Известные люди

»

Брайен Ферри

Брайен Ферри Bryan Ferry Карьера: Музыкант
Рождение: 26.9.1945
Восхождение на музыкальный олимп, Брайен Ферри и "Roxy Music" начали в первой половине 70-ых. Созданная в 1971 г., группа моментально стала бешено популярной по всему миру. Успех "Roxy Music" обеспечило в первую очередь замечательное соединение гениальных музыкантов - Фила Манзанеры (гитара), Энди Макея (саксофон), ну и конечно превосходного певца и композитора Брайена Ферри. Надо сказать, что Брайен Ферри - больше чем просто "замечательный певец". Он представляет действительно безупречный стиль жизни, стиль который является редкостью в музыкальных кругах. Брайен Ферри остается истинным художник как в творчестве, так и в жизни.

Брайен Ферри (Bryan Ferry) родился 26 сентября 1945 года в небольшом городке Вашингтон (из которого, быть может, вышли предки первого американского президента) графства Каунти Дурхэм. Его папа, раньше горняк, работал ночным сторожем. Сам Брайен рос, как все рабочие парни английского северо-запада, гоняя голубей на заднем дворе.

Его первой группой, игравшей в рабочих пабах с 1964 года, был коллектив Banshees. В репертуар входил весь ритм-энд-блюз, полно Чака Берри - количество из этих вещей позже вошла в альбом ("These Foolish Things"). Ферри был вокалистом и исполнителем на гармонике, а в своей следующей, больше профессиональной группе Gas Board, он играл и на саксофоне. Этот соул-бэндовый октет включал в состав четыре саксофониста, трубача и исполнял жанрово достаточно неопределенные композиции, нередко напоминая Бобби Бланда. Играли они в районе Ньюкастла, где Ферри в местном университете изучал лингвистику и изысканные искусства. Некоторое время группой стоял во главе Крис Райт, позже единственный из сопредседателей фирмы Chrysalis.

В 1968 году Брайен отправился в Лондон и перебрал немного работ, охватывая местоположение водителя грузовика, в свое время чем решил попробовать выискать удачу в музыке.

Претензий и надежд у молодого Ферри было в переизбытке. Обладая ослепительно выраженным провинциальным акцентом, он попытался ошарашить столичную публику "искусством на уровне Милтона и Шекспира" - но первоначальный отклик был минимальным.

Прежде чем набрать Roxy Music, Ферри хотел пристроиться вокалистом в King Crimson. И хотя его завернули, Роберт Фрипп отметил, что "тот самый парнишка имеет потенциал в других областях", и дал для Ферри рекомендацию своему однокашнику Дэвиду Эйнховену, руководителю EG, дочерней компании от Island. На фирме в первую очередь пожелали, чтобы Ферри сделал сольный альбом с сессионными музыкантами, но когда Брайен отверг все кандидатуры, ему дали полную свободу действий.

Грэхем Симпсон, основополагающий басист Roxy, кроме того играл в Gas Broad. Он встретил Ферри, когда тот изучал английскую литературу в Ньюкастле и был единственным для него знакомым музыкантом в Лондоне. Позже Симпсон для всех бесследно исчез, вероятно, более того умер. Как вспоминал Ферри, он был парнем со странностями. "Почти год Грэм был в каком-то подвешенном состоянии. Он все больше отходил от дел и не мог ни с кем контачить. За неделю до Большого Западного Фестиваля он ушел бесповоротно и тогда я пригласил Джона Портера, тот, что был гитаристом в Gas Broad. Но тот не потянул и Пит Синфилд, продюсер первого альбома, нашел для нас Рика Кентона, своего приятеля, тот, что сыграл на Virginia Plain".

Кентон, хотя вообще-то, также не запоздал. На своем европейском турне Roxy использовали американца Сэла Мейда, тот, что только тем и прославился, что сыграл пару раз в Нью-Йорке с заштатными группами.

Были и другие изменения в составе. Интересной была попытка задействовать бывшего гитариста The Nice Дэйва О'Листа. "Сначала нам казалось, что все великолепно, но следом... Он был отличным и вдохновенным исполнителем. В настроении мог выдать такое неподражаемое соло, что вкалывать с ним было удачей..."

В начале 1971 года к группе присоединились Брайен Ино и саксофонист Энди Маккей, а летом добавился ударник Декстер Флойд. Последний ушел до записи первого альбома и его местоположение занял Пол Томпсон, завоевавший вскоре репутацию одного из лучших ударников в мире. Гитаристом следом изнурительных проб и трудного выбора стал Фил Манзанера.

При том, что группа была составлена из малоизвестных музыкантов, первые отзывы на ее выступления были весьма благоприятными - на радио и по ТВ их подавал слушателям Джон Пил, а в прессе старался Ричард Уильямс, проталкивая море фотографий членов группы во всевозможных патетических позах и разодетых в эффектные одежды с изобилием косметики. Не поразительно, что Roxy Music нередко сравнивали с Дэвидом Боуи и другими мастерами глэм-рока, но в различие от Боуи они не испытывали недостатка в юморе, а обложки их пластинок не возбраняется было принять за отличную пародию рекламы. Roxy Music компроментировали методы потребительского общества и его культуру, применяя средства атомного века - разрешено заявить, что с художественной стороны их наставником был Энди Уорхол.

В музыке группе эту философию удалось выказать ещё полнее. Ферри принес на сцену европейского рока навык своего поколения и пробудившуюся привязанность к культурно-исторической родословной, проявившуюся в повышенном интересе к европейскому прошлому. Ностальгия по изысканному гротеску и сюрреальной символике дилановских баллад соединилась с безоговорочным поклонением изощренной эротической элегантности куртуазной культуры различных эпох, начиная от сентиментально-эротического кокетства эпохи Регентства и кончая драматически стилизованной чувственностью декаданса начала ХХ века. Само наименование, заимствованное с одной из старых афиш эпохи немого кино - это также не только пародия моды на ретро, но и дань ностальгии.

Ферри с группой оказались отличными стилистами. Они усвоили сотню стилей, отдавая предпочтение мистифицирующей недосказанности и скрупулезно отработанному эстетизму, взятому напрокат у всех упаднических эпох европейской истории. Они возвращали в моду прошлое, перемешивали старинное и выдумывали близкое. И речь идет не только о тряпках и красках, хотя они бросались в глаза в свое время всего. Главным образом это относится к концептуальным идеям и эстетике музыкального творчества Roxy Music.

Их дебютный альбом ("Roxy Music") стал в Англии бестселлером, с тем же успехом встречен строгий сингл Virginia Plain (переизданный сквозь пять лет, он продемонстрировал, как в своем стремлении реставрировать прошлое группа заглядывала в предстоящее, предвосхищая явление панковой волны). Хотя Ферри объявлял, что не собирается давать синглы, которые уже издавались на альбомах, это обещание оказалось похороненным вслед за тем сингла Pyhamarama.

Диск ("For Your Pleasure") выпускался Крисом Томасом, тот, что раньше работал с Procol Harum. Здесь, как и раньше, группа демонстрирует применение старых клише, и все-таки главным залогом творческого успеха явилось соединение в одном коллективе индивидуальностей, в стиле идеально непохожих одна на другую, что, хотя вообще-то, и отвечало глобальной задаче Брайена. В звуке доминировали играющая в лучших роковых традициях гитара Фила Манзанеры и четкая служба Пола Томпсона, уцелевших мастодонтов психоделической эры, экзотические ноты добавляла развлекуха на фортепьяно самого Ферри, в духе Терри Райли и Джона Кейджа идиосинкразическое завывание саксофона и гобоев Маккея (обратите внимательность на дуэт саксофона с ударными в Edition of You, Grey Lagoon от Боуи или в госпеле Psalm - аккурат там тот самый тандем добивается самых рафинированных звучаний и вроде играет в прятки с гитарой и синтезатором). Ино на своем инструменте не извлекал ставшие рутинными звуковые краски; синтезированные им раздражающие и компактно сгущенные пассажи придавали музыке ансамбля в целом верхнерейнские готические интонации. Электроинструменты снабжали немного какофонический звук, "докрученный" сольными вставками - увлекательно, что как раз Roxy Music в первый раз удалось совсем совместить звук синтезатора с остальными электроинструментами.

Благодаря этому на первых альбомах Roxy не возбраняется разыскать то, что точнее всего наречь "ассорти" - отличный образец новых возможностей роковой развлекательной песни. Вместе с тем разрушались старые представления об интермеццо, аккордическом сопровождении, мелодической линии, смысловом делении. Чисто английские тексты песен Ферри обладали символистской глубиной и их нелегко было понимать легко со слуха, без напечатанного текста, и все-таки в целом музыка группы "приделывала к сознанию ноги", приглашала к развлечению скорее, чем к размышлению. Пусть будет пир во время чумы! - откровение, которым проникнуто, быть может, самое значительное их произведение, композиция Psalm с альбома "Stranded".

Перед выпуском этого альбома персональные разногласия, развившиеся между Ферри и Ино при обсуждении музыкального будущего группы, дошли до своей критической точки. Ферри рассудил, что в звуке группы немузыкальных тонов очевидный пeреизбыток и заменил Ино бывшим скрипачом и клавишником Curved Air 18-летним Эдди Джобсоном, инструменты которого в мелодическом отношении великолепно сочетались с духовыми Маккея. В составе появился ещё бывший басист групп Big Three и Quatermass Джон Густафсон.

Хотя на альбоме "Stranded" появились тексты и Манзанеры, и Маккея, диск тот самый, одинаково как и начальный сольник Ферри ("These Foolish Things"), оказались без малого аутентичным отражением творческого и эстетического кредо последнего. На развалинах разбитых надежд "детей цветов" Ферри с группой взрастил фантазм индивидуализма, фантазм "похоти и желания", не скованный уже никакими словами о долге, прогрессе и общественном процветании. Насквозь пропитанные декадентством и гедонизмом, Roxy заявили о наступлении неотвратимого и окончательного "заката Европы". A Song for Europe - печальная и саркастическая издевка пересмешника Ферри над лозунгом британских тори "Фанфары для Европы". Старое понятие, которое длительное время было в обращении культурной элиты Запада, приобрело у Ферри статус разменной монеты для массового сознания.

Интересна и интерпретация знаменитой песни Боба Дилана A Hard Rain's A-Gonna Fall с текстом, наполненным апокалипсическими метафорами, сделанная Ферри на диске "These Foolish Things". Благодаря своим скользящим интонациям, о которых мечтают многие имитаторы Дилана, Ферри сделал песню в отличной от авторской манере, подчеркивая неизбежность судного дня и открыто издеваясь над страхом перед этим днем.

О голосе Ферри следует произнести особенно. Это очень интересное вибрато, звучащее, как правило, немного отстраненно и вследствие этого, на точка зрения слушателя, неэмоционально - но видно, что вокалист на сто процентов контролирует мелодию. Его вокал великолепно взаимодействовал с гармоническим фоном, создаваемым музыкантами Roxy, в особенности с синтезатором Ино. Вокал Ферри привлекает и своими немного ироничными, а подчас и циничными оттенками; диск "These Foolish Things" в родное время вызвал панику посреди критиков, которые в холодном голосе, исполняющем навалом раз слышанные нетленки, видели отблески извращенности.

Такие качества Ферри, как лаконичность, искрометность и склонность к коротким формам завсегда ассоциировались с кабаре: в различие от Рink Floyd, Yes или Genesis, с которыми их зачастую смешивали в рамках термина "арт-рок", Roxy прославили себя песенками без малого хитового размера и характера. Не обошлось и без исключений - продолжительные Mother of Pearl и Song for Europe относятся к лучшим в каталоге ансамбля.

Год 1973 прошел под знаком неподтвердившихся слухов, что Roxy вот-вот распадутся. Следующий сольный диск Ферри ("Another Time, Another Place") вызвал смешанную реакцию критики и публики, хотя у артиста совсем не было забот, скажем, достичь аншлага при концерте в "Ройял Элберт-холле".

Диск ("Country Life") не выказал никакого улучшения в деятельности группы. Хотя по прежним, достаточно высоким стандартам, запрещено было проговорить, что он потерпел неудачу, позже Манзанера назвал его провалом и вслед за тем короткого периода стычек с Ферри сообща с Маккеем начал действовать над сольными проектами. Вышедший в конце 1974 года сольник последнего ("In Search of Eddie Riff") представил эксцентричную, но порой безвкусную мешанина влияний от Кинга Куртиса до Вагнера. Позже Маккей написал музыку для телепередачи Rock Follies и продолжил выпуск сольных альбомов.

И только лонгплей ("Siren") с приятельницей Ферри Джерри Халл на обложке смог достигнуть для Roxy признания, что они уже давнехонько домогались в США. Несколько продолжительных турне при полных залах, тотальный фарт сингла Love Is a Drug for Me по обе стороны Атлантики - и вот уже Roxy в Штатах на верхних ступенях роковой иерархии. При всем этом многие британские критики считали тот самый альбом наименее удовлетворительной записью ансамбля за все времена. Игра в попурри из влияний и высокое исполнительское мастерство сменились меньшей изобретательностью и большей коммерческой направленностью. Война внутри группы продолжалась, слухи о распаде ползли и ползли и летом 1976 года Ферри, неспособный сыскать баланс между сольной и групповой карьерой, объявил о "частичном разделении". Каждый из ведущих членов ансамбля собрался неопределенное время вкалывать соло. Густафсон ушел, а группу Йена Гиллана, а Джобсон отправился в Нью-Йорк игрывать у Фрэнка Заппы.

За следующие четыре года группа ни разу не выступила и выпустила только несильный альбом ("Viva! Roxy Music"), составленный из записей с концертов в Глазго, Ньюкастле и на Уэмбли.

Сольные альбомы и синглы Ферри, хотя и не теряли своеобразного очарования Roxy Music, ажиотажа у слушателей не вызывали. Хотя у сольника "Let's Stick Together" титульная песня заняла четвертую позицию в британских списках, хотя звук Ферри увлекательно и своеобразно сочетался со звучанием гитары Криса Спеддинга, диск в целом в прессе был обруган - непочатый край заимствованного материала, старые версии нетленок и переделки старых песен Roxy дали американским издателям предлог запустить за океаном тот самый диск как сборник. Но в сравнении со следующим сольником тот самый диск оказался конфеткой. Гастроли певца по Англии и США провалились, и скорбь по распаду Roxy Music стала всеобщей.

Карьера Брайена оказалась в самой низкой точке. Это был тот эпизод, когла женщины покидают тонущий судно в то же время с крысами. Халл уходит от Ферри, оставив ему в душе труднозаживающую рану. Под впечатлением этой потери он записывает альбом ("The Bride Stripped Bare"), хотя и не содержащий выигрышных синглов: но, тем не менее, производящий сильное ощущение, в особенности в интерпретации известной песни What Goes On.

Ферри, перебравшийся существовать и вкалывать в Нью-Йорк, заново мобилизовал Манзанеру и Маккея, вернул Томпсона, пригласил клавишника Пола Кэррака из группы Ace и очередного, уже седьмого для Roxy басиста Гэри Тиббса, бывшего члена группы Vibrators.

И если на диске "Siren" тяготение к большей заразительности проявилось скорее в энергичности и ясности композиций, то записанный этим составом альбом ("Manifesto") был первым шагом к другой музыке, больше гладкой и прямолинейной. То, что диск соответствует другой шкале ценностей, отметил критик Гейл Маркус: "У альбома есть свои сильные места, на которые большинство ансамблей просто не способны, но..." Просто свежеиспеченный плацдарм был ещё уж очень мал.

Программными для диска оказались песни, открывающие каждую из сторон, необычно названных "Восточной" и "Западной". Отличной динамичной гитарной работой выделяется титульная композиция, нагнетает эмоциональное натуга гипнотический повтор риффа в Ain't That So. Среди других разрешено выделить динамичную Still Falls the Rain, пылкую Trash, лиричную Spin Me Round и выполненную в духе Фила Спектора Dance Away.

Альбом тот самый явился переходным мостом к лаконичности лонгплея ("Flash+Blood") и звуковой отшлифованности диска ("Avalon"), записанного с участием знаменитых американских сейшнменов - гитариста Нила Хаббарда и ударника Энди Ньюмарка. Звуковая подоплека их ностальгии и эротизма в настоящий момент несла на себе печать чего-то только таинственного и торжественного, выламывающегося из рамок формального отнесения и отличающегося особой чистотой (Авалон - сказочный остров, на котором похоронен король Артур и другие герои кельтских преданий).

Результат этого этапа их карьеры оказался наиболее впечатляющим - дисков Roxy в начале 80х продавалось существенно больше, чем раньше, а на их творчестве, начиная с оформления обложек, паразитировали такие новые ансамбли, как ABC, Soft Cell, Icehouse, Japan, Cars и другие.

В конце 1983 года в печати появились слухи, что Маккей и Манзанера собираются оставить Roxy и учредить собственную группу. Это произошло летом следующего года, когда вкупе с приятелем Энди вокалистом Джеймсом Уэйтом они организовали ансамбль Explorers и выпустили синглы Lorelei и Falling for Nightlife. Roxy разошлись сызнова без проблем, финансовых или организационных. И без малого любой из них для записи своих следующих сольников приглашал бывших коллег.

В 1982 году Ферри женился на Люси Хэлмор, младшей дочери знаменитого британского издательского магната Гиннеса и бесповоротно переселился в Нью-Йорк. Записанные в Лондоне и Нассау сольники ("Girls and Boys") и ("Bete Noire"), стилистически совершенно напоминающие поздние диски Roxy, отличают приятная танцевальность, вокальная выразительность, искушенность аранжировщика и, в конце концов, изысканная непринужденность, в особенности проявившиеся в песнях Don't Stop the Dance и Slave to Love. И неудивительно - в сотрудничестве с Марком Нопфлером, Маркусом Миллером, Дэвидом Санборном, Дэвидом Гилмором и Найлом Роджерсом плод вряд ли бы мог быть другим.

Ферри наконец-то позволил себе расслабиться в жизни. Все его следующие проекты кажутся достаточно случайными. Диск ("Taxi") он записывал совместно с Робином Трауэром без малого три года. Хотел собрать его из собственных песен, но предприятие рассудила по-другому - и на альбоме появились Answer Me Ната Кинг Кола, All Tomorrow Parties от Velvet Underground и классическая I Put a Spell on You Джея Хокинса.

"Развлекатель думает о слушателе больше, чем о своем труде, а художник - напротив. Художника интересует реакция публики, ему хочется завоевать ее внимательность, но он не делает ей никаких уступок. Развлекатель же из-за денег и аплодисментов выложит свою бессмертную душу", - заявил Ферри в реакция на замечания журналистов, что его музыка ныне не пользуется широким успехом. C внешностью записного соблазнителя и вечной печалью размышляющего Казановы а la Феллини, он ещё пытается поворотить свои фантазии к новым приключениям и произведениям. О нем писали и длинные эссе, хотя вся его бытие и творчество - задача для большого романа.

Так же читайте биографии известных людей:
Брайн Барден Brian Barden

Известный спортсмен, талантливый бейсболист, член Национальной бейсбольной лиги, потенциальный олимпиец. В настоящее время бейсболист проживает с..
читать далее

Брайн Канберг Brian Canberg

Брайн Канберг - американский актер, известный по таким фильмам как Большой папа 1999 год и The Insider 1999 год. Брайн Канберг родился 8 сентября..
читать далее

Брайон Джеймс Brion James

Родился в Beaumont, штат Калифорния, США. Брайон Джеймс начал карьеру на телевидении в середине 70-х годов. Обычно ему приходилось игрывать..
читать далее

Брайс Ховард Bryce Dallas Howard

Американская актриса, известная по фильмам М. Найт Шьямалана (Таинственный лес, Девушка из воды), а также по роли Гвен Стейси в фильме Человек-паук 3.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий