Известные люди

»

Василий Синчук

Василий Синчук Vasily Sinchuk Карьера: Авиатор
Рождение: Казахстан, 15.2.1921
Капитан В. П. Синчук совершил 305 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 15 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил до 150 солдат и офицеров противника.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалью.

Родился 15 Февраля 1921 года в посёлке Херсонский Кост - Истеского района Актюбинской области ( Казахстан ), в семье рабочего. В 1931 году с родителями переехал в Оренбургскую область, жил в Орске и Оренбурге. Окончил 7 классов неполной средней школы 1 ( теперь учебное заведение 10 ) и аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, год через окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке в Краснознамённом истребительном авиационном полку.

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. Сражался в составе 22-го истребительного авиационного полка ( 14-я Воздушная вс ) на Волховском фронте, участвовал в обороне Ленинграда.

К Февралю 1944 года помошник командира 254-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная вс, Волховский фронт ) Капитан В. П. Синчук совершил 305 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сшиб 15 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил до 150 служивый и офицеров противника. 1 Февраля 1944 года погиб в воздушном бою. 13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалью. Похоронен в посёлке Уторгош Шимского района Новгородской области. Именем Героя назван переулок в городе Орск, улочка в совхозе "Восточный" Адамовского района Оренбургской области, учебное заведение на родине Героя.

* * *

Было это летом 1951 года. В поисках металлического лома школьники Веня Желтов и Алёша Максимов ушли километров за 7 от Уторгоша. Война разбросала в этом месте невпроворот железа и стали. То, что было на виду, давнехонько уже было увезено на переплавку. Но полно всякой всячины лежало ещё подо мхом.

На болоте внимательность ребят как раз и привлёк подозрительно вспучившийся мох. Ткнули острым щупом - твёрдо. Попробовали рядом - то же самое. Решили копать. В болоте оказалась кабина самолёта, а в ней по - зимнему облаченный лётчик. Он сидел, склонясь к прицелу и казалось всё ещё ведёт пламень по врагу.

Лётчик был в кожаном шлеме, пробитом пулей. Защитные очки закрывали лик человеческий, как полумаска, в меховых отворотах куртки желтели пуговки гимнастерки. Ребята расстегнули медную пряжку пояса, осмотрительно извлекли из почерневшей кобуры револьвер. Под прозрачной пленкой планшета виднелась карта с пометками красным и синим карандашом. В кармане гимнастерки находился бережно обернутые в целлофан две красные книжечки. В одной из них - партийном билете - отнюдь не поблекшими чёрными чернилами было написано: "Синчук Василий Прокофьевич". В другом документе - орденской книжке - говорилось, что Капитан В. П. Синчук награждён орденом Красного Знамени.

Ребята передали документы лётчика в сельсовет, откель они попали в военкомат. Вскоре стало известно, что Василий Синчук - прославленный лётчик, Герой Советского Союза. В городе Омске у матери отважного лётчика - Улиты Ивановны - сохранились письма и документы, по которым разрешено нетрудно представить себе образ этого человека.

...Рос в Орске хлопчик - весёлый, задиристый и с ранних лет влюблённый в небосвод. Мечта его сбылась. Попал Василий Синчук в первую голову в Орский аэроклуб, тот, что с довоенных лет пользовался и продолжает пользоваться у молодёжи здоровущий популярностью, следом учился в Оренбургском военно - авиационном училище. Уже тут инструкторы и товарищи фиксировали незаурядное мастерство Василия.

Синчук получил направление на Дальний Восток, где и застала его Великая Отечественная битва. Один за другим писал он рапорты с просьбой обратить его на фронт, чтобы в небе громить ненавистных врагов. На первых 6-ти рапортах по диагонали написано твёрдым почерком: "отказать". Но Василий был настойчив и добился своего.

С Сентября 1942 года началась его работа в лётных частях Волховского фронта. Нелёгкая служба: бывали дни, когда он задерживался на аэродроме гладко столь времени, сколь нужно на технический осмотр самолёта, для заправки бензином и маслом, для получения боеприпасов. И вновь в небеса, в мордобой с врагом !

* * *

Отдельное разведывательное звено Лейтенанта В. П. Синчука присоединилось к 254-му истребительному авиаполку в Апреле 1943 года. Латанные и перелатанные "Ишачки" рядом с новыми мощными истребителями Ла-5 выглядели как старое, но грозное оружие. Эту истину наглядно подтверждали ордена и медали разведчиков.

Вот, к примеру, Вася Синчук - кто в полку мог сравниться с ним в искусстве воздушного боя, в стрельбе, в штурмовке ? Должно быть, таким, как он, на роду написано быть лётчиками - истребителями. Кажется, только вчера прилетел он в полк с Дальнего Востока, а в бою не уступит бывалым фронтовикам. Храбрец, ничего не скажешь, но храбрецов в полку непочатый край, а вот такие виртуозы и снайперы наперечёт. Однажды за единственный день, 25 Октября 1942 года, сшиб 4 вражеских самолёта ! Да что за единственный день - за единственный вылет !

Первая схватка была с "Мессершмиттами", которые пытались прорваться к нашим штурмовикам. Отражая атаку, Василий сшиб ведущего под ракурсом 4 / 4. Труднейшая проблема. Ты мчишься на противника с фланга, под прямым углом к линии его полёта. Надо молниеносно прицелиться и запустить очередность с упреждением, то есть в ту точку неба, где посредством какие - то доли секунды окажется неприятель. Синчук решил эту задачу с блеском. Казалось, Ме-109 сам наткнулся на трассу...

На обратном пути Синчук, как бы шутя, расправился с тремя лёгкими немецкими самолётами Fiselier Fi-156. Немцы называли их "Шторхами", по - русски "Аистами". Трёхместные, вооружённые пулемётами, они служили для различных целей. На свою беду вылетели в тот самый день "Шторхи". Синчук сшиб их одного за другим тремя атаками. У всех, кто наблюдал за этим боем, возникло странное чувство, как будто "Аистов" вообще не было в небе, словно они растаяли, как мираж. За тот самый мордобой Василий Синчук командованием Волховского фронта был награждён орденом Красного Знамени.

У Синчука умные, проницательные, с весёлыми искорками глаза. Но самое главное - эти чуточку насмешливые глаза обладают способностью угадывать в угловатых новичках дар лётчика - истребителя.

Синчук - это штурмовая вылазка. Он подавляет своей дерзостью и напором. Истребитель в его руках превращается в неуловимого, жалящего насмерть овода. Нередко немецкие пилоты останавливают свой выбор не связываться с "губы тейфель" ( так они называли Синчука между собой по радио ). Но если бы они увидели "красного дьявола" на земле, в кругу друзей, которые всю дорогу окружают его плотным кольцом, услышали шутки, хохот, они ни за что не поверили бы, что тот самый обаятельный Лейтенант, суть человеческая общества, и есть тот что ни на есть "дьявол", от которого шарахаются с перепугу бронированные, вооружённые до зубов "Фоккеры" и "Мессеры".

Возможно, они поняли бы кое - что, если бы им довелось приметить пляшущего Синчука. При первых, ещё замедленных тактах "Цыганочки" он выходил в круг неторопливо, как бы с ленцой, показывая всем своим видом, что вообще - то ему не весьма хочется танцевать в данную минуту, но оттого что среда просит... А темп всё убыстряется, и в какое - то миг Вася превращается в вихрь, за которым чуть-чуть поспевает баянист. В пляске Синчука - безудержная русская удаль. Характер этого человека, видать, ярче всего проявлялся аккурат в двух этих стихиях: в воздушном бою и пляске.

В 254-м полку разведчики по - прежнему держались дружной сплочённой семьей. Но... уже давнехонько мечтавший о новой, скоростной машине, Синчук обратился к командиру полка Подполковнику Косенко с просьбой перевести его на Ла-5 и немедленно получил "добро". И совсем не вследствие того что, что фронтовые газеты давнехонько называли Василия "волховским асом". Бывалый вояка, встречавшийся с немцами ещё в Испании, Василий Васильевич Косенко по одной только посадке Синчука, когда он, по выражению лётчиков, "стриг винтом траву", определил, что отдельным разведывательным звеном командует прирождённый истребитель.

Синчук получил Ла-5 и, всем на изумление, освоил совсем незнакомую ему машину в невероятно недлинный срок. Уже на третий день следом пробного боевого вылета на новом истребителе он меткой очередью из пушек записал на свой счёт 6-ю неприятельскую машину.

Его свежий ведомый, Юрий Ершов, с восторгом рассказывал, как они встретились с двумя "Фокке - Вульфами", с какой отвагой ринулся в атаку Синчук, как они гнали "Фоккеров" от станции Сигалово до аэродрома Лезье. Приблизившись к вражеской машине на 50 метров, Василий открыл пламень из пушек, и свеженький FW-190 врезался в землю посредине аэродрома.

- Почему ты его на аэропорт свалил ? - спрашивали Синчука товарищи - Зачем было подвергать себя риску ? Там зенитки, "Фоккеры". Надо было прикончить фрица до Лезье.

- Ничего вы не понимаете - возразил Синчук. - Конечно, я мог разделаться с этим фрицем ещё до аэродрома. Но я хотел сшибить его у немцев на виду, чтобы они своими глазами видели, как дерутся русские истребители.

Прошло немного дней, и сызнова в землянках лётчиков только и разговору, что о Васе Синчуке.

17 Мая 1943 года истребители сопровождали "Илов" на штурмовку эшелона в Любани. Накрыли врага за разгрузкой. Штурмовики положили бомбы и снаряды метко. Несколько платформ с пушками и автомашинами охватило огнём. Но Синчук есть Синчук. Он истребитель и должен уничтожать врага куда ни кинь, где только ни встретит. Увидел стоящий на земле у деревни Ольховки двухмоторный бомбардировщик Ju-88 и тут же пошёл в атаку. Ну, а стрелок он отменный, действительный снайпер. "Юнкерс" загорелся, а солдаты, которые копошились примерно, разбежались.

Летят дальше. Скоро Волхов. Но Юра Ершов радирует, что слева от него корректирует стрельбу артиллерии "каракатица" - так называли они германский самолёт "Хеншель-126". Синчук скоро штурмует врага с пикирования и... "каракатица" рухнула в болотце Гажьи Сопки.

Меньше двух недель понадобилось Синчуку, чтобы утвердить за собой славу лучшего пилота и в 254-м полку. 19 Мая 1943 года он был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Командующий 14-й Воздушной армии Герой Советского Союза Генерал Журавлёв счёл возможным повысить Синчука в должности тотчас на две ступени, минуя место командира эскадрильи.

Тогда же в полку создали группу охотников, в которую вошли самые отважные и опытные лётчики. Вожаком этой ударной группы был назначен Синчук.

В Августе 1943 года парторг полка написал сообщение матери героя. Вот короткая выдержка из него:

"Дорогая Улита Ивановна ! Хочу порадовать Вас героическими делами Вашего сына Васи - любимца нашей части. Он с первых дней своих боевых действий показал мужество и отвагу... Ваш наследник стал грозой для немецких оккупантов... Он сшиб в ожесточённых боях 10 фашистских стервятников... Его заслуги перед Родиной велики... Он награждён высокой правительственной наградой - орденом Красного Знамени и медалью "За оборону Ленинграда".

4 Января 1944 года северо - западнее Новгорода лётчики 254-го истребительного авиаполка Капитан В. П. Синчук и его ведомый Лейтенант Иванов, "охотившиеся" за железнодорожными составами противника, обнаружили пару немецких истребителей FW-190, которая направлялась к линии фронта. Атака Ла-5 была мгновенной и результативной. Командир шварма оберлейтенант Отто Винсент ( имевший 45 побед ) и его напарник фельдфебель Курт Ихленфельд из прославленной эскадры JG 54 "Grunherz" были сбиты и погибли.

19 Января 1944 года помощник командира 254-го истребительного авиационного полка Капитан В. П. Синчук с группой истребителей, обнаружив автоколонну врага северо - западнее Новгорода, вызвал по радио дополнительно группу истребителей, а сам до их прихода пушечным огнём уничтожил головные автомашины. В колонне противника возник пожар и поднялась паника. В это время подоспела другая группа истребителей, которая нанесла новые сильные удары. В результате активных действий истребителей были уничтожены 25 автомашин и до 100 служивый противника.

Продолжая помогать наземные войска, авиация 14-й Воздушной армии затем освобождения Новгорода наиболее активно действовала юго - восточнее Луги. Меткими бомбардировочными и штурмовыми ударами по врагу она способствовала пехоте и танкам в отражении контрударов противника и налётов его авиации. В тот самый отрезок времени опять отличилась группа истребителей 269-й истребительной авиадивизии, руководимая Капитаном В. П. Синчуком. Будучи наведённой на бомбардировщиков противника, она смело их атаковала. В бою были уничтожены 4 неприятельских бомбардировщика и 1 истребитель.

В конце Января 1944 года руководство полка отправило в штаб дивизии документы на представление Капитана В. П. Синчука к званию Героя Советского Союза, за 15 сбитых самолётов противника. В его наградном листе написано: "Капитан Синчук участвует в Отечественной войне на Волховском фронте с Сентября 1942 года. Прошёл тракт от рядового лётчика до помощника командира истребительного полка. Зарекомендовал себя как единственный из лучших мастеров воздушного боя..."

А через практически немного дней, 1 Февраля 1944 года, Василий Синчук не вернулся с очередного боевого задания. Теперь, имея море документов, позволительно с здоровенный достоверностью проследить за событиями того трагического дня...

Сильную шестёрку выслал 254-й авиаполк на прикрытие пехоты и танков, пробивающихся от Новгорода к Луге. Уже одно то, что её вёл помощник командира полка Капитан Синчук, говорило о многом. В 23 года Василий стал наставником молодых лётчиков - истребителей. Его авторитет непререкаем. Он сшиб уже 15 вражеских самолётов, двумя орденами Красного Знамени отмечены его подвиги.

В своём последнем бою Синчук сшиб сперва истребитель FW-190, а вдогон за тем одного за другим - два бомбардировщика Ju-88. Но тут к месту боя подоспела ещё одна шестёрка "Фоккеров". Им удалось отхватить и загнать в облака ведомых Синчука. Выйдя из облаков, они уже не увидели ни своих самолётов, ни немецких.

- Иду в атаку ! - эта команда была последней, которую они услышали по радио...

8 Февраля 1944 года в газете 14-й Воздушной армии "Бей врага" появилась статья "Врага не считают, а бьют". Ее автором был шеф оперативного отдела 269-й авиационной дивизии Майор Н. Пёрышкин. Бой Синчука над Передольской он описал со слов вернувшихся лётчиков и по донесениям постов наземного наблюдения:

"Пятёрка самолётов Ла-5 под командой Капитана Синчука прикрывала наземные части в районе боев. Станция наведения радировала: "В воздухе самолёты противника".

Три группы бомбардировщиков типа Ju-87 численностью до 25 машин барражировали над нашими войсками. Капитан Синчук принял заключение штурмовать врага. Он подал команду: "Слева от нас самолёты противника. Иду в атаку !". Перестроившись в правый пеленг, истребители пошли за ведущим.

Бомбардировщики противника с высоты 1500 - 2000 метров производили бомбометание. Наши истребители, нарушив боевой строй врага, начали преследовать "Юнкерсов". В тот самый миг на высоте появились 6 "Фокке - Вульфов". Два из них тотчас штурмовали ведущую пару Синчука и Кольцова. На них и обрушился Капитан Синчук. В упор он расстрелял и зажёг единственный самолёт. Не меняя курса, Синчук сблизился с "Юнкерсами" и с дистанции 50 - 30 метров длинной очередью поджёг бомбардировщик.

Расстроив боевые порядки бомбардировщиков, наши истребители повернули их вспять. Синчук сызнова приблизился на короткую дистанцию и длинной очередью позади сверху сшиб 3-й самолёт. Лётчики Серегин и Кольцов зажгли и пустили к земле ещё единственный германский самолёт.

Наши лётчики дрались до тех пор, в то время как в баках оставался бензин. Несмотря на численное превосходство истребителей противника и внезапное явление группы усиления, наши лётчики навязали махач первыми и вели его с нарастающей активностью, направляя первый потрясение по бомбардировщикам. В этом неравном сражении было сбито 5 пикировщиков Ju-87, 1 истребитель FW-190 и 1 пикировщик Ju-87 подбит.

Решающее роль в бою сыграли уменье и железная свобода Капитана Синчука, тот, что к уже имеющимся 15 воздушным победам добавил ещё 3 сбитых немецких машины".

К вышесказанному следует довавить кое - какие уточнения. Во - первых в этом бою нашими лётчиками было уничтожено 9 самолётов противника ( 7 прямо в самой схватке, 1 самолёт - Юрием Ершовым при посадке на аэродроме в Сольцах, 1 - сам разбился при посадке ). Во - вторых на аэровокзал, помимо Синчука, не вернулся ещё единственный лётчик - замполит 254-го ИАП Майор М. П. Кольцов.

Михаил Павлович, сбитый в том памятном бою, выбросился с парашютом и оказался в плену. Вырваться из застенков лагеря ему удалось весной 1944 года. После войны он работал Директором картонажного комбината, дважды был награждён орденами "Знак Почёта", а за боевые действия получил орден Красного Знамени. Вспоминая уже потом войны о той схватке, Кольцов признался, что весть о гибели Синчука он воспринял с удивлением. По его словам, опускаясь на парашюте, он видел самолёт Синчука, летящей на низкой высоте в направлении Новгорода. Его никто не атаковал. Кольцов был уверен, что "Лавочкин" командира группы удачно доберётся до аэродрома. Шальную пулю он в расчёт не принимал, а она - то и погубила прославленного аса...

* * *

18 Апреля 1944 года Василию Синчуку посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В эти дни 254-й авиаполк сражался на подступах к Пскову. Десятками сбитых немецких самолётов, исковерканных орудий, сожжённых автомашин, повреждённых паровозов поминали своего доблестного однополчанина лётчики - истребители. Ко дню награждения Синчука Золотой Звездой полк сшиб 110 вражеских самолётов. В дерзких атаках истребителей ясно прослеживался боевой почерк Василия Синчука.

Но секрет гибели отважного лётчика оставалась нераскрытой. Никто не видел, что случилось с Синчуком в последнюю минуту боя. Иногда лётчики попадали к партизанам и возвращались. Но время шло, а Синчук как в воду канул.

И тогда на фронте стали появляться легенды о Синчуке. Будто бежавший из плена стрелок с "Ила" видел Синчука в плену, чисто Василий попросил выказать, кто его сшиб. Привели какого - то невзрачного фрица - не то стрелка с "Юнкерса", не то зенитчика. Синчук подобно как бы свалил его могучим ударом кулака, отказался ответствовать на какие бы то ни было вопросы и был расстрелян.

Все помнили, что Вася Синчук был скорее хрупкого, чем богатырского сложения. Силёнкой его бог не разобидел, при всем при том навряд ли он мог свалить ударом кулака фрица, хотя бы и невзрачного. Но как раз такое поведение соответствовало героическому характеру Василия.

Всё стало понятным только через 7 лет, когда был найден самолёт с останками отважного лётчика. Тогда же отыскались и свидетели его гибели. Из письма свидетеля боя матери Героя:

"Прикрывая продвижение наших войск, немного советских самолётов вступило в мордобой с десятками немецких машин. Это было над деревней Донец. Колхозники с земли следили за ходом боя. Наши истребители сшибли 6 вражеских самолётов, а остальных обратили в бегство. В последнее миг боя одна наша агрегатина была подбита и врезалась в болотце. Трясина засосала её, и тогда не удалось найти следов падения самолёта. Теперь мы знаем, что погибший герой - Ваш наследник Василий Синчук".

Останки Героя Советского Союза Капитана В. П. Синчука похоронены 26 Августа 1951 года в Уторгоше. И стоит в настоящее время на могиле обелиск, а за ним выстроились в строй, как солдаты в почётном карауле, сосны в зелёных касках. С Урала прилетел на Волхов Василий Синчук да так и остался тут, поблизости от легендарной реки, в которой столь раз отражались красные звёзды его боевой машины с номером "09" на тёмно - зелёном борту.

Решением исполкома Ленинского районного Совета депутатов трудящихся города Орска 1-й переулок, где жил Василий Прокофьевич Синчук, переименован в переулок Капитана Синчука. В Орском городском краеведческом музее хранится строй документов, рассказывающих о жизни и геройских поступках Героя Советского Союза Василия Прокофьевича Синчука. Здесь же - шлем лётчика, обломки его самолёта, бесчисленные письма, полученные за последние годы родителями Василия. Местные журналисты Л. Большаков и М. Лукерченко посвятили В. Синчуку книгу "Повесть о Герое".

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Усков Vasily Uskov

После войны Василий Михайлович продолжал служить в ПВО. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, в 1954 году - Военную..
читать далее

Василий Федоренко Vasily Fedorenko

Капитан В. И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил лично 10 и в группе 2 вражеских самолёта. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее

Василий Харитонов Vasily Haritonov

Старший лейтенант В. Н. Харитонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 11 самолётов противника. 10 Февраля 1943..
читать далее

Василий Черненко Vasily Chernenko

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий