Известные люди

»

Виктор Кудрявцев-Платонов

Виктор Кудрявцев-Платонов Viktor Kudryavtsev-Platonov Карьера: Философ
Рождение: Россия
Кудрявцев (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич - философ и богослов.

Родился в Новоржевском у. Псковской губ., в семье священника. Первоначальное образование получил в Духовной семинарии. Окончил далее Московскую духовную академию (1852). Получил стипендию митр. Платона, что дало право добавить к своей фамилии его имя. Оставлен бакалавром библейской истории и греческого языка (185254). С 1854 занимает кафедру философии; с 1857 профессор академии; преподавал историю философии, метафизику и логику (до 1891). В 18611862 вел занятия по курсу метафизики и логики с наследником Престола. В к. 80-х по поручению Синода составил новые программы философских наук для семинарий и сами учебники применительно к этим программам. Кудрявцев называл близкое учение системой трансцендентального монизма. Считал, что философия есть наука о сущности, последнем основании и цели существующего. Она должна служить объединяющей связью всех наук и сориентировать каждой близкое местоположение в целом организме науки. В то же время она должна вложить душу и бытие в штудирование фактов, озарить их идеальным светом. Началом философского познания, по Кудрявцеву, надобно признать идею Существа стопудово совершенного, а центровой философской истиной истину бытия Божия. Кудрявцев строил систему христианской философии, но строил ее в духе новейшего критицизма и меньше всего базировался на звук непосредственного чувства как раз в философии. Знание истины, писал он, не есть только непосредственное признание ее или убеждение в ней, но отчетливое, разумное разум того, зачем мы то или другое принимаем за истину. Потому он предостерегал и от излишней доверчивости и от излишнего недоверия. Начало философии, писал он в статье о методе философии, содержится не где-нибудь за пределами ее, а в той самой способности, которая служит ее источником в разуме: изыскание самого разума есть первое и существенное ее занятие. От такого исследования зависит самая судьбина философии.

Гносеология. Положительному, синтетическому построению философского миросозерцания, писал Кудрявцев, должна предшествовать философская концепция познания. Свои гносеологические анализы Кудрявцев завсегда озаглавливал т. о.: Метафизический разбор эмпирического познания, также рационального познания, также идеального познания. По изъяснению Кудрявцева, метафизический анализ, напр., эмпирического познания касается вопроса об отношении наших чувственных представлений к действительному бытию. Кудрявцева интересует преимущественно вопросительный мотив о силе познания, о возможности для наших познавательных способностей пробраться в действительное бытие. Это не значит, что его не интересует имманентно-критический разбор познавательных процессов, но его гносеологические анализы все же направлены, раньше всего, на выяснение того, сколь мы можем познать действительное существование. Анализируя позиции радикального скептицизма, Кудрявцев устанавливает рядом с несомненностью познающего я такую же несомненность бытия не я, которое отменно от субъективных состояний. Наше согласие, пишет он, с той же необходимостью и несомненностью, с какой утверждает существование собственного я и его состояний, утверждает и существование не я или предметов, за пределами меня находящихся. Но рядом с этими двумя видами бытия должно признать, по мысли Кудрявцева, и третье абсолютное существование. Развитие этого существенного для Кудрявцева положения (в самом начале его исследований!) весьма существенно и ведется оно т. о.: в свое время всего должно определить неустранимость (более того для скептика) идеи истинного знания. Всякое отвержение возможности познания включает в себя идею истинного познания (которое признается скептиком неосуществимым, но которое, как мысль, предстоит и ему, раз он о нем говорит). Но верно так же нашему уму преподносится и мысль истинного бытия неустранимость таковой идеи видна из того, что мы, сомневаясь в действительности какой-либо стороны бытия или составляя суждение о несовершенстве или недостатках в бытии, явно, имеем при этом перед собой идею истинного, свободного от ограниченности бытия. Эти две идеи (истинного познания и истинного бытия) нетрудно связываются в одну (истинное знание может относиться только к истинному бытию): мысль абсолютного, совершенного бытия, в которой включается и миг абсолютного знания, оказывается третьим, основным началом нашего познания (рядом с познанием действительности познающего я и бытия за пределами я).

По основному вопросу об источниках познания Кудрявцев отводит эмпирическому материалу тем большее местоположение, что, как мы увидим дальше, он с громадный силой и настойчивостью развивает принципы гносеологического реализма. Но с не меньшей силой высказывается Кудрявцев и о недостаточности эмпирического материала при объяснении познания. Мы должны признать неверной формулу, пишет он, что все, что мы знаем, мы знаем посредством чувств. Мы должны признать, пишет он в другом месте, наше чувственное познание ограниченным в том смысле, что нашему ощущению доступно не все то, что существует в материальном мире все ведет к мысли, что наше непосредственное чувственное познание (постепенно) в историческом развитии скорее сокращается, чем расширяется. Чувственное познание это вообще резкий материал, требующий переработки разумом, что ведет Кудрявцева к формуле: действительный источник нашего познания о внешнем мире, как познания, содержится в разуме.

Обращаясь к анализу рациональных элементов познания, Кудрявцев некогда всего обстоятельно показывает, что формулирование понятий не может быть связано со сферой образов (представлений): мы должны признать в душе особую комбинирующую, отличную от восприятий и образов силу связь образов и понятий не генетического порядка: мышление посредством понятий имеет самостоятельную реальность. Понятия составляются нашим разумом на основании данных опыта, но не происходят из одного опыта исключительно.

Онтология. Кудрявцев радикально отгораживается от наивного реализма, но с неменьшей энергией критикует он и идеализм (в его разных формах) в особенности навалом внимания посвящает он критике трансцендентального идеализма, в частности Гегеля. В критике абсолютного идеализма у Кудрявцева остроумные замечания супротив трансцендентальной дедукции не-я. Последовательно проведенной идеализм, отмечает Кудрявцев, запутывается в безвыходных противоречиях с познаваемым миром исчезает и сам познающий субъект наше я. Для идеализма вообще необъяснимо конкретно чувственное существование это существование может быть объяснено только при предположении реального существования за пределами нас и независимо от нас чувственных предметов.

Отвержение идеализма настойчиво и более того повторно в разных местах развивается Кудрявцевым, т. к. в этом месте им закладываются общие основы гносеологического реализма. Суммируя эти все свои указания на несамостоятельность идеализма в разных его формах, Кудрявцев заканчивает их этакий формулой: если все наше знание относится только к явлениям, то оно не заслуживает имени знания.

Кудрявцев шибко скрупулезно исследует принципы материализма, и тут его критика, весьма основательная и независимая, направлена на то, чтобы, признавая явь вещества, вписать больше точности в учение о материальном бытии. Прежде всего Кудрявцев сильно убедительно, на анализе понятия силы и понятия закона, показывает, что в самой области материального бытия есть нечто, чему нереально приписать признаки материальности.

Что касается идеализма, то, признавая его превосходство перед материализмом, Кудрявцев совсем высказывается супротив отрицания чувственной действительности. Кудрявцев готов более того признать, что физический мир не так уже разнороден с нашим духом, как то нам кажется, что быть может более того, что между миром духовным и материальным есть больше тесная внутренняя связь. Критика идеализма весьма сильна и исходным пунктом тут является необъяснимость для идеализма представлений конкретно чувственного бытия; материализм и идеализм оба повинны, по мысли Кудрявцева, в том, что тот и прочий отрицают конкретно духовное существование нашего я (хотя и по разным основаниям).

Но острый дуализм духа и материи, при их взаимной несводимости приятель к другу, должен все же быть примирен: нереально предположить, пишет Кудрявцев, чтобы в основе мирового бытия лежали два несомненно отличные, независимые товарищ от друга, противоположные начала. Неудача существовавших доныне попыток уяснить единство бытия определялась, по Кудрявцеву, тем, что начала, объединяющего обе стороны бытия, рассудок искал в самом же мировом бытии. Нужно вылезти за пределы мира и выискивать единства мира за пределами мира т. е. в Существе, отличном от мира С признанием отличного от мира высочайшего Существа, мы, вместо субстанциального монизма, тот, что лежит в основе односторонних воззрений материализма и идеализма, получаем монизм трансцендентальный, где объединяющее начало возвышается над областью бытия условного. При всей философской значительности этого решения вопроса о бытии нелегко, и все-таки, принять самое наименование системы, предлагаемое Кудрявцевым. Ведь понятие трансцендентальности имеет установленный толк и не может быть оторвано от той гносеологической концепции, которая запечатлена в этом термине. Чтобы избежать этой двусмысленности и сообща с тем с достаточной ясностью высказать основную дума Кудрявцева, мы будем характеризовать его систему как супранатуральный монизм. Этот термин довольно выражает основную идея Кудрявцева о том, что начало единства мира лежит за пределами мира

Понятие Абсолютного бытия, как верховное понятие системы Кудрявцева, является для него как раз философски необходимым. Мировое существование не обладает бесконечностью; глубочайшего основания того, что пространству и времени мы приписываем знак бесконечности, мы должны разыскивать не в чем ином, как в принадлежащей нашему уму идее бесконечного. Этим учением Кудрявцев возвращается к основным идеям Голубинского. Если философия, по мысли Кудрявцева, не имеет права приступать прямо с учения об абсолютном, то в итоге своих исследований философия приходит к признанию, в качестве основного понятия, понятия Абсолютного Существа, стоящего над миром. Идея совершенно совершенного Существа есть та искомая нами коренная и основная мысль нашего ума, в которой сосредоточиваются и объединяются все прочие идеи, пишет Кудрявцев. Он дает, т. о., философское обоснование теизма, чем отнюдь не становится, как уже было указано, на почву богословского рационализма: естественное богословие ни при каких обстоятельствах не может претендовать на абсолютную достоверность. Но для философской системы значимо только одно: утвердить само понятие Безусловного бытия над миром. Однако понятие Божества не должно быть трактуемо как регулятивное понятие, говоря языком Канта: в реальности оно имеет бесспорно конститутивный нрав. Положительное раскрытие Божества немыслимо за пределами Откровения.

Космология и антропология Кудрявцева. Философ сильно невпроворот пишет в защиту идеи творения, везде подчеркивая, что как раз в понятии творения содержится достаточная гарантия самостоятельности мира с его законами. При этом Кудрявцев признает, что это учение о творении мира есть единственное обязательное для разума. Очень остроумно Кудрявцев, критикуя теорию случайности мира, показывает, что с понятием случая никак не вяжется надобность последовательного и законосообразного развития. Сами по себе законы природы не обладают имманентной необходимостью, они более того могли бы быть названы случайными установление же их разрешено раскусить только в интересах осуществления идеи вселенной, как единства в разнообразии, что и ведет к мысли о свободной, разумной причине этих законов. Это ведет дальше к признанию необходимости (как единственно целесообразных) этих законов, но уже не имманентной, а метафизической необходимости. Он критикует учение, что идеи есть то, из чего сотворен мир. Надо отличать: идеи, пишет он, как сотворенные Богом сверхчувственные, реальные начала феноменального бытия, от идей, как божественных мыслей о вещах. По его мнению, более того отличая идеальную сторону в мире от идей в Боге, мы все одинаково впадаем в строй затруднений в этом учении об идеальной стороне мира. Более радикально отвергает Кудрявцев учение о душе мира, надо думать, имея в виду построения Соловьева. В настоящем течении важный жизни не каждая ещё возникающая вещь происходит Богом прямо, пишет Кудрявцев, что в мире есть некоторого рода самотворение это, конечно, справедливо но иное занятие происхождение первоначальных условий жизни природы (вещество, силы, законы), тут не может быть никакого самотворения. Вводя между Богом и миром какую-либо промежуточную суть, мы наталкиваемся на единый строй затруднительных вопросов, главнейший из которых состоит в том: сознательна или бессознательна эта сущность. Разбирая тот самый вопросительный мотив и устанавливая, что формирование важный идеи может быть только бессознательным, Кудрявцев подчеркивает дальше, что если мировая мысль или суть бессознательна, то она не может вручить вольно то или иное ориентация своему развитию. А в таком случае единственный из главных мотивов введения понятия важный души пояснение зла в мире оказывается без разрешения.

Будучи сильно религиозным человеком, Кудрявцев оставался свободным в своей мысли, а в построении системы настойчиво и радикально исходил из критического анализа познания. Однако примат гносеологии при построении системы не должен прикрывать глаза на принципиальный онтологизм у Кудрявцева. Идея абсолютного бытия для него есть высшая и верховная мысль, которую он только в порядке построения системы стремится обосновать. По существу же мысль абсолютного бытия, открывающегося нам в идеальном познании (т. е. в мистическом опыте, по обычной терминологии) есть центральная мысль для Кудрявцева. Утвердив позицию гносеологического реализма и этим философски открыв для себя стезя к метафизике, Кудрявцев строит следом свой трансцендентальный монизм, тот, что философски и, надобно произнести, с большущий уверенностью преодолевает и резкий дуализм в метафизике, и односторонние формы монизма (материализм и спиритуализм).

Пгубы. Зеньковский В.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Амбарцумян Viktor Ambartsumian

Российский астрофизик, академик (1943) и президент (в 194793) АН Армении, академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического Труда (1968, 1978).
читать далее

Виктор Брябрин Viktor Bryabrin

Советский учёный, один из пионеров интерактивных систем программирования.
читать далее

Виктор Гесс Viktor Gess

Виктор Гесс - австро-американский физик. Родился 24 июня 1883 года в замке Вальдштейн в австрийской провинции Штирии.Виктор Гесс (совместно с Карлом..
читать далее

Виктор Маслов Viktor Maslov

Виктор Маслов - российский физик и математик, специалист в области математической физики, действительный член РАН. Родился 15 июня 1930 года.Виктор..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий