Известные люди

»

Бидия Дандарон

Бидия Дандарон Bidiya Dandaron Карьера: Священник
Рождение: Россия, 28.12.1914 - 26.10
Бидия Дандарон - русский и советский историк, буддолог, буддийский религиозный деятель. Родился 28 декабря 1914 года.Бидия Дандарон работал научным сотрудником, в своих книгах синтезировал буддизм с достижениями современной ему науки и представлениями европейских философов. За свою деятельность неоднократно был судим. В результате последнего показательного процесса был осужден на 5 лет тюремного заключения и умер в лагере. Дандарон оставил ряд учеников, в том числе среди буддологов.

Я познакомилась с Бидией Дандаровичем Дандароном (19141974) в Москве в октябре 1956 г., через всего немного месяцев вслед за тем освобождения его из лагеря. Бидию Дандаровича приютила у себя одна супружеская пара1. Затравленный, одинокий, нездоровый, абсолютно измученный двадцатью годами лагерных мытарств, он избегал общения с людьми и зарабатывал на существование, рисуя орнаменты для ковров.

В первостепеннный раз Дандарон был арестован в 1937 г. в Ленинграде. В то время ему было двадцать три года, он был студентом Университета2. За что и отчего его взяли, он так и не узнал, а может быть, память не сберегла, вытолкнула в небытие эти чудовищные обвинения.

От тех страшных, пережитых дней следы пыток. Его пытали раскаленным железом, забивали иголки и гвозди под ногти, обливали на морозе студеный водой, сажали раздетого в ледяной карцер. Иногда по-долгу не давали есть, после этого приносили соленую-пресоленую селедку и оставляли его, мучимого жаждой, без воды. Многие его соузники умерли от таких пыток. То, что он выжил, Дандарон воспринимал, как диво и знак избранничества.

Надо проговорить, что время, проведенное в лагерях, он не считал потраченным бесполезно. Здесь он познакомился со многими интересными людьми, с которыми потом поддерживал отношения. Сблизившись с философами, сидевшими сообща с ним в одном лагере, он смог углубить свои немалые К тому времени знания.

Так он познакомился с профессором философии из Вильнюсского университета Василием Эмильевичем Сеземаном, тот, что стал его лучшим другом. Сеземан читал ему лекции по истории европейской философии, а Дандарон по буддизму. Сеземан и познакомил меня с Дандароном.

Дандарон был буддистом, точнее заявить, тантристом. Это положение и обусловило направленность переписки, завязавшейся между нами.

В детстве Дандарона отдали в монастырскую школу, где он изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. Его папа, Доржи Бадмаев, лама-философ, был известным буддийским деятелем. В родившемся у него 15 декабря 1914 г. сыне признали новое появление на свет тибетского хамбо-ламы Джаяг сы-гэгэа3. В июле 1921 г. душевный предводитель бурятских буддистов Лубсан Сандан Цыденов передает Бидии Дандарону близкое духовное могущество и титул Царя Учения Дхармараджи.

Выйдя на свободу, уже осенью 1956 г., Дандарон пытается определиться на работу в Институт востоковедения. Но без прописки его не принимают. Наконец, в марте 1957 г. он был на все сто реабилитирован. У него появляется надежда на счастливый момент, и он тотчас же едет в Ленинград, где академик И.А.Орбели и профессор Д.А.Алексеев обещают учинить в здешний филиал Института востоковедения разбирать рукописи, а кроме того преподавать тибетский язык в Университете. Но и на тот самый раз ему не удается приткнуться на работу, принять местоположение, отвечающее его дарованию и способностям. И Дандарон вскоре возвращается в Москву.

Постоянное волнение о завтрашнем дне, неопределенность с устройством и подорванное самочувствие мешают ему сосредоточиться и заняться наукой.

В апреле 1957 года он переселяется на квартиру профессора Н.С.Познякова, в сорока километрах от Москвы (поселок Нахабино), и решает дожидаться ответа об устройстве аккурат тут, так как в самой Москве его преследуют бдительные органы за ломание правил правил прописки. По доносу милиция все же обнаруживает его местопребывание, и Дандарон вынужден ночь проводить на улице. Жизнь становится невыносимой. Днем он занимается в библиотеке им.Ленина, а ночи проводит без отдыха.

По совету друзей в мае 1957 г. он едет в Бурятию, в Кижингу4, где живут его мамаша и сестра. Там он решает пожить до осени. С осени ему обещали работу в Ленинграде, но, к сожалению, это было еще раз только обещанием. В Бурятии ему предлагают намарать сценарий фильма о 300-летии присоединения бурят-монгольского народа к России. В сентябре 1957 г. Дандарон возвращается в Москву составлять материал для этой работы5. Хоть ему и не по душе такое поручение, но это был один методика как-то получить на существование, не порывая с научными занятиями.

В октябре 1957 г. Дандарон ещё вынужден съехать из Москвы в Улан-Удэ. Перед отъездом он встречается с хамбо-ламой Шираповым главой буддистов в СССР.

Наконец, 1 ноября 1957 г. ему удается пристроиться на работу в Бурятский филиал Института культуры АН, в сектор тибетологии внештатным научным сотрудником. Одна из первых его работ перевод с тибетского языка сочинения История распространения индийской философии в Китае6.

В 1958 г. он участвует в конференции Географического общества, собирает в архиве материалы по истории взаимоотношений забайкальских буддистов с православной церковью Восточной Сибири, ездит в Саянские горы в экспедицию по сбору лекарственных трав как знаток тибетской народной медицины.

Однако эта нерегулярная служба по договору в материальном отношении его не устраивает. Дандарона угнетает такое положение, а главное угнетает невозможность уплатить долги. Комнаты своей у него нет, и ему приходится существовать у друга (у Б.Санжина) и мириться с тем, что нет никаких условий для работы. Болезни истощают ослабленный тюрьмой тело. Только посредством два года позже освобождения из лагеря, 6 октября 1958 г., он становится сотрудником Комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения АН СССР. Через год Б Д.Дандарон получает обещанную комнату. В этой комнате по ул. Кирова Бидия Дандарович прожил до 1966 г., в то время как не переехал на последнюю квартиру, на Солнечной улице.

В 1958 г. Дандарон пишет три статьи: Агинский дацан историю одного из старинных монгольских монастырей для буддийской энциклопедии;7 философские школы в буддийских монастырях (для той же энциклопедии); пишет статью о Данжуре.

В 19581959 гг. составляет тибетско-русский словарь на 15 тысяч слов8, а кроме того Тибетско-русский словарь философских терминов9. Это колоссальный работа, тот, что поглотил крайне хоть отбавляй сил, но, как мне помнится, он не принес ожидаемого духовного удовлетворения.

Дандарон чувствует себя по-прежнему одиноким, невостребованным, ненужным. Настоящих друзей, своих единомышленников, в Бурятии он не находит. Отнимают время и болезни. У него окончательно расстроены нервы, мучает бессонница и тяжелые кошмарные сны. Он пытается разыскать утешение в философии и урывками изучает теорию дхармы по тибетским источникам, переводит на российский язык тибетскую грамматику.

Изучая буддийскую философию и сопоставляя ее с трактовками европейских авторов, Дандарон приходит к выводу, что большинство авторов излагают идеи буддийских мыслителей неверно. Ему хочется исследовать глубинную психологию школ санкхья и йога, чтобы сопоставить их с европейскими школами, начиная от Платона, Плотина, Гегеля и Фрейда и кончая школой парапсихологов, но у него нет времени и возможностей для этого. Постоянная душевная неудовлетворенность возбуждает его нервы, ему все больше хочется замкнуться, изолироваться от людей.

В 1960 г. издательство восточной литературы выпускает его первую работу Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятского комплексного научно-исследовательского института10.

Кроме научной деятельности, Б.Д.Дандарон сыграл большую образ в создании общины буддистов в Ленинграде.

Проведя одну треть существование в лагерях, Б.Д.Дандарон не нашел счастья, радости и на свободе. Он был глубоким мистиком, стремился к нирване, но в 70-х годах его тракт к совершенству был прерван: арест, неправый суд, вновь лагерь, все новые и новые унижения; кончина избавила его от страданий.

Вот, пожалуй, и все, что я помню из его рассказов о своей жизни в последнем своем воплощении.

Так же читайте биографии известных людей:
Бикен Римова Biken Rimova

Народная артистка Казахской ССР.
читать далее

Бикс Бейдербек Bix Beiderbecke

Яркая, неординарная личность Бейдербека и его судьба окружены легендами. Распространению идеализированных представлений о Бейдербеке способствовал..
читать далее

Билл Вудроу Bill Woodrou

Английский скульптор, концептуалист.
читать далее

Билл Мюррей Bill Murray

Ну конечно, сурок! Где Билл там сурок. И наоборот. Да, Билл Мюррей это прежде всего бесконечный и вечный День cурка. И эта музычка, которая будила..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий