Известные люди

»

Брижитт Анжерер

Брижитт Анжерер Bridjit Angerer Карьера: Музыкант
Рождение: Франция, 28.11.1967
Пианистка Брижитт Анжерер - знаменитость, признанная на самых престижных концертных площадках мира, - открыла в себе русскую душу, когда в отрочестве впервые прочла романы Достоевского. Ей, женщине из безумного мира русского классика, суждено было испытать в наше время страсти века минувшего.

Источник информации: журнал "MARIE CLAIRE Россия", сентябрь-октябрь 1997.

Брижитт Анжерер была настоящим вундеркиндом: с трех лет села за рояль, начала концертировать в шесть, в десять лет уже играла в театре Champs-Elysees Двадцать третий концерт Моцарта, а в пятнадцать получила первую профессиональную премию. Она мечтала о России - русской музыке, консерватории, русском языке, читая романы Толстого и Достоевского. В 11 лет она прочла "Доктора Живаго"... Кто мог ведать тогда, что с домом Пастернака в Переделкино будут связаны прекраснейшие воспоминания ее юности?.. Что очаровательная 17-летняя француженка поступит в Московскую консерваторию в класс Станислава Нейгауза, проживет в России семидесятых девять лет, покинет страну позже смерти своего профессора - самого дорогого и важного человека в ее жизни. И вернется сюда только как собак нерезаных лет через.

В 1997 году Брижитт Анжерер приезжала на юбилейный концерт в честь 70-летия Станислава Нейгауза по приглашению Владимира Крайнева. Именно младой Крайнев, сверкающий победитель конкурса имени Чайковского 1974 года, убедил Брижитт, в первый раз приехавшую в Москву, показаться прекрасному музыканту, романтику, редкому артисту и удивительному педагогу Станиславу Нейгаузу. Причудливая граница судьбы привела Брижитт в стены нашей консерватории. Следуя ей, двадцать семь лет через она снова оказалась в московском аэропорту Шереметьево-2, тяжко и безутешно плачущей с первого шага на русской земле.

Она завсегда хотела возвратиться, осознавая, как нелегко будет ещё раз переступить порог консерватории. Мучительно и больно ворочаться туда, где остались радостные студенческие годы, где сохранились друзья, которые счастливы тебя углядеть снова, и где ни в жизнь больше не появится джентльмен, которого обожали и его студенты, и консерваторская публика...

- Я ни при каких обстоятельствах не встречала такого человека, как Нейгауз, от всего сердца и страстно любящего музыку и равнодушного к себе, карьере, престижу. Такого благородства также ни при каких обстоятельствах не встречала. Поразительно, как скромно, более того бедно он жил - величайший музыкант своего времени, виртуоз, художник. Я испытала колоссальный боязнь, когда впервой играла для этого легендарного человека. Помню, с какой страстью он говорил о музыке, не замечая времени, часами работая с учениками над одной-единственной страницей. Мы ужасно боялись его гнева, но его влюбленность к преподаванию была безграничной, Нейгауз не жалел ни энергии, ни времени, - рассказывает Брижитт Анжерер, красивая и яркая француженка, нервически крутя пальцами пианистки зажженную сигарету. У нее нерадостный, негусто растерянный воззрение, безграничная нежность в интонациях, крайне красивые длинные волосы (наследство от итальянских предков). Переполняющая ее влюбленность к стране, к своим воспоминаниям и их героям до того безбрежна, что признание Брижитт Анжерер: "Я хотела чмокать русскую землю прямо там, в аэропорту" - звучит совершенно конечно и от всего сердца.

Когда пианист Евгений Малинин, член жюри Международного конкурса Маргариты Лонг, предложил 16-летней француженке, закончившей к тому времени Парижскую консерваторию и поступившей в аспирантуру, поехать на стажировку в Москву, это совпало с ее давней детской мечтой. И аспирантура в Париже была оставлена без сожаления.

Конечно, родители Брижитт, уже известной к тому времени пианистки, были испуганы. Дочь уезжала из дома, да ещё в Россию. Они с трудом согласились выпустить Брижитт на год с условием, что там на нее не будут "идеологически воздействовать". Родители доверчиво полагали, что довольно оградить дочка от корявой пропаганды, и она вернется к ним этакий же, как уезжала.

Но фатум начинающей пианистки, приехавшей в 1979 году на конкурс имени Чайковского, сложилась фантастично. Ее выступление было замечено. И, хотя она не заняла призового места, о Брижитт заговорили. Владимир Крайнев, "соблазнивший" француженку возможностью угодить в класс к легендарному музыканту Станиславу Нейгаузу, атаковал профессора, уже закончившего к тому времени комплект студентов. После ее "показа" мэтр и кумир музыкантов многих поколений Станислав Нейгауз согласился.

Так Брижитт Анжерер стала стажироваться в России, о которой в Париже рассказывали всякие ужасы. Она прожила в этом месте не год, как было обещано родителям и друзьям, а девять лет. Сначала Министерство культуры Франции ликующе платило ей стипендию и обеспечивало визы. Но с каждым годом энтузиазм и финансовая помощь сокращались, покуда не истаяли отнюдь. Государство не рассчитывало, что стажировка так растянется. Родители безумно нервничали...

Она же была так влюблена в страну и в своего профессора, что и помыслить не могла об отъезде. Даже хотела принять советское гражданство, чтобы беспрепятственно существовать в России. Прошло девять лет, из которых последние четыре года она только и делала, что оформляла трехмесячные (самый-самый длительный по тем временам срок) визы по приглашениям влиятельных русских друзей, Брижитт отказывалась от концертов во Франции, но систематично играла в России. В те годы - счастливые и трудные - раскрылся ее могучий темперамент и сформировался манера искрометного и страстного музицирования.

Друзья в посольстве продолжали переоформлять ей визы, подруга жизни Евгения Евтушенко невпроворот раз помогала с вызовами. Родители не знали, что размышлять. Продвижение отца по службе (он работал в системе управления крупнейшего атомного центра) прекратилось. Он не был в России ни разу. Мать, напротив, бывала зачастую, общаясь с многочисленными друзьями дочери по-русски.

Брижитт жила в общежитии и была счастлива: она училась у лучших представителей лучшей в мире исполнительской школы.

Бедность и влюбленность сопровождали всю ее московскую эпопею. Денег на билеты (чтобы слетать во Францию и оформить визу) катастрофически не хватало. Она всю дорогу знала, что ее поддержит матушка. Но семейство помогала в основном сочувствием. Наверное, для брата, доктора экономики, и сестры, будущего филолога, это недомогание Россией продолжительно оставалось непонятным. Однако семейство согласилась с ее правом выбора. А Брижитт по просьбе младшей сестры привезла ей из Москвы собаку-дворняжку, подобранную на улице, нелегально жившую в консерваторском общежитии и нелегально вывезенную во Францию (ее усыпили и "упаковали" в багаж).

Брижитт жила Россией. Она полюбила Переделкино, Старый Арбат, консерваторию на улице Герцена. В Переделкино, на даче Пастернака, где жил Станислав Нейгауз (вторая благоверная великого поэта была матерью великого музыканта), студенты проводили бесконечные веселые вечера. На втором этаже, где располагался музей Бориса Пастернака, ничего не разрешалось трогать, зато основополагающий этаж и садик кругом дома были в их полном распоряжении. И вот Брижитт, в одиннадцатилетнем возрасте читавшая в Париже переводного "Доктора Живаго", вошла в тот самый обиталище. Не туристкой-экскурсанткой, а гостьей - дорогой, желанной, милой.

Нейгауз любил, когда студенты развлекались, ужинали, играли на даче в Переделкино. Причем музицирование было ни капли не главным способом их времяпрепровождения. Первое местоположение занимала китайская развлекуха "ма-джонг", опосля - шахматы и безобидный "дурачок". Им нравилось разыгрывать шарады и увлеченно собирать буриме (Брижитт было в особенности нелегко складывать русские стихи). Ее поражала широта культурных пристрастий Нейгауза - архитектура, музыка, поэзия. Он был непревзойденным исполнителем Шопена, Шумана, Брамса.

- Он играл со мной симфонии Чайковского в четыре руки, и мне открылся мир Чайковского.

Благодаря Нейгаузу Брижитт познакомилась не только с русской музыкой, но и с интеллигенцией тех лет. Нейгауз зачастую приглашал участвовать в концертах утонченную и прелестную Беллу Ахмадулину: он играл Шопена, она читала вирши. Они общались с семьей Евгения Евтушенко. Бывали в Москве у Владимира Высоцкого и Марины Влади... Об этом времени Брижитт вспоминает с дрожью в голосе:

- Я была влюблена в русских людей - таких благородных и добрых, раскрывавшихся мне с лучшей стороны. Русская черта - огромная щедрость. Русские не жалеют времени на общение, ни в жизнь не торопятся, говоря, что у них только 30 мин. Когда я попадаю в их круг, чувствую себя в центре мира.

Она забыла в Москве, что такое регламентированность западной жизни. Забыла, что такое жестокая конкуренция в Парижской консерватории. Конечно, в Москве существовало соревнование педагогов и студентов, но она не чувствовала его, потому как что битва творческих индивидуальностей не носила такого жесткого характера. Теперешняя консерватория с ее дипломатическими играми и светскими интригами, поди, несть числа изумила бы француженку.

- В те годы было фортуна существовать музыкой, - признается в своем неистребимом романтизме Брижитт. - Когда на гастроли приезжали западные музыканты, потом концертов мы ночами спорили в общежитии. Сколько часов мы потратили на обсуждение интерпретаций классики Клиберном или Поллини...

Брижитт уехала из России разом позже похорон Станислава Нейгауза. "Мир сломался в тот самый момент". Сначала она думала, что ни при каких обстоятельствах больше не прикоснется к роялю. Музыка причиняла боль, но - спасала.

Брижитт всецело отдалась своей исполнительской деятельности. Ее изысканный и сокрушительный темперамент отразил страдания, выпавшие на долю беспечной любимицы Московской консерватории, чуть-чуть перешагнувшей предел 25-летия. В 1982 году Герберт фон Караян пригласил ее сотрудничать с оркестром Берлинской филармонии, Даниэль Баренбойм - с оркестром Парижа, Зубин Мета - с оркестром Нью-йоркской филармонии. Самые престижные оркестры и дирижеры мира принимали ее как солистку. С ней выступали выдающиеся дирижеры: Кирилл Кондрашин, Мстислав Ростропович, Дмитрий Китаенко, Юрий Темирканов, Ошеломляющий фарт неизменно сопутствует всем ее концертам. Анжерер играет и записывает с крупнейшими фирмами ноктюрны Шопена и "Карнавал" Шумана, сонаты Бетховена и произведения Рахманинова в память о своем учителе.

До сих пор Брижитт сверяет свою бытие по Нейгаузу: как бы он отреагировал на то или иное ее заключение, как бы оценил осуществление ею нового произведения.

- Я не хочу работать ничего, в чем бы пришлось стыдиться перед ним. Мне кажется, он все время смотрит на меня. Я верю, что он живет в прочий жизни. Живет с теми прекрасными духами, которым он равен.

Сейчас Брижитт Анжерер за сорок. Она непочатый край работает, дает по 70 концертов в год, преподает в Парижской консерватории, хоть отбавляй путешествует, растит двоих детей. Двенадцатилетняя Леонора одарена литературно и пишет вирши с пяти лет. Отец Леоноры - литератор Ян Кефелек, лауреат престижной Гонкуровской премии. Несколько лет вспять они с Брижитт развелись, и это было ещё одно опробование, посланное ей жизнью. Трехлетний наследник Гарольд, названный в честь фантазии Берлиоза для альта с оркестром "Гарольд в Италии" и в честь героя поэмы Байрона, нетрудно узнает всякий инструмент в оркестре, обожает музыку Дебюсси, "Картинки с выставки" Мусоргского и сказку Прокофьева "Петя и волк".

- Дети и музыка - то, что наполняет мою существование, - говорит Брижитт.

Она покуда не знает, будет ли вновь ворочаться в Россию. Это заключение дается с огромным трудом. В 1987 году совместно с мужем и французским телевидением приезжала в Москву на два дня. Побывала на могиле Нейгауза, не спала всю темное время суток - ужасно боялась своих воспоминаний. Ее личность, определенно, околдована Россией: она думает по-русски, разговаривает в одиночестве сама с собой - по-русски.

Брижитт не знает, существует ли вечная влюбленность, во всяком случае, она не верит в влюбленность между мужчиной и женщиной:

- Повседневность, быт убивают ощущение. Любовь - это полная гармония между людьми. Любовь может быть материализована в дружбе, в любви к матери, детям, своему профессору.

Через всю бытие Брижитт пронесла влюбленность к русской литературе, в особенности к романам Достоевского. Она, истина, считает, что мир спасет доброта, а не краса.

Брижитт Анжерер - героиня романа Достоевского, невзначай занесенная судьбой в наше время.

- Настоящим женщинам присущи благородство и жертвенность. Они готовы на все для детей, мужчины, идеи. Мужчинам же этого все больше недостает.

На вопросительный мотив, не жалеет ли она о тех жертвах, которые пришлось доставить ей самой, Брижитт Анжерер отвечает: "Ни минуты. Главное в жизни - мочь возвращать, внимать, сопереживать".

Так же читайте биографии известных людей:
Брилианты Неккерманна Briliantiu ot Nekkermanna

Образовалась некая музыкальная группа, идейным вдохновителем которой стал человек по имени Павел Неккерманн.
читать далее

Брис Позе Brice Pauset

Французский композитор, пианист и клавесинист.
читать далее

Британи Хаерс Brittany Hayes

В 2002 году Британи Хаерс заняла первое место на играх Junior Pan American Games, проходящих в Бока Рейтоне. А в 2006 году она заняла 2 место в..
читать далее

Бритва Оккама Britva Okkama

О Бритве Оккама Уильям Оккам английский философноминалист XIV века, выдвинувший принцип, по которому понятия, сводимые к интуитивному знанию и не..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий