Известные люди

»

Валерий Инкижинов

Валерий Инкижинов Valery Inkizhinov Карьера: Актер
Рождение: Россия, 25.3.1895 - 26.9
Валерий Инкижинов - советский и французский киноактёр, режиссёр кино и театра, педагог. Родился 25 марта 1895 года.Валерий Инкижинов является режиссером таких картин как: "Расплата" 1926 год, "Вор" 1927 год, "Комета" 1929 год. Помимо этого, Валерий Инкижинов снялся в качестве актера в более чем сорока фильмах, среди которых: "Сын неба" 1972 год, "Пекинская блондинка" 1976 год, "Мой дядя из Техаса" 1962 год, "Индийская гробница" 1959 год и др.

СНАЧАЛА ФИЛЬМ НАЗЫВАЛСЯ "БУРРЕСПУБЛИКА". Автор громких кинокартин "Мать" и "Конец Санкт-Петербурга" режиссер Всеволод Пудовкин хотел явить, что идеи революции побеждают не только в центре России, но и в Азии. Эта удалая методика явственно просматривалась в сценарии Осипа Брика, хотя в основу его лег незатейливый рассказ-быль сибирского писателя Ивана Новокшонова: партизан-монгол из отряда Каландрашвили спасся от гибели только оттого, что его приняли за потомка Чингисхана.

На главную образ режиссер пригласил Валерия Инкижинова; это положение во многом способствовало тому, что кино сложился иным, чем был задуман. И хотя на премьере картины многие ошеломленно вопрошали: "Где это Пудовкин отыскал такого талантливого аборигена?" - 33-летний Валерий Инкижинов не был новичком в мире театра и кино.

СЫН БУРЯТСКОГО УЧИТЕЛЯ, ВАЛЕРИЙ в 20 лет поступил в Петроградский политехнический институт. Учась в политехе, начал заниматься в студии Мейерхольда, над которой шефствовали А. Блок, В. Брюсов, А. Скрябин. "Инкижинов покорил всех нас, а в особенности Мейерхольда, своей виртуозной акробатической и пластической техникой. Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные, напоминающие пластику тигра, кошки", - вспоминала А. Смирнова-Искандер.

В 1920 г. Инкижинов переехал в Москву, стал учеником Льва Кулешова, тот, что убеждает его "целиком посвятить себя кино". Однако Инкижинов продолжает трудиться в театре Мейерхольда, ассистирует ему в постановке спектакля "Смерть Тарелкина", имевшего здоровущий фарт. На афишах фамилия Инкижинова стояла рядом с фамилией Эйзенштейна - режиссер-лаборант. Они познакомились в Государственных высших мастерских, где пара Инкижинов-Эйзенштейн на занятиях биомеханикой была лучшей "в нанесении и принятии удара ножом". "Мы собирались у Кулешова, в просторной, холодной комнате, - вспоминал Инкижинов, - занимались всем: кино, физкультурой, лекциями, готовкой... В одном углу Пудовкин разыгрывал пантомиму. В другом Эйзенштейн делал монтажные опыты. Кулешов приходил, уходил, давал совет тут, исправлял ошибку там..."

Исполнив у Л. Кулешова небольшую образ в фильме "Веселая канарейка", Инкижинов начал снимать основополагающий независимый кино по сценарию Г. Александрова и С. Эйзенштейна "Базар похоти". По ряду причин лента не была завершена.

В 1927 г. Инкижинов отправился в Приморье снимать кино по сценарию С. Алымова "Вор". Съемки проходили в 18 км от Владивостока в корейской деревне, на берегу залива и на море. "Фильм показывает интереснейший этнографический материал... быт корейцев, их тяжелую работу по улову рыбы в Тихом океане, притеснение японцев, борьбу партизанских отрядов с чужеземными угнетателями". ("Комсомольская правда"; 4.07.1928 г.).

ПУДОВКИН ПРЕДЛОЖИЛ ИНКИЖИНОВУ не только главную образ - он настоял, чтобы тот стал сорежиссером фильма. Инкижинов, в свою очередность, предложил провести натурные съемки в Бурятии.

Натура и добила проект Брика - сценарная технология рухнула под напором экзотических впечатлений съемочной группы. Пудовкин и оператор Головня, в первый раз попавшие в тайгу и таежную степь, не могли утаить восторга. То и занятие останавливая автомашину, режиссер просил оператора снять поразившие его пейзажи, юрты, всадников. Глядя на друзей, Инкижинов радовался, что им так нравятся его родные места, и загадочно усмехался, представляя их лица, когда они увидят дацан и богослужение лам. Облаченный в бурятские унты, дэгэл, он совершенно сходил за аборигена. Поэтому как раз к нему обращались земляки, сбегаясь к диковинному тогда автомобилю. И он на родном языке объяснял, для чего москвичи приехали сюда и что сородичам нужно совершать.

Валерий сам ставил некоторые эпизоды. Очевидец работы А. Тарасов вспоминает, что в эпизоде торга мехов "Инкижинов зачастую давал советы-реплики Всеволоду Пудовкину... Работа шла смирно, слаженно. Они понимали приятель друга с полуслова". Снимали у города Верхнеудинск (теперь Улан-Удэ), после этого в Гусиноозерском дацане и Боргойской степи. Кадры буддийского праздника Цам в дацане стали уникальными для истории, а съемки финала фильма превратились в торжество. В Боргойскую степь, на границе с Монголией, съехались обитатели Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского айманов. Две тысячи всадников пронеслись по степи, олицетворяя революционную бурю, сметающую все на своем пути.

Но стержнем картины стала образ Баира в исполнении Валерия Инкижинова. Пудовкин позднее рассказывал: "В фильме есть сцена, когда умирает партизан. Там сидит монгол (Инкижинов), и затем того, как тот умер, он поворачивается... и сделал это так, как никто и поразмыслить не мог. Он нетрудно убил меня каким-то богатством выражения..." Искусствовед Н. Иезуитов подмечал, что "мощь образа Баира зависела не только от выразительного драматургического и монтажного построения, но больше всего - от игры Инкижинова. Эпизод расстрела Баира на долгое время запомнится советской кинематографии как единственный из лучших".

ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА ПРОШЛА с оглушительным успехом. "Потомок Чингисхана" промчался по экранам Франции, Германии, Венгрии, Голландии - и кругом "захлебывались от восторга перед экзотикой". Только в Англии реакция была сдержанной: кинопрокатчики закупили кино только для того, чтобы изъять его из оборота, - мол, англичане ни в жизнь не воевали с монголами. Однако это также было признанием успеха фильма.

Казалось, ничто не могло стать поперек дороги славе "аборигена" Инкижинова.

Но сквозь год его фамилия исчезла из титров.

Валерий Инкижинов отправился в Париж, в отпуск, - "познакомиться с работой по звуковому кино". Отпуск затянулся. Инкижинов встретился с Александром Куприным, решил снять кино по его повести "Штабс-капитан Рыбников". Удивляясь, как полно во Франции бывших коллег по театру и кино, он вошел в их круг. У Инкижинова более того создалось ощущение, что весь творческий цвет России - за рубежом: Бунин, Анна Павлова, Дягилев, Нижинский, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин, Кандинский... Полтора миллиона россиян покинули родину в 1917-1925 гг.

Из России приходили страшные вести: в Москве взорван собор Христа Спасителя, в Забайкалье разрушен дацан, в котором шли съемки "Потомка". Тысячи золотых, серебряных, бронзовых будд сообща с музыкальными инструментами, которые играли при съемке праздника Цам, отправлены на переплавку, священные книги "Ганджур" и "Данджур" свалены в ямы.

Инкижинов решил не ретироваться на родину. И остался жив: многие участники фильма - буряты и русские, игравшие партизан, раскулачены, позже арестован сочинитель Иван Новокшонов, подаривший фильму уникальный сюжет. Валерия Инкижинова постигла бы участь тысяч земляков, расстрелянных и оказавшихся в лагерях.

ЕГО "ВТОРАЯ ЖИЗНЬ" окутана дымкой вымыслов и легенд. В 30-х годах в Иркутске родич актера Е.С. Абашеев видел у отца Валерия - Ивана Николаевича - флакон духов "А ля Инкижинов". Стал ли Валерий парфюмером или духи выпущены в его честь кем-то другим - неизвестно. Вообще-то основательницей моды на выпуск актерами духов и косметики разрешается полагать Ольгу Чехову. Инкижинов недурственно знал эту кинозвезду и ее внучку Веру, с которой снялся в одном из фильмов.

До сих пор точь-в-точь не известны дата и местоположение его смерти, фатум его сыновей. Сведения порой взаимоисключают дружбан друга: то он преуспевающий фабрикант, то дядя, умерший в нищете и забвении. По свидетельству Валерия Хараева, моряка Тихоокеанского флота, в 1952 г. его друзья-моряки, доставив в Сан-Франциско военные корабли, взятые у США по ленд-лизу, встретили респектабельного господина, тот, что назвался Инкижиновым. С разрешения консульства СССР тот пригласил их на прием. В своей студии в Голливуде Инкижинов держался весьма несложно, радушно...

После невозвращения из Франции артист и режиссер Инкижинов перестал быть для нашего искусства. Фильмы, снятые им, были уничтожены. Его имя, как уже говорилось, было изъято из титров фильма, хотя в 1935 г. лента получила премию Московского кинофестиваля. Несладко пришлось его многочисленным родичам. Только в Бохане было примерно сотни Инкижиновых. Их раскулачивали, увольняли с работы, не принимали в вузы. Его племянник Владимир Инкижинов, став известным художником Бурятии, был невыездным.

В 1994 г., за год до столетия Инкижинова, совпавшего с юбилеем российского кинематографа, в Улан-Удэ был образован фонд его имени, тот, что устроил свежеиспеченный показ "Потомка Чингисхана", провел телемарафон. На нем выступили деятели культуры, земляки и родичи Инкижинова, живущие в Бурятии, в Иркутской и Читинской областях.

Фонд Инкижинова ведет поисковую работу не только в Сибири, но и за рубежом. Многие факты, изложенные тут, добыты усилиями его сотрудников, работающих на общественных началах. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, фонд начал выпуск водки "Инкижинов". На недавней международной экспозиции в Париже Улан-Удэнский предприятие "Ливона", выпускающий эту водку, получил золотую медаль.

Исходный текст: еженедельник "Алфавит" No.24, 2000.

Так же читайте биографии известных людей:
Валерий Николаев Valery Nikolaev

В кино Валерий Николаев начал активно сниматься с начала 1990-х годов. Среди первых его работ были роли в украинской трагикомедии Ниагара (1991),..
читать далее

Валерий Потокин Valery Potokin

Он очнулся от холода. Уже потом почувствовал тупую боль в затылке. Когда открыл глаза, ничего не понял. Вокруг и темно, и светло одновременно...
читать далее

Валерий Хлевинский Valery Hlevinskiy

Заслуженный артист России.
читать далее

Валерий Шальных Valery Shalnyh

Заслуженный артист России.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий