Известные люди

»

Виктор Сувиров

Виктор Сувиров Viktor Suvirov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.4.1919
Капитан В. И. Сувиров совершил 122 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя и сбил 14 самолётов противника. Особо отличился в боях за освобождение Польши. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 29 Апреля 1919 года в селе Мурмино, сегодня Рязанской области, в семье рабочего. Жил в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году окончил фабрично - заводское училище ( сегодня ГПТУ 6 в Москве ), учился в аэроклубе. Работал токарем на заводе "Красный пролетарий". С 1937 года в ряах Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Проявив мужество и высокую боевую выучку, уничтожил в воздушных боях 2 вражеских самолёта лично и 1 в группе с товарищами.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1943 года. Сражался на Северо - Кавказском, Южном и 4-м Украинском фронтах.

К Февралю 1944 года начальник эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный остов, 8-я Воздушная вооруженные силы, 4-й Украинский фронт ) Капитан В. И. Сувиров совершил 122 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя и сшиб 14 самолётов противника. Особо отличился в боях за отбояривание Польши. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1950 - 1954 годах был депутатом Верховного Совета СССР. С 1958 года Полковник В. И. Сувиров - в запасе. Жил в Краснодаре, работал оператором в ВНИИ нефтехимии. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, 18 медалями ( в том числе 1 польской ).

* * *

Когда началась Великая Отечественная махаловка, Виктор Иванович Сувиров уже имел навык воздушных сражений: в боях на Халкин - Голе он сшиб 3 вражеских самолёта. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 1 личную и 1 групповую победы )

Он родился в 1919 году в Рязанской области. Отец, Иван Сергеевич, был активным участником Октябрьской революции и одним из первых руководителей партийной организации. Он умер в 1921 году. Мать осталась с 5-ю малолетними детьми.

В 1928 году они переехали в Москву. Там в 1934 году Виктор окончил 7-летку и поступил в школу ФЗУ при заводе "Красный пролетарий". Работал и учился в аэроклубе, тот, что окончил в 1937 году. Взлетев в небосклон, больше не представлял себе жизни без него. В 1938 году окончил Борисоглебскую школу лётчиков - истребителей. В том же году Младший лейтенант Сувиров начал свою службу на Дальнем Востоке в 47-м истребительном авиационном полку.

Первое боевое крещение Виктор Сувиров получил в боях у реки Халхин - Гол. В Июле 1939 года эскадрилья лётчиков - добровольцев под командованием Майора Попова прибыла в Монголию. В их числе был и он. В те дни, там велись тяжёлые воздушные бои, в которых с обеих сторон участвовало до 100 - 150 самолётов.

В начале Августа эскадрилья в составе 18 самолётов вылетела на прикрытие наших наземных войск. В районе прикрытия вступили в мордобой с двумя десятками японских И-96. В ходе боя строй наших звеньев рассыпался и в трудной обстановке наши лётчики оказывали поддержка товарищ другу.

Находясь на высоте 1000 метров, Сувиров заметил, что внизу, без малого на бреющем полёте И-96 заходит в хвостище нашему самолёту. Он в один момент бросился на выручку. Сделав полупереворот и с пикированием под углом 40 - 50 градусов разогнал прыть "Ишачка" до 550 километров, приблизился к японцу на 50 метров, дал длинную очередность и поджёг его. Лётчик выпрыгнул с парашютом, приземлился в районе наших войск и был взят в плен.

Сувиров вновь пристроился к своим и продолжал мордобой. Он продолжался рядом 40 минут. Лётчики эскадрильи сшибли 6 вражеских самолетов.

Виктор оценил прекрасные данные нашего истребителя И-16, понял на что способен "Ишачок", управляемый хорошим лётчиком. Вечером подводились итоги боевого дня и в этом месте Виктор узнал, что самолёт, тот, что пытался сшибить японец, пилотировал Капитан Филиппов.

- Спасибо, Витя, за то, что спас мне бытие, - сказал Филиппов и трижды по русскому обычаю поцеловал Сувирова.

Эта похвала заслуженного лётчика была его первой наградой. В дальнейшем в воздушных боях Капитан Филиппов завсегда был рядом с Сувировым.

Однажды, 15 самолётов под командованием заместителя командира эскадрильи Старшего лейтенанта Мырмылова прикрывали наземные войска. На высоте 2000 метров как обухом по голове со стороны солнца они были атакованы 12-ю японскими И-95. Один свойский самолёт был подбит, его пилот удачно приземлился в расположении своих войск. Наши лётчики сумели дать оценку обстановку и инициатива быстро перешла к ним. Бой длился 20 минут. Почти вся группа японских самолётов была уничтожена, сбито 18 самолётов И-95, одного из них в групповом бою сшиб Сувиров. Только двум японцам удалось неприметно оставить от наших истребителей.

В небе Монголии Сувиров совершил только 10 боевых вылетов, но результаты были внушительными. Он сшиб лично 2 истребителя И-96 и в группе единственный И-95. Так началась боевая жизнеописание будущего героя.

После событий в районе реки Халхин - Гол он еще раз служил в Приморье, в 5-м истребительном авиаполку, сперва командиром звена, далее заместителем командира эскадрильи. В конце 1942 года ему присвоили звание Старшего лейтенанта и назначили на место командира авиаэскадрильи, лётный состав которой вскоре был направлен в Новосибирск и вошёл в состав 15-го истребительного авиаполка.

* * *

...Весна 1943 года. Враг, отступая с Северного Кавказа, настойчиво сопротивляясь, цеплялся за любой предел. От города Темрюк по Кубани, сквозь станицу Крымская до Новороссийска немцы построили так называемую "Голубую линию" - крупные инженерные сооружения с бетонированными ходами сообщений, дотами, рвами, минными полями. Каждый участок обороны пристрелян, защищён зенитными средствами ПВО.

26 Мая наши войска начали штурмование, целью которого был прорыв "Голубой линии" противника. В воздух поднялись сотни самолётов. Небо полосуют пулемётные трассы, от разрывов бомб и снарядов стонет почва. По 6 - 7 раз в день лётчики поднимаются в небосвод, к вечеру валятся с ног от усталости, от нервного перенапряжения, а на рассвете следующего дня вновь уходят в махач...

Вот уже немного дней на южной окраине Новороссийска идут ожесточённые бои за плацдарм. Клочок земли на Мысхако стонет в кромешном аду огня и железа. Эскадрилье Старшего лейтенанта В. И. Сувирова была поставлена задача: защищать десант "Малой земли".

12 истребителей Як-7 под командованием Виктора Сувирова находилась уже над целью, когда со станции наведения передали, что с запада идут 40 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Их нужно было перехватить... Сувиров одним духом оценил обстановку и принял решение: группе Быкова штурмовать бомбардировщиков, а ему - связать боем "Мессеры".

Шестёрка "Яков" Виктора Сувирова полезла на высоту, чтобы остановить свой выбор подходящий миг для нападения. А шестёрка Владимира Быкова атаковала бомбардировщиков с ходу и сшибла немедленно 3 "Юнкерса". Это было так внезапно, что недруг более того не успел создать оборону. Однако при выходе из атаки на группу Быкова набросились 12 Ме-109. Трудно пришлось бы нашим лётчикам, но в тот самый миг на подмогу им пришёл Сувиров. Его группа свалилась с высоты, как лавина. Враг, не ожидая ловушки, увернуться от огня не успел. Три "Мессера" загорелись с первой атаки. Воспользовавшись замешательством врага, Быков сызнова ринулся на бомбардировщики. Ещё 3 бомбовоза врезались в землю.

Бой разгорался. Немецкое руководство стало наращивать силы. Подходилии всё новые группы бомбардировщиков и истребителей...

Виктора Сувирова и Михаила Барабанова штурмовали 4 истребителя. Виктор увернулся от пулемётной очереди, но предварить об опасности своего напарника не смог - отказал радиопередатчик. Самолёт Барабанова загорелся, начал валиться... Через немного секунд от горящего "Яка" отделился лётчик, раскрылся парашют.

- Жив, дружище ! - обрадовался Виктор, но к парашютисту разом же кинулись немецкие истребители. Сверкнули трассы. Виктор бросился на выручку, отсёк их атаки. Барабанов упал на нейтральной полосе. Сувиров прошёл бреющим над местом приземления, - лётчик лежал рядом с погасшим куполом парашюта...

Набрав высоту, Виктор вышел в район Анапы - там находился аэровокзал врага, на котором молодые немецкие лётчики проходили фронтовую стажировку. Увидел двух "Мессеров", идущих в плотном строю: явно, пилоты отрабатывали слётанность пары. Виктор подошёл позади и атаковав, по очереди сшиб ведомого, следом ведущего.

- Это вам за Мишу ! За моего погибшего друга !

Зенитчики открыли пламень, но было уже поздно: на бреющем полёте Виктор скрылся в складках гор.

А сквозь 3 дня, весь укутанный бинтами, вернулся в полк Михаил Барабанов...

- Самая сильная спайка между людьми - это кровная спайка, - сказал начальник полка Подполковник Николай Васильевич Исаков, глядя на обнимающихся друзей.

Михаил Степанович Барабанов быстро начал к боевой работе, всего сшиб 20 вражеских самолётов. После войны проживал в городе Фрунзе. В припас ушёл в звании Полковник.

* * *

После окончания боёв за Новороссийск, где Виктор Сувиров лично сшиб 3 вражеских самолёта, полк участвовал в схватках над Днепром.

Их авиационный остов, находясь в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, вёл боевые действия на главном направлении войск 4-го Украинского фронта. Ставилась основная задача: в воздушных боях и штурмовыми ударами по аэродромам уничтожать авиацию противника, держать господство в воздухе, надёжно прикрывая наземные войска. Снова начались затяжные, тяжёлые бои. Но в настоящий момент лётчики имели мировой навык боёв на Кубани и твердо били врага.

...4 самолёта Як-9, ведомые В. Сувировым, вылетели на прикрытие наших войск в районе реки Миус. Над районом действий самолётов противника не обнаружили и углубились на 30 километров за линию фронта. Увидели большие группы Ju-88, в общей сложности - рядом 200. Их сопровождало без малого столь же истребителей Ме-109F. Казалось бы, что может соорудить четвёрка наших самолётов ? Но было правило у наших лётчиков: ударять врага несмотря на численное превосходство. Они заняли выгодную позицию и зашли со стороны солнца.

- Атака ! - скомандовал Сувиров и сам пошёл на ведущего головной девятки "Юнкерсов".

Остальные лётчики вдогон за командиром пошли в атаку. Два "Юнкерса" задымили и сбросили бомбы на свои войска в 10 километрах от линии фронта. Их примеру последовали остальные бомбардировщики.

Наши лётчики вертелись в этой массе вражеских машин и вели беспрерывные атаки. Они не смогли проследить падение сбитых ими самолётов, так как махач был непрерывным и невероятно напряжённым.

Бомбы, которые враги сбросили на свои же войска, выполнили нашу задачу в наступлении. Они разбомбили те войска, по которым наше руководство собиралось причинить потрясение 150 бомбардировщиками и 200 штурмовиками, чтобы прорвать оборону. Оценив обстановку, руководство фронта ограничилось 30-мунутной артиллерийской подготовкой и, прорвав оборону, наши войска вышли к реке Молочной.

Вскоре, командующий 5-й ударной армией Генерал Н. Э. Берзарин прислал на имя Сувирова телеграмму, в которой благодарил его и лётчиков звена за геройский поступок.

* * *

Счёт сбитых самолётов рос у В. И. Сувирова крайне одним духом. 2 Октября 1943 года войсковая газета "Красный воин" в заметке "15 побед Капитана Сувирова" писала:

"28 Сентября Капитан Сувиров, прикрывая наземные войска в паре с Младшим лейтенантом Калашниковым, заметил 8 Ме-109, идущих к линии фронта. Пользуясь превосходством в высоте, Капитан пошёл в атаку. Меткие очереди двух наших "ястребков" достигли цели. На землю рухнули 2 "Мессершмитта".

30 Сентября шестёрка "Яков", ведомая Капитаном Сувировым, завязала махач с 6 "Мессерами". С дистанции 50 метров он сшиб одного, а второго сшиб его ведомый Борис Зуев. Остальные фрицы с резким пикированием удрали с поля боя.

Во втором вылете в тот же день Сувиров сшиб ещё одного "Мессера". Это была его 15-я виктория. Вернувшись с задания, начальник эскадрильи В. И. Сувиров сказал: "Мой счёт будет вырастать до тех пор, покуда не очистим советское небосклон от стервятников".

Вскоре в той же газете сообщалось, что эскадрилья Капитана Сувирова уничтожила столь вражеских самолётов, что их с избытком хватило бы на вооружение целого авиационного полка.

Часто, группой по 2 - 4 машины, лётчики эскадрильи Сувирова вылетали на "свободную охоту": истребляли немецкие самолёты прямо на аэродромах, обстреливали колонны автомашин, эшелоны с активный силой и техникой врага.

Вскоре Сувиров был награждён орденом Красного Знамени. Он пользовался уважением не только в полку, но и во всём корпусе. Веселый и жизнерадостный, он был дерзок и стремителен в бою, дрался сильно, презирая конец. Он всю дорогу искал врага, а когда находил, ни при каких обстоятельствах не отступал, как бы ни был силён враг. Младший лейтенант Иван Дмитриев сказал о нем: "Летать под командой Сувирова - значит непрерывно обучаться тактике боя и мастерству".

...Авиация противника грубо активизировала свои действия. Наши лётчики летали на задания с рассвета и до заката. В единственный из таких дней в вечерних сумерках вылетел на поручение Капитан Сувиров в паре со Старшим лейтенантом Барабановым. Перелетели сквозь линию фронта и в 12-ти километрах от неё увидели две девятки Ju-88. Молниеносной атакой Сувиров и Барабанов сшибли по одному "Юнкерсу". Строй врагов нарушился, и они сбросили бомбы на свои войска. Урон в наземных войсках противника на этом участке был в такой степени велик, что не потребовалась более того большая артиллерийская подготовка, и наши войска, перейдя в атакование, вытеснили немцев с занимаемых позиций.

Частые совместные полёты на боевые задания Сувирова и Барабанова выработали хорошую слётанность этой пары. Они понимали дружбан друга с полуслова. Их глубокое взаимное почтение сохранилось и в послевоенные годы.

Виктор Сувиров был не только замечательным воздушным бойцом, но и вдумчивым командиром. Он превосходно организовал вверенную ему эскадрилью на выполнение боевых заданий и технический персонал - на обслуживание материальной части. Воспитывал людей в духе высокой требовательности и дисциплины. Волевой, активный начальник вечно передавал свой боевой навык подчинённым, учил их тактически граммотному ведению воздушного боя. За 8 месяцев боевой работы Капитан В. И. Сувиров произвёл 122 боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск - 72, штурмовку аэродромов и коммуникаций противника - 10, сопровождение штурмовиков - 18, на разведку - 6, "свободную охоту" - 16. Провёл 32 воздушных боя, в которых лично сшиб 12 самолётов противника.

* * *

В Марте 1944 года боевые действия эскадрильи Капитана Сувирова велись из засады с мелкий площадки на Келегейских хуторах.

В единственный из дней на свободную охоту Сувиров вылетел в паре с Барабановым. Над морем стоял туман и без малого отсутствовала видимость. Они решили поохотиться на суше.

Над аэродромом Водопой в районе Николаева увидели два Ме-109, которые с большим углом пикирования шли в направлении аэродрома. Лётчики развернули самолёты и снизились, чтобы разобрать аэровокзал. Там густо стояли бомбардировщики. Их было возле 100. Убрав газ, пошли в атаку. С дистанции 100 - 200 метров открыли пламень из 37-мм пушек. Подожгли три Ju-88 на западной окраине аэродрома. Зенитки открыли ураганный пламень. Наши "Яки" практически прижались к земле. В это время с аэродрома взлетели дежурные истребители. Сувиров и Барабанов, обойдя аэровокзал на 10 км севернее неприметно ушли от преследования.

В баках ещё было горючее и не израсходован боекомплект. Лётчики прошли над железной дорогой Николаев - Снегирёвка. На одном из перегонов подметили 3 идущих приятель за другом железнодорожных состава. Огнём из пушек расшибли паровозы. Барабанов сделал ещё единственный заход, и цистерна с горючим зажглась, как факел.

Через 2 километра на дороге увидели 15 автомашин с солдатами. Вдвоём быстро пронеслись над колонной, поливая машины очередями. Загорелось 5 машин. Остальные остановились, и солдаты в панике убегали с дороги. Когда опомнились и открыли пламень из автоматов, наши "ястребки" уже летели над огромной балкой.

На бреющем полёте заприметили в балке немного автомашин и рядом 10 подвод, крытых брезентом. Набрали высоту 700 метров. Присмотревшись участливо, Виктор заметил небольшое приземистое сооружение и кругом него такие же крытые брезентом автомашины. "Вероятно склад" - подумал он.

Сувиров опустился на небольшую высоту и выпустил по складу всего 3 снаряда. Вприятель спереди его самолёта вспучился колоссальный столбик огня. Страшная мощь взрыва подбросила "Як" вверх и перевернула его. У Виктора заныло в позвоночнике и потемнело в глазах. Рули управления не повиновались. "Конец" - мелькнуло в сознании. Земля приближалась. Резким движением рулей удалось определить самолёт в горизонтальное положение. Дал мотору форсаж и почувствовал, как самолёт потянуло вверх. Мотор ревел, самолёт, покачиваясь, как подстреленная птица, с трудом набирал высоту. Вскоре они приземлились на Келегейских хуторах.

За 15 дней действия в засаде лётчики его эскадрильи сшибли 20 самолётов, а их начальник - В. И. Сувиров лично сшиб 9, из них 5 - трёхмоторных транспортных Ju-52.

* * *

Летом 1944 года 15-й ИАП принял участие в боях за отбояривание города Орша. 27 Июня он был освобождён от оккупантов. В приказе Верховного Главнокомандования 0182 от 6 Июля 1944 года сказано:

"15-му истребительному авиационному полку, отличившемуся в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом - Орша, присвоить собственное почётное наименование "Оршанский".

На митинге, посвящённом этому событию, лётчики полка поклялись ударять врага ещё беспощаднее, приблизить час победы над захватчиками.

...Наступление скоро развивалось, и вскоре начались военные операции по освобождению прибалтийских республик. Враги ожесточённо сопротивлялись. Они активизировали свои действия на земле и с воздуха.

В эти дни наши лётчики весьма как собак нерезаных летали, но никто не замечал усталости. До границы было рукой передать. Летали на разведку вражеских аэродромов, а вслед за тем наша авиация беспощадно уничтожала стоявшие там самолёты. Хорошо били врага и в воздухе. Они искали встреч с вражескими самолётами, а те уклонялись от таких встреч. Превосходство наших соколов над немецким воздушным флотом было бесспорным. Если в воздухе не оказывалось самолётов врага, наши лётчики уничтожали на земле войска, технику, транспорт, склады.

Утро выдалось тёплым. С рассветом уже находились в кабинах самолётов, ожидая знак на вылет, начальник полка Подполковник Исаков с ведомым, Лейтенантом Денчиком и начальник эскадрильи Капитан Сувиров с ведомым, Старшим лейтенантом Барабановым. Над землянкой командного пункта взвилась сигнальная ракета.

Взревели моторы, и четвёрка "Яков", ведомая Исаковым, поднялась в воздух. Внизу виднелись очертания населённых пунктов, град Вильнюс и реченька Вилия. Город застилал плотный дым. В воздухе в это время не было вражеских самолётов, и лётчики рассматривали поля, сплетения шоссейных дорог, в то же время контролируя воздушное пространство.

Вскоре в наушниках послышалось извещение наземной радиостанции о приближении шестёрки "Фоккеров". Наши самолёты приняли боевой строй. Исаков и Денчик остались на высоте 3000 метров, а Сувиров и Барабанов поднялись выше на 500 метров.

- Впереди вижу "Фоккеров". Атакую ! - пробасил Исаков.

Спикировав, он приблизился к ведущей паре FW-190. Из ствола пушки командирской машины светящимся пунктиром полетели снаряды. Фюзеляж "Фоккера" окутало тёмное облачко с отблесками огня.

- Один готов ! - раздался звук Исакова. - Бей тупоносых ! Виктор, атакуй !

Сувиров бросился к группе "Фоккеров". Расстояние между ними одним духом сокращалось, вот - вот столкнутся... И в то же время из стволов пушки и пулемётов вырвались трассирующие пули и врезались в обшивку вражеского самолёта. "Фоккер", дымя, устремился к земле. Самолёты врага не были допущены к Вильнюсу.

21 Июля 1944 года в газете "Красноармейская правда" В. И. Сувиров писал:

"Как - то мы вышли в независимый полёт. Долго ходили, но воздушного боя завязать не удалось. В одном месте мы заприметили аэропорт, на котором находилось рядом 150 самолётов противника.

С 5000 метров наши самолёты снизились до 1000 метров. Навстречу вынырнул "Мессер", но заметив, что нас двое, поспешил покинуть. Немцы ни при каких обстоятельствах не принимали боя, если видели, что наших больше.

Не доходя до аэродрома километра 4, мы приняли уголок планирования 15 - 20 градусов и открыли жар, целясь вдоль линейки, на которой стояли самолёты. Над аэродромом взметнулось полымя. Два Ju-88 и единственный Ju-87 взорвались.

На максимальной скорости мы проскочили аэропорт и только тогда начали палить немецкие зенитки. Они не успели причинить нам вреда.

...Внизу шёл германский эшелон. Пушечными очередями мы расквасили паровоз. Он окутался облаком и остановился. После следующей очереди взорвались 2 цистерны с горючим. Километров сквозь 15 наткнулись на второй эшелон и повторили штурмовку. Вначале сокрушили паровоз, а вслед за тем подожгли 3 цистерны.

На шоссе показались автомашины с пехотой. Мы снизились до предела и обстреляли колонну из пушек и пулемётов. После первого захода немцы начали соскакивать с машин. Мы зашли на второй круг, немного машин запылало. На шоссе и обочинах лежали трупы немцев.

Отвернув в сторону, мы пошли вдоль реки. По реке шёл катерок с немцами. Снаряд, выпущенный из моей пушки, попал в середина катера и он стал скоро тонуть. Вслед за катером шла большая лодчонка. Мы штурмовали и её. После пулемётной и пушечной очереди она разломилась наполовину. Это была последняя мишень, уничтоженная нами во время штурмовки".

В этом вылете ведомым Сувирова, как обыкновенно, был Михаил Барабанов.

* * *

Свои последние воздушные победы Виктор Сувиров одержал в победном 1945 году. 15-й ИАП активизировал боевые действия по освобождению Польши. К тому времени Майор В. И. Сувиров был назначен уже заместителем командира полка. Лётчики летали на разведку, прикрытие наземных войск, вели бои с самолётами противника. Впереди была Варшава, разрушенная до основания оккупантами.

За отрезок времени с 22 по 28 Января лётчики 16-й Воздушная армии из - за тяжёлых условий погоды произвели 788 самолёто - вылетов, из них 325 - на прикрытие войск и 352 - на воздушную разведку. В 7 воздушных боях было сбито 7 вражеских самолётов. Победы в эти дни одержали лётчики 15-го ИАП Майор В. И. Сувиров, Старший лейтенант Н. А. Боровский и другие.

25 Января, выполняя задачу по прикрытию переправы сквозь реку Одер западнее города Познань, группа "Яков" под командованием Сувирова встретила 8 FW-190, пытавшихся скинуть бомбы на понтонный мост. Лётчики штурмовали вражеские самолёты, не допустили их к переправе. В этой атаке они сшибли 5 "Фоккеров": 2 сшиб начальник звена Волков, 2 - лётчик Знаменский и 1 - Сувиров. Вернулись на базу без потерь.

Скупые строчки в историческом формуляре сообщают только о результатах вылета, но нужно себе представить сколь сил и энергии затратили лётчики в этом бою, чтобы не предположить врагов к переправе, каким лётным мастерством обладали они, уничтожив в бою 5 стервятников.

За образцовое выполнение боевых заданий командования по разгрому немецко - фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и отвагу 24 Января 1944 года Капитан В. И. Сувиров был представлен к званию Героя Советского Союза, а в Апреле того же года удостоен его.

12 Февраля 1945 в воздушных боях лётчиками 15-го истребительного авиационного полка было уничтожено 6 самолётов противника. Одну из побед ещё раз записал на свой боевой счёт Майор В. И. Сувиров.

13 Апреля полк перелетел на аэровокзал, расположенный на правом берегу реки Одер примерно города Шведт. Перелетели вечером, чтобы супостат не заметил и не подверг артиллерийскому обстрелу.

На следующий день над аэродромом появился вражеский разведчик Ме-110. Майор Сувиров тотчас поднялся в воздух, набрал высоту, осмотрелся. Разведчика не было. Он скрылся в облаках и ушёл. Сувиров продолжал патрулировать над аэродромом. Прошло возле 40 минут. Вприятель услышал в наушниках: "Курсом 90 градусов за облачностью идут бомбардировщики противника".

Он дал газ и вскоре, пробив облака, увидел 9 Ju-88, идущих к аэродрому. Скрываясь в облаках подошёл на близкое пространство и открыл пламень по ведущему. "Юнкерс" загорелся. От него отделились две бомбы крупного калибра, после этого два парашютиста. Остальные Ju-88 развернулись и ушли. Ни одна взрывчатка не упала на аэропорт.

Сувиров вышел из облаков, чтобы проследить местоположение падения "Юнкерса". У небольшого озерка увидел горящий Ju-88, а в полукилометре от него две большие воронки от сброшенных бомб.

Штурман и стрелок, выпрыгнувшие с парашютами, были взяты в плен, лётчик был убит в воздухе. На допросе выяснилось, что экипаж воевал с 1941 года. Это они бомбили Ленинград, Москву и другие наши города. Самолёт был оборудован локатором для обнаружения истребителей противника, но самолёт Сувирова он не обнаружил. Здесь на немецкой земле закончился бесславный дорога этих завоевателей.

16 Апреля лётчики полка 6 раз поднималась в небосвод. К исходу дня на их счету было 6 сбитых самолётов.

Сувиров в паре с Барабановым так же вылетели на прикрытие наших войск. После пересечения линии фронта получили извещение о приближении 20 FW-190. Увидев их, в один момент пошли в атаку на ведущую группу. И немедленно же на виду у наших наземных войск 2 вражеских самолёта вспыхнули и упали. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и скрылись в облаках. За тот самый вылет Сувиров и Барабанов получили признательность от командующего 16-й Воздушной армией Генерала С. И. Руденко.

Особенно напряжёнными были воздушные бои 18 Апреля - немецкие лётчики предприняли массированную попытку штурмовать наши наступающие войска. В течение дня лётчики 15-го истребительного авиационного Оршанского полка имени Ф. Э. Дзержинского совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя. Здесь под Берлином, господство нашей авиации было безраздельным. Противник не вступал в борьбу, если на его стороне не было численного преимущества. Нашими же лётчиками владел цельный боевой порыв, они не считали врага, а искали его и уничтожали.

...По сигналу зелёной ракеты взлетели Сувиров, Барабанов, Моргунов и Молибожко. После взлёта по радио получили задачу: отразить налёт FW-190 на наши войска в районе Альтдам. В районе действий высота облачности 1000 метров, видимость 1,5 километра. Вверх поднимался дым от пожаров. Впереди увидели больше 40 FW-190, штурмующих наши войска. Сувиров перестроил четвёрку в правый пеленг.

Наши истребители практически врезались в группу "Фоккеров" и с первой атаки сшибли 4 самолёта. Остальные рассыпались в разные стороны. Прошли немного раз над расположением наших войск, но самолётов противника больше не обнаружили.

- Ведущий четвёрки, сообщите ваш позывной, - запросила станция наведения.

- Я - "Сокол-4", - ответил Сувиров.

- Подтверждаем 4 сбитых FW-190. Благодарим за чистую работу...

Этот разговорчик по радио слышало руководство полка. Когда четвёрка возвратилась на свой аэровокзал, боевые товарищи поздравили их с победой.

За время войны Майор В. И. Сувиров совершил примерно 200 успешных боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, в которых сшиб 25 вражеских самолётов лично и 7 - в группе с товарищами. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 23 личные и 2 групповые победы ) Кроме того, он уничтожил на земле 10 бомбардировщиков, вывел из строя 6 паравозов, большое число различной военной техники противника.

* * *

Мало кто знает, что немного лет перед войной и в течение всей войны В. И. Сувиров был серьёзно болен, но удачно скрывал своё недомогание. С трудом вылезая из кабины после этого полёта, он старался грезиться бодрым, шутил, улыбался. Если бы медики "докопались", тут же отстранили бы его от лётной работы. Как же надобно было боготворить небосвод, какое проверять ощущение долга, чтобы ценой таких страданий не только благополучно драться, но и делать великие подвиги !

Когда умолкли последние залпы войны, Сувиров обратился за помощью к старшему врачу полка Майору медицинской службы Б. А. Соколову. По его докладу руководство полка решило тут же направить Сувирова на врачевание в Москву.

За отрезок времени с 23 Мая 1945 года по 16 Апреля 1946 года ему сделали 4 операции под общим наркозом и 6 - под местным. Немного подлечили, но вылечить на все сто не смогли. Заключение медицинской комиссии гласило: "К лётной работе не годен, к военной службе - ограничение второй степени".

Сувиров вернулся в полк. Ему предложили штабную работу. Но не мыслил себя Виктор Иванович без полётов. Считал, что не всё ещё кончено. Он будет сражаться за близкое местоположение в строю, он готов еще раз вынести операцию. Обратился в лазарет Группы Советских оккупационных войск в Германии.

Опытный хирург Подполковник медицинской службы Тищенко сделал операцию - последнюю. Оправдались надежды Сувирова. Через 28 дней после этого операции комиссия признала его годным к лётной работе, в том числе и в реактивной авиации. В должности заместителя командира 15-го авиаполка он сызнова летал, передавая свой навык молодым.

В 1948 году В. И. Сувиров был назначен командиром 153-го Гвардейского истребительного авиаполка. Этот полк отставал по боевой подготовке. За полтора года там сменилось 8 командиров. Руководящие кадры в полку не имели достаточного опыта. Трудно было сначала Майору Сувирову исправлять положение. И в этом месте проявились его организаторские способности и огромный навык в лётной работе. В итоге полк, которым командовал Сувиров, занял по боевой подготовке за 1949 год 2-е местоположение посреди частей истребительной авиации и был направлен для переучивания на реактивные самолёты МиГ-15.

В 1950 году Виктор Иванович был избран депутатом Верховного Совета СССР по особому избирательному округу в Германии. Подготовив полк к выполнению поставленных задач, в том же году он поступил обучаться в Военно - Воздушную академию.

Большое физическое и нравственное натуга в отрезок времени войны и затем неё отразились на сердце. Пришлось распрощаться с полётами. После окончания Военной академии в 1955 году Сувиров был назначен начальником штаба штурманских курсов в Краснодаре. Через два года самочувствие ещё больше ухудшилось. С 1957 года Виктор Иванович стал работать в народном хозяйстве, жил в Краснодаре.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Талалихин Viktor Talalihkin

Талалихин, в том ночном бою, был ранен в правую руку, но сумел уничтожить бомбардировщик, пилотируемый подполковником, награжденным Железным..
читать далее

Виктор Тихонов Viktor Tihonov

Младший лейтенант В. П. Тихонов совершил 140 боевых вылетов, провел 48 воздушных боев, в которых сбил лично 11 самолётов противника и 4 в составе..
читать далее

Виктор Федоров Viktor Fedorov

Виктор поступил учиться на юридический факультет Харьковского университета, но был отчислен за принадлежность к организации социал - демократов. Он..
читать далее

Виктор Харчистов Viktor Harchistov

Гвардии капитан В. В. Харчистов совершил 249 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков. Провёл 50 воздушных боёв, лично сбил 10 самолётов..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий