Известные люди

»

Василий Шишкин

Василий Шишкин Vasily Shishkin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 13.2.1914 - 9.11
Василий Шишкин - Герой Советского Союза, летчик. Родился 13 февраля 1914 года.Всего Василий Шишкин выполнил 520 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сбил 15 вражеских самолётов лично и 16 - в составе группы. Войну закончил командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В Далматово именем Героя названа улица.

Родился 13 Февраля 1914 года в деревне Белое, сейчас Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, работал в колхозе. С 1931 года в Красной Армии, год через окончил Пермскую военную школу авиационных техников, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1942 года начальник эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 16-я авиационная дивизия, 21-я вооруженные силы, Юго - Западный фронт ) Капитан В. И. Шишкин совершил 126 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника. Под Сталинградом командовал 291-м истребительным авиационным полком. Воевал на именном Як-1, построенном на средства трудящихся колхоза "Сигнал революции" Саратовской области. 27 Марта 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил 520 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сшиб 15 вражеских самолётов лично и 16 - в составе группы. Войну закончил командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1956 года Гвардии Полковник В. И. Шишкин - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В Далматово именем Героя названа улочка.

* * *

С первых дней Великой Отечественной войны в реакция на призыв партии "Всё для фронта ! Всё для победы !" по всей стране началось всенародное движение за создание фонда обороны. Работники заводов и фабрик, колхозов и совхозов, учреждений, ученые и воины отчисляли в фонд обороны количество своего заработка, вносили облигации государственных займов, сдавали личные сбережения, обувь, одежду, продовольствие, устраивали субботники, воскресники.

В саратовском Государственном банке был открыт особый счёт 514031 для перечисления средств. 27 Июня на заседании правления колхоза "Год Великого перелома" Хвалынского района поступило предложение о сборе средств на возведение Сталинской эскадрильи истребителей. Эта инициатива была подхвачена всеми колхозниками. В Ноябре в области начался сбор средств для строительства танковой колонны имени В. И. Чапаева.

В Марте 1942 года начался сбор средств на сооружение самолётов и в Пензенской области. Руководители области обратились на Саратовский авиационный предприятие с просьбой создать самолёты. С большим производственным подъёмом рабочие завода строили эти самолёты по заказу пензенских трудящихся. Рабочие по нескольку суток не выходили из цехов, и 8 эскадрилий боевых "Яков", которым были даны названия "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов", "Андрей Андреев", "Александр Суворов", "Михаил Кутузов", "Александр Невский", были изготовлены и переданы делегации области. Эта делегация вылетела на Сталинградский фронт и вручила самолёты 867-му истребительному авиационному полку.

В первых числах Ноября 1942 года на предприятие приехал начальный секретарь Саратовского обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района. Собрав в фонд обороны примерно 150 тысяч рублей, колхозники обратились на предприятие с просьбой сбыть им самолёт, чтобы от себя изготовить презент защитникам Сталинградского фронта. При решении вопроса, кому как раз передать боевую машину, помог управляющий Саратовского авиационного завода И. С. Левин, тот, что познакомился с лётчиком В. И. Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей.

Для приёмки самолёта прибыл начальник 291-го истребительного полка Герой Советского Союза В. И. Шишкин. На левом борту самолёта по просьбе колхозников была сделана надпись: "Сталинскому соколу Майору Шишкину от колхозников колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области", которая говорила сама за себя.

После окончания Борисоглебской авиационной школы лётчиков, Василий Шишкин служил в строевых частях ВВС. В Июне 1941 года был лётчиком 43-го ИАП, базировавшегося в Киевском особом военном округе. В 1942 году, сменив потрёпанные И-16 на новенькие Як-1, полк перебазировался на Южный фронт. В Августе того же года был переброшен уже на Юго - Западный фронт, где до конца этого и начала 1943 года участвовал в Сталинградской битве.

В начале 1942 года Василий Шишкин был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи. К Февралю выполнил 126 боевых вылетов, из них на глаз половину - на штурмовку активный силы и техники противника. Летом получил звание Майора, воевал под Сталинградом. Затем был направлен в состав 512-го ИАП, где командовал эскадрильей.

Осенью 1942 года Майор В. И. Шишкин был назначен командиром 291-го ИАП, действовавшего под Сталинградом. Там он и получил свежий самолёт Як-1 ( заводской 34104 ), тот, что был подарен ему колхозом "Сигнал революции".

На митинге В. И. Шишкин заверил колхозных делегатов, коллектив завода, что не пожалеет сил и, если понадобится, жизни для победы над врагом. Так на Сталинградском фронте в Ноябре 1942 года появился основополагающий именной самолёт ( орфография надписи на фотоснимке, приведённом выше, относится к её больше позднему варианту ).

Именной "Як" попал в надёжные руки. Уже позже войны Полковник В. И. Шишкин писал бывшему директору Саратовского авиационного завода И. С. Левину: "На именном подарке я произвёл на Сталинградском фронте и Орловско - Курской дуге больше 150 боевых вылетов, провёл возле 50 воздушных боёв, сшиб 12 самолётов противника".

Почин колхоза "Сигнал революции" стремительно распространился по городам и селам области. На предприятие прибывали делегации из колхозов, совхозов, всех районов этой и соседних областей, представители заводов, фабрик, учебных заведений, театров, институтов, учреждений. Коллектив Саратовского подшипникового завода внёс в Государственный банк на постройку самолётов 909 тысяч рублей, научные работники Института земледелия Юго - Востока - 500 тысяч, артисты оперного театра имени Н. Г. Чернышевского - 815 тысяч. Трудящиеся Хвалынского района приобрели 17 самолётов, Аткарского - привнесли в Госбанк на сооружение самолётов 4 миллиона рублей, Баландинского - 4,2 миллиона, Балаковского - 6,5 миллиона, Ершовского - 5,2 миллиона. Пугачевского - 6,5 миллиона рублей. Коллектив завода собрал средства на возведение эскадрильи боевых самолётов. Вэтого же на средства саратовцев было приобретено 1520 самолётов и большое число иной боевой техники.

Летом 1943 года 291-й ИАП участвовал в боях на Курской дуге, в составе Южного фронта, тот, что позже превратился в 4-й Украинский фронт. Впоследствии полк был переведён на 1-й Белорусский фронт.

В Июне 1944 года Василий Шишкин снова был повышен в звании - стал Подполковником и командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

С утра 24 Июня, следом ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали штурмование, начальный период которого получил наименование Бобруйской операции. Несмотря на неблагоприятную в тот самый день погоду, преобладающее большинство лётчиков показали высокое лётное мастерство и влечение достигнуть победы иад ненавистным врагом.

28 Июня лётчики 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии тремя группами по 12 самолётов штурмовали автоколонну противника на дороге Березино - Червень. Эту задачу отменно выполнили группы 55-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии Подполковника В. И. Шишкина и Гвардии Капитана А. Д. Кучерявого. Пушечно - пулемётным огнём они разгромили колонну, на сто процентов дезорганизовав отход вражеских войск.

Так же умело В. И. Шишкин возглавлял действиями полка и в заключительные недели войны. Вэтого он произвёл 520 успешных боевых вылетов и, проведя 178 воздушных боёв, уничтожил 31 самолёт противника ( 15 сшиб лично и 16 - в группе с товарищами ).

После войны Василий Иванович продолжал служить в ВВС. В 1956 году вышел в отставку в звании Полковника. Затем жил в Киеве.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Янченко Vasily Yanchenko

Награждён орденами: Святого Георгия 4-й Степени, Георгиевские кресты 1, 2, 3 и 4-й Степени - полный бант, Святого Владимира 4-й Степени с мечами и..
читать далее

Василий Адонкин Vasily Adonkin

Адонкин Василий Семенович командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота)..
читать далее

Василий Андрианов Vasily Andrianov

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Василию Ивановичу Андрианову присвоено звание Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года..
читать далее

Василий Антонов Vasily Antonov

Василий Петрович Антонов, ефрейтор, наводчик станкового пулемета пулеметной роты 1-го батальона 271-го стрелкового Нижне-Волжского полка 181-й..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий