Известные люди

»

Виктор Борисов-Мусатов

Виктор Борисов-Мусатов Viktor Borisov-Musatov Карьера: Художник
Рождение: Россия» Саратовская область» Саратов, 14.4.1870 - 8.11
Виктор Борисов-Мусатов - русский художник, живописец. Родился 14 апреля 1870 года.Виктор Борисов-Мусатов являлся так называемым мастером символических изображений дворянских гнёзд. Наиболее известными работами художника являются: "Водоем" 1902 год, "Призраки" 1903 год, "Изумрудное ожерелье" 1903-1904 год, "Осенняя песнь" 1905 год и др.

Виктор Эльпидифорович Мусатов [2(14).4.1870, Саратов - 26.10(8.11).1905, Таруса] (позже добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и в то же время работал независимо. Три зимы (1895-1898) юный художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и участливо приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная организация импрессионистов и искания символистов.

Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой" (1898), в которой впервой обнаружилось его тяготение представить подлинный мир как напоминание об ином - нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и более того влюбленность к характерному сине-зеленому колориту. Правда, последующие попытки развить намеченное не сию минуту привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) и "Гармония" (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал немного произведений весьма высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы; но это не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать родное элегическое ощущение, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901) и "У водоема" (1902). После них художник обратился к композиции больше сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и явственно ощущаемым ритмом.

Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое самочувствие и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством экспозиций в Москве и Петербурге и видно влиял на художественные позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной из экспозиций МТХ, имела гигантский фарт и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 году художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он узко сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися около журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, опосля в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком достаточно бедно: коллекционеры его работ без малого не покупали, и более того Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него только в одно прекрасное время картину и два эскиза.

Правда, в том же 1904 году Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Исполнение заказа могло подсобить не только как-то откорректировать материальное положение, но и реализовать в конце концов тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все больше явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал сильно своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, более того используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их абсолютно новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, при всем при том росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Вскоре художник ещё раз переменил местожительство, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал немного превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и без малого закончил картину "Реквием", намечавшую в его искусстве постепенный разворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова предали земле на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили монумент работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Ванслов Viktor Vanslov

В 1950 году В.В. Ванслов защитил кандидатскую диссертацию на тему Музыка как отражение действительности в Московской государственной консерватории..
читать далее

Виктор Васнецов Viktor Vasnetsov

Виктор Васнецов - выдающийся русский художник и архитектор. Родился 15 мая 1848 года.Виктор Васнецов является одни из основоположников русского..
читать далее

Виктор Дени(Денисов) Viktor

Cоветский график, один из основоположников советского политического плаката, карикатурист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
читать далее

Виктор Лебедев Viktor Lebedev

В.В.Лебедев - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Награжден орденами Ленина и "Знак Почета", многими медалями, в том числе "За оборону..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий