Известные люди

»

Борис Ширяев

Борис Ширяев Boris Shiryaev Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 17.4.1959
Ширяев Борис Николаевич (27.10[7.11].188917.04.1959), писатель, публицист. Родился в Москве. Происходил из семьи крупного помещика. Закончил историко-филологический факультет Московского университета, учился в Геттингенском университете (Германия), потом окончил в России Военную академию.

Участник первой важный войны; дослужился до звания штабс-капитана. В 19171920 немного раз арестовывался большевиками, был приговорен к расстрелу. В 1922 смертная казнь была заменена на 10 лет заключения в недавно созданном в Соловецком монастыре концентрационном лагере. Здесь наряду с каторжными работами участвовал в лагерном театре и журнале Соловецкие острова, где в 19251926 опубликовал повесть 1237 строк и немного стихотворений: Соловки, Диалектика сегодня, Туркестанские стихи и др. Вместе с В. Н. Глубоковским (писателем, актером, узником Соловков) Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, тот, что был издан отдельным сборником тиражом 2000 экз.

В 1929 заключение было заменено ссылкой на 3 года в Ср. Азию, где Ширяев работал журналистом. По возвращении в 1932 в Москву Ширяев был заново арестован и сослан на 3 года в слободу Россошь (Воронежская обл.). Затем вплоть до 1942 жил в Ставрополе и Черкесске, преподавал российский язык и литературу в педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны был редактором ставропольской газеты Утро Кавказа, во время отступления гитлеровских войск попал сквозь Берлин в Белград, где издавал газету для казачьих отрядов. В февр. 1945 Ширяев выезжает в Италию и основывает там свежий российский печатный орган. Здесь он остался потом окончания войны, оказавшись на некоторое время в лагере для перемещенных лиц (Ди-Пи). Он пишет прозу и литературоведческие статьи, публикуется в журналах Возрождение и Грани. Ширяев не получил религиозного воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру, а в Италии пришел к католической церкви (Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988).

Первые 3 книги Ширяева Ди-Пи в Италии (1952), Я мужчина русский (1953) и Светильники Русской Земли (1953) вышли в Буэнос-Айресе, где жил его единомышленник и сосиделец по Соловкам И. Л. Солоневич; концепция Народной монархии Солоневича вдохновляла и Ширяева. В статье Тропинки и путь Ширяев писал: Идея Российской Народной Монархии не экспортный товар. Она выношена всей жизнью многоплеменной русской нации, и я не представляю себе ни одного другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для этого нужно располагать Дух Российской Нации: ее религию, ее историю, ее величие, ее падение, ее скорби, ее радости ее трагический величавый дорога во времени и пространстве (Наша страна [Буэнос-Айрес]. 1951. 9 февр.).

Наиболее известное произведение Ширяева Неугасимая лампада одно из первых художественно-исторических описаний трагедии Соловков 20-х. Автор обозначил время и местоположение работы над книгой: Соловки, 1925 Капри, 1950. Она была издана в 1954 в Нью-Йорке, а к российскому читателю пришла в 1991. Творческий проект в Неугасимой лампаде на протяжении четверти века претерпел существенное модифицирование. Во время работы на Соловках и в Ср. Азии идея автора была сосредоточена на безмерных мучениях человека-узника, на проблеме зла (Я писал тогда о слезах и крови, страдании и смерти. Только о них). Позднее, уже затем второй важный войны, всматриваясь в ушедшее, сочинитель открывал для себя в прошлом новые глубины духовной жизни: Давняя несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного тумана, потому что дух свободен и вечен.

Неугасимая лампада состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Страшна окружающая реальность, но Ширяев показывает людей реальных лиц из разных сословий (напр., фрейлину трех императриц и др.), противостоящих тотальному насилию, сохраняющих веру и совершающих геройский поступок служения страдающим ближним. В книге нераздельно сливается реальное и легендарное. Ширяев использует соловецкие легенды, которые, по его мнению, несут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифе; а услышанные Ширяевым устные рассказы открывают красоту и богатства родного языка. Легенда об Уренском царстве, написанная в форме сказа, которым блестяще владел автор, повествует о судьбе простого костромского крестьянина, в годы революционного лихолетья избранного местными жителями царем и до конца пронесшего мученический венец этого избрания. Завершает книгу изображение трагедии 1945 в Линце (Австрия), где союзники выдали органам СМЕРШа русских казаков и членов др. воинских антикоммунистических формирований. Повествование Ширяева посвящено художнику М. В. Нестерову, сказавшему автору перед его отправкой на Соловки: Не бойтесь Соловков. Там Христос близко. Религиозная мысль отразилась в концепции книги, в названиях отдельных частей. С образом Неугасимой лампады связан у автора образ Китежской Руси, то есть Руси потаенной, ушедшей в глубину, но которой суждено воскреснуть и воспрянуть. А в то время как она проявляется во всем, где есть крест и страдание (Г. Русский).

Ширяевым ещё написаны повести Последний барин (1954), Ванька-Вьюга (1955) (о дореволюционной России), Овечья лужа (1952) и во многом автобиографический роман Кудеяров дуб (1958), в котором поднимается больная задача судьбы русского патриота, с целью пользы своего народа готового сотрудничать с немцами. Исследование Ширяева Религиозные мотивы в русской поэзии издано уже позже смерти автора.

П. Паламарчук, А. Филатова.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Штерн Boris Shtern

Лауреат премии Старт за сборник Чья планета?. Борис Штерн был признан лучшим фантастом Европы (до него этой чести в Восточной Европе удостаивались..
читать далее

Борис Андреевич Пильняк Boris Pilnyak

В 1919 выходит первая книга его рассказов. В 1920 заканчивает экономическое отделение Москонского коммерческого института, в этом же году пишет..
читать далее

Борис Анисфельд Boris Anisfeld

Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озеро, 1914, Русский..
читать далее

Борис Аронсон Boris Aronson

Художник, сценограф, исследователь изобразительного искусства.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий