Известные люди

»

Боб Дилан

Боб Дилан Bob Dylan Карьера: Музыкант
Рождение: США, 24.5.1945
Оглядываясь на историю рок-н-ролла, невозможно переоценить ту роль, которую сыграл в его развитии Боб Дилан. У него есть видение и талант, позволяющие вместить целый мир в одну песню.

Оглядываясь на историю рок'н'рола, нереально переоценить ту образ, которую сыграл в его развитии Боб Дилан. Его творчество повлияло на практике на всех серьезных рок-музыкантов. Как удачно выразился Брюс Спрингстин на церемонии введения Дилана в Палату Славы Рок'н'рола: "Боб освободил ум, верно так же как Элвис освободил стан. Он показал нам, что несмотря на то что эта музыка по природе своей являлась танцевальной, она не была анти-интеллектуальной. У него есть видение и гений, позволяющие вместить весь мир в одну песню. Он заставил популярную музыку слышаться по-новому, разрушив установившиеся рамки и ограничения, и навечно изменил физиономия рок'н'рола."

Роберт Алан Циммерман, взявший позднее свой псевдоним от имени знаменитого поэта Дилана Томаса, родился в крошечном городке Дулут в штате Миннесота 24 мая 1941 года. Его папа, Абэ был мелким торговцем, работал на компанию Standart Oil.. В 1947 году семейство переезжает в иной городишко, Хиббинг, где мальчишка провел близкое ничем не примечательное ребячество, в котором не было ни малейшего намека на будущую блестящую карьеру. Роберт начал сочинять вирши, когда ему было возле десяти лет, и эдак в то же время стал постигать азы игры на гитаре и фортепиано

Всякий музыкант начинается с инструмента. Какого-нибудь. Для маленького Бобби это было прямострунное пианино марки "Гулбрэнсон", которое было поставлено в гостиной вроде бы напоказ. Играть толком никто в семье не мог. Папа, Абрам, любил музыку и на слух подбирал песни с пластинок. К тому времени он потерял работу в нефтяной фирме, и вынужден был заменить град Дулут, по статусу как бы крайцентр, на провинциальную соседнюю дыру Хиббинг, стоявший на краю выработанного железорудного карьера. В семье появился второй отпрыск, Давид. Двоюродная сестра Харриет Рутштейн давала мальчикам уроки фортепиано. Младшенький Дэвид оказался прилежным учеником, а вот грядущий классик взбунтовался с первого же раза. "Я буду игрывать так, как мне нравится!" заявил он и больше ни при каких обстоятельствах не открыл нотных листов с этюдами, ни в жизнь не умилял материнского слуха переливчатым журчанием гамм.

К 8-му классу Боб играл в своей первой школьной группе. Она называлась "Золотые Аккорды" - "The Golden Chords". Школьные группы, по окончанию школы никто не помнит. Забывают начисто. Только с годами воспоминания ранних лет по неведомому биологическому закону всплывают вверх. Барабанщик "Золотых Аккордов" Рой Хойккала вспоминает, что в том далеком 55-м Боб играл на ритм-гитаре и напевал диким голосом под Литл Ричарда. Он рассказывает, что Бобби мог присесть за рояль и сходу сымпровизировать песня - музыку и слова.

Родители не мешали - чем бы дитя не тешилось. Молодой-глупый, подрастет-поймет. Готовили Бобби для семейного коммерциала - Абрам с братьями держал мебельный шоп. При каждой возможности он приводил Бобби на работу, объяснял-показывал, давал метлу - пол подмести. Но отпрыск не чувствовал пафоса торговли, музыка кассового колокольчика не трогала в нем душевных струн. При первой возможности он смывался из магазина и запершись у себя в спальне читал книжки или сочинял вирши. В школе не мог сносить точных наук, от физики открещивался обеими руками.

Мать была за пределами себя от беспокойства. Чем же наследник будет получать на бытие? "Сынок, - говорила она, - ты живописать любишь, может, станешь архитектором? Они ладно зарабатывают!" Боб отмалчивался, шелестел своими стихотворными листками. "также мне заработок - вирши! Не унималась мамаша. От этих стихов ты умрешь с голоду. После смерти тебя признают - но тебе это будет поздненько! Что это за дело -- стихотворец? Сочинять вирши для себя, для собственного удовольствия? А как же семейство, дети? На что ты будешь их содержать и кормить? Ты получи какую-нибудь профессия, а после этого пиши себе вирши!" Ах, как нередко бывает, что родители, с высоты своего жизненного опыта, желая ребенку самого лучшего, наставляют его на подлинный дорога, делают это непрерывно, настойчиво, каждый день, а неблагодарное дитя замыкается в себе и, чуть только оперившись улетает из родного дома и затем ведет себя так, подобно тому как он вырос в детском доме, словно не было у него ни заботливого, пускай и строгого отца, ни любвеобильной матери...

Закончив школу Бобби свалил из провинциального Хиббинга и переехал в Минеаполис. Что ж, у каждого беспрепятственно движущегося в пространстве тела есть свои степени свободы - одно стоит, другое ползет. Молодого Боба по жизни тянуло и волокло как перекати-поле, как катящийся булыжник, like a rolling stone...

Боб покинул семью и население с целью музыки, а вот меньшой его брат Давид влюбился и женился на католичке, не шиксе. По этому поводу Эйб Циммерман произнес знаменитую фразу. "Мои мальчики, - сказал он, - ошибок не делают, но когда они их делают, то это крупные ошибки!". Короче, миннесотское еврейское братство Бобби невзлюбил с первого дня: маменькины дети из зажиточных семейств. Позже в песне "My Life in a stolen moment - Моя бытие в украденном мгновении" он писал:

Я учился в колледже, на придуманную кем-то стипендию

Я прогуливал класс биологии, где для науки

Кролика резал профессор, в своем сочинении

Я матерным словом разобидел ревнителя стиля,

За что и был изгнан. С испанским в порядке, проблем никаких,

Хотя это было ясно и раньше.

В Минеаполисе молодой Циммерман поступает в Университет штата Минесота. Жизнь большого города немного меняет его точка зрения на музыку, и он начинает разыскивать истоки современного рок'н'рола в творчестве пионеров кантри, фолк и рок-музыки, таких как Хэнк Уильямс, Роберт Джонсон и Вуди Гатри. Интерес Роберта к музыке становится настолько велик, что он нечасто находит время посещать учебные классы. Вместоположение этого, он начал исполнять песни в ночных клубах города, совершенствуя игру на гитаре и губной гармонике и разрабатывая свой "носовой" звук, тот, что со временем станет его визитной карточкой в мире современного поп-саунда. Примерно в это время младой артист берет себе сценический псевдоним "Боб Дилан".

В следующем году Дилан оставляет колледж и едет в Нью-Йорк, имея две цели: влиться в бурлящую музыкальную бытие Гринич Виледжа и познакомиться с Гутри, тот, что в то время находился в госпитале в Нью-Джерси, страдая от редкого наследственного заболевания нервной системы. Он преуспел и в том и в другом. Вскоре Дилан становится завсегдатаем гриничских фолк-клубов и кафе. Он ещё все время навещает Гутри в больнице, где исполняет перед легендой фолк-музыки его же собственные композиции. Все родное свободное время Боб проводит в обществе других музыкантов, которых поражает своей способностью практически на лету схватывать и запоминать мелодии. Тогда же он и сам пробует выдумывать, причем делает это необычайно несложно и резво.

К концу 1961 года слава Дилана начинает распространяться уже и за пределами узкого круга фолк-исполнителей. Критик Роберт Шелтон, побывавший на одном из вечеров, где выступал Боб, помещает в Нью-Йорк Таймс статью, в которой посреди прочего говорится, что Шелтон "целиком был пленен его талантом". Месяц через предприятие Columbia Records подписыает с Диланом контракт, и Боб начинает готовить материал для своего первого одноименного альбома. Не будучи ещё уверен в собственных композиторских способностях, он включает в пластинку только две свои песни, составив подборку из традиционных народных мелодий и песен, входивших в репертуар таких блюзовых исполнителей как Блайнд Лемон и Бакка Уайт. В результате получилась запись, которую разрешается было бы приписать скорее пожилому чернокожему блюз-мэну, чем 21-летнему еврейскому фолк-исполнителю из Минесоты.

Дилан стал одной из сенсаций фолк-фестиваля в Ньюпорте (1963), при всем при том многих смутил излишне свой контент песни My Back Pages и некоторые другие вещи, составившие ядро альбома Another Side Of Bob Dylan(1964), где музыкант, казалось, отказывается от своих во многом наивных взглядов на политические проблемы и обращается к философским вопросам бытия (Ballad In Plain D и Restless Farewell). В тот самый отрезок времени Боб Дилан "электрифицирует" свою музыку, его очевидный уклон в рокабилли и относительно жесткие трактовки классических блюзов 20-х годов возмутили шибко многих ценителей музыки. Особое негодование вызвала аранжировка песни Чака Берри Too Much Monkey Business.

Английские и американские поп-группы с охотой исполняли его песни. THE ANIMALS прославились с дилановской Baby Let Me Follow You Down (они переименовали ее в Baby Let Me Take You Home) и его авторской версией знаменитой House Of The Rising Sun ("Дом восходящего солнца") из альбома Bob Dylan; THEM благополучно распевали It's All Over Now Baby Blue; THE BYRDS - лучшие интерпретаторы композиции Mr. Tambourine Man. Боб Дилан страсть сколько песен писал для этих групп, ни в жизнь не охватывая их в свои альбомы. Он непрерывно сотрудничал с англичанином Манфредом Мэнном и его группой, которые, по мнению Дилана, лучше других аранжировали его произведения (в частности, английским хитом стала дилановская If You Gotta Go, Go Now).

Казалось вид певца определился, тракт найден раз и навечно. Но тут-то все и переменилось. Словно предчувствуя "всемирный потоп" рок-музыки, Дилан грубо меняет вектор движения. Он одним духом овладевает ритмом и стилем рока, но при этом остается непохожим на других. Восторженная публика с удивлением и трепетом вслушивается в его сентиментально-мистические, мрачноватые откровения, несущие смутное ощущение тревоги, разочарование в жизни:

Перевоплощение самого музыканта из фолк-трубадура в рок-барда не было таким гладким. На фолк-фестивале в Ньюпорте в 1965 году Дилан, выступавший в сопровождении блюзовой группы Пола Баттерфилда, был освистан и вынужден оставить сцену.

В 1965 году Боб начинает встречаться с Сарой Лоундес, подругой жены своего менеджера Альберта Гроссмана, и в конце года состоялась их свадьба. Одновременно он записывает и выпускает альбом "Highway 61 Revisited", одна из песен которого "Like a Rolling Stone" вошла в золотой фонд рок-музыки.

Далее последовал "Blonde on Blonde", двойник, записанный в Нэшвиле в самом начале 1966. Эта пластинка стала ещё одним шагом вверх и подняла рок-музыку до уровеня настоящего высокого искусства, о котором никто и помыслить не мог в свое время. Во время английского турне с Hawks(которые после этого изменят наименование на Band) зрители услышали ещё больше необычную и странную музыку, которую многие старые поклонники Дилана так и не смогли уяснить. Гастроли достигли своей высшей точки на концерте в Манчестере 17 мая 1966 года, тот, что был записан (а опосля пиратски издан под неверным названием "Live at the Royal Albert Hall").

В июне 1966 Боб Дилан попал на своем мотоцикле в аварию, результатом которой стали множественные переломы ребер и шеи, частичный паралич и амнезия. Только к концу года музыкант начал вставать с постели. Много месяцев лечился, а позже выздоровления без малого не выступал. Закрытый для всего мира (ещё в середине 60-х годов Дилан отказался от пресс-конференций и интервью), помимо родственников и друзей он продолжает сотрудничать с группой THE BAND - музыканты записали общий альбом Basement Tapes, тот, что вышел только в 1975.

Дилан только редко появлялся на эстраде: в 1968, потом долгого отсутствия Боб Дилан появился перед публикой на концерте памяти Вуди Гатри. Этому событию предшествовал выпуск поп-психоделического альбома John Wesley Harding(1967), тот, что возглавил хит-парад Великобритании и не дотянул только строки до первого места в США. Через год - на фестивалена острове Уайт, в 1971-м - учавствует в концерте в пользу народа Бангладеш. Критики говорили об "окончательном закате" Дилана, его "творческой гибели". И как гром среди ясного неба в печати появилось извещение о его согласии сняться в эпизодической роли в фильме "Пат Гаррит и Билли Кинг". А после этого он ещё, в тот, что уже раз, возвратился на эстраду, обнавленный, самое малое схожий на себя прежнего.

Турне началось в январе 1974 и имело колоссальный счастливый момент. Бил Грэм, менеджер, занимавшийся распространением билетов, вспоминал затем, что было получено свыше 12 миллионов заявок по почте, тогда как в распоряжении организаторов имелось только 658 000 мест. Последовавший за туром альбом "Before the Flood" поднялся до третьего места в чартах.

Специально для мирового турне 1978 большинство произведений Дилана 60-х годов было переаранжировано под электро-рок-группу и дамский хоровой коллектив. Боб Дилан воспользовался версией Джими Хендрикса, которую тот сделал для дилановской Аll Along The Watchtower из альбома John Wesley Harding и аранжировкой Брайана Ферри для А Hard Rain's Gonna Pall с диска The Freewheelin' Bob Dylan. Bo время этого турне был подготовлен свежеиспеченный студийный альбом Street Legal, а сингл Baby Stop Crying" вошел в британский Тор 20.

Впрчем, непрерывно меняясь, Дилан сейчас не отбрасывает своего прошлого, не отказывается от созданного. В его программах находится местоположение разным балладам и политическим песням 1960-х и новым песням, произведениям самых различных стилей.

"Дилан смотрит на окружающий мир, как на мир, подчиненной громадной машине и бессердечным людям, которые сами являются частями машины, - пишет единственный из исследователей его творчества. - Он видит жизненные сцены глазами сюрреалиста и создает родное искусство, собирая цельную мозаику из отдельных образов. Однако мощь его творческого приема - не столь в сюрреалистической образности, сколь в своеобразных эффектах, возникающих из остро выразительного сочетания смеха и серьезности, цинизма и веры, равнодушия и взволнованности.

"Все в порядке, ма, я легко истекаю кровью", - говорит он в одной из самых своих известных песен, где жуть смерти передан ироническими интонациями, а безысходность ситуации - обращением к матери как к символу надежды и любви.

В 1983 вышел диск Infidels, тот, что наряду со следующим Empire Burlesque (с группой TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS) подтвердил репутацию Дилана как "живого классика рока". Поклонники Боба Дилана восторженно приняли подборку "Biograph" - 53-песенный сборник с 18 композициями, до того ни при каких обстоятельствах в альбомы не входившими. В 1985 в совместном турне с группой Тома Петти, Дилан блистательно исполнял песни шестидесятых, в том числе и знаменитую Here Comes The Sun.

Альбом с Дэйвом Стюартом Knocked Out Loaded (не инструментальный) вышел в 1986 и имел здоровущий фарт. По мнению критиков пластинка опередила близкое время. Двойной концертный альбом, записанный с GRATEFUL DEAD, Dylan & the Dead (1988), распродавался шибко вяло.Плохие отзывы получил и кино с участием Дилана Hearts Of Fire. Положение чуть-чуть поправил диск Down In The Groove (1988), в котором были только четыре новые композиции (две из которых Дилан написал совместно с Робертом Хантером из GRATEFUL DEAD). Участие Дилана в проекте The Traveling Wilburys политизировало музыку этой группы. В записи диска Under The Red Sky (1990) участвовали звезды рока первой величины.

В начале 1997 года, при всем при том, все бесчисленные поклонники, жившие в ожидании очередного возрождения Боба Дилана, получили славный предлог для оптимизма. Известный музыкант Джим Дикинсон сказал в беседа одной из мемфисских газет, что прослушал немного записей Боба, сделанных им во время вынужденного заточения в собственном доме в Минесоте, вызванного сильным снегопадом. Со слов Дикинсона, одна из композиций, длиною в семнадцать минут, была в такой степени хороша, что он "представить себе не может, что она вскоре не станет хитом."

Эта семнадцатиминутная предмет впрямь превратилась вскоре в "Highlands", песню с вышедшего в сентябре альбома "Time Out of Mind", обласканного критикой и ставшего первым золотым альбомом Дилана за последнее десятилетие.

Успех альбома был на самом деле впечатляющим, но и 1997 год не стал для музыканта безоблачным: в мае, во время европейского турне Боб в буквальном смысле "постучался в двери рая" - он был госпитализирован с диагнозом "histoplasmosis", смертельно опасным инфекционным сердечным заболеванием. К счастью, на тот самый раз все обошлось, и Дилан в августе более того смог продолжить гастрольную поездку, которая растянулась на весь остаток года.

Искусство Боба Дилана по-прежнему современно, актуально вследствие того что, что и сам он - дитя своего времени - живет и развивается по законам этого времени, а не только по законам шоу-бизнеса, которые он и поистине изучил до совершенства.

Все кроме того Боб Дилан, своим грубым, хриплым, "блюзовым" голосом, в интонации нарочито внешне равнодушной, доносит до слушателя тревоги, горести и радости "маленьких людей" своего мира и своего поколения.

Так же читайте биографии известных людей:
Боб Марли Bob Marley

Боб Марли - известный на весь мир музыкант с Ямайки, гитарист, вокалист и композитор. Родился 6 февраля 1945 года.Исключительное место, которое..
читать далее

Боб Сегер Bob Seger

В течение многих лет Боб Сегер оставался рок-героем на уровне родного штата Мичиган.
читать далее

Боб Хоскинс Bob Hoskins

Роберт Уильям Хоскинс родился в Великобритании. Этот небольшого роста артист, экий обычный кокни, привлек чуткость критиков в телефильме "Пенни с..
читать далее

Бобби Ли Bobby Lea

Бобби Ли - американский спортсмен, велосипедист. Родился 17 октября 1983 года.Бобби Ли впервые представлял страну на Олимпийских Играх 2008 года в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий