Известные люди

»

Вера Мухина

Вера Мухина Vera Mukhina Карьера: Скульптор
Рождение: Россия, 1.7.1889
Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты советского человека.

"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - цельный образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет", - писал искусствовед Д.Аркин об искусстве Мухиной, чье творчество во многом определило вид нового советского искусства. Вера Игнатьевна Мухина родилась в состоятельной купеческой семье. Вскоре потом смерти матери папа с дочерью переехали из Риги в Крым и поселились в Феодосии. Там у местного гимназического учителя рисования будущая художница и получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее И.К.Айвазовского картины прославленного мариниста, писала пейзажи Тавриды.

Гимназию Мухина оканчивает в Курске, куда позже смерти отца ее забирают опекуны. В конце 1900-х годов юная барышня едет в Москву, где крепко решает заняться живописью. В 1909-1911 годах она - ученица частной студии К.Ф.Юона. В эти годы Мухина впервой проявляет заинтересованность к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, она посещает студию скульптора-самоучки Н.А.Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату не возбраняется было обрести местоположение для работы, станок и глину. В студии занимались учащиеся частных художественных школ, студенты Строгановского училища; тут не было преподавателей; ставилась модель, и любой лепил, как мог. Часто в мастерскую Синицыной заходил ее сосед - скульптор Н.А.Андреев, популярный своим недавно открытым памятником Н.В.Гоголю. Он интересовался работой питомцев Строгановки, в которой преподавал скульптуру. Нередко он останавливался у работ Веры Мухиной, своеобразие художественной привычки которой им было немедленно отмечено.

От Юона в конце 1911 года Мухина переходит в студию живописца И.И.Машкова. В конце 1912 года она едет в Париж. Как в начале XIX века русские живописцы и скульпторы стремились в Рим, так в начале XX века молодое поколение мечтало угодить в Париж, ставший законодателем новых художественных вкусов. В Париже Мухина поступает в академию Гранд Шомьер, где скульптурным классом стоял во главе Эмиль-Антуан Бурдель. Два года учится русская художница у бывшего помощника Родена, скульптура которого привлекала ее своим "неуемным темпераментом" и подлинной монументальностью. Одновременно с занятиями у Бурделя в Академии изящных искусств Мухина слушает вектор движения анатомии. Дополняет художественное образование молодого скульптора сама атмосфера французской столицы с ее архитектурными и скульптурными памятниками, театрами, музеями, художественными галереями.

Летом 1914 года Вера Игнатьевна возвращается в Москву. Начавшаяся в августе первая мировая махаловка в корне изменила нормальный актуальный уклад. Мухина оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работает в госпитале. Революция возвращает художницу в сферу искусства. Вместе со многими русскими скульпторами она участвует в осуществлении грандиозного ленинского плана монументальной пропаганды. В его рамках Мухина выполняет монумент И.Н.Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. К сожалению, оба варианта памятника, в том числе и одобренный Наркомпросом, погибли в неотапливаемой мастерской скульптора суровой зимой 1918-1919 годов.

Вера Игнатьевна участвует и побеждает в ряде скульптурных конкурсов, нередко проводившихся в первые послереволюционные годы; ею выполнены проекты монументов "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы. Наиболее интересное вывод находит скульптор в проекте памятника Я.М.Свердлову (1923), где устремившаяся ввысь аллегорическая мужская фигура с факелом в руке олицетворяет беззаветное служение делу революции верного большевика-ленинца. Проект тот самый больше известен под девизом "Пламя революции". К середине 20-х годов складывается индивидуальная художественная привычка мастера, все больше уходившего от отвлеченной аллегоричности и условно-схематических решений в духе кубизма. Программной работой стала двухметровая "Крестьянка" (1926, гипс, ГТГ), появившаяся на экспозиции 10-летия Октября. Монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры, мощь художественного обобщения отныне становятся отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной.

В 1936 году Советский Союз начал подготовку к Всемирной экспозиции "Искусство, техника и современная жизнь". Автор многоступенчатого советского павильона архитектор Б.М.Иофан предложил завершить его 33-метровый головной пилон двухфигурной скульптурной группой с эмблемой нашего государства - серпом и молотом. Гипсовый эскиз Мухиной, разрабатывавшей эту тему вкупе с другими художниками, был признан лучшим. Скульптору, завсегда мечтавшему о грандиозных масштабах, предстояло возглавить сложнейшую работу по изготовлению 25-метровой статуи общим весом возле 75 тонн. Скульптурный каркас, состоящий из стальных ферм и балок, исподволь одевался пластинами из хромоникелевой стали. Группа, символизировавшая союз рабочего класса и крестьянства, выполненная из новейших материалов с применением индустриальных методов, передавала, по словам скульптора, тот "бодрый и дюжий порыв, тот, что характеризует нашу страну". И в настоящее время монумент "Рабочий и колхозница", пластическая мощь которого "не столь в красоте его монументальных форм, сколь в стремительном и четком ритме волевого жеста, в точь-в-точь найденном и мощном движении вперед и вверх", занимает почетное местоположение у входа на ВДНХ в Москве, где с небольшими композиционными изменениями он был установлен в 1938 году.

В 1929 году Мухина создает единственный из лучших своих памятников - монумент М.Горькому для города, носящего его имя. Четким силуэтом читается малость вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу близкий Волги. Характерный взмах головы довершает созданный скульптором образ "буревестника революции", вышедшего из народа писателя-бунтаря. В 1930-х годах Мухина работает и в мемориальной скульптуре: в особенности удачно решено ею надгробие М.А.Пешкова (1935) с вырубленной из мрамора в совершенный подъем фигурой с сосредоточенно склоненной головой и заложенными в карманы брюк руками.

Ведущей темой творчества скульптора постоянно оставалось прославление духовной красоты советского человека. Одновременно с созданием в монументальной скульптуре обобщенного образа современника - строителя нового мира эта предмет разрабатывалась мастером и в станковом портрете. В 30-е годы герои портретной галереи скульптора - врач А.А.Замков и архитектор С.А.Замков, режиссер А.П.Довженко и балерина М.Т.Семенова. В годы войны портреты Мухиной становятся лаконичнее, все лишние эффекты в них убраны. Меняется и материал: зачастую использовавшийся прежде мрамор сменяет бронза, дающая, по словам А.В.Бакушинского, больше возможности "для построения в скульптуре форм, рассчитанных на силуэт, на движение". Портреты полковников И.Л.Хижняка и Б.А.Юсупова (оба - 1943, бронза, ГТГ), "Партизанка" (1942, гипс, ГТГ) при всей их индивидуальности обладают типичными для советского человека военного времени чертами собранности, решительной готовности к борьбе с врагом.

В послевоенные годы В.И.Мухина продолжает действовать в монументальной скульптуре. С группой помощников она переводит в бронзу скульптурный план памятника М.Горькому И.Д.Шадра (в 1951 году он был открыт на площади перед Белорусским вокзалом в Москве). В 1954 году, уже вслед за тем смерти Веры Игнатьевны Мухиной, был отлит и установлен перед зданием Консерватории в Москве монумент П.И.Чайковскому, над которым она работала в 1948-1949 годах.

Так же читайте биографии известных людей:
Вера Инбер Vera Inber

Вера Инбер - русская советская поэтесса и прозаик родом из Одессы. Родилась 28 июня 1890 года.Наиболее известными сборниками стихов Веры Инбер..
читать далее

Вера Меркурьева Vera Mercurieva

Неправдоподобие сохранения достоинства в самых немыслимых для этого условиях становилось единственной духовной реальностью во времена, когда..
читать далее

Вера Желиховская Vera Jelihovskaya

Русская писательница, сестра Е. П. Блаватской, дочь Е. А. Ган, двоюродная сестра С. Ю. Витте.
читать далее

Вера Алентова Vera Alentova

Вера Алентова - известная советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка России. Родилась 21 февраля..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий