Известные люди

»

Василий Князев

Василий Князев Vasily Knyazev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 9.1.1920
Старший лейтенант В. А. Князев произвёл 576 боевых вылетов, в 122 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 9 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 9 Января 1920 года в деревне Княжица, теперь Крупского района Минской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем - автоматчиком вагоноремонтного пункта 6-го участка станции Витебск. Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и курсы командиров звеньев.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. По Ноябрь 1944 года воевал в 88-м ИАП ( позднее ставший 159-м ГвИАП ). Затем, до Мая 1945 года, в 163-м ГвИАП. Участник освобождения Северного Кавказа, Украины, Белоруссии.

К середине Июня 1943 года начальник эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, Северо - Кавказский фронт ) Старший лейтенант В. А. Князев произвёл 576 боевых вылетов, в 122 воздушных боях лично сшиб 11 и в группе 9 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил рядом 600 успешных боевых вылетов. Проведя 139 воздушных боёв, сшиб 18 самолётов противника лично и 11 - в составе группы.

После войны Василий Александрович продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1962 года Полковник В. А. Князев - в запасе. Жил в Одессе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 22 Июля 1968 года. Его именем названа улочка в Витебске.

* * *

Многие ветераны Великой Отечественной войны носят на груди медаль "За оборону Кавказа". Она напоминает об одном из наиболее напряжённых сражений, развернувшемся в сложнейших географических условиях на огромном пространстве. Советкая авиация принимала в этих сражениях самое активное участие. Тысячи авиаторов были награждены орденами и медалями СССР, а многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Об одном из них и будет тот самый расклад.

Войну Василий Князев встретил в 88-м истребительном авиационном полку. Эта количество была создана в 1940 году на Украине на основе 6-й отдельной авиационной эскадрильи. Командование полком на первых порах приняли начальник эскадрильи Герой Советского Союза Капитан М. А. Федосеев и его помошник Капитан А. И. Халутин.

Вскоре эскадрилья перебазировалась с полевого аэродрома близ Житомира на грунтовую площадку неподалёку от Винницы. Там и было положено начало формированию 88-го авиаполка. Его командиром был назначен Майор М. А. Булгаков. Михаил Федосеев стал его помошником, а Александр Халутин - инспектором по технике пилотирования. В полку были сформированы 4 эскадрильи общим числом 58 самолётов И-16 последних модификаций.

В Мае 1941 года руководство полком принял Майор А. Г. Меркулов - тертый лётчик, участник боёв с японскими захватчиками в небе Китая. В то время полк входил в состав 44-й истребительной авиадивизии. А вскоре началась битва...

Первый вражеский самолёт в полку сшиб начальник звена Младший лейтенант Василий Князев. Вспоминает бывший руководитель штаба 88-го истребительного авиаполка Доктор военных наук, профессор Г. А. Пшеняник:

"Хорошо помню этого голубоглазого белорусского парня, по сути ещё вовсе мальчишку. Невысокого роста, неширокий в плечах. Когда он объяснял товарищам какой - нибудь маневр, то слова его еле-еле поспевали за руками, рисовавшими в воздухе замысловатые развороты, заходы, пилотажные фигуры. До войны Князев жил в Витебске, работал слесарем в железнодорожных мастерских. В Декабре 1938 года был зачислен курсантом в Одесскую школу военных пилотов, а с Января 1940 года служил в 12-м истребительном авиаполку. Василий проворно обратил на себя чуткость командования каким - то особым, поистине романтическим отношением к боевой технике. Вскоре его направили на окружные 3-месячные курсы командиров звеньев, которые он удачно окончил и прибыл к нам в 88-й авиаполк".

С утра 23 Июня звено Князева находилось у боевых машин. Собрав лётчиков, начальник звена провёл инструктаж, продул на земле возможные варианты атак вражеских самолётов и назначил наблюдателей за воздухом. После обеда в небе появился одиночный Ju-88. Василий поднялся в воздух, догнал противника и атаковал его. Пулемётной очередью прошил крыло, задымил левый двигатель. Ещё посредством миг "Юнкерс" перешёл в крутое пике и врезался в землю.

В начале Августа начались ожесточённые бои к югу от Киева. Лётчики 88-го авиполка сражались на участке фронта 26-й армии, прикрывая переправы посредством Днепр у Канева и Черкасс, а кроме того сопровождая в боевых вылетах штурмовики и бомбардировщики. А 30 Августа воздушные бои велись уже в районе Днепропетровска...

В тот самый день 3 истребителя, ведомые командиром полка Майором Маркеловым, поднялись в воздух для прикрытия наших войск. По сообщению с пункта наведения к городу, якобы, направлялась группа вражеских бомбардировщиков. Прибыв в указанный район тройка обнаружила две пары новых немецких истребителей Ме-109F, подкрадывавшихся к двум нашим "тихоходам" Р-5.

Звено устремилось на врага. Один из "Мессеров", попав под сосредоточенный заградительный жар, завалился на левое крыло и заштопорил до самой земли, окутавшись дымом. В тот самый миг новая четвёрка вражеских истребителей неожиданно атаковала машину Князева. Тот смело пошёл в лобовую атаку и несколькими пулемётными очередями проломил бензобак одного из "Мессеров", вспыхнувшего ярким факелом. Но И-16 Князева также был подбит и на глазах товарищей, окутанный клубами чёрного дыма, перешёл в штопор.

Маркелов и Карданов, маневрируя на встречных курсах, прикрывали машину товарища от атак 6 Ме-109. Князев, тем временем, сумел вылезти из штопора, глубоким скольжением сшиб полымя и взял вектор движения за Днепр. Там он сумел успешно усадить повреждённую машину. Пара наших истребителей продолжила мордобой. Но утрата ешё одного "Мессера", которого сшиб Карданов, решила исход этой схватки. Противник вышел из боя...

А через ещё немного дней самолёт Василия Князева был повреждён во время штурмовки вражеской мотоколонны. Лётчику пришлось сделать вынужденную посадку на вражеской территории. Почти двое суток шёл он к своим. Сплошной линии фронта ещё не было - супостат продвигался по основным дорогам. Поэтому Князев, выбирая просёлочные дороги, без особых сложностей добрался до расположения наших войск. На прочий день он разыскал полк, тот, что к тому времени базировался уже в Таганроге.

В Ноябре 1941 года Василий Князев, имевший на своём счету уже 6 воздушных побед, в числе других наиболее отличившихся пилотов полка был награждён орденом Красного Знамени. В те дни лётчики 88-го авиаполка занимались, как правило, штурмовкой вражеских войск. Они вывели из строя 5 танков, 129 машин с активный силой и боеприпасами, 10 зенитных орудий, 2 цистерны с горючим, сшибли 3 самолёта.

С каждым днём Василий набирался опыта. Совершенствовалось его лётное мастерство, тактическое мышление. В смертельных схватках с врагом мужал нрав, закалялась свобода. Решительность, точный расчёт, изобретательность, умение в считанные секунды справедливо дать оценку обстановку, принять граммотное вывод в сочетании с личной храбростью, неукротимым боевым порывом помогали ему с честью вылезать из самых сложных ситуаций, хватать верх над противником.

В Феврале 1942 года, к празднику Красной Армии, Василий Князев получил "в подарок" ещё единственный орден Красного Знамени. А в Марте начались новые бои, уже в районе Барвенково. В единственный из дней четвёрка Ме-109 нежданно блокировала свойский аэропорт. Василий Князев, выбрав благоприятный миг, всё же сумел подняться в воздух. Сблизившись с врагом, дал залп реактивными снарядами. Связав "Мессеры" боем, он дал вероятность подняться в воздух дежурным истребителям. Налёт врага был сорван. А через немного дней, Василий в тяжёлом бою с превосходящими силами противника сшиб очередной "Мессер".

Летом 1942 года лётчики 88-го авиаполка приняли участие в боях за Северный Кавказ. В отрезок времени обороны и наступления лётчики истребительной авиации нередко вылетали на воздушную разведку. В Августе 1942 года недруг пытался на нескольких участках форсировать Терек. Утром 16 Августа стояла плохая погода. Нашему командованию очень нужны были данные о намерениях противника. Группа истребителей под командованием Василия Князева вылетела на разведку северного берега и её притоков. В районе аэродрома облачность держалась на высоте 600 - 800 метров, а по мере приближения к Тереку снизилась до 20 метров. Предстояло пролететь посредством ущелье. Командир передал решение: "Задание выполняю я, остальным возвратиться на аэродром".

Прижимаясь к земле, Князев настойчиво продолжал полёт к району разведки. Умело маневрируя, он на бреющем пролетел ущелье по Тереку. Затем облачность стала повышаться, появились разрывы в облаках. В лесах в районе Прохладного, Князев обнаружил крупную группировку противника и скоро скрылся за облаками. Немцы готовились к форсированию реки. Доставленные лётчиком ценные сведения помогли нашему командованию оперативно ввести в действо части 4-й Воздушной армии.

Первую группу штурмовиков повёл к цели отважный разведчик Василий Князев. После взлёта он набрал высоту и над облаками одним духом привёл группу самолётов в район цели. В одно из окон облачности самолёты снизились и негаданно обрушились на противника. Только в тот самый день по вражеской группировке нанесли удары больше 400 самолётов. Три дня наша авиация во взаимодействии с пехотой вела борьбу с попытками противника прорваться на южный берег Терека. Понеся большие потери, немецкие войска отказались от своих замыслов.

После "кавказского" периода 88-й авиаполк был переброшен на Кубань, где вошёл в состав 229-й истребительной авиационной дивизии. К Маю 1943 года лётчики уже освоили новые истребители ЛаГГ-3. Старший лейтенант Василий Князев стал командиром эскадрильи.

Прибыв на Кубанскую землю 23 Мая, уже посредством 3 дня лётчики полка включились в боевую работу. Уже в первостепеннный же день, 26 Мая, они сделали 56 боевых вылетов, одержав первые победы. Последующие дни были ещё больше горячими. Так, 27 Мая шестёрка истребителей, ведомая Василием Князевым, провела успешный мордобой с 30 бомбардировщиками врага. Было сбито 6 самолётов противника, единственный из которых записал на свой счёт начальник группы.

...Кубанское небосвод дышало летним зноем и жаром тяжёлых боёв. Прошла всего семидневка, как 88-й истребительный авиаполк обосновался на полевом аэродроме в окрестностях одной из станиц, а в журнале боевых действий уже значилось свыше 150 боевых вылетов. Более половины из них - с воздушными боями, и все с превосходящим по численности противником.

В тот Июньский день 1943 года знак тревоги поднял лётчиков с рассветом. Первую шестёрку "ЛаГГов" повёл начальник эскадрильи Старший лейтенант Василий Князев. До полудня он успел произвести 2 боевых вылета. И вот сигнальная ракета 3-й раз позвала авиаторов в махач. Задание полкучили уже в воздухе: ступать в район населённых пунктов Благодатное - Подгорный, где постами воздушного наблюдения обнаружены самолёты врага.

Вскоре комэск увидел "Юнкерсы". Они шли клином - тремя группами по 9 машин в каждой. Численный перевес врага не смутил ведущего. У него созрел план: при настолько значительном неравенстве сил ошеломить противника дерзкой атакой.

Замысел удался. Немцы спешно перешли к обороне. Вместоположение того чтобы продвигаться к переднему краю, они построились в два оборонительных круга. Расчёт был прост: отбиться от истребителей, затянув мордобой. За это время к ним на содействие подойдут "Мессеры", а советские самолёты, израсходовав горючее, вынуждены будут покинуть. Тогда разрешается будет безмятежно вылезти на мишень и свалить бомбы...

Опытный воздушный воин Князев понял это и решил причинить потрясение изнутри кругового строя врага. Он совсем направил истребитель в середину одного из кругов. За ним устремились Лейтенант А. Лукин, Старшие сержанты А. Огородников и В. Собин. Третья пара в составе Капитана В. Савельева и Младшего лейтенанта Г. Афанасенко прикрывала товарищей.

Как и рассчитывал комэск, "Юнкерсы", в боевые порядки которых ворвались наши истребители, шарахнулись в разные стороны и сию минуту же лишились взаимной боевой поддержки. Воспользовавшись этим, Князев и его ведомые стали расстреливать врагов в упор. "Юнкерсы" развернулись на попятный вектор движения. Уйти, при всем при том, удалось не всем. Штаб наземной части, вблизи которой проходил махач, телеграммой подтвердил, что шестёрка "ЛаГГов" сшибла 6 бомбардировщиков противника.

В замечательной победе, одержанной нашими лётчиками, была большая заслуга их командира - Василия Князева. Ведущий группы, как завсегда, загодя определял каждому пилоту поручение, в ходе боя не выпускал из поля зрения своих подчинённых, возглавлял ими, личным примером воодушевлял на решительные действия.

Сколько их, таких суровых испытаний на стойкость, мастерство и командирскую зрелость, довелось выдюжить Василию во фронтовом небе ! В небе Кубани Василий не раз водил в мордобой большие группы истребителей. Как начальник он завсегда был на острие атаки. Вспоминает бывший лётчик полка Николай Иванович Филатов:

- В полку Василия Александровича любили и уважали все. Однажды, чтобы вручить вероятность ведомому усадить очень повреждённую в бою машину, комэск единственный дрался с 6-ю "Мессерами". Он не только выдержал неравный поединок, но и сшиб единственный Ме-109. В прочий раз Князева зажали в тиски 4 Ме-110. Искусно маневрируя, он оттянул их в стророну действия нашей ПВО, и неприятель вынужден был поворотить, спасаясь от зенитного огня.

Через несколькго дней Василий ещё провёл мордобой с "Мессерами". Преимущество врага было тройным, но Князев всё же сумел сразить одного Ме-109.

Ветеранам полка памятен и махач над станицей Крымской, мастерски проведённый Князевым в паре с Младшим лейтенантом Базуновым. Тогда, по сигналу радиостанции наведения, они были нацелены на группу бомбардировщиков Не-111, которую прикрывали 6 истребителей Ме-109F. Доложив на КП о значительном превосходстве врага в силах, Князев, увлекая за собой ведомого, смело атаковал неприятеля. С первых очередей загорелись 2 "Хейнкеля". Остальные стали сбрасывать бомбы куда попало.

Истребители прикрытия навалились на пару "ЛаГГов" четвёркой. Два из них, выскочив из облаков, оказались в хвосте самолёта комэска. Базунов в это время вёл махач со второй парой Ме-109 и не мог закрыть командира. Огненные очереди потянулись к машине Князева, и она начала валиться. Истребители противника проскочили вперёд, затем развернулись. Видимо, немцы решили удостовериться, в действительности ли российский самолёт сбит. А он продолжал отвесно пикировать... И тогда враг бросился на Базунова.

Вприятель, откель ни возьмись, появился совдеповский истребитель и меткой очередью ударил по врагу. Это был Князев. Он только имитировал падение, а над самой землёй вывел ЛаГГ-3 из пике и опять вступил в махач. Противник растерялся. В это время на подмога нашим лётчикам пришли товарищи. Врагу не оставалось ничего другого как оставить.

В Кубанском небе лётчики 88-го полка уничтожили больше 40 вражеских самолётов, 4 из них - Василий Князев. 24 Августа 1943 года боевые товарищи горячо поздравили Василия Князева с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза. К тому времени на счету крылатого богатыря было уже 23 воздушные победы.

На митинге, тот, что состоялся в полку в честь награждённых лётчиков, Василий заверил, что с честью оправдает до того высокую награду Родины. И он сдержал словечко. К концу войны на его счету значились примерно 140 воздушных боёв и 29 сбитых вражеских самолётов. Но всё это было ещё спереди...

После Кубани, совместно с боевыми товарищами, Василий Князев дрался в небе Новороссийска. В приказе Верховного Главнокомандующего посреди наиболее отличившихся частей и соединений, получивших почётное наименование "Новороссийских", был и 88-й истребительный авиаполк, а 229-я авиационная дивизия, в которую он входил, получила почётное наименование "Таманской".

20 Января 1944 года 4-я Воздушная вс получила боевую задачу: за час до подхода Керченского десанта сдержать жар артиллерии противника и ликвидировать его прожекторы. Кроме того, надлежало закрыть плавучие средства на переходе и в районе авысадки десанта. Началась битва за Керчь...

22 Января примерно 16 часов наземной станцией наведения была обнаружена в районе Семь Колодезей группа из 23 "Юнкерсов". В этом же районе как раз патрулировали наши истребители: две пары ходили под аблаками и две - над ними. Первыми бомбардировщиков врага штурмовали лётчики, барражировавшие внизу. "Юнкерсы" бросились к облакам, но это не спасло их. Используя "окна", их настигли и штурмовали находившиеся вверху истребители Героя Советского Союза Капитана В. А. Князева. В ходе боя единственный "Юнкерс" был им сбит, прочий подбит.

Вскоре Отдельная Приморская вс влилась в состав 4-го Украинского фронта, и 88-й авиаполк временно был переведён в 8-ю Воздушную армию. 18 Апреля он начал боевые действия в районе Севастополя. В ходе решающих боёв за легендарный град русской воинской славы за 4 дня работы лётчики полка сшибли 14 вражеских самолётов.

13 Мая 1944 года, вслед за тем полного изгнания с Крымской земли немецких войск, полк передал свои ЛаГГ-3 в другую доля и отправился на единственный из тыловых аэродромов для переучивания на новые истребители Ла-5.

И вот в конце концов наступил в особенности долгожданный миг в жизни воинов полка. В составе 2-го Белорусского фронта они пересекли Государственную рубеж СССР, взяв вектор движения на Восточную Пруссию. Путь следования полка проходил посредством Польшу...

В канун Первомая 1945 года Новороссийский истребительный авиационный полк, ставший к тому времени уже 159-м Гвардейским, перебазировался на 85-й по счёту за годы войны аэровокзал - Пазевальк, расположенный в 115 км от Берлина. Отсюда воины полка совершали последние боевые вылеты, сопровождая штурмовики в район Штеттина. Этим и закончились их боевые действия в Великой Отечественной войне.

Ранним утром аэровокзал Пазевальк, на котором располагалось немного авиационных частей, бурлил ликованием. В 10 часов свой состав Новороссийского авиаполка был построен на праздничный митинг. В строю полка стояли лётчики, ставшие гордостью части, Герои Советского Союза. Был в их числе и Василий Князев, хотя к тому времени он уже служил в другом полку, День Победы не мог не повстречать с боевыми друзьями, с которыми прошёл без малого всю войну.

Внушителен вклад Новороссийского истребительного авиационного полка в победу нашего народа. Лётчики - Гвардейцы совершили 18 193 боевых вылета, сшибли в воздушных боях 268 самолётов, уничтожили штурмовыми действиями 48 самолётов, 158 артиллерийских орудий, 69 танков, 2775 автомашин, уймище прочий военной техники и активный силы противника. В полку выросло 16 Героев Советского Союза, многие другие отмечены высокими правительственными наградами.

Василий Князев обратился к однополчанам с такими словами:

- Тяжела была наша баталия, но мы знали, что победим. И победили. Сегодня мы недосчитываемся многих боевых друзей, павших в боях за Родину. Им не довелось повстречать тот самый исторический день. Но это и их виктория. Мы обещаем, что ни в жизнь не забудем их геройских поступков, что сами они в нашей памяти будут неизменно...

После окончания войны Гвардии полковник В. А. Князев ещё немало лет служил в Военно - Воздушных Силах, передавал зажиточный фронтовой навык молодому поколению авиаторов. Он командовал истребительным авиационным полком, а уволился в припас с должности командира дивизии.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Козловский Vasily Kozlovskiy

Капитан В. И. Козловский совершил 103 боевых вылета, нанеся врагу большой урон в живой силе и технике. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Василий Колесниченко Vasily Kolesnichenko

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Всего произвел 93 боевых вылета.Звание Героя Советского Союза Василию Ефремовичу Колесниченко..
читать далее

Василий Конобаев Vasily Konobaev

Младший лейтенант В. С. Конобаев в период с 20 Апреля по 0 года совершил 56 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 2..
читать далее

Василий Королев Vasily Korolev

22 Февраля 1943 года за мужество и отвгу, проявленные в боях, Лейтенанту Василию Ивановичу Королёву было присвоено звание Героя Советского Союза с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий