Известные люди

»

Виктор Хользунов

Виктор Хользунов Viktor Holzunov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 31.1.1905
Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалью ХХ лет РККА.

Родился в семье рабочего. Русский.

Служил в РККА в 1918-22 гг. Вступил добровольцем, вкупе с отцом. Участвовал в Гражданской войне. Воевал под Царицыным.

С 1922 г. работал на лесопильном заводе, а потом был секретарём волостного комитета комсомола в станице Глазуновской.

Призван в РККА в 1925 г. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков.

Член ВКП(б) с 1927 г.

В 1928 г. окончил 2-ю военную школу летчиков КВФ в г. Борисоглебске. Затем был летчиком-инструктором в авиашколе.

Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: Погожим зимним днем в кабину инструктора сел неизвестный мне пилот. Предстояло осуществить достаточно сложное поручение - полет с посадкой на незнакомом аэродроме по маршруту Борисоглебск - Анна - Воронеж - Борисоглебск.

- Маршрут известен? - спросил проверяющий весьма дружелюбно, будто оба мы были старыми знакомыми.

Почувствовал себя немедленно свободнее, исчезла обычная в таком случае настороженность...

В кабине инструктора сидел и оценивал мои действия Виктор Степанович Хользунов, позднее прославленный боевой летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза.

Как и Чкалов, он родился и вырос на Волге. Сын царицынского рабочего, В.С. Хользунов юношей вступил в ряды Красной Армии, сообща с отцом дрался с врагами в огневые годы гражданской войны. В 1925 году Виктора Хользунова послали обучаться в летную школу. Став отличным летчиком, он хоть отбавляй лет работал в авиационных училищах, обучая молодая поросль летному искусству. Потом служил в бомбардировочной авиации, в строевых частях, в совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации. Вот кто сидел в роли проверяющего в кабине моего самолета зимой 1928 года...

Погода благоприятствовала полету, и он закончился совершенно успешно. Зарулил на стоянку. Выключил мотор. Инструктор нетрудно спрыгнул на землю, подозвал к себе, выложил немного замечаний и советов. Спокойно, деловито. Словно старшой брат разговаривает с младшим. Пожелал успехов и зашагал к линии старта.

С Виктором Степановичем Хользуновым мне довелось летать невпроворот раз. Каждый полет с ним был для меня предметным уроком пилотирования, в каждом полете отшлифовывались навыки управления самолетом.

Вскоре он был назначен командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов.

В 1933 г. окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной Воздушной академии им. Жуковского.

В 1936 г. Хользунов окончил Высшие летно-тактические курсы в г. Липецке.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Слушатели курсов разместились в авиационном городке, что находился на окраине Липецка. Здесь были все удобства для обучения командного состава ВВС. В учебной авиационной бригаде имелись все типы современных самолетов, превосходно оборудованные учебные классы, уютное, со всеми удобствами общежитие. Словом, было в этом месте все, что требовалось для учебы и нормального отдыха. Самое приятное ощущение оставила четкая, разрешается вымолвить, идеальная организация учебного процесса.

Экзамены перед зачислением на курсы принимались жестко. Достаточно было принять одну-единственную двойку, и двери курсов перед летчиком-командиром закрывались. Поступающих тут рассматривали с точки зрения перспективы дальнейшего их использования на командных должностях. С каждым из нас обстоятельно беседовал руководитель курсов... Он и решал окончательно: зачислить человека на курсы или же откомандировать в количество. Откомандирования боялись пуще огня...

Программа курсов в основе своей не в особенности отличалась от программы КУНСов при академии имени Н.Е. Жуковского. Она была только немного объемнее и конкретнее. Изучали мы новую технику, поступившую в авиацию...

Преподаватели на курсах были на редкость строгими и неумолимыми. Особенно к тем, кто относился к учебе с прохладцей. День у нас загружался до предела. Иногда при разборах и переработках планов летно-тактических учений более того темное время суток прихватывали. Мы ложились в ложе в три-четыре часа, а в восемь уже начинался свежий учебный день.

За время учебы нам удалось ознакомиться со взаимодействием в бою всех родов войск, освоить методику подготовки летного состава, исследовать материальную количество новых самолетов и их вооружение, средства связи. Учеба завершилась участием в маневрах.

Затем Хользунов служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, отряда, бомбардировочной эскадрильи, помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск ОКДВА.

По отзывам сослуживцев капитан Хользунов был волевой и требовательный начальник, искусный пилот и недурной организатор.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-1937 гг. Был награжден орденом Красного Знамени (1937).

До прибытия советских бомбардировщиков СБ, ВВС республиканцев располагали только несколькими легкими бомбардировщиками Breguet-19 и двухмоторными тяжелыми бомбардировщиками Potez-54 французского производства. Хользунов возглавил звено бреге в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. Его ведомыми были советские летчики Примо Джибелли и Георгий Тупиков.

Полковник Деменчук вспоминает: Однажды, во время выполнения боевого задания западнее Мадрида, авиалайнер Хользунова был подбит и начал отставать. Казалось ведущий вынужден будет усесться. Джибелли не отставал от самолета ведущего, хотя ведомым была дана команда делать самостоятельно. Позже он объяснил, что также намеревался усаживаться совместно с Хользуновым, чтобы подмогнуть ему, а если нужно, то и захватить его экипаж на свой бреге. Но Хользунов сумел устранить утечку бензина, двигатель еще раз заработал, и авиалайнер долетел без малого до своего аэродрома

Тихоходный и слабо вооруженный Бреге-19 служил хорошей мишенью для вражеских истребителей. Однако Виктор Степанович нашел выход. На бреющем полете, используя гористую местность, он как обухом по голове появлялся над целью, наносил бомбовые удары и уходил так скрытно, что ошеломленный внезапностью неприятель не успевал более того вскрыть жар.

Когда прибыли СБ, Виктор Степанович начал к формированию эскадрильи. За короткое время он сумел сотворить справный коллектив, способный осуществлять сложные боевые задачи. По оценке командования, его эскадрилья была лучшей бомбардировочной частью ВВС республики. На боевые задания эскадрилью завсегда водил начальник. Под его руководством летчики наносили результативные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискала Хользунову большое почтение. Летчики безгранично верили своему командиру.

Одним из крупных успехов 2-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков Хользунова, которая базировалась в Сан-Клементе, был разгром железнодорожной станции в Талавере.

Рассказывает Деменчук: Отсюда к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Станция прикрывалась сильными зенитными средствами. Противник встретил нас заградительным огнем всех зенитных батарей. Все небеса спереди и кругом нас заволокло клубами дыма от разрывов вражеских снарядов.

Совершая противозенитный маневр, наша эскадрилья вышла на боевой вектор движения и сбросила бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось немного эшелонов. Возвращаясь на свой аэропорт, мы ещё продолжительно видели дым пожара.

По состоянию на 14.02.37 г. в эскадрилье Хользунова осталось 7 самолетов.

5.04.37 г. состоялась болтовня между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

ХОЛЬЗУНОВ: Применение СБ, я считаю, в большинстве случаев было неправильным. Бомбили по фронту, но задачи зачастую ставились крайне неграмотно, никакой выучки не чувствовалось у многих к-ров, хотя большинство из них окончило Академию или учились в Липецкой школе.

Были случаи, когда задачу ставили таким образом: бомбить особняком стоящий дом северо-западнее Каса-дель-Кампо. Требуется 3 с-та СБ. И все. А сколь километров хотя бы указали

Никакого руководства сверху в отношении того, какие лучше всего строи или порядки, в отношении обеспечения того, чтобы как не возбраняется было меньше потерь, мы не видели, это, видимо, говорил и Шахт.

Организация у нас как словно была большая: считается штаб авиации, после этого имеются штабы групп, затем штабы эскадрилий. Штаб авиации не принимает вывод как штаб авиации, а принимает заключение, которое должен был бы принять начальник н/отряда: указывает путь, сколь самолетов и куда сколь скинуть бомб

Управление в воздухе производится эволюциями самолета. Для того чтобы наладить связь, нужно усадить туда человека, тот, что сидел бы только на связи. Ни в коем случае запрещено, чтобы был стрелок и радист. Он должен наблюдать за воздухом.

АЛКСНИС: А для чего нужно радио?

ХОЛЬЗУНОВ: А если эскадрилья идет, нужна связь.

АЛКСНИС: Будут перехватывать. Ваш полет засекут и определят точь-в-точь, на каком месте вы находитесь.

ХОЛЬЗУНОВ: Тогда ещё лучше, если от него отступиться. Мы так и делали, вследствие того что что радио у нас не работало, так как стрелки были заняты своей непосредственной работой.

АЛКСНИС: Плохо, если стрелка убьют?

ХОЛЬЗУНОВ: Очень погано. СБ слепая агрегатина.

ХОЛЬЗУНОВ: Командир группы не летал. Взять Златоцветова и Гусева руководят, а возглавлять нечем...

Истребители говорили, что плохая инфа пр-ка. Никаких оперативных сводок, ничего нет, не знаешь зачастую результатов воздушного боя. Нужно обретать навык - как атакуют они наших, как они дерутся. Этого абсолютно не было

Результаты бомбометания у нас были следующие. Первое время штурмана весьма погано учитывали и в большинстве случаев бомбили с перелетом. Потом уже, приблизительно затем 10-го полета, стали уточнять

Сиденье летчика на СБ необходимо переделать, ноги приподнято стоят, затекают, если часа 4 полетать, тяжело стоять на ногах. Уж мы подкладывали на сиденье чехлы, тогда ногам благоприятно, а башка в фонарик упирается. Все летчики на это жалуются. Можно их соорудить бронированными, мы приспосабливали снизу и позади сталь, нашли хорошую

Устанавливали дополнительные бомбодержатели на 4 бомбы 10 кг.

27.06.37 г. Хользунов Виктор Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза.

С мая 1937 г. командовал бомбардировочной авиабригадой.

4.07.37 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.

В ноябре 1937 г. комбриг Хользунов был назначен командующим 1-й авиационной армией особого назначения.

АОН - авиационная вооруженные силы Резерва Главного Командования - предназначалась для решения оперативных и стратегических задач, поставленных Главным Командованием, в ходе самостоятельных воздушных операций. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся прямо наркому обороны.

1-я АОН до мая 1938 г. состояла из трех авиакорпусов (876 тяжелых и скоростных бомбардировщиков, истребителей, дальних разведчиков). С мая 1938 г. АОН состояла из четырех полков с общей численностью авиационного парка 307 самолетов (в каждом полку по 61 бомбардировщику и 15 истребителей для ПВО баз армии; 3 самолета для обслуживания Управления армии).

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1939 г. комдив Хользунов окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

28.07.39 г. погиб в авиакатастрофе.

Вспоминает газетчик Бронтман: Сегодня погиб Хользунов, Черкасов и другие (Титов и Курнышев). Они летели из Калинина на учебную бомбежку и взорвались в воздухе. Остались куски. Видимо, подорвались бомбы.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Волгограде ему установлен монумент, имя Героя носит пассажирский корабль Волжского речного пароходства.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Чистяков Viktor Chistiakov

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден многими орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, орденом За воинскую доблесть МНР.
читать далее

Виктор Березинский Viktor Berezinskiy

Музыкальный руководитель первой бард-оперы в России "Московские Кухни" по пьесе Юлия Кима.
читать далее

Виктор Берковский Viktor Berkovsky

На одном из вечеров памяти Визбора в Москве был представлен как мамонт авторской песни.
читать далее

Виктор Вутен Viktor Vuten

Американский бас-гитарист-виртуоз, обладающий экстраординарной техникой игры на электрической бас-гитаре.
читать далее

Ваши комментарии
1
добавить комментарий
Екатерина
Никогда не слышала об этом Летчике-герое. В Екатеринбурге есть улица Хользунова. Даже фамилии такой не слышала. Огромное спасибо за информацию.
ответить