Известные люди

»

Борис Дежкин

Борис Дежкин Boris Dejkin Карьера: Аниматор
Рождение: Россия» Курская область» Курск, 19.8.1914
В Музее кино открылась выставка, посвященная жизни и творчеству двух выдающихся мастеров отечественной мультипликации Анатолия Савченко и Бориса Дежкина. Первый недавно отметил 80-летие, а второму в августе исполнилось бы 90. Рисунки, эскизы, кадры из фильмов, дружеские шаржи. Гениально, гениально, - не уставал повторять легендарный создатель Чебурашки Леонид Шварцман, который видел экспонаты выставки незадолго до ее открытия.

В Музее кино открылась экспозиция, посвященная жизни и творчеству двух выдающихся мастеров отечественной мультипликации Анатолия Савченко и Бориса Дежкина. Первый недавно отметил 80-летие, а второму в августе исполнилось бы 90. Рисунки, эскизы, кадры из фильмов, дружеские шаржи. Гениально, гениально, - не уставал воспроизводить легендарный создатель Чебурашки Леонид Шварцман, тот, что видел экспонаты выставки незадолго до ее открытия. Со вдовой "русского Диснея" Ольгой Гайдук-Дежкиной беседовал Сергей Капков.

- Ольга Владимировна, как Борис Дежкин стал художником?

- Он родился в Курске в семье почетного железнодорожника. Когда папа перебрался в Москву, Борис устроился на шарикоподшипниковый предприятие слесарем-инструментальщиком. Работал, а в свободное время рисовал. Особенно удавались карикатуры злые и постоянно острые. Однажды его карикатуры на заводскую бытие поместили в местную стенгазету, после этого чего Бориса вызвали к директору. Он так испугался, что собрался увольняться. Но босс оказался человеком прогрессивным. Он сказал: Рабочих у нас немало, а художников самое малое. Тебе надобно обучаться, дружочек.

- А как попал на Союзмультфильм?

- Сначала он учился на курсах карикатуристов при журнале Крокодил у Алексея Радакова. Знаменитый художник так любил Бориса, что сам привел его на студию. Он видел, что Дежкин крайне точь-в-точь улавливал движения. Но Борис растерялся: Что я буду в этом месте совершать?. И все же охота изображать пересилила все сомнения. Когда вышел кино Лиса-строитель, студия была потрясена теми сценами, которые сделал Дежкин. Он задал динамику всей картине. С его приходом сама анимация стала другого качества. На студии не пропускали ни одной пробы, ни одного показа дежкинской сцены. Все бежали в зал взирать, что он сделал. Работа останавливалась.

- Говорили, что Борис Дежкин самообразовывался по фильмам Диснея, покадрово перерисовывал целые сцены и часами их изучал.

- Это истина. И хотя манера у него совершенно иной, тонкости профессии он изучал как раз по Диснею. Конечно, на него тут же повесили ярлык диснеевщины. Борис и не спорил: Да, я последователь Диснея. Но он не подражал своему кумиру слепо, не копировал его. С таким же восторгом он смотрел и фильмы Чаплина.

- А откель в его фильмах взялось приплясывание? Ведь все герои будь то спортсмены, животные, овощи непрерывно приседали в такт музыке, пританцовывали: ум-ца, ум-ца, ум-ца Сам же он так не ходил?

- Сам нет. Просто взял да придумал своим героям таковой штрих. Фирменное клеймо, которое не спутаешь ни с кем. Это от его нутра. В картине Матч-реванш он делал Летку-Енку. Там был клоун: это сам Борис Петрович, его страдания. Если чутко взглянуть его танец, то в нем позволительно увидать всю боль режиссера. Таким Дежкин остался на экране несчастным клоуном с внутренним плачем.

- Откуда у Дежкина мог появиться внутренний рёв? Вроде благополучный режиссер, значительный список фильмов. Какие у него были проблемы?

- Во-первых, проблемы возникали из-за его неуживчивого характера. Он был неудобным человеком, не состоял в партии, не участвовал в общественной жизни. Мог вспылить, накричать, но отходил проворно. Руководство не понимало стиля его работы. Продумывая сцену, он не сидел единый день за столом, а ходил. Вот он пойдет на стадион, с детьми поговорит, посмеется, гол забьет. А в голове продолжает все обдумывать. Мог растолкать меня среди ночи: Оля, слушай!.. У него все время шла служба мозга. А после этого прибегал на студию, садился и одним духом переводил все на бумагу. И этого не понимали. Как это? Все сидят, работают, а он где-то ходит, а опосля приносит готовую сцену!

- Скажите, а как Борис Петрович потерял око?

- Во время войны. Студия ещё не успела эвакуироваться, и пацаны ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова, тот, что позднее снял Маугли. Бомба попала в обиталище, Борис закрыл своим телом жену, и осколком поразило левую сторону его лица. Шрамы затем продолжительно не заживали, но самое страшное, конечно, утрата глаза. Борис после этого неизменно говорил: Факт налицо.

- Это ему не мешало в работе?

- А он не думал об этом. Но всю дорогу крайне стеснялся ненужный раз показаться на людях. Хотя ему шла повязка, да и вообще он был крайне прекрасный дядя. Когда мы познакомились, я его более того вдохновляла: Что вы переживаете? Нельсон был безглазый, Кутузов, и это им не мешало. Но для Бориса Петровича утрата глаза была шибко здоровенный трагедией. И немцев он не простил. Когда на студию приезжали делегации из Германии, Дежкин закрывался в кабинете и старался с ними не встречаться.

- Старожилы рассказывают, что Борис Дежкин мог работать заднее сальто. А это-то откель?

- Он сильно любил цирк. Ходил на все представления и тренировался сам. Не раз ломал конечности. И на руках вольно ходил. А уж сальто это был его конек. В перерывах между работой, да и входя в офис, непременно перепрыгивал посредством голову взад или вперед. Будучи пятидесятилетним, он оставался совершенно молодым человеком.

Как-то мы гуляли по парку, я устала, присела. И как снег на голову он летит посредством меня, посредством скамейку, встает на колено и протягивает собранные кленовые листья.

- А вам мультипликация была интересна?

- Да, я жила его жизнью и более того временами трюки для Бориса придумывала зарабатывала 20 копеек. Идешь с ним, беседуешь и фантазируешь. Мы нередко ходили пешкодралом, и разговорчик шел завсегда только о его кино. Он рисовал дни и ночи. У нас вся квартирка была в рисунках. Если я просила Бориса пойти в шоп, то все было зарисовано хлеб, масло, молоко с каплями. Он прислушивался к каждому звуку как течет влага, шелестят листья и все переносил на бумагу.

Русский Дисней

Борис Петрович Дежкин, заслуженный участник искусств РСФСР (1969), родился 19 августа 1914 года в Курске, умер в 1992-м в Москве. С 1936 года художник-мультипликатор Союзмультфильма, с 1939-го режиссер. Основоположник музыкально-динамической анимации; в довоенном и послевоенном кино все самые эксцентричные сцены в мультфильмах создал как раз он. Особенно запомнились приблатненные сорняки из любимой Хрущевым рисованной комедии Чудесница. Затем Дежкин сам стал режиссером и придумал чмуриков и зубастиков героев спортивных мультфильмов Необыкновенный матч (1954) и Шайбу! Шайбу! (1964). Экранизировал Чиполлино (1961) с блистательными персонажами и великолепной музыкой. Как режиссер поставил мультфильмы Слон и муравей (1947), Сердце храбреца (1951), Матч-реванш (1968), Приходи на каток (1981) и многие другие.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Грачевский Boris Grachevski

Бориса Юрьевича Грачевского с полным правом можно назвать отцом "Ералаша". За двадцать пять лет существования киножурнала произошло немало..
читать далее

Борис Вяткин Boris Vyatkin

На сезон 1947/48 года клоуна пригласили в Ленинградский цирк.Вяткин был очарован красотой осеннего Ленинграда, завидовал жителям прекрасного города,..
читать далее

Борис Брунов Boris Brunov

Народный артист России Борис Брунов начинал свою артистическую карьеру, когда на сцене, на эстраде блистали Лидия Русланова, Клавдия Шульженко,..
читать далее

Борис Захава Boris Zahava

Выдающийся театральный актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра, создатель и первый ректор Театрального училища имени Б.В.Щукина. Ученик Евгения..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий