Известные люди

»

Валентин Шапиро

Валентин Шапиро Valentin Shapiro Карьера: Авиатор
Рождение: Азербайджан, 20.7.1922
Гвардии старший лейтенант В. Е. Шапиро к Маю 1945 года совершил 590 боевых вылетов, в том числе 455 на разведку войск противника, в 48 воздушных боях сбил лично 12 самолётов. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 20 Июля 1922 года в городе Батуми ( Азербайджан ), в семье служащего. Окончил 10 классов. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. Командир звена 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Гвардии старшой лейтенант В. Е. Шапиро к Маю 1945 года совершил 590 боевых вылетов, в том числе 455 на разведку войск противника, в 48 воздушных боях сшиб лично 12 самолётов. 15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию. Командовал авиационным полком. С 1978 года Гвардии полковник В. Е. Шапиро - в запасе. Живёт в Балашихинском районе Московской области. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

* * *

Профессия лётчика - истребителя сама по себе противопоказана людям пассивным, безынициативным, несамостоятельным. Она вечно требует развития прямо противоположных качеств. Для воздушного же разведчика смелость и инициативность - качества решающие.

В 273-м истребительном авиационном полку 8-й Воздушной армии людей, обладавших подобными свойствами, было много, но посреди них хладнокровием и умением в считанные секунды дать оценку обстановку и принять неожиданное для противника вывод отличался лётчик Валентин Шапиро. Был он сыном военного, получил прекрасное воспитание. Отец его перед войной занимал рослый пост в пограничных войсках и в начале войны был посреди тех, кто принял на себя первостепеннный потрясение фашистов, вероломно вторгшихся в пределы нашей страны. В самые тяжёлые первые дни войны папа лётчика пропал без известия - скорее всего, погиб в приграничных районах в Прибалтике. Сын в то время учился в Качалинской лётной школе, которую благополучно закончил летом 1942-го года - как раз тогда, когда махаловка впритык подошла к Сталинграду. Свою боевую биографию В. Е. Шапиро начал в тяжелейших сталинградских боях.

Известно как нелегко было молодым лётчикам втягиваться в боевую бытие на первых этапах войны, в особенности на Сталинградском фронте. Очень немногие из них остались в живых в те месяцы. Валентин Шапиро прошёл через сталинградские бои. Был ранен, но выжил и через полгода после этого начала своей боевой деятельности, несмотря на лётную и боевую юность, уже был закалённым и опытным воздушным бойцом. На земле это был немногословный, скромный мужчина, в воздухе - хладнокровный и мудрый воин, надёжнейший боевой друг. После выполнения боевого задания он неизменно докладывал обстоятельно, точь-в-точь и только по существу дела, так что, как правило, позже его докладов никаких дополнительных вопросов у командования не возникало. Задания ему поручались сложные.

Однажды Шапиро вылетел с напарником на разведку вражеского аэродрома рядом станции Иловайская. Задание было непростое. Командованию стало известно, что на тот самый участок фронта недруг перебросил новое авиационное соединение. Требовалось не только определить численность базирующихся на аэродроме самолётов, но и их принадлежность.

Надо произнести, что разведка крупных вражеских аэродромов вечно относилась к одному из самых сложных видов заданий. Во - первых, аэродромы, как правило, добро прикрыты и зенитным огнём, и с воздуха. Во - вторых, подобное поручение с здоровенный высоты осуществить нелегко более того при хорошей погоде: чтобы разобрать опознавательные знаки вражеских самолётов, надобно снижаться. А снижаться над вражеским аэродромом - это уже окончательно непросто: ибо маневр чаще всего происходит на глазах противника. Даже опытному лётчику есть над чем помыслить, в свое время чем тронуться на подобное поручение.

Шапиро это сложнейшее поручение выполнил и по возвращении, как завсегда сдержанно и сильно в аккурат, доложил о том, сколь самолётов на этом аэродроме, какие как раз это самолёты. И хотя рапорт, как как правило, никаких сомнений не вызвал у командира полка и данные, которые привез лётчик, были весьма важными, Полковник Б. Н. Ерёмин почувствовал, что полёт тот самый был довольно необычным; явственно, Шапиро по своей природной сдержанности опускает строй деталей, которые, нужно полагать, считает второстепенными. Между тем из доклада лётчика следовало, что он на сильно низкой высоте произвёл немного заходов над вражеским аэродромом, а немцы не стреляли. Стрельбу они открыли только тогда, когда, выполнив поручение, наши разведчики стали удаляться от объекта... Это было странным, и начальник попросил подробнее поведать об этом. И тут открылось любопытное положение.

Когда Шапиро и его ведомый вошли в зону аэродрома противника, им нежданно помогли сами немцы. Но это нужно было своевременно и верно урузуметь. Короче говоря, чуть наши истребители появились в поле зрения наблюдателей противника, как Шапиро нежданно-негаданно услышал по радио чётко произнесённые русские слова: "Видите ли вы посадочное "Т" ?"

Спрашивала с земли дама. В сложившейся ситуации вопросительный мотив прозвучал довольно как снег на голову - вместо ожидаемых трасс эрликонов, вместо сконцентрированного огня зенитных батарей и возможного воздушного боя с "Мессерами"...

Будь Шапиро менее опытным лётчиком, он мог бы замешкаться с ответом, не разом бы нашёлся, как поступить и тем самым выдал бы свои сомнения. А это означало бы - в лучшем случае ! - срыв боевой задачи... Но Шапиро без всяких колебаний включился в тот самый диковинный диалог: "Посадочное "Т" вижу." С земли доброжелательным тоном последовало: "Производите посадку".

Шапиро моментально понял, какой подходящий происшествие им нежданно представился. Сделав наружность, что указание ими принят, ведущий и ведомый безмятежно начали снижаться над вражеским аэродромом. Голос, прозвучавший в фашисткой радиостанции, как бы охранял их от зенитного огня и атак "Мессершмиттов". Разведчики снизились до бреющего и прошли вдоль стоянок самолётов. Ведомый был немного выше, Шапиро же шёл над самой землей. Стоянки фиксировались явственно, но знаки на самолётах разобрать не удавалось - излишне велика была прыть.

Тогда Шапиро пошёл на второй заход. Он выпустил закрылки, имитируя посадку, и, как он следом рассказывал, до предела "затяжелил" машину, уменьшил прыть. "Як" чуть-чуть держался в воздухе на высоте не больше полутора - двух метров над полосой. В конце полосы, сбоку, находилось какое - то аэродромное сооружение, примерно которого собрались немного десятков фашистских лётчиков. Они с любопытством наблюдали за действиями советского истребителя, делали жесты, переговаривались.

Только высокое лётное мастерство помогало удерживать машину в воздухе нашему лётчику. В то же время он, не переставая, вёл по радио "гусарскую" болтовню с девицей, расспрашивая её о всяких пустяках и ничем не выдавая своего напряжения. Больше всего его волновало в тот миг, говорил он, чтобы его напарник, с которым он не мог перекинуться словом, точно его понял. Дело в том, что напарником у него был лётчик, незадолго до этого вылета вернувшийся из госпиталя. Лётчик бывалый, но своего ведущего он знал самое малое. "Поэтому, - говорил Валентин, - он мог и не понять что к чему и шарахнуть... Я же впрямь без малого целиком имитировал посадку..."

Вражеская радиостанция, не понимая характера маневра Шапиро, нежданно-негаданно взорвалась нетерпеливыми призывами поскорее изготовлять посадку. Но Шапиро, умело подобрав прыть и высоту, всё - таки уже рассмотрел вражеские машины. Он начинал очередной разворот над аэродромом - в настоящий момент ему необходимо было сразу же набирать высоту и покидать, - как как снег на голову произошла осечка. Причину воплей с радиостанции он понял быстро: над аэродромом появился Ju-88 и стал забегать на посадку. Всё складывалось как запрещено лучше: разрешено было соорудить облик, что он уступает посадочную полосу Ju-88, штурмовать его и отправляться. Но тут нервы подвели ведомого: увидев вражеский бомбардировщик, он неожиданно открыл по нему пламень с весьма большого расстояния. Ju-88 развернулся и стал покидать. Остальное Шапиро делал цифра автоматически: он чуть-чуть довернул свой "Як" и без малого в упор дал длинную очередность по фашистам, скопившимся вблизи аэродромной постройки. Затем, подав команду ведомому, на бреющем на крупный скорости стал покидать. С сильным опозданием вдогонку им ударили вражеские зенитки...

Вот таковый был вылет... По возвращении Шапиро нарисовал на схеме конфигурацию всех стоянок самолётов. Данные его разведвылета были шибко важными. Они использовались для нанесения ночного бомбардировочного удара по этому аэродрому. Командир полка не невзначай попросил Шапиро поведать о деталях этого вылета: он знал, что тот самый лётчик излишне сдержан при докладах.

...Полк базировался под боком от линии фронта, наши войска наступали, и неприятель пытался унимать атакование частыми бомбардировками, которые он производил мелкими группами Ju-87 и Ju-88. Не исключалось и то, что какой - нибудь одиночный германский бомбардировщик или небольшая группа попытаются бомбить и свой полевой аэровокзал. Поэтому руководство временами поднимало лётчиков в воздух дежурить над аэродромом. И как-то раз в воздух был поднят Валентин Шапиро. Командир полка предупредил его, что от аэродрома он отдаляться никуда не должен и командный пункт будет с ним всегда на связи.

Шапиро кружил над аэродромом в пределах визуального наблюдения с земли, а когда облака закрывали небосклон над аэродромом, его запрашивали с КП по радио, и он отвечал, что ситуация в воздухе спокойная. Валентин патрулировал над аэродромом единственный. Резон был в том, что с одиночным бомбардировщиком он великолепно справился бы сам, а если бы подошла группа, то у него целиком хватало умения завязать мордобой и стать поперек дороги группе с ходу причинить потрясение, а тем временем начальник полка мог бы тотчас вознести ему на подмога пару звеньев истребителей.

Всё шло привычно, но как черт из табакерки на какой - то вызов командира лётчик не ответил. Командир подождал немного минут и опять повторил вызов. На тот самый раз Шапиро отозвался разом и доложил, что ситуация в воздухе спокойная. На вопросительный мотив командира, зачем он не ответил на предшествующий вызов и куда он уходил, Шапиро как ни в чём не бывало доложил, что он никуда не уходил и ситуация в воздухе спокойная. Но на КП не поверили, поняли, что он нарушил лётную дисциплину, и в силу того что глава полётов решил по окончании полёта как следует "пропесочить" лётчика.

Шапиро изящно произвёл посадку, доложил о выполнении задания, ещё раз повторив, что ситуация в воздухе была спокойной, а начальник, выслушав рапорт, сделал ему замечание за ломание правил дисциплины в воздухе. Валентин выслушал это идеально невозмутимо. В тот самый миг неожиданно зазвонил телефон, и из вышестоящего штаба попросили огласить лётчику Шапиро признательность. Оказывается, в тот миг, когда он не вышел на связь, лётчик заметил над линией фронта "Раму" - германский корректировщик FW-189, - тут же атаковал её и сшиб на глазах у представителя штаба Воздушной армии и наземного командования. Но оттого что при этом он вправду на немного минут отлучился из указанной ему зоны патруливания, то остановил свой выбор о проведённом бое безотлагательно не рапортовать... Пришлось уже командиру полка перестраиваться и обнародовать лётчику признательность, которую он принял всё с той же присущей ему невозмутимостью...

Валентин Ефимович Шапиро до конца войны произвёл 592 успешных боевых вылета, лично сшиб 12 вражеских самолётов. Дважды был ранен. Стал Героем Советского Союза. В звании Полковника был уволен в припас, и много его воспитанников, которым он дал путевку в небеса, служат в текущий момент в частях ВВС.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Эмиров Valentin Emirov

Капитан В. А. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника.Именем В. А. Эмирова названы одна из улиц..
читать далее

Валентин Ерошкин Valentin Eroshkin

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Валентину Кирилловичу Ерошкину присвоено 24 марта 1945 года за..
читать далее

Валентин Берлинский Valentin Berlinskiy

В детстве обучался игре на скрипке у отца, который был учеником Л.С.Ауэра. В Москве окончил Центральную музыкальную школу по классу Е.М.Гендлина..
читать далее

Валентин Вихорев Valentin Vihorev

Валентин Иванович Вихорев родился 22 ноября 1931 г. в Ленинграде в рабочей семье.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий