Order, образованной из участников Joy Division. В Joy Division он выполнял функции гитариста и клавишника..
читать далее

Бернард Хайтинк Bernhard Haitink

Бернард Йохан Херман Хайтинк (нидерл. Bernard Johan Herman Haitink; р. 4 марта 1929, Амстердам) нидерландский дирижёр.
читать далее

Бернардо (Хосеба) Атчага (Гармендия) Bernardo Atchaga

Родился 27 июля 1951 года в городе Астеасу, Гипускуа, провинция Cтраны Басков. Закончил факультет экономики в университете Бильбао. Начал писать в..
читать далее

Бернардо Беллотто Bernardo Bellotto

Родился 30 января 1721 года в Венеции, в семье живописца-ведутиста Л.Беллотто и Ф.А.Каналь, сестры художника Дж.А.Каналя (Каналетто). С 1735 учился..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий