Известные люди

»

Василий Максименко

Василий Максименко Vasily Maksimenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 12.2.1913
В 1955 году окончил Военно - Морскую академию ( ныне имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя присвоено переулку и пионерскому отряду средней школы 6 в городе Харцызск, на которой установлена мемориальная доска.

Василий Максименко родился 12 Февраля 1913 года в посёлке Харцызск, в настоящий момент городок Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1933 году и 2 курса Ленинградского электросварочного техникума. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник похода советских войск в западные области Украины и Белоруссии в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Сражался на 2-м Белорусском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, 4-м Украинском фронтах.

5 Января 1942 года Василий Максименко получил поручение на разведку в районе Матвеева Кургана. В воздухе он столкнулся с вражеским разведчиком. Немец попытался ускользнуть от нашего истребителя на бреющем. Но Максименко разгадал его проект и открыл счёт сбитым самолётам противника в новом году.

Психологически нелегкий махач выпал на долю командира эскадрильи Капитана В. И. Максименко в Феврале. Он возглавлял группу истребителей, которой препоручили штурмовать железнодорожную станцию города Харцызска. Это был близкий град Максименко - в этом месте он родился, вырос, окончил семилетку. Его здание находился рядом со станцией - до такой степени рядом, что Василий опасался, как бы при штурмовке в него не попали снаряды. Конечно, на войне как на войне, и всё - таки собственными руками разрушать близкий очаг нелегко.

Шестёрка истребителей зашла на станцию со стороны солнца, так что немцы отметили их в крайний миг и начали было отводить составы с путей, но было уже чересчур поздненько.

На всех парах вон от станции помчался одинокий паровоз. Максименко догнал его, и после этого точного попадания реактивного снаряда паровоз остановился, охваченный клубами дыма и пара. Второй локомотив попытался увести подальше от опасности долгий эшелон, но и его постигла та же незавидная участь. В третьем заходе наши истребители огнём пушек и пулемётов вывели из строя ещё единственный состав и уже собирались завернуть вспять, к аэродрому, как как снег на голову заприметили, что самолёт командира круто вывернул в сторону и направился к небольшому белому домику, стоявшему капельку поодаль от станции. Максименко кинул машину в крутое пике и над самой крышей грубо взмыл ввысь. Самолёт сделал круг, на прощание покачал крыльями дому с закрытыми ставнями. Сквозь рокот мотора Василий прокричал:

- Ничего, дружище, держись ! После войны вернёмся к тебе. Распахнём твои ставни !

Через немного дней, а аккурат 23 Февраля, в день 24-й годовщины Красной Армии, Василию Максименко ещё раз довелось пролетать над своим домом, С особым подъёмом уходили на боевое поручение истребители Капитана В. Максименко. Штурмуя крупную автоколонну на шоссе Харцызск - Чистяково, они нанесли врагу немаловажный урон. Сам начальник уничтожил 8 грузовых машин с фашистами. "Праздник ныне - на нашей улице !" - произвольный раз приговаривал он, нажимая на гашетку пулемёта.

Накануне 23 Февраля орденами и медалями были награждены и многие авиаторы полка. Ордена Красного Знамени удостоились и в особенности отличившиеся в боях лётчики В. Максименко, В. Князев, А. Постнов.

Тогда же, по решению командования ВВС, в полку стало две эскадрильи. Командиром первой был назначен Капитан П. Середа, второй - В. Максименко.

К Октябрю 1942 года начальник эскадрильи 88-го Новороссийского истребительного авиационного полка ( 216-я истребительная авиационная Таманская дивизия, 4-я Воздушная вс, Закавказский фронт ) Старший лейтенант В. И. Максименко совершил 250 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сшиб 7 самолётов противника.

23 Ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, два лучших аса полка - Василий Иванович Максименко и Пётр Селиверстович Середа были удостоены звания Героя Советского Союза. Это была высочайшая и, право же, заслуженная оценка их боевого мастерства, беспримерного мужества. Вэтот последующей боевой работой, жизнью на войне оба они оправдали высшее признание Родины.

В одном из боёв на Северном Кавказе, Василий Максименко получил тяжёлое ранение и попал в лазарет. Он вернулся в количество в Январе 1943 года, став штурманом полка, а сквозь полгода он принял и руководство полком.

Весна 1944 года принесла на наши полевые аэродромы не только тепло, но и добрые новости с других фронтов. В Марте началось атакование войск 1-го и 2-го Украинских фронтов на Правобережной Украине. 26 Марта праздничным салютом Москва возвестила о выходе войск 2-го Украинского фронта к Государственной границе СССР с Румынией.

Постепенно налаживалась существование в тылу страны. Письма оттуда приходили больше весёлые, чем в начале войны. Но вот один раз начальник 88-го полка Василий Иванович Максименко получил сообщение от матери Марии Николаевны. Письмо это напомнило, что, покуда идёт махаловка, в то время как гибнут люди, не будет покоя человеческому сердцу. Я позволю себе привести это послание.

"Сокол мой близкий ! Страшно вспомянуть о чёрных днях фашистской неволи. Они легли морщинами на лице, оставили раны в сердце. Только думка о тебе согревала душу. Пишешь ты, что немного раз бомбил фашистские эшелоны в Харцызске, видел свой дом с закрытыми ставнями, опустелый двор.

Да, Вася, пусто было два года в нашем доме. Два года я не открывала ставни. В каждом письме ты спрашиваешь об отце. До этого времени скрывала от тебя правду. Теперь расскажу всё. Нет больше твоего отца Ивана Петровича. Осенью 1941 года дни и ночи проводил он на трубном заводе, эвакуируя машины. А сам съехать не успел. В Октябре 1942 года, как он ни хоронился, его схватили немецкие бандиты. Мучили, избивали, но он не проронил ни слова. На рассвете 11 Декабря его и ещё 11 джентльмен вывели из тюрьмы и погнали по направлению к Макеевке. На 8-м километре всех расстреляли и бросили в шурф.

Слушай меня, сынуля мой, слушай мой материнский наказ: за кончина отца, за мои слёзы и муки отомсти проклятым гитлеровцам. Как только я узнала, что ты уже Герой Советского Союза, а вслед за тем получила твою фотографию и увидела все ордена, от радости более того прослезилась. Дорогой мой Вася ! Высокую честь оказывает тебе народонаселение. Не урони её. Бей фашистов ещё сильнее и с победой возвращайся домой. Целую тебя, мой близкий сокол".

Горестную весть о гибели отца Василий Иванович спрятал поглубже в сердце, а материнский призыв к священной мести воспринял как боевой распоряжение. Командир полка являл собой стандарт военного лётчика - бесстрашного, решительного, находчивого, грамотного.

Вскоре ещё одна весть из дома пришла к Максименко - на тот самый раз радостная: его земляк Михаил Михайлович Гончаренко передал государству личные сбережения с просьбой выстроить на них самолёт и вручить его Василию Ивановичу. На этом событии стоит застопориться подробнее.

В 1942 году трудящиеся Украины, эвакуированные в тыловые районы СССР, поддержали исторический почин саратовских и тамбовских колхозников: начали сбор средств в фонд обороны.

На средства, собранные молодёжью, были построены целые звенья самолётов - "Допризывник Николаевщины" и "Допризывник Херсонщины", отдельные машины - "Комсомолец Боровой", "Веселиновский комсомолец", "Комсомолец Дворечной" и многие другие.

Боевая техника, созданная за счёт личных сбережений трудящихся, возвышенно вручалась различным воинским подразделениям. При этом, зачастую вкладчики просили создавать боевые машины для героев войны, своих сыновей и мужей, сражавшихся с врагом на фронте. Так, на самолёте, построенном на сбережения И. П. Покшевского, председателя донецкого колхоза имени Г. И. Петровского, летали два его сына - авиатора.

Крупные суммы были собраны комсомольцами Донбасса и Днепропетровщины. А рабочий Харцизского трубного завода М. М. Гончаренко внёс 100 000 рублей и просил на эти средства отгрохать самолёт для Героя Советского Союза В. И. Максименко.

На заводском аэродроме начальник полка увидел новенькую боевую машину, на фюзеляже которой было выведено: "Герою Советского Союза Максименко В. И. от земляка рабочего завода "Главармалит" Гончаренко М. М." На фото справа: босс авиазавода В. Соладзе поздравляет Василия Максименко с получением именного боевого самолёта.

До конца войны Подполковник В. И. Максименко водил в махач своих лётчиков. Он совершил 516 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 17 вражеских самолётов лично и 8 - в группе с товарищами ( Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 9 групповых побед ). За это время он освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5.

После окончания войны Василий Иванович продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Морскую академию ( нынче имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко ). С 1961 года Полковник В. И. Максименко - в запасе. Жил в городе Рига, где работал на заводе "Ригасельмаш". Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя присвоено переулку и пионерскому отряду средней школы 6 в городе Харцызск, на которой установлена мемориальная доска.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Марков Vasily Markov

Старший лейтенант В. В. Марков совершил 225 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника. Однажды ему довелось одному..
читать далее

Василий Матаков Vasily Matakov

Младший лейтенант В. Н. Матаков совершил 163 боевых вылета, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Василий Мациевич Vasily Macievich

Капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 6 самолётов противника. 14 Февраля 1943..
читать далее

Василий Меркушев Vasiliy Merkushev

Августу 1943 года Майор В. А. Меркушев совершил 264 боевых вылета, сбил 12 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий