Известные люди

»

Василий Барсуков

Василий Барсуков Vasily Barsukov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 6.8.1922
Гвардии капитан В. Н. Барсуков совершил 286 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. 0 за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 6 Августа 1922 года в деревне Гремучий Ручей Бежецкого района Тверской области в семье служащего. С 1929 года жил в Москве. Окончил среднюю школу. Учился в ФЗУ, занимался в аэроклубе Метростроя. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1942 года в действующей армии, воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах. К Марту 1945 года начальник эскадрильи 18-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная вс, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан В. Н. Барсуков совершил 286 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сшиб лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. 19 Апреля 1945 за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 380 боевых вылетов. В 70 воздушных боях сшиб 22 самолёта противника лично и 7 - в составе группы.

По окончании войны остался на службе в ВВС. В 1951 году окончил Московский юридический институт ( заочно ). С 1958 года Гвардии полковник В. Н. Барсуков - в запасе. Жил в Москве, работал ведущим инженером в НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Умер 26 Сентября 1990 года.

* * *

Василий Барсуков родился в 1922 году в Тверской области. До Октябрьской революции и вслед за тем, до 1928 года, родители занимались сельским хозяйством, далее переехали в Москву. Отец работал бухгалтером, мамаша - швеёй. С 8 лет Василий пошёл обучаться. В 1938 году, окончив 7 классов Реутовской средней школы, поступил в школу фабрично - заводского ученичества при заводе "Точизмеритель".

Они завсегда были друзьями, папа и наследник Барсуковы. Отец, Николай Николаевич, воспитывался в рабочем коллективе одного из заводов Петрограда, юношей участвовал в штурме Зимнего дворца, был красногвардейцем. Немногословный, завсегда чем - нибудь занятый, Барсуков - старшой зорко и любовно следил за сыном, неназойливо направлял на его ошибки, одобрял хорошие поступки. Барсуков - меньший учился в ФЗУ и в то же время с детства мечтал сделаться художником. Вот отчего, наряду с учёмордобой, он посещал изостудию ВЦСПС, недурно рисовал, более того стоял во главе кружком начинающих живописцев на заводе. Однажды папа заметил новое увлечение Василия - авиацию. В доме появились книги о самолётах, о лётчиках. По путёвке комсомола в 1940 году Василий пришёл в аэроклуб Метростроя.

- Война не за горами, - сказал Николай Николаевич. - Ты выбрал грозное оружие. Учись, овладевай им в совершенстве, а я по - стариковски пойду в махач с трёхлинейкой...

Когда началась махаловка, папа и сынуля ушли из дома без малого одновременно: Николай Николаевич - на фронт, а Василий - в Черниговское лётное военное училище. Изредка сынуля получал от отца маленькие солдатские треугольники. "Жив. Здоров. Помаленьку наводим шорох в тылах фашистов", - читал курсант. Отец наказывал: "Не посрами нашу фамилию". В реакция Василий написал: "Или вернусь героем, или погибну". Отец одним духом ответил кратко и категорично: "Вернись и живым и героем".

Случилось так, что курсанта Барсукова, превосходно окончившего в Апреле 1942 года обучение, оставили инструктором в запасном авиационном полку. Он бурно воспротивился назначению, в открытую сказал командиру полка: "Как же так ? Я отцу клятву дал. Он - бывший красногвардеец, воюет на фронте, а я тут, в тылу, буду ?" И его отправили на фронт...

Первый боевой вылет Василий Барсуков сделал на Ржевском направлении в паре с Капитаном Тузовым.

- Для начала, - сказал тот перед полётом, - как и в тренировочных вылетах, старайся при любом маневре беречь родное местоположение в строю. Ну а если придётся штурмовать, сближайся до тех пор, в то время как не увидишь заклепки. Тогда ни одна очередность не пройдёт мимо. Точность залпа - вот в чём соль...

Испытания на мужество начались с первых же вылетов. Первые 2 - 3 боевых вылета прошли без приключений. Василий освоился с манерой пилотирования Тузова, стал осознавать его, как говорится, с полуслова. Это - то в сочетании со стремлением "приметить заклёпки" и помогло ему одержать первую победу.

- Знаете, что меня больше всего поразило тогда ? - вспоминал тот мордобой Василий Николаевич. - Мои пули рвут дюраль вражеского самолёта ! Значит, и хвалёные Ме-109G разрешено сшибать на "Яке".

Однако вторая схватка с врагами закончилась не так удачно. 24 Апреля 1943 года в районе Спас - Демянска сержант Барсуков схлестнулся с "Мессером" на встречных. Вражеский лётчик оказался не из робкого десятка. Стрелял без малого до столкновения. Но в последнее момент не выдержал, отвернул. Василий нажал на гашетки. "Мессер" задымился и вошёл в штопор. И только тогда Василий почувствовал жжение на груди и голове. В глазах на момент потемнело.

- Барсуков, что с тобой ? - открытым текстом запросил Тузов.

- Всё в порядке, пристраиваюсь, - ответил сержант. Но когда приземлился на своём аэродроме и вышел из кабины, силы покинули его.

После двух сбитых вражеских самолётов младой пилот лично убедился в лживости вражеской пропаганды, о том, что немецкие самолёты намного превосходят наши и что они господствуют в небе.

А после этого было затишье. "На Западном фронте идут бои местного значения", - передавало Совинформбюро. Барсуков отказался улечься в лазарет. Лечился в дивизионном лазарете.

- И не бессмысленно, - вспоминает ветеран. - Скоро приехали вербовщики из 18-го Гвардейского ИАП. Листали наши тощие личные дела, проверяли технику пилотирования. Одним словом, отбирали достойных. Поехали Владимир Баландин, два Николая - Пинчук и Даниленко ( все они после этого стали Героями Советского Союза ), да мы с Мишей Чихуновым. Знали: едем в единственный из лучших полков фронта, но не ведали, что придётся биться крылом к крылу с французской эскадрильей "Нормандия".

Василий получил направление в эскадрилью Старшего лейтенанта Ивана Заморина. О Заморине в полку ходили легенды. Дрался четвёркой супротив 50 "Хейнкелей" и 12 "Мессеров". Горел в воздухе. Был списан с лётной работы, но сумел "оживить" обгоревшие руки и вновь вернулся в строй.

- За одного битого двух небитых дают, - развесёло сказал он Василию и тут же добавил: - Беру ведомым.

Заморин ни разу не пожалел о своем выборе. За Барсуковым резво закрепилась слава надёжного лётчика. Он стал уже командиром звена, а комэск на сложные задания продолжал забирать его ведомым. Даже следом войны, через десятки лет, он с благодарностью вспоминал надёжную защиту задней полусферы своего самолёта, которую снабжал Василий Барсуков.

Когда Заморин узнал, что его ведомый превосходно рисует, его радости не было конца.

- Теперь разборы у нас в эскадрилье будут с картинками, - сказал он, подмигивая Василию.

Разборы боевых вылетов Заморин проводил мастерски. Они являлись прекрасной школой тактической выучки молодых лётчиков. Ещё больше ценными были указания командира полка Анатолия Голубова, тот, что просто заканчивал своё выступление так:

- Меньше произносить, больше совершать. Белые молнии и красные звёздочки на фюзеляже за нас всё скажут. Такая уж традиция сложилась в полку. Блюдите её !

* * *

Интенсивная боевая служба началась летом 1943 года, намедни Курской битвы. Пара Заморин - Барсуков чаще всего летала на разведку.

В конце Июня 1943 года Василий подал заявление о приёме в члены ВКП(б). 3 Июля партийная комиссия полка собралась у его самолёта, когда пилот в боевой готовности 1 сидел в кабине. В это время в небосвод взвилась зелёная ракета - знак на вылет. Был налёт вражеской авиации на град Казельск. При отражении немецких пикировщиков Ju-87 в тот памятный день Василий сшиб 2 вражеских самолёта ( из 5-ти, уничтоженных нашими лётчиками в том бою )...

17 Июля 1943 года, уже в отрезок времени напряжённых боёв на Курской дуге, он уничтожил двухмоторный многоцелевой самолёт Ме-110.

Его ведущим в то время зачастую был Михаил Никитович Чехунов. Спокойный и уравновешенный лётчик он был в бою расчётлив и смел. "Братья старшины" называли их в полку, потому что что были они неразлучны на земле и в небе. Свой окончательный махач Михаил провёл 2 Сентября 1943 года, вылетев по вызову с КП Воздушной армии, в район Ельни, без своего ведомого ( Барсуков в то время находился на станции наведения ).

Чехунов в паре с Замковским дерзко атаковал восьмёрку FW-190 и с первой же атаки сшиб вражеский самолёт. В этом бою он был нелегко ранен и потерял разум, неуправляемая агрегатина понеслась к земле, ударилась о верхушки деревьев и развалилась на части. Лётчик чудом остался жив и, через некоторое время, вернулся в полк, но летать больше не мог - осколком снаряда был серьёзно поражён правый око.

Немногословны фронтовые характеристики и аттестации, но за каждой строкой видится подвиг: "Гвардии старшой лейтенант Чехунов Михаил Никитович с Июля 1944 года назначен адъютантом эскадрильи 18-го ГвИАП с должности Старшего лётчика потом ранения в воздушном бою и лечения в госпитале. В отрезок времени Отечественной войны произвёл 164 успешных боевых вылета, провёл 40 воздушных боёв, в которых лично сшиб 10 самолётов противника и 1 в группе, ещё 1 - уничтожил на земле при штурмовке... Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны обеих степеней и Красной Звезды...". Таков вклад в победу Михаила Чехунова.

В 1943 году Василия Барсукова постигло большое горесть. Он получил извещение о гибели на фронте отца. О Барсукове - старшем сохранилась заметка в военной газете "Сталинский пилот":

"В боях за родную русскую землю он был до конца русским. В редкие минуты затишья Николай Барсуков по - солдатски неприхотливо усаживался на дно окопа и, затянувшись дымком, вполголоса запевал "Ермака". На ложе автомата он зарубками вёл счёт уничтоженных фашистов. У стен Сталинграда Барсуков делал зарубки уже на металлических частях автомата. Однажды темной ночью Николай Барсуков пошёл в логово врага... Последнюю отметку на его автомате сделали его друзья. Этот автомат они приковали к каменной глыбе, водружённой на могиле героя как символ доблести и бессмертия. Степное героическое сталинградское эхо отозвалось в смоленском небе. Счёт мести продолжает новости сынуля Барсукова - Василий. Он приподнято держит честь фамилии Барсуковых".

Василий, узнав о гибели отца, самого дорогого человека на земле, всё время рвался в мордобой. Но Капитан Заморин был начеку. На первых порах он сократил для своей пары боевые вылеты, а позже направил Барсукова в наземные войска авианаводчиком.

- Правильно поступили, - одобрил действия Заморина начальник полка Подполковник Голубов. - Вам растёт хорошая замена. Поберечь Барсукова надобно.

Командировка в наземные войска не только встряхнула Барсукова, но и многое ему дала, многому научила. Лётчик, что называется, нутром понял, как тяжело танкистам и пехотинцам более того позже артиллерийской подготовки прорывать линии укрепления врага, с боями продвигаться вперед. На второй или третий день пребывания в пехоте он стал свидетелем жесточайшего боя за населённый пункт.

Десять, раз поднималась наша пехота на припадок. И десять раз штурмовая вылазка захлебывалась под ураганным огнём противника. По просьбе командира батальона Барсуков сквозь лётчиков своего полка, находившихся в воздухе, пытался начать на поле боя группу штурмовиков.

- Ни одной машины, - ответила почва. - Хотя подождите. Четвёрку не возбраняется перенацелить. Но учтите - на единственный заход.

- И на том благодарю, - ответил Барсуков. Штурмовики сделали своё занятие, но на выходе из атаки их подкараулили 4 "Мессера". И тут случилось невероятное. Откуда - то появился "Як" с белой молнией ( опознавательный знак 18-го Гвардейского ИАП ) на фюзеляже. Он дерзко и вдруг ударил по врагам, и те разом же бросили "Илов" и перешли к обороне.

Стрельба на земле прекратилась. И немецкие, и наши солдаты участливо наблюдали за тем, что происходило в небе. Тем временем штурмовики - видимо, у них кончалось горючее - пересекли линию фронта, а "Мессеры" опомнились. Они скопом ринулись на одинокий "Як". Барсуков по бортовому номеру самолёта и виртуозности пилотирования узнал лётчика.

- Держись, Борис, - передал он открытым текстом. - Опасность с правой стороны. Боевой !..

Выручил штурмовиков Борис Ляпунов, единственный из лучших лётчиков полка. Он моментально среагировал на команду Барсукова и в упор расстрелял Ме-109.

- Ура ! - пронеслось по траншеям.

Но силы были прямо не равными. Врагам удалось поджечь машину Ляпунова.

- Прыгай, Борис, прыгай ! - закричал Барсуков.

Ляпунов не отвечал. Его "Як", неспешно и неуклюже переваливаясь с крыла на крыло, скользнул в сторону авангардный. Немцы, открывшие было жар с земли, притихли. Благо их истребители повернули на запад. У них, явно, также кончалось горючее.

Самолёт Ляпунова упал рядом с окопами наших пехотинцев. Стрелки бросились к нему. Лётчик был смертельно ранен. Когда открыли фонарик кабины, он сказал только четыре слова: "Я выполнил задолженность Гвардейца" - и умер.

Что тут началось ! Через минуту слова лётчика знал весь батальон. Пехотинцы поднялись в 11-ю атаку. Ни литой жар, ни укрепления врагов не остановили яростного порыва советских воинов. Населённый пункт был освобождён. Вместе с погибшими пехотинцами был похоронен и приятный лётчик - истребитель Борис Ильич Ляпунов, сбивший 9 немецких самолётов лично и столь же - в группе с товарищами.

* * *

В близкий полк Василий Барсуков вернулся преображенным. Трагические события на земле и в воздухе, коллективный геройский поступок людей, которые до этого более того ни разу не видели дружбан друга, вдохнули в него мужество, как бы подняли над личным горем. Он сызнова стал расчётливым воздушным бойцом, умелым тактиком, метким стрелком. Лишь за 2 месяца - Сентябрь и Октябрь - 1943 года Гвардии капитан Барсуков, единственный из лучших истребителей полка, сшиб 9 немецких самолётов.

Летать ему приходилось и во взаимодействии с лётчиками эскадрильи "Нормандия".

- С французскими лётчиками, - рассказывал Василий Николаевич, - у нас всё время шло негласное соревнование. Не хочу умалить их мастерства и мужества, но драться они учились у нас. И словно бы бы странное дело: я, сынуля красногвардейца, нередко вёл махач рядом с бароном Де ля Пуалом. Но стоит вспомянуть, что мы сражались с фашизмом, и всё встанет на свои места. Каждый из нас дрался за свободу и независимость своей родины.

В начале 1944 года Капитан Заморин стал штурманом дивизии, а Василий Барсуков принял эскадрилью. На его счету уже значилось больше 200 боевых вылетов и рядом 15 сбитых за годы войны самолётов врага. С Января 1944 года лётчики его эскадрильи совершили 879 боевых вылетов и в 69 воздушных боях сшибли 42 самолёта, 7 из них сшиб сам начальник.

Так, 28 Июня 1944 года Василий Барсуков патрулировал в районе города Борисова, в паре с Лейтенантом Григорием Репиховым. Встретив восьмёрку немецких самолётов, наши лётчики смело бросились в махач. Гвардии капитан Барсуков сшиб тогда 3 истребителя FW-190, его ведомый - ещё единственный. Биться вдвоём супротив 8 FW-190 и четырёх из них сшибить - такое не зачастую случалось на войне !

В наградном листе к присвоению Барсукову звания Героя Советского Союза записано: "Проявленные им образцы мужества и отваги служат примером для всего личного состава полка". При этом упоминается и памятный для лётчика махач 28 Июня 1944 года. Что произошло в небе, Василий Николаевич сам описал так:

"Пройдя Толочан, я заметил 8 немецких истребителей FW-190, идущих навстречу. Предупредил по радио свой аэровокзал и пошёл на сближение с ними. Конечно, было кот наплакал не по себе шагать на восьмёрку врага, но воодушевляло то, что небосклон - то наше и не пристало Гвардейцам пасовать, да и раздумывать было уже некогда.

Немцы, видимо, были крайне удивлены тем, что одинокая пара советских истребителей сама лезет в пекло. Уверенные в легкой победе, они штурмовали нас безмятежно с разных направлений. Одним словом, не торопились разделаться с нами. Играли, как киска с мышкой. Мы штурмовали. Противник стрелял короткими очередями. Вроде не хотел расходовать на нас невпроворот снарядов. Но мы всё чаще и чаще заставляли их шарахаться в стороны. Смотрю, одна четвёрка врага стала отваливать в сторону. Наконец мне на боевом развороте удалось вписать в перекрестие прицела одного из них. И чёрный шлейф дыма начал размазываться по чистому голубому небу.

После первого сбитого как - то на душе полегчало. Нет, думаю, так - то нетрудно с нами не разделаетесь. Но тут и началось самое страшное...

Увидев бесславную кончину одного из своих товарищей, немцы остервенели. Трудно словом, более того самым ёмким, передать те мгновения воздушного боя. В миг горячей схватки все этические и физические силы предельно сосредоточены. В разгар воздушного боя кажется, что в единственный клубок смешались крылья, фюзеляжи, винты. От прилива крови к голове темнеет в глазах, прикованных к прицелам, а пальцы судорожно сжимают гашетки.

В это время ещё появилась ушедшая четвёрка вражеских самолётов. Началась охота за нами. Были моменты, когда я не сознавал, где почва, а где небосклон. Немец, которого я преследовал, как гром среди ясного неба решил из левого боевого разворота перейти в правый и тут зажегся, как факел, от моей очереди. Теперь их оставалось 6, а мы были по - прежнему вдвоём. Делали такие фигуры высшего пилотажа, каких нет ни в одном наставлении, да и сами мы чуть-чуть ли могли их втолковать. Но эта "воздушная акробатика" сбивала с толку наших врагов. Они не могли разгадать свой очередной трюк. Один из "Фоккеров" подставил на вираже свой хвостище, и Гриша метров с 20-ти также отправил в него меткую очередность. "Фоккер" вышел из виража и, неторопливо заваливаясь на крыло, пошёл вниз...

- Три ! Три ! - закричал я, но тут пулемётная очередность ударила по моей кабине и приборной доске. Аж в глазах зарябило. Чем - то грубо ударило по голове. Пули или осколочек ? Схватился рукой за шлемофон, крови нет. Значит, строй !

Чувствую, что боекомплект на исходе, а немцев ещё 5. Вырвавшись из клещей крутым виражом, я оказался в хвосте немецкого истребителя. В него - то мне и удалось отрядить последнюю очередность. Теперь с нами дралась только четвёрка, но я был уже безоружен. И в это время "Фоккер" ударил по самолёту Гриши. Я видел, как полетели из радиатора соты - и тотчас самолёт Гриши запарил. Но тут появились "Яки" нашей "Нормандии", как раз своевременно успели французы. Немцы бросились наутёк. А Гриша пошёл на посадку. К его машине подбежали наши солдаты, обступили, помогли выкарабкаться. Когда появилась посреди боец башка Гриши с белым подшлемником, я со спокойной душой взял вектор движения на свой аэродром".

Гвардии старшой лейтенант Григорий Прокопьевич Репихов совершил в годы войны возле 100 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 8 самолётов противника, уничтожил 4 паравоза, невпроворот вагонов с боеприпасами и боевой техникой врага. Будучи подбит в конце 1944 года, он направил свой горящий "Як" в ж-д состав противника...

Позже Василий Барсуков воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах, где благополучно провёл десятки воздушных боёв. Он воевал на всех типах истребителей - "Яков", прошёл дорога от от рядового лётчика до командира эскадрильи. Исключительная наблюдательность, острота зрения, зрительная память и дар рисовальщика определяли высочайшее свойство проводимых им воздушных разведок. Это было отмечено командованием, и в 1944 году приказом командующего 1-й Воздушной армии Т. Хрюкина он был переключён на ведение воздушной разведки.

Однако, так же умело, он продолжал известия и воздушные схватки с врагами, одерживать новые победы, уже на новейшем истребителе Як-3: утром 16 Октября 1944 года сшиб FW-190, а вечером того же дня - ещё единственный, 18 Октября - заново сшиб FW-190. 12 Апреля 1945 года в небе Восточной Пруссии уничтожил разом 2 "Фоккера".

19 Апреля 1945 года за лично сбитые 20 самолётов противника и неоднократно проявленные в боях мастерство и отвагу, Василий Николаевич Барсуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Свой финальный воздушный махач он провёл в районе санатория "Светлогорск".

К концу войны начальник 2-й эскадрильи 18-го Гвардейского Витебского Краснознамённого ордена Суворова истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. Н. Барсуков участвовал в 380 боевых вылетах, провёл примерно 70 воздушных схваток с врагом, из которых неизменно выходил победителем - он уничтожил 22 вражеских самолёта лично и 7 группе с товарищами. Наказ отца Василий исполнил: стал Героем и вернулся с фронта живым !

По окончании войны Василий Николаевич кратковременно служил в ВВС. В 1947 году по состоянию здоровья ( ранение на фронте ) был демобилизован из рядов Вооружённых Сил. Потеряв вероятность летать, он овладел мирной профессией, чтоб не существовать прошлыми заслугами, а постоянно быть полезным людям, своей стране.

В 1948 году он окончил 10 классов Реутовской вечерней средней школы и в 1949 году поступил в Московский юридический институт, тот, что заочно окончил в 1953 году.

В 1951 году, в связи с восстановлением состояния здоровья, Барсуков обратился к члену Военного совета ВВС с просьбой о призыве его в кадры Советской Армии. Просьба была удовлетворена, и до 1958 года он продолжал служить, на первых порах в Главном штабе ВВС, далее в ПВО страны.

После выхода в припас, Барсуков жил в Москве ( на Сиреневом бульваре ). Более 20 лет проработал он ведущим инженером в Центральном научно - исследовательском радиотехническом институте. Свободное время, как и в годы войны, посвящал живописи. Свой дар рисовальщика Василий Николаевич сполна раскрыл, создав серию иллюстраций к своей книге "Крылом к крылу". Его работы, увековечившие перипетии воздушных боёв, наряду с картинами А. Закалюка, имеют особую ценность, ибо сделаны художниками - непосредственными участниками запечатленного действа. Названия картин говорят сами за себя: "Огненный таран Григория Репихова", "Точная штурмовая вылазка Ивана Заморила", "Воздушный таран Николая Пинчука"...

- Мне не нужно придумывать сюжеты, - говорил Василий Николаевич. - Я это видел своими глазами...

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Батяев Vasily Batyev

Гвардии Капитан В. С. Батяев совершил 639 боевых вылетов, провел 234 воздушных боя, лично сбил 19 и в составе группы 7 самолётов противника. За это..
читать далее

Василий Бондаренко Vasily Bondarenko

Гвардии старший лейтенант В. Е. Бондаренко совершил 324 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 24 вражеских самолёта. 0 года за..
читать далее

Василий Горин Vasily Gorin

Лейтенант В. А. Горин к Маю 1945 года совершил 310 боевых вылетов на дальнюю разведку и аэрофотосъемку военно - морских баз, кораблей и других..
читать далее

Василий Дубровин Vasily Dubrovin

К 0 года Гвардии Лейтенант В. М. Дубровин произвёл 98 успешных боевых вылетов, в 12 воздушных схватках лично сбил 2 самолёта противника.За период..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий