Известные люди

»

Борис Ельяшевич

Борис Ельяшевич Boris Elyashevich Карьера: Деятель
Рождение: Литва, 13.3.1881
Караимский газзан в Евпаторийской кенасса (19201929), хранитель библиотеки Карай-Битиклиги, всю жизнь посвятивший беззаветному служащегию во благо караимского народа.

Борис Саадьевич Ельяшевич (Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич) (13(26) марта 1881 г.,г. Поневеж, Литва 9 января 1971 г., Евпатория) караимский газзан в Евпаторийской кенасса (19201929), хранитель библиотеки Карай-Битиклиги, всю бытие посвятивший беззаветному служащегию во благо караимского народа.

Борис Саадьевич Ельяшевич 18 лет был караимским учителем, 16 лет газзаном, 5 лет исполнял обязанности гахама, 8 лет хранителем библиотеки-музея Карай-Битиклиги. Первый организатор и начальник караимского хора мальчиков. Этим хором Борис Саадьевич проводил в концевой стезя в 1911 году Третьего Таврического и Одесского гахама Самуила Моисеевича Пампулова, и в 1912 году своего любимого учителя, выдающегося караимского ученого, и просветителя И. И. Казаса.

Борис Саадьевич Ельяшевич родился 13(26) марта 1881 года в г. Поневеж, в Литве. В 1892 г. семейство Ельяшевичей переехала в Москву. Караимскую и русскую грамоту он усвоил от своего отца Саадья Семеновича, так как школу посещать не пришлось. От своего отца Саадьи Семеновича Ельяшевича --- унаследовал необычайный патриотизм и страстную влюбленность к близкий культуре. Поскольку семейство бедствовала, московское караимское среда за свой счет послало 14-летнего Бориса в Евпаторию, где в 1895 году открывалось караимское училище по подготовке учителей для караимских школ.

После отличного окончания Александровского Караимского Духовного Училища в Евпатории, Борис Саадьевич уезжает в Москву, где проходит воинскую службу в армии. За немного месяцев до окончания службы, Ельяшевич направил сообщение инспектору АКДУ Илье Ильичу Казасу, с которым поделился своим желанием действовать учителем в Евпатории. В своем ответном письме, пообещав всяческую поддержку Ельяшевичу в трудоустройстве

В должности караимского учителя Ельяшевич прослужил 18 лет.

В 1915 году караимским Гахамом был избран Серайа Маркович Шапшал. По существовавшему в то время положению его заместителем являлся старшой газзан Соборной кенаса Евапатории Борис Саадьевич Ельяшевич.

Обладая хорошим музыкальным слухом и приятным мелодичным голосом, Борис Саадьевич организовал из учеников караимских школ душевный хоровой коллектив, тот, что славился стройным пением и прекрасными голосами.

В начале 20-х годов прошлого века эмигрировал гахам, по причине голода выехал в Москву инспектор АКДУ А. И. Катык и заведующий караимской библиотекой С. С. Ельяшевич. Советской властью было упраздено АКДУ и Караимское Духовное Правление. Из всех работников караимских институций в Евпатории остался Б. С. Ельяшевич. Он поселился при библиотеке-музее, и в течение 9 лет задаром нес охрану материально-культурного наследия караимского народа.

В 1928 году над библиотекой Карай-Битиклиги нависла опасность ликвидации и расчленения ее фондов по разным библиотекам. Убедившись, что спасти, ее от расчленения нельзя, Борис Саадьевич поехал в Ленинград, где обращатился к академику Коковцеву, а посредством него в Академию Наук, и добился, чтобы ценнейшие собрания караимских рукописей были переведены на хранение в Ленинград в библиотеку им. Салтыкова--Щедрина, а другая количество духовного наследия караимов в Москву, в библиотеку им. Ленина. Благодаря этого ценнейшие караимские материалы сохранились до наших дней.

После закрытия библиотеки-музея Карай битиклиги в 1929 году последнего караимского учреждения в Евпатории, Борис Саадьевич Ельяшевич переехал с семьей в Подмосковье, в связи с болезнью отца. Это время было для него наиболее тяжелым, так как он имел душевный сан, и считался лишенцем, и не имел право действовать на государственной службе. Тем не менее, он работал простым служащим, учителем музыки в школе.

В начале 1930 годов, Бориса Саадьевича сообща с отцом Саадья Семеновичем, тот, что имел духовное звание эрби, то есть имел право быть караимским учителем и газзаном, вызвали в НКВД. Борису Саадьевичу предложили накарябать в газету, и отступиться от духовного сана, на что он ответил отказом: Это я произвести не могу, мой народонаселение сочтет меня изменником, и остался по-прежнему лишенцем.

В марте 1946 году караимы Евпатории обратились к Ельяшевичу с письменным приглашением возглавить общину и занять пост газзана при кенаса (следует отметить, что затворенный советской властью караимский собор в Евпатории возобновил дело при оккупационном режиме в 1942 году; в военное время газзаном кенаса был Рафаил Яковлевич Кальфа). Борис Саадьевич дал родное согласие и незамедлительно переехал в Евпаторию, где горячо был встречен всеми единоверцами. В Евпатории Ельяшевич сызнова единогласно избран и утвержден Совмином СССР на место газзана.

Ельяшевич прослужил газзаном до июля 1958 года, и оставил место по причине старости и слабости здоровья. Менее чем сквозь год караимская кенаса в Евпатории была закрыта, а сама община снята с регистрации.

Прожив долгую, трудную и интересную существование, Борис Саадьевич Ельяшевич скончался 9 января 1971 года, похоронен на Евпаторийском караимском кладбище. Но память о нем не угасает, и ежегодно в начале января в кенасса Евпатории звучит поминальная молитва о последнем печальнике караимов Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич.

Ельяшевич с большим энтузиастом и ответственностью относился к исполнению своих обязанностей, будь это проведение богослужения в храме, создание караимской библиотеки-музея Карай-Битиклиги, преподавание в караимской школе или Училище, участие в заседаниях Караимского Духовного Правления и издание его печатного органа, подготовка и проведение народных съездов, ведение документации и служба в архивах.

Он не только в совершенстве владел родным языком, но и превосходно знал древнееврейский, арабский, турецкий и французский языки. Это позволяло ему вольно действовать с любыми материалами и документами библиотеки-музея.

Живя при библиотеке, Ельяшевич все свободное время посвящал освоению и изучению книжного и рукописного фонда, а ещё предметов материальной культуры. Его глубокие знания не раз помогали ученым при работе с древними текстами на караимском языке, изучении фондов музея.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Коверда Boris Koverda

Деятель русской белой эмиграции.
читать далее

Борис Кузык Boris Kuzik

Владелец компании "Новые программы и концепции".
читать далее

Борис Куракин Boris Kurakin

Куракин Борис Иванович (1676-1727), государственный деятель, дипломат. Один из ближайших сподвижников Петра I, был женат на К.Ф. Лопухиной, сестре..
читать далее

Борис Лелявский Boris Lelyavskiy

Государственный, политический и общественный деятель, член фракции правых IV Государственной Думы.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий