Известные люди

»

Василий Баженов

Василий Баженов Vasily Bajenov Карьера: Архитектор
Рождение: Россия, 12.3.1737
Василий Иванович Баженов родился в феврале 1737 года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву.

Я отважусь в этом месте упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, - рассказывал о себе сам Баженов. - Между прочим, по зимам из снегу я делал палаты и статуи, что и в настоящее время я желал бы то видеть. Но мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь: по заведенной традиции, ему следовало ступать по стопам отца. Но Баженову безудержно хотелось рисовать: Я святых из церкви переносил мыслью под переходы на стены и делал своей композицией, за что меня ставали и секали часто.

И мальчуган, таки добился своего - в 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Ухтомским. Приняли, но не зачислили. В списках учеников Ухтомского он нигде не значится. Василий, судя по всему, был определен туда вольным слушателем. Дмитрий Васильевич довольно приподнято оценил способности Баженова, но, зная об его бедственном положении, отдал предпочтение избавить своего воспитанника от обязательных занятий и зачастую предоставлял ему вероятность подработать. По просьбе казенных учреждений и частных лиц он направлял Василия в качестве газеля (подмастерья) на стройки для составления смет, для осмотра зданий, нуждающихся в перестройке или ремонте.

Год через в судьбе Василия произошел свежеиспеченный поворот: его приняли в Московский вуз. А когда основалась в Санкт-Петербурге Академия художеств, и начальствующий над ней обер-камергер Иван Иванович Шувалов потребовал из Московского университета немного питомцев, способных к изящным художествам, тогда Баженов был назначен первым в числе таковых и отправлен в Санкт-Петербург, - рассказывает основополагающий биограф Баженова Е. Болховитинов.

Академические ученики находились на полном казенном обеспечении. Кроме наук об искусстве, ученикам академии преподавали историю, анатомию, мифологию, математику, иностранные языки. По вторникам, средам и четвергам проходили уроки в рисовальной палате. Их вели скульптор Жиле, живописец Лелорен, рисовальщик Моро, гравер Шмидт. Это были опытные мастера. Они помогли организовать русскую академическую школу живописи, воспитали плеяду талантливых художников. Баженову повезло с преподавателями и по архитектурным наукам. Он учился под руководством талантливых архитекторов С.И. Чевакинского и А.Ф. Кокоринова.

Потом Академия художеств мною первым началась, - с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и для младших стал, по-видимому, не столь товарищем, сколь первым учителем.

Через три года Баженов едет вкупе с молодым живописцем Антоном Лосенко за рубеж. Петербургская академия художеств назначила своим пенсионерам на содержание по 350 рублей в год. На 50-60 франков в месяц в Париже не очень-то разгуляешься. По этой же причине Баженов и Лосенко были вынуждены снять достаточно скромное помещение на задворках Парижа, в дешевом микрорайоне.

Во Франции Баженов впервой увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, о которой уже, конечно, толковали его академические наставники. Правилам нового стиля и обучает Баженова блистающий архитектор Шарль де Вайи. Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и с жадностию их копировали, - рассказывал вслед за тем Баженов. Видимо, он уже тогда выдавался посреди соучеников изобретательностью и яркой фантазией.

Около полутора лет пролетели неприметно. За это время неприглядное жилище посланцев Петербургской академии немного преобразилось, оно украсилось многочисленными рисунками, миниатюрными моделями, изготовленными Баженовым, его эскизами, чертежами, проектами.

Экзамены в Парижской академии прошли больше чем благополучно. Баженов, славно подготовившись, осмелился сходить первым. Он представил экзаменаторам модель Колоннады Лувра, изготовленную с ювелирной точностью. Представил ещё чертежи, рисунки, офорты. И ещё покорил парижских знаменитостей своей эрудицией, буйной фантазией.

Слух о творческих удачах Баженова и Лосенко, об их успехах в учебе дошел до Петербурга. Там также был устроен экзамен, только заочно, на основании присланных пенсионерами работ. Оценки были даны самые высокие.

В Париж ушло уведомление, в коем говорилось, что Лосенко быть в Москве, а Баженову на зиму в Рим. Баженов получил двухгодичный заграничный удостоверяющий личность документ, упаковал свои вещи, простился с учителями и с Лосенко и в конце октября 1762 года отправился в турне по Италии для дальнейшего знакомства с европейской культурой, изучения архитектурных стилей и памятников зодчества различных эпох.

Но полтора года в Италии нелегко достались нервному, впечатлительному Баженову. Не хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из Петербурга, он был единственный, его врали, на него более того напали разбойники... С трудом добрался Баженов до Парижа и тут оставался до тех пор, в то время как академия не соизволила оплатить его долги и дорогу домой.

Баженов вернулся на родину 2 мая 1765 года. Он приехал в Петербург прямо к большому торжеству в честь нового устава Академии художеств. Но академия Баженова обидела. Ему сшили парадный мундир, за тот, что следом требовали денег, произвели в академики, но давнехонько обещанной профессорской должности, а значит, и оклада, не назначили. Сменившемуся тут начальству он был не нужен. К тому же Баженову устроили опробование, от которого другие академики были избавлены, - предложили сотворить для подтверждения высокого звания маленький план... Он выполнил его с блеском и размахом, в отдалении превзойдя заданную скромную программу.

Позднее Екатерина поручила Баженову разработать план Института благородных девиц при Смольном монастыре. Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изысканная композиция поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами занятие и ограничилось. Проект остался неосуществленным. После длительных проволочек предпочтение было отдано проекту архитектора Кваренги.

Визит в Мкумачовый двор не прошел бесследно. Увлеченный рассказами Баженова, цесаревич Павел загорелся желанием создать свой дворец на Каменном острове. Баженов достаточно резво выполнил тот самый заказ. Дворец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется подтверждение французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: Он сильно красив, в особенности благодаря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на немного ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, дальше зал овальной формы, тот, что при большущий длине кажется кот наплакал узким; декоративная количество в нем крайне проста. Направо - помещение, из которого ворота ведет в маленький театр, достаточно прекрасный... Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада находится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический манера, которому старались подражать при ее постройке, производит прекрасный эффект.

Наконец, Григорий Орлов, командующий артиллерией и фортификацией, пригласил Баженова к себе на службу, испросив ему у императрицы нежданный для архитектора ранг капитана артиллерии. Вместе с покровителем и всем царским двором Баженов покинул Петербург и в начале 1767 года возвратился в родную Москву.

Баженов вскоре следом приезда в Москву женился. Его супругой стала Аграфена Лукинична Красухина, дочка каширского дворянина, раньше времени умершего. Тем временем Екатерина II заболела архитектурой. Этим решил употребить Орлов. Он делал попытки возродить свои утраченные позиции при дворе, потеснить деятельного Потемкина. Поэтому Орлов посоветовал Баженову разработать план особенный, дерзкий, чтобы потом сквозь него, Орлова, предложить императрице активизировать возведение здания, которое вызовет тотальный заинтересованность.

Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то время Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: из азбучный перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были угодить все кремлевские соборы с Иваном Великим. Идея Баженова сразила Орлова, но он усомнился в действительности настолько грандиозных планов.

К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами и начал к самому проекту реконструкции, к созданию здоровый модели Кремлевского дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции начали к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было понадобиться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей.

Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартирка архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэтажное сооружение с обширным восьмигранным залом - Модельный жилище. В нем опосля делали громадную деревянную модель будущего Кремля. Модель, по словам Баженова, - половинка практики, то есть готового здания, которая позволит ревизовать правильность его композиции и пропорций.

Модель впечатлила всех, более того людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое - и техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать немного дядя. В своих пропорциях модель математически верно соответствовала размерам будущего дворца.

Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение. Два нижних этажа объединялись абсолютный горизонтальной руставкой и карнизом и служили своего рода постаментом для двух верхних. Все этажи были объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблемент, украшенный скульптурой, поддерживали четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа - по десять колонн, за ними - двухколонные выступы. В нишах стен размещались изысканные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся, таким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел без малого такое же богато декорированное оформление.

Впечатлительна была циркумференция - немалый полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. Циркумференция соединялась с главным корпусом, там же находился подъезд с тремя красивыми арками. Богато декорированный вход обрамляли колонны. С другого конца циркумференция соединялась с театром. Особенный результат производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиеся лестницы. Стены театра были украшены ионическими колоннами.

Не менее эффектным было и внутреннее оформление, в особенности центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах.

Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но немного действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит строгий столичный архиепископ Амвросий, орава громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла только к зиме.

На следующее лето праздником начался свежий период работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, тот, что заложили год через в ещё больше торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, перестать работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: Оставляю тому, кто за благо избран будет.

Тем временем он строил за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над турками. Причудливые здания неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие следом победы к России.

Нарядные необычные постройки Екатерине понравились. Такой она захотела зреть и свою новую усадьбу - только что купленное под Москвой Царицыно. На склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы, в вольном порядке, уймище относительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда алый кирпичик был эффектно оттенен вставками из резного белого камня.

Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина, условное, без малого игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не крайне ещё различая эпохи и страны, именовали готической. Классицисты считали ее неправильной, искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он вольно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику - в этом месте и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел.

Десять лет строил Баженов Царицыно. Каждой весной он перебирался туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть непрерывно при работах. Здесь, в различие от Кремля, он все делал сам: распоряжался финансами, заблаговременно покупал материалы, нанимал рабочих. Стройка разрасталась, а монеты поступали из Петербурга все медленнее. Василий Иванович то и занятие оказывался виноватым. К тому же замучили долги, судебные тяжбы. Он устал, в сорок лет чувствовал себя стариком. В сыром Царицыне болели дети, умер меньший сынуля...

Летом 1785 года императрица, в конце концов, приехала и посетила без малого готовую усадьбу, знакомую ей только по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными - на бумаге все выглядело внушительнее. Царицыно она приказала перестроить и передала возведение Казакову.

Дворец в Царицыне был разрушен не безотлагательно. М.М. Измайлов пытался было разыскать выход из создавшегося положения, чтобы хоть как-то поддержать Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает свежий вариант дворца и представит свой раньше, чем это сделает Казаков. Но ничего из этого не вышло, снова работа был потрачен напрасно. Екатерина отвергла работу Баженова, более того как следует не познакомившись с нею. В феврале 1786 года пришло указание о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве вслед за тем (нового здания) по сызнова конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану.

Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сберечь избранный Баженовым манера старорусской архитектуры. Но ему кроме того не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную количество здания. Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования все время урезывались. В результате получилась большая отличалка между проектом и осуществленным зданием.

Василий Иванович оказался на практике отстраненным от царицынского строительства. Он получил годовой отпуск по болезни: ухудшилось зрение, пошаливали сердце и нервы. В декабре 1786 года Баженов просил графа А.А. Безбородко, первого секретаря императрицы по принятию прошений, продлить отпуск с сохранением жалованья, чтобы совсем откорректировать самочувствие. В случае отказа Баженов соглашался и на отставку, но с пенсиею, как и все верноподданные Ея Императорского Величества пользуются, потому как, как небезызвестно ваше сиятельству, не имею у себя столь содержания, сколь для здоровый семьи моей, а притом и для оплаты долгов, потребно. Прошение удовлетворили.

Еще до его второй, царицынской, катастрофы у архитектора появились новые друзья, помогавшие преодолевать душевную смуту и безысходность. Это были масоны. Баженов был издавна знаком с наследником престола Павлом Петровичем и, приезжая в Петербург, передавал ему напечатанные в Москве масонские книги. Подозрительная Екатерина II обвинила масонов в том, что они хотят уловить наследника в свою секту, подчинить себе. Это было государственное правонарушение. Больше всех пострадал Николай Новиков, газетчик и издатель, принявший когда-то Баженова в масонский орден. Самого архитектора не тронули, но работы для него у царицы больше не нашлось.

Конечно, Василий Иванович выполнял не только царские заказы, но о них известно, к сожалению, значительно меньше: бумаги зодчего и большинства его заказчиков не сохранились. Достоверно известно, что в 1780-е годы Баженов построил жилище для богача П.Е. Пашкова. Дворец красуется на высоком холме супротив Московского Кремля - в настоящий момент это старое сооружение Российской государственной библиотеки. Между тем проблема у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с прочий - грубо сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел обратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, через которые открывается картина на жилище, фасад же обширно развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом - заключение, не невзначай перекликающееся с проектом перестройки Кремля.

Баженов создал в этом месте в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал: Трудно откопать больше совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь.

Мнение русских и гостей нашей страны было единодушное: Пашков дом - это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов проект художника отличается смелостью, полетом фантазии и сообща с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и для внешнего оформления.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, на скромную место архитектора при Адмиралтействе. Он строил в настоящее время, главным образом, в Кронштадте - казармы, сухарный предприятие, лесные сараи, причем нередко по не раз использованным чертежам - следовало пуще всего оберегать казенные капиталы, а художественные качества таких построек адмиралтейских чиновников отнюдь не интересовали. Потому они и не приняли окончательный громадный план архитектора - реконструкцию следом пожара галерной гавани на Васильевском острове в Петербурге: он был жутко обширен и великолепен, а значит, и дорог...

В 1796 году умерла Екатерина II. Давний покровитель Баженова Павел стал императором. Василий Иванович тут же получил от него значимый ранг и деревню с тысячей душ крепостных. Перед ним снова открывались обширные творческие возможности... В начале 1799 года император сделал архитектору ещё единственный подарок: назначил его вице-президентом Академии художеств - на пост, которую ввели нарочно для Баженова. Так победителем возвратился он в свою Академию, которая отвергла его больше тридцати лет обратно.

И силы вернулись. Шестидесятилетний вице-президент горел желанием обновить одряхлевшую Академию, взращивать молодых художников, отыскивать таланты. Но времени для этого у него, как оказалось, уже не было. Летом 1799 года Баженова расшиб паралич.

В конце июля, в одну из белых ночей, Василий Иванович попросил детей - Оленьку, Надежду, Веру, Владимира, Всеволода и старшего из сыновей, Константина, - собраться у его постели, чтобы удерживать прощальную речь. 2 августа немалый архитектор скончался.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Стасов Vasily Stasov

Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен..
читать далее

Василий Шервуд Vasily Shervud

Шервуд (Василий Осипович) - живописец, архитектор и скульптор, трудившийся в Москве, в 1857 - 1883 годах.
читать далее

Василий Стамов Vasily Stamov

Ленинградский скульптор Василий Гаврилович Стамов принадлежит к тем деятелям советской культуры, которые на рубеже 50-60-х годов обратились к..
читать далее

Василий Алферьев Vasily Alferiev

Алферьев Василий Петрович (13[25].04.1823 - н. дек. 1854), поэт и прозаик. Сын директора губернской гимназии и нижегородских училищ. Десяти лет..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий