Известные люди

»

Виктор Кирилюк

Виктор Кирилюк Viktor Kirilyk Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 2.4.1923
Лейтенант В. В. Кирилюк совершил 448 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 22 и в составе группы 9 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 2 Апреля 1923 года в деревне Большоле Турово Очерского района Пермской области в семье крестьянина. Жил в посёлке Талица ( нынче град Свердловской области ). Окончил 9 классов и аэроклуб. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К концу 1944 года начальник звена 31-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная вооруженные силы, 3-й Украинский фронт ) Лейтенант В. В. Кирилюк совершил 448 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сшиб 22 и в составе группы 9 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 620 боевых вылетов, участвуя в 130 воздушных боях сшиб 32 вражеских самолёта лично и 9 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С Декабря 1958 года Подполковник В. В. Кирилюк - в запасе. Жил и работал в Талице. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

В свои 22 года Виктор Кирилюк стал самым молодым посреди истребителей - асов, одержавших в воздухе больше 30 официальных побед. Он родился 2 Апреля 1923 года в деревне Большое Гурово Пермской губернии. В детстве переехал в Талицу, где окончил среднюю школу и аэроклуб. В 1942 году прошел ускоренное обучение в Батайской военной авиационной школе пилотов.

В Январе 1943 года он попал в 116-й истребительный авиаполк, где сражались такие сильные воздушные бойцы, как Султан - Галиев ( примерно 300 боевых вылетов, не менее 12 лично сбитых самолётов ), А. Володин, И. Новиков... Позднее Николай Краснов взял его в свою отдельную эскадрилью "охотников", а с конца 1944 года, затем расформирования эскадрильи, собравший лучших лётчиков 295-й истребительной авиационной дивизии, он воевал в полку известного советского аса Г. Д. Онуфриенко. В составе этого полка он прошёл посредством горнило воздушных боёв под Будапештом, сбив в небе Венгерской столицы 7 самолётов противника...

Генерал В. А. Судец не раз фиксировал заслуги лётчиков 31-го авиационного полка, которым командовал Подполковник Г. Д. Онуфриенко. За его плечами был порядочный боевой навык. Уже в первые месяцы войны в тяжёлых воздушных боях с численно превосходящим противником Г. Д. Онуфриенко постоянно выходил победителем.

В Ворошиловграде на памятнике борцам революции высечено имя отважного командира украинских партизан Дениса Онуфриенко. Он погиб за Советскую верх в 1918 году. Сын героя революции Григорий Онуфриенко, как и папа, бесстрашно сражался с врагом, защищая Советскую Родину. За высокое мужество и отвагу Г. Д. Онуфриенко был удостоен звания Героя Советского Союза.

В боевой летописи 31-го авиационного полка записано много боевых эпизодов, свидетельствующих о высоком лётном мастерстве авиаторов, их мужестве и отваге. Приведем только два из них.

Чтобы не предположить отхода вражеских войск сквозь реку Сава, 4-й Гвардейский мехкорпус пытался завладеть мост. Однако эти попытки оказались безуспешными. Командование 17-й Воздушной армии выработало проект захвата моста при поддержке авиации. И вот в назначенное время над Белградом и над мостом появились штурмовики, прикрываемые истребителями 31-го полка. Повиснув над мостом и аэродромом Земун, они подавили зенитную артиллерию противника и прижали к земле его пехоту. В тот самый миг колонна советских танков и мотопехота ворвались на мост, проскочили его и завязали бои на подступах к городу Земун. Вслед за советскими войсками сквозь савский мост перешли 13-я Пролетарская бригада и части 6-й Пролетарской дивизии НОАЮ.

В тот самый же день группа "Лавочкиных", ведомая Н. Скомороховым, предприняла дерзкую по замыслу штурмовку вражеского аэродрома, на котором сосредоточилось море "Юнкерсов". Плохие метеоусловия усложняли выполнение задания. Лётчики как снег на голову подошли к аэродрому на предельно малой высоте. Одна группа атаковала зенитные батареи противника, а другая обрушила потрясение на "Юнкерсы". Первым зажёг Ju-52 ведущий, вторым - Г. Онуфриенко, третьим - В. Кирилюк. Результат работы группы оказался выше всяких похвал. Истребители: возвратились с задания без потерь.

Свои первые боевые вылеты Виктор Кирилюк провёл на ЛаГГ-3 ещё 18-летним юношей в Январе 1943 года. Воевал на Северном Кавказе, над Днепром, освобождал Украину, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию.

С характерным, неровным, как бы нервным, лётным почерком Кирилюк был только изощрённым воздушным бойцом - хитрым и напористым. Его незаурядные лётные способности раскрылись не сию минуту, но были замечены уже в первых вылетах. Когда дар обогатился опытом, лётчику стали поручать особенно опасные и ответственные задания, будь то разведка в глубоком неприятельском тылу, прикрытие своих войск при многократном количественном превосходстве противника или сопровождение транспортного самолета с представителем Ставки.

В наградных листах неоднократно отмечено, что Виктор Кирилюк великолепно владеет техникой бреющего полета, применяет тот самый приём в боях, при штурмовках и разведках. Управление машиной на бреющем полете, выполняемом порой на высоте нескольких метров, со скоростью больше 180 метров в секунду, сурово говоря, находится за пределами возможностей человека и может быть обозначено ничего не объясняющими и отличающимися только эмоциональным оттенком словами: "искусство", "вдохновение", "чудо"...

О неукротимости его характера говорят боевые действия 11 Августа 1943 года, когда над Северским Донцом шестёрка Ла-5, ведомая Керимом ( так звали Кирилюка однополчане ), атаковала большую группу вражеских бомбардировщиков, смешала неприятельские порядки и сшибла немного машин. Его самолёт получил в этом бою тяжёлые повреждения - были разбиты руль глубины и элерон. Выйдя из схватки и приземлившись на своем аэродроме, благо тот был под боком, он в два счета взлетел на боеготовой машине и, вернувшись, сшиб ещё единственный Ju-87, чем бесповоротно деморализовал противника.

Войну лётчик закончил Старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка, проведя 620 боевых вылетов, из них 600 на Ла-5, в 130 воздушных боях одержав 32 личные и 9 групповых побед. Среди лично сбитых им машин: Ju-88, Do-217, Ju-52, 5 Ju-87, 18 Ме-109, 5 FW-190, Hs-126. Трижды в воздушных боях Кирилюк одерживал двойные победы и один раз - тройную. Свои последние боевые вылеты провёл над Веной.

После окончания войны Виктор Васильевич продолжил службу в ВВС. Летал на реактивных машинах. Окончил Липецкие офицерские курсы в 1949 году. В 1958 году 35-летний Подполковник авиации, прославленный ас был уволен в припас. Последние годы жил и работал в уральском городе Талице, где прошло его малолетство.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Колядин Viktor Kolyadin

Гвардии старший лейтенант В. И. Колядин совершил 185 боевых вылетов, принял участие в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов..
читать далее

Виктор Кондаков Viktor Kondakov

Звание Героя Советского Союза Виктору Александровичу Кондакову присвоено 26 октября 1944 года за 160 успешных бомбардировочно-штурмовых ударов по..
читать далее

Виктор Лихачев Viktor Lihachov

Виктор Лихачев - герой Советского Союза. Родился 26 сентября 1921 года. Командир звена 106-го гвардейского Висленского истребительного авиационного..
читать далее

Виктор Локтев Viktor Loktev

СВОЙ первый ковер подполковник авиации Виктор ЛОКТЕВ вышил 15 лет назад в подарок жене. Тогда у молодого военного были финансовые затруднения,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий