Известные люди

»

Виктор Черноволенко

Виктор Черноволенко Viktor Chernovolenko Карьера: Художник
Рождение: Россия, 13.5.1900
В Москве, в семье Черноволенко Тихона Константиновича и Натальи Владимировны, 13 марта 1900 года родился третий сын - Виктор; два старших - Адриан и Юрий - появились на свет в конце прошлого столетия. В мальчиках воспитывали доброту и уважение к старшим, прививали им интерес к русским сказкам, водили в театры и на концерты. На летних каникулах братья со своими сверстниками разыгрывали представления под водительством Адриана. Заготавливались красочные афиши и пригласительные билеты, шились костюмы Как знать, не тогда ли уже зародилась тяга к искусству у Юрия, который стал впоследствии драматическим актером, а в душе Виктора пробудилось неодолимое стремление к живописи. Его небольшая работа маслом "Любимый пейзаж" (1914 год) убедительно говорит в пользу этого предположения. В 1918 году Виктор заканчивает Первое реальное училище. Еще будучи в выпускном классе, он подряжается работать по вечерам статистом в частной Опере Зимина. Здесь, кстати, ему посчастливилось слушать великих наших певцов - Федора Шаляпина и Леонида Собинова. В ряды Красной армии Виктора призвали в 1919 году. Служил он в Сибири, но в конце следующего года заболел туберкулезом легких и после лечения был освобожден навсегда от военной службы. Возвратившись в Москву, Черноволенко нанимается на работу на завод "Каучук". Однако неизлечимый недуг вскоре вынуждает его уволиться.

В 1923 году несладко больного Виктора везут в Иркутск к известному тибетскому целителю. И случается чудо: тот возвращает к жизни молодого художника. Через полгода Виктор уже заново числится на "Каучуке", а в 1926 году переходит работать в типографию "Рабочей газеты".

Наступает 1935-й голодный год. Тяжелые материальные обстоятельства вынуждают Черноволенко отбыть на Дальний Восток на два года. Виктор приехал на Дальний Восток, в Приморский край, где в отрогах Сихотэ-Алиньского хребта, в тридцати километрах от побережья Японского моря, находился горнорудный комбинат "Сихали". Там на руднике Тетюхэ он начал к работе. В то время я жила и работала там же телеграфисткой. В свой дальний край телеграф приносил тревожные новости. Четкие знаки азбуки Морзе выстукивали на телеграфной ленте информацию о "поджоге рейхстага" и о многих других событиях, происходивших в Европе, предвещавших вмемирную трагедию. В местной газете "Сихотэ-Алиньский рабочий" постоянно печатали сообщения ТАСС.

Вся культурная дело поселка была сосредоточена в клубе. Проводились лекции, выступали самодеятельные хоровые и танцевальные группы, драматический круг ставил спектакли, так же показывали киноленты тех лет. В клубе было пианино Однажды во время репетиции я услышала доносившуюся из зала изумительную музыку, и, сойдя со сцены в зал, остановилась, чтобы не мешать. Играл не знакомый мне джентльмен. Прежде я ни при каких обстоятельствах не слышала эдакий музыки.

Окончив игрывать, он обернулся в мою сторону и, внимательно всматриваясь в мое физиономия, спросил "Вам понравилась музыка?" Поборов смущение и беспокойство, я вымолвила только одно слово: "Очень". Так произошло мое знакомство с Виктором Черноволенко, позвавшим меня в мир прекрасного. Виктор стал моей Судьбой, старшим наставником, добрым другом.

Как сотрудник, Черноволенко обладал незаурядными деловыми качествами, пользовался большим доверием со стороны руководства комбината "Сихали". Ему поручали ответственные задания, и осенью 1933 года его командируют в Москву находить решение неотложные проблемы, которые требовали полно сил, находчивости, ответственности и мужества. Потребовалось без малого шесть месяцев напряженной работы, чтобы все сдвинуть с мертвой точки: проломить брешь в плотине бюрократических Главков и достичь со стороны должностных лиц понимания задач и нужд комбината.

В ноябре 1934 года я вышла замуж за Виктора. В конце года по окончании договора Виктор возвратился в Москву, а я смогла приехать только в феврале 1935 года.

Здесь я начала трудиться и обучаться в вечерней школе. По выходным дням Виктор и я стремились случаться в театрах, гулять в музеи или концерты. Так началась моя новая жизнь: приобщение к миру искусства и познавание красоты мира.

В июле 1935 года Виктор и я уезжаем на край света, в Якутию. Но пробыли мы там, к сожалению, недолго: из-за сурового климата немочь легких тотчас обострилась, и пришлось скороспешно ворочаться в столицу. Целых восемь месяцев пролежал он в туберкулезной больнице, покуда не окреп. А когда совершенно пришел в себя - сызнова умчался на Дальний Восток, в настоящий момент уже без меня (я в ту пору готовилась к поступлению в институт). Вернулся он в конце тридцать седьмого года, и с той поры уже ни в жизнь из Москвы на долгое время не отлучался.

Время шло, неотвратимо надвигалась Вторая мировая битва. Нашему поколению ни при каких обстоятельствах не выпустить из памяти ту все нарастающую тревогу неминуемой важный беды. Когда в июне сорок первого на Советский Союз обрушились громады бомб, танков, орудий и войск, стало ясно: Армагеддон, начавшийся в Европе с конца тридцать первого года, сквозь десять лет стал бушевать на всей планете.

Виктор Тихонович проработал на заводе всю войну, потом работал на других предприятиях Москвы, и в 1960-м вышел на пенсионную выплату. Этим кратким образом рабочий деятельности я завершу одну страницу его жизни.

Небезынтересно изведать, как рождается творческая персона, как мужчина ищет свой дорога к избранной цели, которая составляет сущий толк жизни, и как стремится осмыслить родное предназначение в мире. Любовь к литературе и искусству, вынесенная из детства, со временем выросла у Виктора Черноволенко во всепоглощающую слабость к обретению знаний.

Он не мыслил близкое наличие без книг любимых поэтов, в особенности Лермонтова, без посещения экспозиций известных художников, без любимой Третьяковки. В залах галереи он часами простаивал у полотен М. А. Врубеля и М. В. Нестерова. Через всю существование Виктор пронес особое благоговение к творчеству этих замечательных художников, до того близких ему по духу.

Как он сам вспоминал, его поражали и восхищали рисунки Врубеля к лермонтовскому "Демону", исполненные на больших листах черной акварелью. Захватывало не только обеспеченность тональных переходов и краса орнамента, но и не передаваемая словами глубина понимания поэмы. Встреча с творчеством Врубеля открыла простую истину: художнику подвластно передать глубинный душевный мир.

В середине двадцатых годов, не имея специального художественного образования, Виктор делает робкие попытки испробовать свои силы в живописи и рисунке.

В 1926 году, во время посещения одной из экспозиций, он встретился с художниками П. П. Фатеевым, Б. А. Смирновым-Русецким, В. Н. Пшесецкой (Руной). Несколько позднее они познакомили Виктора с А. П. Сарданом и С. И. Шиголевым.

Виктору крайне понравились его новые знакомые, и они подружились. Доверительные отношения были основаны на глубоком интересе к искусству, к идеям К. Э. Циолковского о Космосе, к философии Востока. Общее тяготение ко всем новым веяниям в искусстве и личные симпатии создавали особую атмосферу в их взаимоотношениях. Так сложилась творческая группа, которую сами художники назвали "Амаравелла".

Интересно вспомянуть, что наименование группы родилось в 1927 году. За год до этого в Москве побывал Николай Константинович Рерих и встречался с одним из членов группы - Б. А. Смирновым-Русецким, от которого и узнал о существовании группы молодых художников. Знаменитый мастер предложил создать в США выставку работ космистов, без малого не известных в России. Вот тогда сами космисты и придумали для своей группы имя: "Амаравелла". Вслед за тем начальник группы, художник П. П. Фатеев, предложил собрать манифест "Амаравеллы".

Скоро манифесту исполнится семьдесят лет, из его составителей никого уже нет в живых. Я, как знавшая всех лично, помимо Руны, хочу познакомить читателя с этим документом.

"Манифест группы художников-космистов "Амаравелла". 1927 год

1. Произведение искусства должно само толковать за себя человеку, тот, что в состоянии услыхать его речь.

2. Научить этому не разрешено.

3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.

4. Нагие творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.

5. В стремлении к этой цели ингредиент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значимость.

6. Поэтому восприятие наших картин должно шагать не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их дума будет достигнута".

Став членом группы "Амаравелла", Виктор понимает, что ему предстоит большая служба над совершенствованием своей техники. Он начинает непочатый край и капитально трудиться над рисунком и вместе с тем пишет маслом. Друзья помогают советом и вдохновляют на серьезные поиски. К 1927 году относятся его примечательная картина "В глубинах Вселенной. Свет угасшей звезды" и немного других, которые, к сожалению, не сохранились, как и карандашные рисунки. От 1928 года уцелела всего только одна служба маслом "Древний символ мудрости". Изображение ЧАШИ как символа проходит сквозь многие работы Виктора Черноволенко - вплоть до последних. На многих рисунках символ тот самый доминирует. И это не невзначай. Как известно, ЧАША - древнейший знак, символ накопления знаний, опыта человеческого духа во все времена пребывания человека на Земле.

К 1929 году относятся две картины: "Человек на просторах Космоса" и "Пробуждайся, спящий!" - и возле десяти рисунков в карандаше. Из пяти работ маслом за 1930 год в особенности впечатляет большое полотно: "Куда идешь, мировое сообщество?" Здесь как собак нерезаных намеков и знаков, над которыми стоит напрячь мозги. Космически - это пора смены: пора Рыб начинает вытесняться эпохой Водолея. Думаю, внимательный читатель и зритель "услышит речь этих картин"...

Прежде чем продолжить расклад о творческом становлении художника, я скажу о дальнейшей судьбе "Амаравеллы". Известно, что последняя экспозиция художников-космистов состоялась в 1929 году. Затем начались аресты, и первой угодила в лапы охранки В. Н. Пшесецкая, после этого А. П. Сардан. В 1942 году С. И. Шиголев был репрессирован, и до сих пор о нем ничего не известно. Б. А. Смирнов-Русецкий был арестован тотчас же потом начала войны. Как группа "Амаравелла" перестала наличествовать, но все те, кто остался жив, в каких бы условиях они ни находились, не отступили и в меру сил своих продолжали творить, по иному и не могло быть: творчество для художника - существование.

Со временем у Виктора Черноволенко появилось сильное охота музицировать на фортепьяно. И как позднее оказалось, эта надобность в музыке стала неотъемлемой частью его творчества. Не зная нот, художник мог импровизировать на рояле в совершенстве, истина, нужно проронить, он обладал феноменальным музыкальным слухом с самого рождения. Те, кто слушал его импровизации, забывали обо всем: звуки уносили в миры, полные гармонии и красоты. Шли годы, но художник не отступал, и как только представлялась вероятность, принимался за карандаш или за кисть, или садился за рояль.

Как стало ясно позднее, музыкальные импровизации были в высшей степени созвучны его картинам. Нет, это не звуковые иллюстрации, они стопудово отдельны, как бы параллельны, как бы дополняют изображенное, они - "голос" картины. Звуковые и цветовые ряды являют собой гармоническое целое.

Музыка многих композиторов близка была художнику по духу. Рахманинов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Григ, Чайковский - все они значились посреди любимых и почитались, но Вагнер, и, в самой высокой степени, Скрябин, были Вершиной. Виктор считал творчество Александра Скрябина высочайшим достижением человеческого гения. "Симфонические произведения Скрябина полны необычных сочетаний звуков, - говорил художник, - они уносят нас к звездам, к свету и рождают в душе чувство причастности человека ко вей Вселенной". Виктор в детстве и сам пережил это необыкновенное чувство. Его матушка играла кот наплакал на рояле и крайне любила посещать симфонические концерты - совместно с сыновьями. Однажды они были на концерте Скрябина, где дирижировал сам немалый композитор. В какой-то миг хлопчик почувствовал, что удивительные звуки уносят его куда-то ввысь, беспредельность, и он несется за ними, растворившись, сам как бы превратившись в звук. Это случилось с ним в 1912 году...

В альбоме "Почитание света" представлены только четыре работы с 1931 по 1937 год, сюда не вошли рисунки карандашом. Когда сопоставляешь некоторые картины, как раннего периода, так и больше позднего времени, нередко бросается в глаза одна особенность: на полотнах как бы проявляется душевный и творческий дорога художника, и в этом убеждают нас три картины раннего периода: "ПРОБУЖДАЙСЯ, СПЯЩИЙ!" (1929), "УСТРЕМЛЕНИЕ" (1930). "ВЕЩИЙ СОН" (1935). А сегодня предоставим словечко Виктору Черноволенко и послушаем, что художник сам говорит о созидании своих произведений.

"...Когда я работаю над картиной, мне безупречно необходимо, чтобы я был в одиночестве, чтобы никто не мешал мне своим присутствием. Начав трудиться, я не могу ни на минуту отколоться или отвлечься. Если меня прерывают, происходит как бы обрыв потока линий, форм, цветовой гаммы. Происходит разрушение того, что уже было создано... Уходят линии куда-то, распадаются формы, и мне нужны уже другие: те неповторимы и ушли безвозвратно.

Меняется композиция... нужно все творить сперва. Работаю я только при дневном свете, ни в жизнь не смешиваю краски. Во мне непрерывно живет неиссякаемое стремление вкалывать. Причем, ни при каких обстоятельствах не делаю никаких карандашных зарисовок, заблаговременно у меня нет никаких замыслов или плана будущей работы. Все начинается как бы само собой, все начинается с интуиции. Перед началом работы всю дорогу ощущаю радостное ощущение ожидания предстоящей встречи с неизвестным прекрасным; возникнут линии, формы, цвет. Картина рождается как импровизация. И когда я каким-то своим нутром приму все линии, формы, цвета, ритмы, - все, что вышло из-под кисти, только тогда считаю, что служба закончена...

Живописные работы связаны с музыкальными импровизациями. Многие заявляют, что музыка им помогает "разобраться" в картинах. Моя греза - познакомить всех с тем, что я делаю. Мечтаю, чтобы нас окружала КРАСОТА. КРАСОТА приносит радостное, возвышенное расположение и устремляет нас к добру и милосердию. И, когда я вижу, что мое творчество приносит отрада, безмерно счастлив. Это воодушевляет и придает силы трудиться. Люблю Красоту, люблю, когда люди радуются, когда живут миролюбиво, и крайне хочу, чтобы было единение в Красоте. Мне кажется, что во всяком благородном творчестве разрешено сыскать единение... Мне хочется, чтобы не было никаких войн, чтобы люди жили в красивых городах, гуляли в прекрасных садах. Красота влияет на людей, на их формирование, мораль, на взаимоотношения товарищ с другом"...

В альбоме представлены три акварели, посвященные трем Рерихам: "Торжество" (1966) - Елене Рерих; "Святыня" (1964) - Николаю Рериху; "Сокровище" (1966) - Юрию Рериху.

О встрече с Юрием Николаевичем Рерихом Виктор Тихонович вспоминает как о знаменательном событии в своей жизни.

"В 1958 году я встретился с Юрием Николаевичем Рерихом, тот, что приехал в Москву в августе 1957 года. Встреча с ним стала исключительной вехой в моей жизни. Общаясь с Юрием Николаевичем, энциклопедистом, человеком огромный культуры - и сообща с тем таким скромным и обаятельным, мы чувствовали себя в его присутствии славно и непринужденно. Я, не имея специального художественного или музыкального образования, всю дорогу ощущал какое-то ощущение неполноценности, когда мне приходилось являть свои картины или игрывать для тех, кого считал намного компетентнее меня. Но с ним все было по иному. Он видел не раз мои художественные произведения и слушал мои музыкальные импровизации. Ему все нравилось. Он мне как-то сказал: "Ваше видение мира отличается от многих, которых я знаю, ваша музыка не похожа на музыку других - это говорит о том, что вам доступно то, что недоступно другим. Это - дар, и принимайте его с благодарностью".

"Я сильно дорожил его мнением. Своим отношением к моему творчеству Юрий Николаевич поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. После этого я с большей радостью работал с большим подъемом в душе".

Когда пришел срок выхода на пенсионную выплату Виктора Тихоновича, мы решили, что он на все сто начнет, в конце концов, заниматься творческой работой. Судьба ему даровала ещё двенадцать лет жизни, и он за это время создал свыше 250 акварелей и рядом двадцати работ маслом.

С того времени в его творческом становлении начался свежий отрезок времени. Художник говорил об этом так: "Выйдя на пенсионную выплату и начав заниматься тем, к чему всю существование стремилась моя личность, я получил чувство чего-то безупречно нового в окружающем мире. Мне стало как пить дать ясно, что хотя бытие повела меня на первых порах иным путем, мне предстояло одолеть путь по нему, чтобы приобрести навык и познать многое.

За это я благодарю судьбу. Вероятно, не испытав всего, что я должен был попробовать, не смог бы постичь то, что мне открылось. Теперь я вижу и воспринимаю окружающий меня мир как необозримо-огромное творение искусства, творение, которое неостановимо и непрерывно развертывается перед взором Человека.

Раньше у меня появлялись отдельные картины, а в настоящий момент мне хочется сотворить циклы или сюиты, триптихи, к примеру, цикл "Неведомый мир", "Мир озера", триптих "Звезды" и т. д. И, мне кажется, когда я работаю над картиной, мне удается запечатлеть только одно миг из этой непрерывно развертывающейся ПАНОРАМЫ ВСЕЛЕНСКОЙ КРАСОТЫ..."

С 1971 года состояние здоровья Виктора Тихоновича стало видно ухудшаться, но он по мере сил продолжал творить. Интересно пометить в настоящее время ретроспективно, каким удивительным образом выстраиваются знаки в акварелях двух последних лет его жизни, знаки, напоминающие, что он резво оставит свойский мир. Речь идет о картинах: "Птица судьбы", "Зов", "Ступени", "Неопалимый цветок", "Видение", "Последний аккорд", "Реквием".

Последняя акварель написана за неделю до рокового дня. Незадолго до кончины Виктору Тихоновичу предложили вручить работы на выставку в редакцию газеты "Комсомольская правда". Но этому не суждено было осуществиться: 16 октября 1972 года в семь часов тридцать минут утра Виктор Тихонович Черноволенко скончался от кровоизлияния в ум. Прах его захоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

"Можно возродить дни и труды, но внутренняя существование, бытие его души ушла безвозвратно". Слова эти были сказаны по поводу кончины А. Скрябина. Привожу их с тем, чтобы пометить ещё одну граница творчества Виктора Черноволенко. Он ни в жизнь сам не раскрывал содержания своих работ, и на обычный вопрос: "Что вы хотели проронить этим, или что изображено на картине?" - художник отвечал вопросом: "А что вы сами увидели в этом месте?". Он не навязывал зрителю своего видения мира, отраженного в работах, раньше всего в силу того что, что они несут в себе страсть сколько такого, что покуда тяжко "расшифровать" и растолковать. Нам ещё предстоит научиться зреть и "слышать" эти картины-импровизации: они сверх меры многомерны и полифоничны... По-видимому, не невзначай художник не любил их подписывать и одаривать им названия, оттого что они "бессюжетны", а наименование может высветить только одну граница и, быть может, не самую главную. Он предпочитал работы последнего периода объединять в сюиты и циклы, внутри которых картины образуют как бы континуум - непрерывный и развертывающийся поток цветовой палитры и гаммы звучания. Космос в картинах Виктора Черноволенко не только эстетическая когорта, это в прошлом всего когорта нравственная. Для художника Космос - символ духовной чистоты и надежды в бесконечной цепи миров. Юрий Линник - стихотворец и философ - так говорит о художнике:

"Мир Черноволенко сильно созвучен духу нашего космического времени. Интуиция Мастера проникла в дальнюю Вселенную - туда, куда ещё не быстро долетят наши космические корабли. Но это совершится обязательно! Полотна художника убеждают нас в том, что человеческой мысли доступны самые глубинные пласты бытия. Космос Черноволенко захватывает своей сказочностью. Многие его картины - это космическая лирика: в них выражена с подлинной задушевностью, человеческой теплотой греза о дальних мирах. Это добрый Космос. В нем торжествуют начала Гармонии и Красоты".

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Чижиков Viktor Chizhikov

Виктор Чижиков - народный художник России. Родился 26 сентября 1935 года.Виктор Чижиков является автором образа медвежонка Мишки, талисмана летних..
читать далее

Виктор Авилов Viktor Avilov

Виктор Авилов - советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист России. Родился 8 августа 1953 года.Широкому кругу зрителе Виктор..
читать далее

Виктор Борцов Viktor Bortsov

Народный артист России.
читать далее

Виктор Бычков Viktor Bichkov

Виктор Бычков - популярный советский и российский актёр театра и кино. Родился 4 сентября 1954 года.Дебют Виктора Бычкова в качествве актера кино..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий