Известные люди

»

Борис Кустодиев

Борис Кустодиев Boris Kustodiev Карьера: Художник
Рождение: Россия, 7.3.1878
Пятнадцати лет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое воздействие, моральное влияние были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Через два года исполнилось желание Кустодиева - он начал заниматься у И.Е. Репина.

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Его папа, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии российский язык, литературу и логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала мелкий флигель в доме богатого купца. Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони, - вспоминает Борис Михайлович. - Это были живые типы Островского...

Сначала Борис учился в церковноприходской школе, а потом в гимназии. Позднее его как сына бывшего преподавателя приняли на государственный счет в духовную семинарию. Интерес к рисованию пробудился у мальчика крайне до срока. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервой увидев картины настоящих живописцев, он жестко решил сделаться художником.

Пятнадцати лет он начинает занятия у художника П.А. Власова. Его педагогическое влияние, этическое воздействие были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 1896 году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Через два года исполнилось стремление Кустодиева - он начал заниматься у И.Е. Репина. В его мастерской он как собак нерезаных пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Обратив участливость на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом - картиной Торжественное совещание Государственного Совета. Более двух лет вкалывал Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Им было написано рядом двадцати подготовительных этюдов и правая доля самой картины. Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И.Я. Билибина (1901), Д.Л. Молдовцева (1901), гравера В.В. Матэ (1902). Портрет И.Я. Билибина был отмечен золотой медалью на Международной экспозиции в Мюнхене.

В 1902 году Кустодиев начал к выполнению картины на звание художника Базар в деревне. В этом полотне позволительно лицезреть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует в этом месте свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.

8 января 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьене Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за рубеж и по России сроком на единственный год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а затем в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин Утро. Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства.

Кустодиеву увлекательно познакомиться с картинами лучших зарубежных художников, но он рвется на родину: он хочет творить сам. Не использовав и половины пенсионерского срока, художник возвращается и тотчас едет в провинцию и там, в Костромской губернии, проводит немного месяцев в напряженном труде. Проходит немного лет, и появились серии картин Ярмарки и Деревенские праздники (1906-1910). Период исканий завершился. Художник нашел себя, близкое местоположение в искусстве. Он пишет небольшую картину Ярмарка. И хотя фигуры в ней ещё статичны, а цвет немного условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовых юбок и платков крестьянок, пестрые товары в ларьках создают расположение праздничности. В Гулянье на Волге (1909) композиция становится больше сложной, цвет больше декоративным. Здесь Кустодиев впервой прибегает к композиционному приему, в дальнейшем зачастую им употреблявшемуся: он смотрит на происходящее как бы сверху, с высокого холма. Это дает вероятность выказать и бульвар над Волгой, по которому степенно проходят гуляющие, и полярный зеленый берег с белым храмом.

Кустодиев возвращается в Петербург в конце 1904 года. Он активно работает в левом журнале Жупел, а после этого его запрещения правительством - в журнале Адская почта. Он помещает в этих изданиях бессчетные карикатуры на царских министров и военачальников.

Революционные события 1905 года вызвали активный отклик в душе художника. В рисунке Москва. Вступление (1905) он в аллегорической форме рассказывает о жестоком подавлении декабрьского восстания. Сцены кровавой расправы с восставшими рабочими переданы в рисунке Февраль. После разгона демонстрации (1906). В том же 1906 году он делает композицию Первомайская демонстрация у Путиловского завода и набросок Человек с поднятой рукой, в которых создает образы рабочих, поднявшихся на борьбу с самодержавием.

Слава художника тем временем растет. Его избирают членом и более того членом-учредителем ряда художественных группировок - Нового общества живописцев, Союза русских художников. А когда в 1910 году возобновляет родное наличие Мир искусства, Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов.

К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Ирина Кустодиева, дочка художника, вспоминает: Я помню отца ещё молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру нашу примерно Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычайная. Комнат пять, все они размещались анфиладой. Первая - гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной - мастерская в два окна, столовая, детская и спаленка родителей. Параллельно комнатам - циклопический, просторный коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом свойский постоянно был полон собак и кошек. Папа участливо следил за их личной жизнью, любил следить за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А.П. Чехова - и тот, и иной уважали животных и изображали их в своих произведениях как равноправных членов общества.

В 1911 году Кустодиев в первый раз начал действовать в театре: он создает декорации к спектаклю А.Н. Островского Горячее сердце для Московского театра А.Н. Незлобина. Декорации и эскизы костюмов превосходно передают добро знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. В 1913 году он оформляет в МХАТе комедию М.Е. Салтыкова-Щедрина Смерть Пазухина.

Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия А.Н. Островского. Он исполняет декорации ко многим его пьесам: Свои люди сочтемся, Не было ни гроша, да как снег на голову алтын, Гроза, Волки и овцы. Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению - законченные станковые произведения.

В 1912 году художник пишет картину Купчихи, начинающую галерею купеческих образов. Главная граница жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее здорово раскрываются в трех полотнах, мишень которых - сотворить обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: Купчиха (1915), Девушка на Волге (1915) и Красавица (1915).

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н.А. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Характерна в этом плане картина Купчиха 1915 года - собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Он помогает открыть содержание образа, сотворить среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные решета с фруктами и овощами (Купчиха), булки и виноград, кавун и синие с золотом чашки (Купчиха за чаем), ожерелья, кольца и шелк (Купчиха с зеркалом)... Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя око своей нарядностью, пестротой и изобилием.

В то же время Кустодиев создает строй портретов - Н.К. Рериха (1913), М.В. Добужинского (1913), И.Я. Билибина (1914), Е.Е. Лансере (1915), Н.Э. Грабаря (1916). Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения Мир искусства.

Среди множества картин, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется портрет Ф.И. Шаляпина. Большая, нарядная фигура певца занимает весь основополагающий план: ему узко в формате полотна, башка и ноги упираются в срезы рамы, финал трости уходит за пределы изображения. А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы.

Большинство картин последнего десятилетия жизни мастера было написано только благодаря колоссальной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. Тяжелые признаки болезни - опухоль спинного мозга - заставили его достичь согласия провести немного месяцев в частной клинике горного курорта. С 1916 года ноги его парализованы, и он навечно прикован к креслу. Несмотря на это Кустодиев делает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому.

В письме к режиссеру В.В. Лужскому он пишет: Только с целью бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому - а, напротив, что я здоров, а главное, весел, хотя вообще-то, это истина, несмотря на ужасные боли, - я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и более того жизнерадостность. Уж сильно люблю, видно, жить!! Но для того чтобы существовать, Кустодиеву нужно было вкалывать, это и была его форма жизни.

В. Воинов рассказывает: В 1916 году в клинике он лежал два месяца без движения. Профессор запретил ему работу - и он подчинился, но резво почувствовал, что бытие уходит от него. Тогда он умолил близких вручить ему бумагу и карандаш - тайком от докторов, пряча альбомчик, он стал набрасывать в него свои мысли, и в этом процессе лихорадочной работы он стал испытывать, как совместно с духовной горячкой к нему начали ворочаться физические силы.

Кустодиев был в числе тех художников-реалистов старшего поколения, которые ликующе приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. Первая служба Кустодиева, посвященная революции, изображает день свержения царизма и называется 27 февраля 1917 года (1917). События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления. Звонкое зимнее солнышко зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Движется густая гурьба людей, щетинится остриями ружей. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Здесь ещё видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.

Через два года, в 1919-1920 годах, в картине Большевик он попытался обобщить свои впечатления о революции. Кустодиев применяет обычный прием обобщения и аллегории. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется ватага. Сияет яркими красками небосвод, светило расцвечивает снег на крышах, делает голубыми и нарядными тени. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Осеняя все кругом, трепещет кумачовый, упругий на ветру стяг, сходный пламени радостного пожара. Звонкие краски, открытый и звучный алый цвет - все придает полотну мажорное звучание.

В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого и Ночной торжество на Неве.

В 1920 году Кустодиев создает свою известную серию акварелей Русские типы (1920), где раньше вялый и благодушный трактирщик (Московский трактир) превращается в жестокое, заплывшее жиром созданье, злобно глядящее на мир, а купчиха - в олицетворение твердого, устоявшегося веками мещанского быта. Кустодиев создает агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам Красная Нива и Красная панорама привлекают участливость броскостью, остротой сюжета. Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке Русь (1923). Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н.С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923),

Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Мессерер Boris Messerer

Б.А. Мессерер народный художник России (1993), действительный член Российской академии художеств (1998), лауреат Государственной премии РФ (1996)...
читать далее

Борис Молчанов Boris Molchanov

Борис Николаевич участник областных выставок с 1957. Писал жанровые и исторические картины, пейзажи: В пути (1960), За сеном (1967), В. И. Ленин на..
читать далее

Борис Семенов Boris Semenov

Живописец, академик Российской Академии естественных наук, член Союза художников с 1972 г.
читать далее

Борис Андреев Boris Andreev

Борис Андреев - известный советский актер театра и кино. Родился 9 февраля 1915 года.Дебют Бориса Андреева в качестве актера кино состоялся в 1939..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий