Известные люди

»

Билл Ласвелл

Билл Ласвелл Bill Laswell Карьера: Музыкант
Как и всех радикальных новаторов, Била Ласвелла не раз называли богохульником и обладателем извращенного вкуса.

Его целенаправленное разрушение во многом и для многих удобных демаркационных линий, разделяющих жанры, технологии и культуры (к примеру, употребление синтезаторов и драммашин в регги и африканской музыке), не раз выливалось в противостояние с прессой. Вот только некоторые из многочисленных 'преступлений' неутомимого продюсера и музыканта: кажущееся нынче привычным употребление небольших оркестровых ансамблей в сочетании с фанковыми и реггигрувами (впервой в 'Rhythm Killers', Sly & Robbies 1987 release) стало позднее фирменным знаком, ну, к примеру, Soul 2 Soul. В 1983 году последствием другого его опыта, а аккурат внедрения синтетического звука драммашины в музыку известного ямайского исполнителя Yellowman, стало фактическое отмирание 'живых' барабанов в нынешней ямайской музыке. В 'World Destruction' объединение Johnny Lydon (exSex Pistols) с ранним hiphop и предводителем зулусов Africa Bombataa стало прародителем сочетания hardrock и rap, сегодня являющимся без малого клише. Бесконечные звуковые исследования Ласвелла в начале восьмидесятых, такие, как соединение диджейского скрэтчинга с джазом в Herbie Hancocks Future Shock и техно битов с афрокубинской музыкой Aiyb Dieng, Foday Musa Suso, Daniel Ponce в программе 'Sound System' во многом стали основой для клонирования в сферах techno, acid jazz, ambient, world beat и других жанровых ярлыках. В противоположность редуктивистскому мышлению, разделяющему музыку на дискретные категории посредством гнезд на полках музыкальных магазинов, Ласвелл слышит музыку как единое целое, как сложную динамическую систему с раздельными, но узко связанными компонентами. Пользуясь терминологией последнего изобретения теоретической психологии 'теории хаоса', скачущие отражения музыки в каньонах Манхеттена и есть хаотическая организация, Ласвелл действует как притягивающий ингредиент, определяя единство системы тем, что содержит ее в своем сознании как целое. Интересно постижение Ласвеллом магии как приема контроля над материей и познания космоса. Магия не является ни черной, ни белой, ни доброй, ни свирепый. Она несложно является тем, что она есть реальной вещью. Тем, что люди чувствуют, хотят и чем они являются. Человек 'западного типа' завязнул в своей уверенности в том, что мир, в котором он живет, это не мир магии. В этом мире музыкант не знает своих корней, не помнит о своем предназначении, он агрегатина, заполняющая чарты и полки музыкальных магазинов. Попрежнему рудименты колониальной ментальности заставляют нас анализировать иные культуры как строительный материал для нашего эклектического постмодернистского 'микса'. Мультикультурализм понимается, как 'чуть-чуть национального искусства в моей гостиной будет смотреться совершенно недурно '. Межкультурная синергия совершенно не подразумевает пирамиды с европейцами на вершинах: сотрудничество, а не перенимание, перевод, а не интерпретация, бытие, но не 'манера жизни'. Мир культуры это либо совместное творчество, либо ничто. И это вдали не нетрудно пафосные лозунги, это реальная сфера деятельности, систематичный подход Axiom Records к музыке. И тут произошел самобытный переворот в отношении к этнической музыке. Принципиально то, что выступления 'живых' музыкантов записывались не на полупрофессиональные носители с целью последующего сэмплинга. Они ничем не уступали записывающей сессии симфонического оркестра, с той разницей, что музыканты находились в 'естественной среде обитания', играя так, как они это делали на протяжении веков. Каждому инструменту уделялся отдельный микрофон и местоположение в мультитрековой цифровой палитре, и уже в студии посредством дополнительной цифровой обработки и микширования все это превращалось в альбом высочайшего качества (к примеру, 'Apocalypse Across The Sky' с Master Musicians of Jajouka или 'Night Spirit Masters' с Gnawa Music of Marrakesh). Все начиналось внешне довольно тривиально: юный басгитарист в первую голову играет в школьных ансамблях и ритмэндблюзовых группах. Постепенно он вырабатывает свой свой манера и манеру, в первую очередность основывающуюся на плотности, компрессир

ованности и 'грувовости' звука инструмента. Многочисленные выступления с соул, фанк и кантримузыкантами в самых различных контекстах, безудержный заинтересованность к творчеству таких революционеров, как Ornette Coleman, John Coltrane, Albert Ayler, Cecil Taylor и Pharaoh Sanders, формировали его разумение значения музыки и художественной экспрессии. Фриджаз, его импровизационные и структурные идеи стали дверью, ведущей к собственному композиционному мышлению. Сказалось и воздействие формировавшейся детройтской школы панка, хардкора и метала. Переехав в НьюЙорк в конце семидесятых, Ласвелл с головой окунается в импровизационные, авангардные и прогрессивные формы рока и джаза. Контактируя с огромным числом музыкантов, принимает участие в самых провокационных и неожиданных проектах с тем, чтобы апробировать максимум новых идей, набраться опыта и попутно получить на собственное наличие. Поначалу работая с David Allen и фьюжнавангардгруппой GONG, Билл потихоньку входит в круг 'вольнодумцев' самого высокого уровня: Fred Frith, Henry Threadgill, Philip Wilson, John Zorn, Billy Bang, Olu Dara и др. Результатом явилось море работ, чьего уровня до сих пор пытаются добиваться. Впечатляет широта и разнообразие интересов Ласвелла. Занимаясь скрещиванием хипхопа и ритмэндблюза в начале восьмидесятых, он разрабатывает немного мастер (в частности, употребление случайностей как созидательного инструмента, что во многом перекликается с идеей генеративной музыки Брайана Ино), проявляет внушительный заинтересованность к идее 'третьего разума' (силы, возникающей при взаимодействии двух созидательных существ, где творческая энергия двоих существенно превышает простую сумму составляющих) по одноименной книге Burroughs и Gysin. Показательной и интригующей была служба и таких подвижников progressive classical/new music/avantguard music, как Karlheinz Stockhausen, Iannis Xenakas, Luciano Berio, германских Free Music Production (FMP), Derek Baileys Company в Соединенном Королевстве и John Zorns Gamepieces, формировавшиеся в конце семидесятых в НьюЙорке. Новаторы прогрессивного рока в Европе (Magma, Can, Neu, King Crimson, Soft Machine и т.д.), а ещё представители американского радикального фьюжндвижения Tony Williams Lifetime, John McLaughlins Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Miles Davis, Ornette Coleman все впитывалось и осмысливалось с тем, чтобы попозже вылиться в новые идеи и проекты. Кульминацией становится вышедший в 1983 году план с показательным названием 'Future Shock album by Henbie Hancock'. Сочетание технобитов и синтезаторных вспышек, диджейских скретчей и фантастической игры на кларнете Hancock и, конечно же, бас Ласвелла впервой продемонстрировали возможности сочетания фанкисоула и R&B с hightechзвуком, заставив свинговать стерильные сэмплы и синтезированные элементы. Следом за Herbie Hancocks Future Shock в 1984 году появляется новоиспеченный плод интеграции эмбиентного понятия пространства, традиционной музыки, сложных гармонических элементов постбопа и технологических достижений начала предпоследней декады столетия 'Sound System'. Альбом получил 'Grammy' и как бы переопределил параметры органического смешения стилей: Ласвелл свел воедино чистый звук сенегальской перкуссии (Aiyb Dieng), конга и бата (Daniel Ponce, Foday Musa Suso) и непременный ингредиент импровизации, мелодики и лирики в лице мастера игры на саксофоне Wayne Shorter (Weather Report). Подобный счастливый момент возвел Ласвелла в ранг 'продюсера нарасхват', что вылилось в громадное число предложений от mainstreamзвезд. Он продюсировал основополагающий и что ни на есть успешный сольный альбом Мика Джаггера (Mick Jagger), не забыв подключить Hancock, Sly&Robie, Jeff Beck. Ласвелл ремикшировал 'In Your Eyes' Питера Гэбриэла, продюсировал план Laurie Anderson и Yoko Yono, ключевые альбомы Iggy Pop, Motorhead, The Swans, White Zombie, Blind Idiot God, Ramones и т.д. Но самым значительным из его работ со звездами mainsteam стоит мнить 'Album' Public Image Ltd., для которого он собрал нетрудно суперсостав: Tony Williams и Ginger Baker за ударными (Ласвелл

у пришлось лично проехаться в Италию, чтобы доставить в НьюЙорк предпочитающего уединение и медитацию Джинжера), Steve Vai и Nicky Scopelitis гитары, Malachai Favors (Art Ensemble of Chicago), Jonas Helsborg и сам Laswell бас, Ryuichi Sakamoto и Bernie Worrel клавишные, L. Shankar электроскрипка, Ayib Dieng за перкуссией и Bernard Fowler бэквокал. Но идиотично было бы полагать, что Ласвелл успокоится и будет почивать на лаврах успеха в mainsteam: сильно быстро появляется Last Exit, фриджазовый план, куда, помимо Била, вошли Sonny Sharock, Peter Brotzmann и Ronald Shanon Jackson. Результатом стала серия очень противоречивых туров, в которых чистая музыкальная энергия четверки 'продвинутых' сочеталась с апокалиптическими шумами душевнобольной вызов роковой и джазовой аудитории, завершившийся 'Iron Path' на Nation Records перенесение стопроцентно активный импровизации в студийные условия. Но и этим их сотрудничество не ограничилось Ласвелл записал серию проектов с каждым из музыкантов, что непосредственным образом сказалось на их последующей карьере. Успевает он поработать и с самыми радикально мыслящими музыкантами John Zorn (уже в тот, что раз) и Mick Harris (Napalm Death и Scorn) 'Painkiller' становится известен более того самому ограниченному металлисту. Другим экстремальным выражением вкусов и тенденций в фанковой манере стал Praxis с сумасшедшим альбомом 'Transmutation', вышедшим на Axiom в1992 году, выражение потенций Bootsy Collins, Bernie Worrel, Africa Baby Bam из Jungle Brothers. Это основанная на технике cutup мешанина фриджаза, нойза, жесткого фанка, хардкора, в значительной степени повлиявшая на последующую музыкальную политику Axiom Records. Вновь возвращаясь вспять, воспрещено не упомянуть и контакты Ласвелла с легендарными 'Last Poets', группой чернокожих поэтовнационалистов, существовавшей в Гарлеме в шестидесятых. Поначалу, работая с Jalal Nuriddin и D.ST. над 'Mean Machine', он продюсирует альбом 'Last Poets' с Jalal и Sulieman El Hadi 'Oh, My People' (серединка восьмидесятых). Но сотрудничество с поэтами Гарлема занятие не из простых, и вкоре он был вынужден его прекратить, хотя позже некоторые из них принимали участие в проектах Ласвелла. Результатом одного из опытов в студии Джорджио Гомельски (Giorgio Gomelsky) явилось создание проекта под названием Material, за неброским названием которого вот уже без малого 20 лет скрываются самые интересные 'активисты' Axiom Records: Fred Maher, Michael Beinhorn, Sonny Sharrock, Nicky Skopelitis, Henry Kaiser, Fred Frith, Olu Dara, Billy Bang Byard Lancaster, J.T. Lewis, George Cartwright, а ещё неимоверное число мастеров народных инструментов, сессионных музыкантов, не говоря о самом идейном вдохновителе. Представляется бессмысленным и невозможным к полному описанию все число 'материала', сыгранного и записанного. Главный момент это неизменный прогресс, открытие новых областей в музыке, вовлечение все новых элементов и ходов, вовлечение новых творцов. Для записи 'Seven Souls' Ласвелл привлек сильно им уважаемого William S. Burroughs, писателя и мыслителя, главной целью которого завсегда являлась полная независимость от американского образа жизни, навязываемых традиционных семейных, религиозных и сексуальных ценностей. В его работах завсегда доминировали идентификация контролирующих систем и способов их уничтожения, реальной уродливости американского духа, жадности и коррупции, эгоизма и тупости. Голос этого человека, проникновенный и убежденный, прозвучал на фоне органично сочетающихся синтезаторов Джеффа Бовы (Jeff Bova) и всевозможных этнических струнных в исполнении Nicky Skopelitis. Текст 'The Western Lands', предлагающий своеобразную концептуальную карту духовного путешествия, поддержан арабскими, западноафриканскими и ньюйоркскими хипхоповыми бэквокалистами, барабанами Sly Dunbar, скрипичной линией Shanfar и Simon Shaheen и неизменной линией ласвелловской басгитары. Особый заинтересованность неизменно уделялся эмбиентной музыке и любопытно подметить такую его работу, как 'The End Of Words' из 'материалов', включенную в сборник 'A

Brief History Of Ambient, Vol.1' вкупе с работами Eno, Gong, William Orbit и др. В новой компиляции Caroline Records под названием 'Excursions In Ambient The Second Orbit' есть ещё единственный трек, на тот самый раз плод сотрудничества с The Orb 'Mantra', исходный вариант которого был записан в Мадрасе, Индия, и представлен в 'материаловском' 'Hallucination Engine'. Под именем 'Praying Mantras' тот самый 17минутный ремикс позволительно сыскать на Trance Europe Express вкупе с работами Aphex Twin, Orbital и др. Есть и ещё единственный релиз этой темы, на тот самый раз вкупе с дабовыми миксами самого Ласвелла, выпущенный на CDсингле и виниле Axiom/Island UK. Высочайшее мастерство ремикса в полной мере проявилось в самой значительной за последнее время работе мастера 'The Ambient Translation Of Bob Marley in Dub' (интересна и 'Panthalassa' ремикшированная версия работ Miles Davis). В одном из своих беседа Ласвелл говорит о том, что эти миксы не были для него простым студийным экспериментом с подручным материалом. Главная черта состоит в том, что существует огромное цифра людей, для которых музыка Боба Марли является жизненной основой, источником добра и отличного настроения. Невообразимое число людей (и вдали не только в африканских странах) не представляют своей жизни без его идей свободы, его голоса, улыбки. Нельзя было легко натыкать электроники, фишек и фенек, смазать все неудачные места эффектами и сэмплами излишне немало ревнивых слушателей будут подмечать эти тонкости. Поэтому Ласвелл потратил существенно больше времени на осмысление и обсуждение различных аспектов, чем на сам ход записи. Проблемой был и сам отбор композиций из громадного наследия Марли. Ласвелл пошел в двух направлениях, вместе с тем прослушивая весь материал и как собак нерезаных читая о жизни Марли на Ямайке, его эволюции как музыканта, личности, а позднее и как идола, что было больше похоже на создание фильма или написание своеобразной биографии. В результате все без исключения треки звучат как небольшие гимны (что, хотя вообще-то, как раз и входило в намерения автора), где неповторимое очарование и магия ямайской мелодики приобрели компрессию и плотность басовых линий и нырнули в эмбиентную среду, обретая сказочность звучания, настоящую душевность, мягкость, аккурат мягкость. При том, что звук самого Марли на практике отсутствует, то есть, по сути, и нет самого главного, программа больше чем в его духе, и без малого наверно, если бы Марли мог выказать родное касательство или ощущение, он был бы доволен таковой интерпретацией собственного наследия. Пожалуй, главное, что сумел сберечь и приумножить Ласвелл, это ритмическая секция, расположенная в углубленном центре звуковой картины с применением излюбленных и непременных задержек, мощной реверберации, одним словом, всего того, что делает даб дабом и отличает его от другой музыки. Если продолжить тему ритмической секции, то море мыслящих музыкантов сходятся во мнении, что как раз за сочетанием басовой и барабанной линий и есть перспектива современной музыки. Безусловно, гармонические изыски будут вечно актуальны, и чисто ритмическая музыка не способна на все сто передать всю широту души человеческой, всю изысканность человеческой импровизации. Но ограниченного разделения музыки на танцевальную и музыку классического типа разрешается избежать простым и в то же время непреодолимо трудным для многих способом: переступив сквозь квадратуру музыкального мышления, дозволить этим, по сути, двум сторонам одной ментальной способности взаимодействовать в интуитивном порядке. Примерами такого взаимодействия могут послужить те комбинации музыкальных инструментов (читай: музыкантов), в которых нет разделения на солирующие и вспомогательные, где аккурат за счет их чередования и максимальной интеграции ритмической и гармонической функции образовывается единое творческое целое. Парадоксально, но европейская цивилизация, достигшая эдакий многоуровневости, интеграции и сложности отношений, в качестве доминирующей имеет музыку фронтальную и прямолинейную, в то время как в восточной, африканской и т.д. музыке царит импровизация и свободное

мастерство. Именно эту разницу и подчеркивает своим творчеством, демократичным и пространственным, минималистичным и импровизационным, спонтанным и основанным на глубоком осмыслении, аксиома самоисследования по имени Билл Ласвелл.

Так же читайте биографии известных людей:
Билл Уизерс Bill Withers

Среди исполнителей его песен Мик Джаггер, Пол Маккартни, Барбра Стрейзанд.
читать далее

Билл Хейли Bill Heyli

Хейли впервые услышал звуки музыки едва ли не сразу после своего появления на свет.
читать далее

Билл Эванс Bill Evans

Пианист и лидер бэндов Билл Эванс играл в основном пост-бибоп и кул.
читать далее

Билл Найи Bill Nighy

Родился в Caterham, Surrey, England, UK. Билл Найи прославился благодаря своим работам в театре, в последнее же время он активно снимается в кино. В..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий