Известные люди

»

Вера Васильева

Вера Васильева Vera Vasileva Карьера: Артист
Рождение: Россия, 30.9.1925
В.К. Васильева секретарь Союза театральных деятелей (уже 20 лет), председатель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит очень много добрых дел из рода тех, что в старину назывались благотворительными. В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, больным, обиженным.

Родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Отец Васильев Кузьма Васильевич. Мать Васильева Александра Андреевна. Супруг Ушаков Владимир Петрович, артист Театра сатиры, заслуженный артист России.

Веру Васильеву любят зрители, ей дарят цветы на спектаклях, ее узнают при встрече на улицах, провожают ласковыми, теплыми взглядами, добрыми улыбками. Любят издавна, ещё со времен праздничных, ослепительно пестрых, как русские подносы или палехские шкатулки, фильмов Сказание о земле Сибирской и Свадьба с приданым. В фильмах этих изображались деревни и селения, ничего общего с реальными не имевшие. Сказочные изобильные земли, где реки молочные, берега кисельные. Васильева играла в них повязанных деревенским платком совершенно обыкновенных девушек, но казалась простодушной царевной наивной полусказочной страны. Ты, царевна, всех милее, всех румяней и белее. Лучистые, ясные глаза, звонкий звук, ямочки на свежих, как яблоки, щеках и улыбка непритворная, соединяющая самую естественную веселость с таковый же естественной девичьей застенчивостью.

Именно с деревней связаны самые теплые воспоминания самой Веры Кузьминичны. Деревня для нее это удивительные и прекрасные луговые запахи, неповторимые звуки и тишь, дух коровы и парного молока, лягушачьи концерты на маленьком заросшем пруду и народные песни, неповторимые по своему рисунку окна с наличниками в каждой избе, простодушные, добрые люди честные и бесхитростные, как дети...

Многие переехали в городок. Уехал в Тверь на заработки и папа. Потом женился и вкупе с семьей обосновался в Москве, где устроился трудиться шофером на предприятие. Мама также работала на заводе, а вечером ещё и училась на инженера-плановика. Старшие сестры уже были заняты своими девичьими интересами. Вера зачастую оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она полно читала, в особенности любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов Княжна Джаваха, Записки институтки и др.

Каждое лето они с мамой и двумя сестренками проводили на родине отца, в деревне Сухой Ручей в Тверской области, что на берегу маленькой и быстрой речки Тьмака, впадающей в Волгу. Собственного дома у них не было. Родители отца умерли, и семейство снимала жилье у кого-нибудь из соседей: все обитатели деревни были без малого родней, да к тому же все любили отца и подчас более того говорили: Кузьма у нас святой человек.

Однажды Вера впервой попала в театр на спектакль Царская невеста и была покорена, унеслась мечтами в сказочный мир. Сраженная музыкой, красотой, волшебством, самим театром, придя домой, села под столик, подняла, как в шатре, скатерка и запела нечто похожее на оперу. И с тех пор, как только оставалась одна (а это было без малого любой день), наряжалась в диковинные самодельные костюмы и пела вымышленные арии.

В 12 лет девчонка готовила обед для всей семьи. Жили Васильевы на первом этаже, и всю дорогу, когда Вера чистила картошку, она пела свои арии, почему во дворе ее прозвали Шаляпиным. Вскоре она записалась в хоровой круг во Дворце пионеров и один раз более того выступала на сцене Большого театра.

В школе Вера училась недурственно, но старалась в основном только для того, чтобы на нее меньше обращали внимания. Вся ее настоящая, реальная существование была сосредоточена на книгах, на театре, на несбыточных и странных мечтах. После занятий она пропадала в театральной библиотеке, где перечитала без малого все имевшиеся тогда мемуары великих артистов, подшивки журналов Рампа и жизнь и Театр и искусство, знала всех актеров и антрепренеров по именам и фамилиям, разыскивала старые рецензии, театральные фельетоны и т. п.

В предвоенные годы Вера Васильева подружилась с Катей Розовской, сегодня известным театроведом. Вместе они бегали в театр, в библиотеку, и обе мечтали как будут артистками. Тогда в особенности полюбился подругам МХАТ с его старыми спектаклями, поставленными ещё К.С. Станиславским, Синяя птица, Мертвые души. Восхищали их блистательные А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, В.П. Марецкая, М.И. Бабанова, А.П. Кторов, А.А. Остужев.

В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера сообща с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мамаша с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив врачебный институт, уехала в Киргизию, другая сестра Антонина работала в одном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го также уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на предприятие, где продолжал вкалывать шофером ее папа.

Несмотря на трудности военных лет, греза об актерской профессии не покидала Веру Васильеву, и в 1943 году она поступила в Московское городское театральное училище, а в 1948 году, окончив его, стала артисткой Московского академического театра сатиры, с которым связана вся ее творческая существование. Театр сатиры без Васильевой представить нельзя.

Всенародную известность артистке принес кинематограф. В кино актриса дебютировала ещё студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина Близнецы (1945), а следующая образ Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева Сказание о земле Сибирской (1948) сделала ее знаменитостью и всеобщей любимицей. Ей, студентке, дали Сталинскую премию, значит, ее отметил Сам Вождь.

Успех кинодебюта В.К. Васильевой был значительнее, чем без затей фарт молодости и миловидности. Ее героини становились воплощением народной мечты о фортуна, надежды, жажды праздника, светлой радости. Наивная, доверчивая искренность артистки превращала цветистую дезинформация фильмов в искусство, нехай лубочное, но далекое от пошлости, напоминающее об истоках подлинной народности.

Фильмография Веры Васильевой насчитывает больше 30 картин. Среди других фильмов с ее участием разрешено особенно подметить сверхпопулярную Свадьбу с приданым (1953), комедию Звезда экрана (1974), драму Несовершеннолетние (1976), музыкальную комедию Татьяны Лиозновой Карнавал (1981), мелодраму Виталия Мельникова Выйти замуж за капитана (1985), комедийную ленту Элема Климова Похождения зубного врача (1965).

Своеобразной визитной карточкой Веры Васильевой стала ее улыбка символ целомудренной, незамутненной русской женской души, полной доброты, жизнелюбия, кот наплакал смущенного сознания своего женского достоинства и прелести. Вера Кузьминична выглядит прелестно и в жизни, и на сцене. Она обаятельна, мила, узнаваема: знаменитые ямочки на щеках и смелость, с которой она без труда освобождается от одежд, открывая плечи; и сами одежды завсегда безукоризненные, подобранные с ее строгим вкусом; и звук, и юность...

При выходе на сцену в театре или на каких-то праздничных юбилейных торжествах ей метко в тягость стереть с лица улыбку, и эта улыбка действует постоянно наповал, заставляя порадоваться в отклик. Добрая, открытая, легкая. Легкость сопутствует и ее походке, как подобно как чуток танцующей (в разных ситуациях это может быть пластика, близкая вальсу или больше чопорному менуэту). Танцует же она без труда, с изяществом. Замечательная сама по себе, так что публике по-прежнему неважно, скажет ли она без затей немного ободряющих полуофициальных слов или будет игрывать. Островский это или Жан Кокто. Хотя Островский был бы, по-видимому, больше подходящим. Васильева русская актриса с бытовой характерностью, мягким русским юмором, теплым и домашним, уютным голосом.

Лучшие, интереснейшие для себя роли Вера Васильева получала там, где сначала дорого было само ее участие, сам наезд. Тверской драматический театр пригласил ее сыграть Раневскую в Вишневом саде А.П. Чехова (1984), Орловский драматический театр Кручинину в Без вины виноватых А.Н. Островского (1990). В Москве ее энтузиазм заметил Борис Львов-Анохин и предложил образ Пехтеревой в Ассамблее П. Гнедича (1996) и Сарытовой в пьесе А.Н. Островского Блажь (1997) спектаклях, поставленных молодым режиссером А. Сергеевым на сцене Нового драматического театра.

В Театре сатиры одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В. Плучека Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше (1968). Ее изнеженная графиня пленяла своим грациозно женственным простодушием, абсолютной незлобивостью, без малого безропотной готовностью оправдать и извинить. Ах, надуть меня не нелегко, я сам обманываться рад. Графиня Васильевой была трогательной потому что, что было ясно: все ее радости состоят в этой подкупающей и счастливой способности обманываться.

В.К. Васильева сильно русская, национальная актриса. Она способна сыграть сильную драму, но никакой добросердечный слом или надрыв, никакое исступление слез и жалоб не могут погасить живущую в ней душевную предрасположенность к счастью, исказить явственный мир ее души. Там, где-то на самом дне всех драм или всех житейских хитростей, как на дне глубокого колодца, голубеет отразившая небосвод природная, родниковая аккуратность.

Васильева как-то с юмором сказала, что с ранней юности тянулась к драматическим ролям. Достоевский был для нее чуть-чуть ли не самым любимым писателем. В школе она читала расклад Неточки Незвановой, обливалась слезами, а все неудержимо смеялись. Очень уж не соответствовали жестокие страдания бедной девочки моим нестерпимо румяным щекам... Потом она научилась принуждать зрителей и слушателей сочувствовать мукам своих героинь, но душевное самочувствие не изменяло ей в самых драматических ролях и ситуациях. А когда она играет лицемерок, пошлячек, хищниц это неизменно расклад о том, что может свершить бытие с хорошей женщиной.

Несмотря на то что В.К. Васильева всю бытие работает в Театре сатиры, в ее игре нет чертяка гротеска, сценического сарказма. Ее прикол мягок. Простота, естественность, искренняя лиричность вечные свойства русской актерской школы, и актриса не изменяет им, более того если спектакль требует предельной броскости красок. Секрет ее обаяния в простодушии. Именно оттого в ней нет ничего от эксцентричности и шика звезды. Она артистка патриархальная, очаровательно старомодная, полная смирения перед искусством.

Драматизм Вышневской Васильевой в Доходном месте А.Н. Островского (1967) заключался как раз в том, что естественное созданье, созданное для самого естественного счастья, оказывалось в противоестественной ситуации. Категорически не умеющая, не способная продавать собой леди оказывалась купленной жестоко, без малого цинично.

Простодушие, наивность придают своеобразное обаяние и таким вульгарным героиням Васильевой, как городничиха Анна Андреевна в Ревизоре Н.В. Гоголя (1972) и маменька Мелипольская в Тенях М.Е. Салтыкова-Щедрина (1987).

Раневская в Вишневом саде А.П. Чехова (1984) у Васильевой не полупарижанка. Она русская барыня, русская леди, бесконечно привязанная к близкий земле, к родному дому и силой обстоятельств трагически оторванная от всего этого. И рассуждения брата о ее порочности кажутся нелепыми. Не порочность, а влюбленность в извечном русском понятии любить-жалеть тянет ее к больному и одинокому человеку, тот, что булыжник на ее шее. Спектакль был показан во многих городах России, Греции, Германии, и В.К. Васильева была приглашена на образ Раневской в польский городок Щецин.

Именно редкое и драгоценное простодушие Васильевой убедило режиссера Б. Львова-Анохина в том, что она идеально подходит к образу Домны Павловны в Воительнице Н.С. Лескова (1988).

Лесков рисует колоритнейшую картину ушедшего времени, но колоритность, жанр только первостепеннный слой восприятия Воительницы. Когда копнешь глубже, открывается потрясающий смысл: как под влиянием петербургских обстоятельств в элементарный, активный человеческой душе искажаются, извращаются все нравственные понятия и как чудовищное извращение это становится искренним убеждением, признаётся за что ни на есть натуральный и непреложный закон жизни. Затем резкий разворот финала боль, раскаяние, искупление, очищение посредством мучение.

И на этом фоне язык живописно-причудливый, красочно-парадоксальный, внезапный без затей дух захватывает от речений словоохотливой кружевницы Домны Платоновны. Она является в облачении пышных юбок, многочисленных тальм и старинных шалей, а в финале предстает как снег на голову аскетической, тонкой, в сером не то больничном, не то арестантском халате, в по-монашески повязанном платке. Печальное церковное пение сопровождает ее исступленные монологи. Свет свечи выхватывает из темноты уже не круглое, сдобное физиономия с улыбчатыми ямочками, а строгий, измученный лик.

С удивительной трагикомической ясностью прозвучал у Васильевой основной парадокс: Домна Платоновна хитра, расчетлива, убеждена, что все люди мошенники, полна неиссякаемой энергии, но выходит так, что в конце концов врут, обкрадывают, проводят, оскорбляют как раз ее, что она то и занятие попадает впросак, подвергается более того прямым надругательствам. Простодушие. Гомерическое, вселенское, российское простодушие. Недаром она заканчивает свою прекратительную существование окончательно нищей.

Васильева работала над ролью Домны Платоновны одержимо, самоотверженно и доверчиво. Упорно овладевала она труднейшим, огромным текстом. В этом помогало ей блестящие владение русским языком а это одно из условий исполнения этой роли.

Вэтого на сцене Театра сатиры В.К. Васильева сыграла свыше 40 ролей. Среди них: Лиза Лев Гурыч Синичкин А. Бонди по Д. Ленскому (1948), Ольга Свадьба с приданым Н. Дьяконова (1950), Сафи Женихи А. Токарева и В. Шкваркина (1951), Таня Сыромятова Женитьба Белугина А. Островского и Н. Соловьева (1951), Ин-Ин Пролитая чаша Ван Ши Фу (1952), Катя Личная жизнь К. Финна (1952), Маша Ракитина Подруги А. Симукова (1952), Галочка Где эта улочка, где тот самый дом В. Дыховичного и М. Слободского (1953), Иларетта Судья в ловушке Г. Филдинга (1954), Магда Последняя сенсация М. Себастьяна (1955), Маша Чужой ребенок В. Шкваркина (1955), Зина Поцелуй феи З. Гердта и М. Львовского (1955), Виви Профессия мадам Уоррен Б. Шоу (1956), Шура Дело было в Конске (Домик) В. Катаева (1956), Аннунциата Тень Е. Шварца (1958), Дочь бензинщика Дамоклов меч Н. Хикмета (1959), Королева Волшебные кольца Альманзора Т. Габбе (1959), Эллочка Щукина 12 стульев И. Ильфа и Е. Петрова (1960), Лика Слепое счастье А. Кузнецова и Г. Шсекрет (1960), Джоан Четвертый позвонок М. Ларни (1961), Ганна Николаевна Яблоко раздора М. Бирюкова (1961), Вера Горовая 24 часа в сутки О. Стукалова (1962), Клавдия Бояринова Ложь для узкого круга А. Салынского (1964), Вера Эдуардовна Женский монастырь В. Дыховичного и М. Слободского (1964), Надежда Кленова Белый телефон М. Гиндина и Г. Рябкина (1964), Жанна Барбье Интервенция Л. Славина (1967), Поля Баня В. Маяковского (1967), Соня У времени в плену А. Штейна (1970), Придворная леди Обыкновенное чудо Е. Шварца (1971), Лидия Семеновна Таблетку под язык А. Макаенка (1972), Ольга Ильинична Пощечина С. Михалкова (1974), Баба-одноглазка Клеменс К. Сая (1976), Посол Объединенной Державы Ее превосходительство С. Алешина (1979), Агнесса Павловна Восемнадцатый верблюд С. Алешина (1983), Молчи, грусть, молчи... А. Ширвиндта (1985), госпожа Соколова Последние М. Горького (1987), Анна Австрийская Молодость Людовика XIV А. Дюма (1992), Эстер Священные чудовища Ж. Кокто (1996). В 2001 году Вера Кузьминична сыграла образ Графини в премьерном спектакле Орнифль Ж. Ануя в постановке Сергея Арцибашева.

Состав таланта во многом определяется составом человеческим. Васильеву любят зрители. К ней с нежностью относятся и люди в театре гримеры, парикмахеры, костюмеры. Она уважительна к людям, проста, горячо благодарна за малейшее внимательность и подмога.

В.К. Васильева народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий СССР. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и За заслуги перед Отечеством IV степени, удостоена театральной премии Хрустальная Турандот и премии имени А. Яблочкиной.

В.К. Васильева секретарь Союза театральных деятелей (уже 20 лет), председатель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит шибко немало добрых дел из рода тех, что в старину назывались благотворительными. В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, больным, обиженным.

В 2000 году в издательстве Белые альвы вышла книжка мемуаров В.К. Васильевой Продолжение души. Монолог актрисы (изд. 2-е).

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Ершова Vera Ershova

И, отвергая все сомнения,Актер выходит на помост,Чтоб на короткое мгновение(А там, пусть бездна, пусть падение)Душой дотронуться до звезд.Л.Шакутина.
читать далее

Вера Комиссаржевская Vera Komissarzhevskaya

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864, Петербург - 1910, Ташкент) - актриса. Родилась в семье знаменитого оперного певца Мариинского театра. Из-за..
читать далее

Вера Коммиссаржевская Vera Kommissarzhevskaia

Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П. Коммиссаржевского . В 1883 году Коммиссаржевская вышла замуж за..
читать далее

Вера Пашенная Vera Pashennaya

Выдающаяся русская актриса, великая старуха Малого театра. Творческая наследница Марии Ермоловой. Педагог, подарившая сцене несколько поколений..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий