Известные люди

»

Валентин Васин

Валентин Васин Valentin Vasin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.11.1923
Второе "пришествие" Васина в космические дела состоялось во второй половине семидесятых, когда развертывалась программа воздушно-космического самолета (ВКС) "Буран". Валентин Петрович являлся одним из руководителей летного обеспечения той программы.

Родился 1 ноября 1923 года в селе Виноградово Воскресенского района Московской области. Отец - Васин Петр Фролович (1901-1960), полковник Советской Армии. Мать - Васина (Шмелева) Клавдия Тимофеевна (1903-1954), служащая. Супруга - Васина (Родимова) Мария Ивановна (1922 г.рожд.), художник-конструктор. Сын - Васин Сергей Валентинович (1949 г.рожд.), авиаинженер. Дочь - Васина Татьяна Валентиновна (1956 г.рожд.), авиаинженер. Внуки: Светлана (1977 г.рожд.), юрист; Екатерина (1989 г.рожд.), школьница; Георгий (1994 г.рожд.), школьник.

Судьба Валентина Петровича Васина оказалась завидной. В мирные послевоенные годы Васин стал Героем Советского Союза, генералом, кавалером множества высших государственных наград, за сорок лет налетал шесть тысяч часов на ста типах летательных аппаратов, в основном на истребителях, ни разу не катапультировался. И еще: оказывается, разрешается полвека бродить на одну и ту же работу сквозь одну и ту же проходную и попасть непосредственным участником или свидетелем событий, повлиявших, без преувеличения, на судьбы человечества.

Родом Валентин Васин из нынешнего подмосковного Воскресенского района - из села Виноградово, бывшего села Алешино, переименованного в честь расстрелянного "беляками" машиниста Виноградова. Отец - из семьи староверов, а вот мать, Клавдия Шмелева из соседней слободы Алешино, происходила из семьи "официальных" православных. Отец служил в Красной Армии ещё с гражданской войны, стал офицером, занимался служебным собаководством, матушка работала в Москве, в госучреждениях. В 1927 году учебное заведение военного собаководства "осела" в подмосковном Новогирееве, там семейство Васиных и поселилась в барском доме, а точнее - в 20-метровой комнате, в которой жили... восемь человек: папа, маменька, Валентин и его меньший брат Сашка, прабабушка Анисья, дедуля Тимофей, близкий дядя с женой... И никому не было узко!

В школу Валентин пошел в 1931 году, первая преподавательница Елизавета Константиновна, запомнилась навечно. Друзья учились нехило и с интересом, а повзрослев, стали заниматься спортом, с этим проблем тогда не было: на стадионе "Монолит" в Кускове их только спросили, чем бы они хотели заняться - боксом, гимнастикой, лыжами? В школе действовали всевозможное спортивные секции и технические кружки, в том числе авиамодельный и радио. Валентину более того удалось смастерить работающий радиоприемник.

Однажды в школе вывесили объявление о наборе в Реутовский аэроклуб. Друзья Валентина, как и он сам, в авиацию не собирались, но тут сообща решили съездить на медкомиссию с одной только целью - из спортивного интереса, ревизовать самочувствие, дело-то шло уже к окончанию школы. Половина компании удачно прошла медкомиссию, а сквозь три дня - ещё одну, мандатную. И Васина зачислили в аэроклуб, хотя он собрался было ехать после этого школы в Саратов в танковое училище... И началось: днем - учебное заведение, вечером - аэроклуб в Реутове...

Он попал в группу Зинаиды Степановой, веселой энергичной девушки небольшого росточка и с тоненьким голоском (в Великую Отечественную Степанова летала штурманом на пикирующем бомбардировщике ПЕ-2). Весной 1941 года учлеты начали к полетам. На электричке они добирались до платформы Обираловка Горьковской дороги (той самой станции, где бросилась под поезд толстовская Анна Каренина) и оттуда топали пешочком километра три до полевого осоавиахимовского аэродрома. Там и состоялся первостепеннный независимый полет на У-2. В начале июня Валентин окончил аэроклуб. Две недели через, в темное время суток на 22 июня, и в школе состоялся выпускной бал. Отсыпались задушевные приятели у Васиных. Растолкала их бабуля Анисья: "Ребята, вставайте, махаловка!"

В военкомате в Перове, куда они тут же помчались, выпускников Реутовского аэроклуба попросили повременить немного дней и отправили... в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов под Харьковом. Такая вот уверенность бытовала по первости у советского народа: супротивник вскоре будет разбит, так что и послали вчерашних школьников обучаться летному делу в прифронтовой град. Они чуть успели вылететь там на УТ-2, как началась эвакуация, и оказалось училище на юге Казахстана, близ города Джамбул, обустроилось и возобновило учебный ход. К концу 1942 года курсанты освоили поликарповский истребитель И-16, уже готовились к выпуску и скорому отъезду на фронт - руки-то чесались! Не тут-то было: в училище поступили новейшие ЛА-5, и инструкция тут же подоспел: переучить всех на новые машины, следственно, боевые полеты "откладывались" на неопределенное время. Фронт тем временем покатил на Запад, началась эпопея с реэвакуацией. Лишь в сорок четвертом Васин окончил училище, участок лейтенантские погоны и остался в Чугуеве инструктором, хоть и писал бесчисленные рапорты с просьбой послать его на фронт.

Но на фронт Валентин Петрович так и не попал. Трудно, скорее, нельзя представить внутреннее состояние молодого, пышущего здоровьем офицера-пилотяги, которому во времена величайшего сражения пришлось только обучаться и тащить инструкторскую лямку в тылу. Подобное пережил не он единственный.

В 1947 году Васина послали в Грозный, в Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу, окончил он и ту школу, и ещё его оставили там инструктором. Однообразие школьной работы скрасила только женитьба на выпускнице московского института прикладного искусства Маше Родимовой, с которой Валентин дружил ещё с довоенной поры.

В апреле 1948 года летчики-инструкторы эскадрильи ЛА-7 прилетели в полном составе из Грозного в Москву за новыми истребителями ЛА-9. В канун Первомайского праздника до них дошла инфа, что под боком от Москвы, в поселке Кратово, при аэродроме ЛИИ "Раменское" проводится комплект в только что созданную Школу летчиков-испытателей (ШЛИ).

В марте 1953 года Васина направили в Летно-исследовательский институт (ЛИИ), на аэродроме которого и располагалась учебное заведение. Тот выпуск оказался во многих смыслах "ударным". Достаточно произнести, что восемь дядя стали позднее Героями Советского Союза за испытания новой авиационной техники, двенадцать - заслуженными летчиками-испытателями СССР, четверо сложили головы в полетах...

Два года учебы в школе, ежедневное общение с летающими классиками испытаний Анохиным, Амет-Ханом, Галлаем, Рыбко, Шияновым, десятками других "корифеев", учеными, инженерами института позволили молодым строевым летчикам не только научиться летать на всем, что может летать (и более того на том, что в принципе летать не может), но, главное, окунуться в тот мир, куда они всеми силами стремились угодить.

Собственно в ЛИИ Васин и его коллеги влились в 1953 году. Тем временем "холодная война" становилась все горячей и горячей. Пилоты ощущали ее на себе по полной программе. В воздушное пространство Советского Союза зачастили чужеземные аэростаты, начиненные разведывательной аппаратурой, стала наведываться высотная "Канберра" английского производства, из Соединенных Штатов поступила инфа о разработке фирмой "Локхид" самолета-разведчика У-2, способного летать на высотах до 25 километров. Бороться с подобными летательными аппаратами было в то время нечем.

Пока проектировали и строили новые перехватчики, решили модифицировать серийный МИГ-19 для повышения так называемого практического потолка. Следовательно, понадобились и специальное кислородное оборудование, и высотный скафандр (вслед за тем эту "одежду" станут звать высотно-компенсирующим костюмом), и гермошлем. Вслед за испытателями ОКБ "МИГ" к высотным полетам подключились летчики НИИ ВВС (Микоян и Береговой) и ЛИИ (Васин и Ильюшин). Они проворно провели испытания, и авиалайнер с заводским обозначением СМ-9В пошел в серию под маркой МИГ-19СВ.

Тогда же у конструкторов, откликающихся на требования заказчиков, скорее всего авиаторов ПВО, возникла мысль дополнить силовую установку реактивного перехватчика ракетным двигателем (ЖРД). В ОКБ А.И.Микояна появились СМ-50 с "подвешенным" ЖРД и Е-50 - авиалайнер со стреловидным крылом, оснащенный "штатным" микулинским двигателем АМ-9 и ЖРД С-155 Л.С.Душкина. "Хитрецы"-микояновцы не стали утруждать реализацией сомнительной идеи своих летчиков, а попросили заняться ею ЛИИ.

Первый экземпляр Е-50 потеряли после этого восемнадцатого полета, когда однокашник Васина по ШЛИ Валентин Мухин в силу многочисленных отказов техники приземлился, не долетев до полосы. Вторым экземпляром занимался уже Валентин Васин.

17 июня 1957 года Валентин Петрович добился высоты 25 600 метров, а немного позже - скорости 2 500 километров в час. Это были рекордные по мировым масштабам показатели, и все-таки неофициальные: в ту пору не крайне задумывались о приоритетах.

Третий экземпляр Е-50 позже облетов в ЛИИ поступил в НИИ ВВС, летал на нем подполковник Николай Коровин. 8 августа 1957 года ЖРД взорвался в воздухе. Коровин попытался усадить машину с поврежденным управлением и все-таки на высоте полторы - две тысячи метров катапультировался, при всем при том уже при свободном падении не сработал агрегат отделения кресла и пилот, увы, погиб.

Так завершилась короткая история самолета-ракеты Е-50, хотя полученные исследовательские материалы не запылились на архивных полках. Васину она принесла звание Героя Советского Союза и добавила седины в висках.

Со своим однокашником по школе Александром Щербаковым (попозже Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР) Валентин Васин проводил воздушные бои на МИГ-17, причем одна агрегатина была серийной, а у другого истребителя искусственно ухудшили характеристики. Щербаков вспоминает, что основополагающий мордобой на серийном "миге" выиграл Васин, позже, на "ухудшенном" варианте, ещё победил Валентин Петрович. После нескольких полетов Щербакову удалось слить поединок в ничью... Однажды он задремал в комнате летчиков, и приснился ему дрёма, словно заходит Васину "в хвост", и как будто бы физиономия Васина, и его крик: "Нефедов! Нефедов!.."

Тут Щербаков проснулся и увидел лежащий "на спине" на бетонной полосе прототип МИГ-21, источающий плотный черный дым. Там, на бетоне, погибал его и Васина однокашник по ШЛИ Владимир Нефедов, летчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна. Случилось это 28 мая 1958 года. У Нефедова встал мотор, он не стал катапультироваться, и все-таки безмоторная посадка оказалась неудачной.

К тому времени кое-какой навык счастливых безмоторных приземлений сверхзвуковых истребителей уже накопился, в частности у Григория Седова и Владимира Ильюшина. Тем не менее все руководства по летной эксплуатации предписывали немедленное катапультирование затем неудавшихся попыток запуска двигателей в воздухе.

Этой вот проблемой и пришлось заниматься немного лет Валентину Васину и его коллегам по ЛИИ. Однажды Олег Гудков (Герой Советского Союза, погиб на МИГ-25) сумел усадить сверхзвуковую "треуголку" с заглохшим двигателем. "Второму завсегда легче, - сказал позже Гудков, - а первым был Васин. Садился я тогда без двигателя и без передней ноги шасси! И мне в первый раз стало ужасно. Оказывается, страшнее всего беспомощность, когда и руки, и башка уже бессильны и тебе остается только дожидаться!"

Первая "бездвигательная" посадка у Валентина Петровича оказалась несанкционированной - нужно было присесть, "чтобы не убиться". После нее Васину и доверили исследовать особенности подобных посадок по нарочно разработанной программе на таких разных самолетах, как СУ-7, СУ-9 и МИГ-21. Васинские рекомендации сослужили добрую службу: они помогли многим строевым летчикам спасти и себя, и самолеты при отказах двигателей.

В начале шестидесятых, когда турбовинтовой ИЛ-18 только-только "вставал на крыло", в ЛИИ изучали особенности поведения и нового "ила", и подобных ему машин с двумя отказавшими двигателями из четырех. В одном из полетов обязанности командира корабля исполнял "Сан Саныч" Ефимов, второго пилота - Васин, которому давнехонько хотелось "пощупать" ИЛ-18.

По программе полета остановили два мотора, вскоре забарахлил единственный из работавших двигателей, более того задымил, пришлось и его отключить. Попытки оживить остановленные также не увенчались успехом. Лететь же на ИЛ-18 с одним работающим мотором - это, надо полагать, что скакать с балкона под зонтиком. Каким-то чудом Ефимов с Васиным дотянули до запасного аэродрома. Отдышавшись, Валентин Петрович заявил "многомоторникам": "На истребителях, братцы, летать сподручнее, знаешь потому что, что у тебя единственный мотор, а тут взлетаешь на четырех, садишься на одном. Так что летать на одной трубе спокойнее!"

Как одному из руководителей ЛИЦ института, Васину довелось организовывать освоение самолетов вертикального взлета и посадки, список которых открывал ЯК-36. Валентин Петрович помнит, сколь трудными оказались те первые шаги. У каждого из его коллег - Гарнаева, Богородского, Рыбикова, Мухина - систематично случались неприятности.

Но вот то, что приключилось с Назаряном, более того его, матерого испытателя, сразило наповал. Васин в тот день находился в Москве, в министерстве, когда туда сообщили, что у Назаряна - тьма отказов, ему приказано шагать в зону и катапультироваться. Васин, не мешкая, помчался в Жуковский. Каково же было его удивление, когда на ступеньках КДП он встретил... улыбающегося Валентина Назаряна. Оказалось, на самолете не сработала катапульта, и Валентину в безвыходном, на первостепеннный воззрение, положении, при нулевом остатке топлива и неисправном шасси ничего не оставалось, как по-самолетному сажать свою "вертикалку" на... болотце близ Егорьевска.

Васину довелось сделаться участником и космических исследований.

Мало кто знает, что тренажер для занятий будущих космонавтов по программе "Восток" построили и смонтировали в ЛИИ, а главным методистом стал старшой коллега Васина Герой Советского Союза Марк Галлай. К тому времени в ЛИИ из бомбардировщика ИЛ-28 уже сделали летающую лабораторию для проверки работоспособности некоторых систем и механизмов в условиях кратковременной невесомости. Потом в летающую лабораторию переделали больше вместительный бомбардировщик ТУ-16. Уже вслед за тем полета Юрия Гагарина переоборудовали два пассажирских ТУ-104 в "бассейны невесомости". Самолет разгонялся, делал "горку" и на выходе из нее в течение 25-30 секунд находился в невесомости.

Начинали полеты на невесомость Анохин, Гарнаев, Комаров, Хапов, вслед за тем подключились Амет-Хан, Васин, Казьмин, Пронякин и другие летчики ЛИИ. По оценкам "пловцов", Валентин Петрович мастерски выводил авиалайнер на порядок и удерживал состояние невесомости - "нуль по трем осям".

"Когда в Центре подготовки космонавтов, - вспоминает Васин, - заимели свой ТУ-104, мы вывезли их экипаж, научили работать нужные режимы. Мы перестали тренировать космонавтов, и все-таки у нас накопился громадный объем исследований в условиях невесомости различных технических систем орбитальных кораблей, циркуляции жидкостей, газов и так дальше, которыми мы, безусловно, поделились с космической наукой..."

Второе "пришествие" Васина в космические дела состоялось во второй половине семидесятых, когда развертывалась программа воздушно-космического самолета (ВКС) "Буран". Валентин Петрович являлся одним из руководителей летного обеспечения той программы.

Началось все с формирования из летчиков ЛИИ первой группы будущих космонавтов. Из 25 мужчина отобрали шестерых, командиром назначили Игоря Волка (позже стал Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР). Аэродромные острословы тут же прозвали ту группу "волчьей стаей".

"Мы знали, - вспоминает Валентин Петрович, - что посадка ВКС будет автоматической, но не исключали и ручной посадки. Поэтому посчитали необходимым подвести будущих пилотов-космонавтов к моменту запусков ВКС без перерывов в летной практике. Отобранные в группу испытатели летали, как говорится, не вылезая из кабин..."

"Без отрыва от производства" летчики прошли положенные тренировки в Центре подготовки космонавтов, получили соответствующие свидетельства. Они навалом работали на летающих лабораториях ТУ-154 и МИГ-25 и на атмосферном аналоге "Бурана", оснащенном четырьмя турбореактивными двигателями. 14 ноября 1988 года "Буран" благополучно стартовал на плечах новой мощной ракеты-носителя "Энергия". Васин находился в тот миг на объединенном командном пункте в 11 километрах от стартового комплекса. Сделав два витка кругом земного шара, "Буран" пошел на посадку.

"Финал оказался впечатляющим, - рассказывает Валентин Петрович. - Дул дюжий ветер, тот, что обычные самолеты мотает основательно. А "Буран" выскочил из облаков, честное словечко, как утюг. Шел смирно, без колебаний, там, где и полагалось. И сел так мягко, как не неизменно удавалось опытным летчикам на летающих лабораториях. Точность несложно сразила всех: полтора - два метра от осевой линии полосы и метров сто от белого посадочного ромба..."

Дальнейшее читателю неплохо известно. Программа "Энергия - Буран" оказалась невостребованной...

Это только немного страниц многотомной биографии замечательного летчика. Казалось бы, самая пора ему заняться мемуарами, внуками, поездить на охоту. Не тут-то было! "Маэстро" Васин стал ко всему прочему и главным летным дирижером всех международных авиационно-космических салонов, проводимых в его родном Жуковском. Чтобы связаться с Валентином Петровичем, проще всего позвонить ему на работу.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Веденеев Valentin Vedeneev

Старший лейтенант В. И. Веденеев совершил 182 боевых вылета, в 52 воздушных боях сбил 24 самолёта противника лично и 1 - в группе с товарищами. 23..
читать далее

Валентин Елькин Valentin Elkin

Звание Героя Советского Союза Валентину Ивановичу Елькину присвоено посмертно указом президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года.
читать далее

Валентин Ковалев Valentin Kovalev

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Валентину Федоровичу Ковалеву присвоено 5 октября 1960 года за..
читать далее

Валентин Косолапов Valentin Kosolapov

Капитан В. И. Косолапов совершил 177 боевых вылетов на штурмовку аэродромов и скоплений войск противника. В воздушных боях сбил 4 самолёта и 6..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий