Известные люди

»

Василий Осипов

Василий Осипов Vasily Osipov Карьера: Герой
Рождение: Россия» Санкт-Петербург
Во время Великой Отечественной войны В. Н. Осипов участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронтах. Был командиром звена, эскадрильи. Только в период с 1 марта 1942 года по ноябрь 1943 года он совершил 267 боевых вылетов ночью и 8 днем. Всего же за годы войны он совершил около 400 боевых вылетов. Его экипаж уничтожил много боевой техники и живой силы противника. 20 июня 1942 года В. Н. Осипову присвоено звание Героя Советского Союза. 13 марта 1944 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Василий Николаевич Осипов родился в рабочей семье. По национальности российский. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище.

После Великой Отечественной войны В. Н. Осипов окончил высшую офицерскую летно-тактическую школу, а потом занимал строй командных должностей в ВВС. С 1954 года по состоянию здоровья он находится в запасе, живет и работает в Ленинграде.

Василий Осипов родился в Петрограде. Когда его папа, слесарь завода Михельсон, отправился с рабочим отрядом на гражданскую войну, мама забрала малышей и уехала к родным в деревню.

Маленькая река, прозрачная рощица вот первые воспоминания Василия.

Отец вернулся с войны радостный. Высоко подбросил сына. Крепко расцеловал жену и дочурку. И безотлагательно заторопил всех намереваться в дорога.

Семья опять поселилась за Невской заставой. Иногда в выходной день папа и сынуля шли в середина, к набережным, любоваться Ленинградом.

Вот тут стояли юнкера, говорил папа. Отсюда двинулись наши дружины...

А вслед за тем рассказывал о боях гражданской войны, и глаза сына горели.

С детских лет мечтал Василий Осипов о Советской Армии. Занимался гимнастикой. Участвовал в стрелковых соревнованиях. И хотя учился не чересчур прилежно, по математике и географии постоянно получал хорошие оценки.

В 1937 году он окончил школу. Был выпускной вечерок. Играла музыка. Ребята выбирали институты, спорили...

Ты куда собираешься? спрашивали Осипова.

Уже, ответил он, зачислен в авиационное училище.

И улыбался смущенно и счастливо.

Через немного дней Василий Осипов уехал в Оренбург. С первых занятий, с первых шагов в училище Осипов ощутил, что нашел близкое настоящее местоположение в жизни. Все было любопытно. Теперь по любому предмету он получал только отличные оценки и одним из первых на курсе услышал от старшего инструктора Мыскина: Курсант Осипов выполняет в эти дни полет независимо...

После полета Василий длительно лежал в степи, глядел в синее небосвод. Над аэродромом кружились неугомонные У-2, проходили строем белые красавцы СБ двухмоторные бомбардировщики.

Вот и сбылась греза, думал Осипов. Только вернулся из полета, быстро снова. Хорошо...

Однако на следующем занятии инструктор отругал его за нечеткий маневр. У Осипова не ладилось с пилотированием на малых высотах.

Учебные будни проходили в напряженном труде. И работа тот самый приносил Василию отрада. Вскоре он освоил бреющий полет. Ему в особенности нравилось лететь, без малого прижавшись к земле, а далее, взмыв, закружить над степью.

К концу учебы Осипову довелось съездить в отпуск. Отец продолжал действовать на заводе. Снова, как в былые времена, отправились они в дальнюю прогулку к набережным. Отец с гордостью поглядывал на ладного в летной форме сына, сдержанно улыбался.

Кем же ты будешь, истребителем?

Пойду в бомбардировочную. Если битва, буду летать во вражеские тылы, ударять врага прямо в сердце.

В 1940 году Василий Осипов отменно окончил училище, получил звание лейтенанта и был назначен в бомбардировочный полк.

Он попал в эскадрилью, которой командовал Омельченко пилот видавший виды, но строгий. Его девятка ходила лучше всех в полку, слаженно, крыло к крылу, хоть нитку между самолетами протягивай не оборвется. Осипов летал в головном звене, с правой стороны от командира.

Жизнь в полку не чересчур отличалась от училищной: занятия, тренировки, разборы полетов и хорошие, тихие вечера, когда не было очередной учебной тревоги.

На рассвете 22 июня 1941 года знак тревоги сорвал людей с постелей.

Вот некстати, тихонько сказал запоздавший меньшой лейтенант Луданов, становясь в строй рядом с Осиновым. У меня такие планы на воскресенье!

Война всю дорогу некстати, ответил Василий Осипов, и Луданов только ныне заметил, как посуровели лица товарищей.

Война... Фашисты топчут землю Украины, Белоруссии, Прибалтики. А в полку, как ни необычно, как бы все идет по-прежнему. Разве только Омельченко ещё строже распекает летчиков за малейшую ошибку.

23 июля полк получил первое боевое поручение. Эскадрилья, в которой служил Осипов, поднялась с аэродрома вблизи от Мелитополя. В головном звене, как просто, Омельченко, Луданов, Осипов.

Самолеты шли на крупный высоте над территорией, которую ещё не тронула битва. Но, поглядывая вниз, Осипов замечал ее суровые приметы. На запад двигались колонны наших войск. Навстречу им тянулись по дорогам обозы беженцев, пылили стада.

Линия фронта обозначилась редкими черточками траншей и ватными облачками разрывов. Неподалеку от Острой Могилы, что под Белой Церковью, начальник обнаружил вражеские танки, автомашины, бензоцистерны. Что ж, мишень подходящая!

Омельченко повел эскадрилью на бомбежку. Зенитные батареи сосредоточили пламень на ведущем звене. Осипов неожиданно почувствовал, как дрогнул его ил, и, оглянувшись, обнаружил в правом крыле рваную дыру. Но агрегатина оставалась послушной. Сбросив по две бомбы, самолеты набирали высоту, готовясь ко второму заходу.

Второй заход. Омельченко выводил девятку метко, как на учебном полигоне: разворот, понижение, горизонтальная площадка две бомбы вниз. На тот самый раз к вражеским зениткам присоединились крупнокалиберные пулеметы. Осипову казалось, что светящиеся трассы перекрещиваются где-то прямо под ногами.

Третий заход. Теперь, надо полагать, финал. Но Омельченко, покачав крыльями своей машины, сызнова повел эскадрилью на мишень...

Когда, в конце концов закончив бомбежку, они уходили от черного дыма пожаров, Осипов взглянул на часы: 45 минут над целью. Усилием воли он сбросил внезапно нахлынувшую утомленность. Быстро темнело. Вернуться на свой аэровокзал не удастся, придется усаживаться где-то в поле...

Так прошел начальный боевой вылет. А после этого их было навалом. Бомбежка переправ, колонн противника... Командир шел завсегда в аккурат на мишень. Осипов выше и с правой стороны. Луданов ниже и слева. Возвращались на бреющем на происшествие встречи с мессершмиттами. Вылеты становились буднями. И только восемнадцатый, как и начальный, непреклонно запал Осипову в память,

Это было 17 августа 1941 года, намедни Дня авиации. В полку ждали артистов. Эскадрилья получила обычное поручение обследовать район, нарыть мишень и ошарашить ее. Командир вел самолеты на повышенной скорости: хотелось поспеть к концерту.

Однако в указанном районе крупных объектов приметить не удалось. Только близ одной из рощиц догорали фашистские автомашины. Видимо, тут уже кто-то поработал из советских летчиков.

Пришлось лететь дальше. Когда время поиска подходило к концу, эскадрилья увидела вражеский аэропорт. На земле стояли кое-как замаскированные фашистские истребители. И, хотя у наших бомбардировщиков не было воздушного прикрытия, начальник повел самолеты на мишень.

После первых разрывов бомб, как из разворошенного осиного гнезда, навстречу илам начали вылетать фашистские истребители. Так завязался первостепеннный воздушный махач, в котором принимал участие Осипов.

Осипов и начальник снижались на немалый скорости, торопясь притиснуться к земле, затруднить истребителям маневр. В это время пулька пробила левый двигатель. Осипов начал отставать и без малого безотлагательно увидел, как на хвосте машины командира появилось полымя. Пытаясь сшибить жар, тот грубо кинул машину вверх. А отяжелевший авиалайнер Осипова не набирал высоту и остался единственный. К нему резво приближались два вражеских истребителя. Надо было что-то одним духом предпринимать.

Осипов сделал разворот так, чтобы стрелку-радисту было удобнее новости жар, и крайне быстро единственный из истребителей ткнулся в землю. Второй промчался нимало рядом с илом. Пуля ударила рядом с плечом Осипова. Другая оторвала ломоть лопасти. Машина начала вибрировать.

Вот как рассказывал вслед за тем Василий Осипов об этом бое:

Иду на бреющем у самой земли. Впереди озерко. А истребитель еще раз заходит. Неужели придется погибать в озере? Лучше бы в землю... Эх, думаю, Синицын, дружбан, бей, плиз, метко! И молодчина Синицын. Второй истребитель задымил, отвалился. А я решил тащить к аэродрому. Низко лечу. Вижу, колонна на дороге. Думал свои. Нет! Опять стреляют по самолету. И все-таки еще раз проскочил. Из машины хлещет масло, бензин. Все плоскости пробиты. Связи никакой, в небе кругом пусто. Не видно товарищей. Значит, надобно верить только на себя. Когда спереди уже показался Днепр, начал сдавать концевой двигатель. Как перелетел посредством реку, не помню. Посадил машину на своей земле, у мельницы, близ памятной деревушки Днепровка. Так и не удалось послушать долгожданный концерт.

Осипов ни при каких обстоятельствах не гордился количеством пробоин в своей машине, хотя порой их цифра доходило до сотни. Больше всего он ценил пунктуальность боевого расчета. Набрать высоту сверх заданной. Бесшумно, убрав газ, спланировать. Аккуратно прицелиться и причинить потрясение негаданно и неотразимо. Таков был его почерк. Но если уж он наметил мишень и пошел на нее, никакая угроза, никакой шквал огня не заставят Осипова завернуть в сторону.

Как-то Осипову пришлось сделать три ночных боевых вылета кряду. Близился рассвет. В это время в полк поступило извещение, что за линией фронта, в одном из приморских городов, происходит важное совещание фашистского командования.

В четвертый раз за сутки поднялся Василий в воздух. Он вел свою машину над морем через низкие тучи. В разрыве облаков открылся вражеский городок. Осипов сбросил газ, и авиалайнер без малого неслышно устремился прямо к продолговатому зданию штаба.

Первая же взрывчатка разворотила половину здания. Торопливо захлопали зенитки. Воздух прошили светящиеся трассы. Огонь сверкал отовсюду. Но Осипов, постепенно завершив разворот, еще раз пошел на штаб, навстречу разрывам. Вторая взрывчатка легла так же в аккурат.

Набрав максимальную прыть, Осипов уводил свой авиалайнер в сторону моря. Но немного мессершмиттов настойчиво настигали его машину. Тогда, нырнув в облака, Василий направил авиалайнер... сызнова к городу. Истребители проскочили мимо...

В марте 1942 года капитана Осипова перевели в другую бомбардировочную количество. К этому моменту на его счету было уже свыше сотни боевых вылетов. Осипова приняли в ряды Коммунистической партии.

Однажды воздушная разведка установила, что на близкий к линии фронта вражеский аэровокзал перебрасывалась большая группа Ю-88 и ХЕ-111. По-видимому, готовился потрясение по объекту в нашем глубоком тылу. Этот потрясение нужно было упредить. Полк советских бомбардировщиков, в котором служил Осипов, поднялся в воздух в полумраки, с таким расчетом, чтобы линию фронта пересечь уже в темноте. Приблизились к аэродрому противника. Стали различаемыми посадочные знаки и заградительные огни. И как черт из табакерки посадочные погасли, а вместо них зажглись аэронавигационные. Вражеский аэровокзал готовился давать юнкерсы и хейнкели на бомбежку. Нужно спешить! промелькнуло в голове у Осипова.

Штурман, разворот, скомандовал он. Идем к аэродрому над батареями. Иначе опоздаем.

Зенитные батареи противника молчали, принимая машину Осипова за единственный из своих самолетов, уже поднявшихся с аэродрома.

Разворот. Самолет уже на боевом курсе идет также взлетно-посадочной полосе. Еще миг и стокилограммовые бомбы одна за иной начали вываливаться из бомболюков. Огромными факелами вспыхнули на полосе фашистские машины...

В июне 1942 года товарищи тепло поздравили Василия Николаевича с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза.

Теперь он летал за многие сотни километров в основательный тыл противника, как и обещал когда-то отцу. Летал ночами. Под крылом самолета проплывала родная почва темная, без огней, ждущая своих освободителей. Изредка с высоты позволительно было различить белые точки костров. Скорее всего, это были партизаны.

Вместе с бомбами, предназначенными для врага, в машину Осипова загружали пачки листовок. В них были горячие слова правды о героической борьбе нашей армии, слова, которые давали силы советским людям, попавшим под вражеское иго.

В конце 1943 года полк, в котором воевал Осипов, уже принимавший участие в освобождении Кавказа, Донбасса, в сражении на Курской дуге, был переброшен на север, под Ленинград. Здесь, в родном городе, оставались родители Василия, сестра.

Несколько раз, направляясь на бомбежки, Осипов проводил авиалайнер над родным городом. Он более того видел его притихший, заснеженный, строгий.

В феврале 1944 года могучим ударом армий Волховского, Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов супротивник был отброшен от стен Ленинграда.

В эти дни Осипов улетал с аэродрома и возвращался на него улыбающийся, радостный. И только порой в глубине око проскальзывала напряженность.

Наконец он получил вероятность посетить в Ленинграде. Сначала Василий шел, позже, уже не сдерживаясь, побежал. Вот его улочка, ещё немного шагов и он рывком распахнул ворота. Пустая, холодная комнатка...

Может быть, в эти дни, не полетите? спросил начальник полка, глядя на осунувшееся, потемневшее физиономия майора Осипова.

Нет, приятель полковник. Разрешите лететь. Именно нынче.

И сызнова стелется под самолетом почва. Теперь это почва врага. Врага, тот, что погубил близких ему людей, погубил тысячи советских граждан.

Товарищ майор! раздается в наушниках звук штурмана. Нужно довернуть три градуса налево...

Василий Осипов крепче сжимает штурвал. Нужно довернуть. Нужно точь-в-точь вылезти на мишень. Нужно драться ещё умелей, чтобы скорее решительно добить фашизм, чтобы ни при каких обстоятельствах больше не было на земле войны, чтобы нигде не умирали от голода люди.

...В марте 1944 года за доблесть и мужество гвардии майору Василию Николаевичу Осипову было второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Панфилов Vasily Panfilov

Герой Советского Союза (17.12.41). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского,..
читать далее

Василий Петров Vasily Petrov

В годы Великой Отечественной войны В. С. Петров, командуя артиллерийскими частями, проявил высокое мужество и воинскую храбрость. Огнем орудий его..
читать далее

Василий Пирожок Vasily Pirojok

В сентябре 1942 года он вместе со своими сверстниками вступает в "Молодую гвардию". Активно участвует в боевой деятельности организации. Первую..
читать далее

Василий Раков Vasily Rakov

Дважды Герой Советского Союза (7.02.40, 22.07.44). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий