Известные люди

»

Валерьян Турыгин

Валерьян Турыгин Valeryan Turygin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.6.1914
Всего совершил 347 успешных боевых вылетов. В 88 воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично, 4 - в группе с товарищами и 7 уничтожил на аэродромах. Выполнил 80 штурмовок войск противника, при этом уничтожил 42 автомашины, 21 полевое орудие, 28 зенитных орудий, 17 танков, 32 железнодорожных вагона, 24 зенитно - пулемётных точки, 23 блиндажа, до 700 вражеских солдат и офицеров.

Родился 1 Июня 1914 года в городе Смоленске. Окончил 9 классов средней школы, Одесское военное авиационное училище и Высшие лётно - тактические курсы командиров частей. До Великой Отечественной войны работал грузчиком, камнебоем, трактористом, шофёром, заведующим гаражом. С 1939 года в Красной Армии.

Участник Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Сражался в составе 653-го и 269-го истребительных авиационных полков.

Войну закончил командиром 813-го истребительного авиационного полка ( 8-й истребительный авиационный остов, 5-я Воздушная вооруженные силы ).

Вэтого совершил 347 успешных боевых вылетов. В 88 воздушных боях сшиб 13 самолётов противника лично, 4 - в группе с товарищами и 7 уничтожил на аэродромах. Выполнил 80 штурмовок войск противника, при этом уничтожил 42 автомашины, 21 полевое орудие, 28 зенитных орудий, 17 танков, 32 железнодорожных вагона, 24 зенитно - пулемётных точки, 23 блиндажа, до 700 вражеских боец и офицеров.

В Сентябре 1945 года представлен к званию Героя Советского Союза, и все-таки тогда представление не было реализовано. После войны до 1960 года В. М. Турыгин продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах, обучал лётный состав высшему пилотажу. После увольнения из Вооружённых Сил работал в народном хозяйстве. Полковник в отставке. Награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями и памятными знаками. 20 Марта 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

* * *

...Конец Октября начало Ноября 1942 года характеризовался наивысшим накалом воздушной борьбы на Туапсинском направлении. Немецкая авиация делала каждый день до 300 боевых вылетов.

23 Октября в Адлере приземлились 20 новеньких "ЛаГГов" 269-го истребительного авиаполка ( начальник Майор М. И. Третьяков ). Этому полку уже пришлось повоевать с Адлерского аэродрома в Августе 1942 года. Затем он был направлен в тыл на переформирование. Пополнившись людьми и техникой, полк вернулся на старинный аэровокзал, где влился в состав 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушная армии.

Костяк полка составляли опытные, успевшие повоевать лётчики. Штурман полка 25-летний Капитан Валентин Дмитриевич Афанасьев имел репутацию отличного разведчика и воздушного бойца. Ветеран полка, он произвёл 156 боевых вылетов на самолёте И-153, лично сшиб 2 вражеских самолёта и 5 в групповых схватках. За мужество и отвагу в Феврале 1942 года был награждён орденом Красного Знамени. За образцовое выполнение боевых заданий орденом Красной Звезды был награждён и начальник 1-й эскадрильи Капитан Григорий Игнатьевич Гроховецкий.

Командир 2-й эскадрильи Капитан Павел Александрович Бычков в свое время воевал в 653-м истребительном авиаполку на самолёте И-15бис. Устаревшие истребители - бипланы И-15бис использовались, в основном, как лёгкие штурмовики. Тихоходные и слабо вооружённые, эти самолёты зачастую становились лёгкой добычей немецких истребителей. Уцелеть и возвратиться из боя на таком самолёте было уже подвигом, а Бычков произвёл на нём 80 боевых вылетов, в том числе 13 на штурмовку. Его боевые заслуги были отмечены орденом Красного Знамени.

Заместитель Гроховецкого 28-летний Капитан Валерьян Михайлович Турыгин раньше так же воевал на И-15бис. Произвёл 140 боевых вылетов, из них 48 на штурмовку. Был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, в 269-м авиаполку он считался лучшим специалистом по применению средств радиосвязи.

Вместе с Бычковым и Турыгиным из 653-го авиаполка пришли и Лейтенанты Г. В. Бессонов, М. И. Поджары, И. Ф. Симанович, чьи ратные заслуги ещё были отмечены боевыми наградами.

С такими лётчиками нестрашно было биться с любым врагом. Но в полку было полно и молодых пилотов, без малого не имеющих опыта. Лётчикам Майора Третьякова пришлось включаться в боевую работу с ходу, без освоения района действий, что безотложно привело к значительным потерям. Первый воздушный махач в Туапсинском небе окончился для лётчиков 269-го ИАП катастрофой. В одном только вылете полк лишился 20% своих боевых машин...

Во второй половине дня 29 Октября 1942 года произошло немного воздушных боёв, единственный из которых стал самым крупным и напряжённым за всё время боевых действий 236-й истребительной авиадивизии на Туапсинском направлении. Перипетии этого воздушного боя, умелые и решительные действия советских лётчиков в деталях описаны в отчёте о боевых действиях 236-й ИАД за Октябрь 1942 года, хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны.

В 16 часов 10 минут для нанесения штурмового удара по войскам противника в районе хутора Перевальный с Адлерского аэродрома взлетели 6 "Илов" 502-го штурмового авиаполка. Группу вёл Младший лейтенант Н. И. Назаров. Следом за ними взлетели истребители прикрытия - 9 ЛаГГ-3, ведомые Капитаном В. М. Турыгиным. При необходимости они могли быть усилены с Лазаревского аэродрома находящимся в готовности 1 дежурным звеном 518-го истребительного авиаполка.

Штурмовики шли парами на высоте 1400 - 1500 метров. На одной высоте с ними попарно слева и позади летели истребители группы непосредственного, прикрытия во главе с Капитаном Турыгиным. С превышением в 400 - 500 метров над ключевой группой шла тройка "ЛаГГов" Младшего лейтенанта Е. Ф. Руденко, а ещё на 500 - 700 метров выше - пара ЛаГГ-3, пилотируемых Лейтенантом М. И. Поджары и Г. В. Бессоновым ( группа свободного маневра ).

Радиосвязь между группами и землёй была установлена сию минуту же следом взлёта. С земли сообщили, что в районе Сочи замечена пара вражеских истребителей - "охотников". На подлёте к Лазаревскому два Ме-109 попытались подступить к главный группе, но позже атаки сержантом В. Н. Молчановым скрылись в облака. Они, повидимому, предупредили своих по радио, так как когда советские самолёты перевалили сквозь горы и вышли в заданный район, их там встретили 4 истребителя Ме-109. Имея превосходство в высоте, вражеские самолёты зашли в атаку на звено Руденко, но советские лётчики ускользнули из - под удара и, в свою очередность, контратаковали врага.

Пока истребители среднего яруса прикрытия сражались с противником, штурмовики, снизившись до 600 - 500 метров, с дистанции 1500 - 1000 метров выпустили "эресы" и уже на высоте 350 - 250 метров, выходя из пикирования, сбросили бомбы, вместе с тем обстреливая вражеские позиции из пушек и пулемётов.

В миг штурмовки к линии фронта подошла большая группа немецких самолётов: 13 Ju-87, 8 Ме-110 и немного прикрывающих их истребителей Ме-109. Руденко и его ведомые, прекратив мордобой с Ме-109, устремились в лобовую атаку на заходящие для бомбометания "Юнкерсы". После первой же атаки, в которой было сбито 2 Ю-87, боевой строй бомбардировщиков противника рассыпался на одиночные самолёты, которые атаковывались нашими лётчиками на разных высотах, вплоть до бреющего полёта. Только нескольким "Юнкерсам" удалось прорваться к нашим войскам, но бомбили они в спешке неприцельно. В течение нескольких минут было сбито 6 Ю-87. Остальные, развернувшись, ушли на север. Ме-110 попытались, в свою очередность, штурмовать советские штурмовики. Молчанов, заметив, что в хвостище одному из "Илов" заходит Ме-110, сблизился с вражеским самолётом и с дистанции 200 - 250 метров сшиб его.

В разгар воздушного боя к противнику подошло ещё 9 вызванных по радио с Майкопского аэродрома истребителей Ме-109. Воздушный мордобой принял нрав беспорядочной свалки. Каждый свойский лётчик действовал независимо, независимо от товарищей. Самолеты гонялись приятель за другом, описывали замысловато кривые.

Один из Ме-109 зашёл в хвостище "ЛаГГа" старшего сержанта В. Т. Воронцова. На выручку ведомому тут же бросился Турыгин, атаковав врага с задней полусферы. Немецкий истребитель попытался переворотом оставить вниз, но Капитан, продолжая преследование, сблизился с ним и с дистанции 200 метров снова открыл жар. "Мессер" был подбит, но в тот самый миг на Турыгина в атаку устремились сию минуту 4 Ме-109. Сделав переворот, он сблизился с другим ЛаГГ-3 и уже в паре с ним продолжал махач.

Пока "ЛаГГи" сражались с немецкими самолётами, группа Назарова завершила штурмовку и взяла вектор движения на свой аэропорт. Следом за "Илами", прикрывая их, пошёл Турыгин со своими ведомыми. Остальные, действуя отдельными парами, продолжали новости воздушный махач. Взаимно прикрывая дружбан друга и отражая пикирующие на них со всех сторон немецкие истребители, они исподволь увлекали противника в сторону побережья.

Нарушив строй, наши лётчики совершили ошибку. Противник, тот, что и так имел численное превосходство ( 18 Ме-109 супротив 9 ЛаГГ-3 ) в настоящее время мог штурмовать нашу группу по частям. На любой ЛаГГ-3 нападало в то же время до 4 немецких истребителей. Выбросился из горящего самолёта на парашюте над Анастасиевкой Молчанов, с трудом посадил на откос высоты 1036,9 свою подбитую машину Руденко. На Бессонова и Поджары навалились 9 Ме-109 !

Лишь блестящее владение техникой пилотирования спасло наших лётчиков. Особенно тяжко пришлось молодым пилотам, не имевшим ни соответствующих лётных навыков, ни опыта ведения группового воздушного боя. Истребители противника продолжали преследование и над морем. Четвёрка Турыгина снизилась до бреющего полёта. Это была вторая оплошность. "Мессеры", имевшие превосходство в высоте, а стало быть, в скорости и маневренности, получили свободу действий. Три ЛаГГ-3 были сбиты...

Командование дивизии, получив по рации извещение о начавшемся воздушном бое, сразу подняло в воздух дежурное звено 518-го истребительного авиаполка - два ЛаГГ-3 и два Як-1. В 16 часов 50 минут на высоте 1500 метров пару Лейтенанта С. М. Колесникова негаданно из - за облаков штурмовали два Ме-109. Зашедший в хвостище самолёту Младшего лейтенанта С. С. Кемарского германский "охотник" открыл пламень. Горящий ЛаГГ-3 рухнул в море недалече от Чемитоквадже. Колесников, потеряв ведомого, безотлагательно же ушел на посадку. Вторая пара продолжала полёт, но из - за облачности выявить группу Турыгина не смогла и в воздушном бою участия не принимала.

Проведённый воздушный мордобой оказался рекордным по количеству участвовавших в нём самолетов: 15 советских и 39 немецких. Длился он 20 - 25 минут и, несмотря на численное превосходство противника, закончился в общем - то в пользу нашей авиации. Наши штурмовики удачно выполнили поставленную боевую задачу и потрясение немецких бомбардировщиков был сорван. Советские истребители записали на свой боевой счёт 11 побед. Три вражеских самолета ( единственный Ме-110 и два Ju-87 ) сшиб Младший лейтенант Е. Ф. Руденко, единственный Ме-110 - сержант В. Н. Молчанов, по одному Ме-109 - лейтенант М. И. Поджары и сержант Н. П. Ворганов.

Достаточно велики были и потери советской стороны. Не нернулось 6 самолётов, 1 получил значительное повреждение. Погибли 3 лётчика: старшина А. Н. Ганженко и сержанты В. Ф. Борисов и Н. П. Ворганов. Потери могли быть и меньше, если бы не ошибки, допущенные на заключительном этапе ведения боя. Все наши самолёты были сбиты в оборонительном бою, при отходе.

Сложная воздушная ситуация сложилась на Туапсинском направлении и 3 Ноября 1942 года. В тот самый день немецкая авиация произвела 394 вылета, из них 276 на участке хутор Перевальный - гора Индюк - гора Семашхо супротив наступающих тут войск 18-й армии. 5-я Воздушная вооруженные силы выполнила в тот самый день 73 боевых вылета, из них 50 пришлось на долю 236-й истребительной авиадивизии.

В 16 часов с Адлерского аэродрома вылетело 8 ЛаГГ-3 из 269-го авиаполка. Недалеко от Шаумяна у одного из истребителей прикрытия начались перебои в моторе. Пилот, старшина Ю. И. Медведев, решил возвратиться но, не дотянув двух километров до Лазаревского аэродрома, упал. Падение произошло с мелкий высоты и лётчик отделался ушибами.

Остальные самолёты вышли к цели. Здесь они обнаружили 8 Ме-110, штурмовавших позиции нашей пехоты под прикрытием 3 Ме-109. Несколько в стороне ходил разведчик FW-189, тот, что, повидимому, и навёл "Мессеры". Пара "ЛаГГов" третьего, верхнего яруса прикрытия атаковала Ме-109 и Капитан П. А. Бычков одного из них сшиб. В это время "Бостоны" стали работать первостепеннный заход на мишень. Заметив советские бомбардировщики, Ме-110 тут же попарно позади и снизу попытались их штурмовать, но истребители непосредственного прикрытия отбили атаку врага, давая вероятность экипажам "Бостонов" продолжать бомбардировку.

Одновременно в махач вступила пара ЛаГГ-3 среднего яруса группы прикрытия. Капитан Турыгин сшиб Ме-110, ещё единственный самолёт был сбит огнём воздушных стрелков с бомбардировщиков. При вторичном заходе на бомбометание немецкие лётчики были уже менее активны: два Ме-110, дымя, ушли на свою территорию, а остальные встали в оборонительный вираж. "ЛаГГи" ушли вверх, где шёл махач с Ме-109. Наши бомбардировщики, сделав два захода на мишень и беспрепятственно отбомбившись, на максимальной скорости пошли домой.

На обратном пути нашу группу в районе Псебе встретила четвёрка Ме-109, вызванная, бесспорно, к месту боя по радио. Навстречу им устремилась пара Капитана Турыгина. Немцы сманеврировали. Одна пара вступила в махач с нашими истребителями, другая продолжала преследовать основную группу. Ведомый Турыгина Лейтенант И. Ф. Симанович в третьей атаке на встречном курсе сшиб Ме-109. Второй германский пилот боя не принял и резким маневром ушёл в сторону.

Но Симанович потерял своего ведущего. Пытаясь нагнать остальных, он обнаружил, что в хвостище ему с превышением в 200 - 300 метров пристраивается одиночный "Мессер" ( по всей вероятности, напарник сбитого немца ). Энергичным маневром Симанович сумел покинуть из - под удара. Завязался ближний маневренный мордобой, требующий от лётчика высокого лётного мастерства, быстрой реакции и предельной концентрации внимания. В течение 5 минут самолёты выделывали сложные эволюции. Наконец немецкому лётчику удалось заскочить со стороны солнца в лобовую атаку.

Два истребителя быстро сближались... С дистанции 200 метров Симанович открыл жар. В следующую секунду вражеский самолёт тенью промелькнул мимо. В кабине потянуло запахом дыма, языки пламени обожгли физиономия и руки, ЛаГГ-3 загорелся. Симанович выбросился на парашюте. Приземлился он в двух километрах от посёлка Первомайский. Наблюдавшие за поединком бойцы поста морской пехоты сообщили, что Ме-109, атакованный Симановичем, сообща с лётчиком упал в море в 100 метрах от берега.

Лётчики 269-го авиаполка в тот самый раз удачно выполнили поставленную перед ними задачу. Прикрываемые ими бомбардировщики успешно отбомбили и без потерь вернулись на базу. Было сбито 4 вражеских самолёта, истина не обошлось и без потерь. С боевого задания не вернулось два "ЛаГГа".

15 Ноября 1942 года в районе Туапсе, будучи ведущим восьмёрки истребителей, Капитан Турыгин вступил в махач с 48 самолётами противника. В этой схватке он лично сшиб 2 самолёта, а его группа - 8 самолётов.

Войну Валерьян Михайлович закончил в должности командира истребительного авиационного полка. На его счету 347 выполненных боевых вылетов и 88 проведённых воздушных боёв. Он уничтожил 17 самолётов противника в небе ( 13 лично и 4 в группе ) и ещё 7 на земле - при штурмовке аэродромов.

Так же читайте биографии известных людей:
Валид Джумблат Valid Dzhumblat

Лидер ливанской общины друзов и глава Прогрессивной социалистической партии. С 2000 года - сторонник, позже - главный вдохновитель антисирийской..
читать далее

Валия Валия Valia Valia

Король вестготов.
читать далее

Вальдемар Кобозя Valdemar Kobozya

Автор гимнов Русского шансона и хоккейной команды "Волга". Печатался в журнале мод "Дефиле" (страничка блатной музыки), сотрудничал с Русским радио..
читать далее

Вальтер Гропиус Valter Gropius

Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий