Известные люди

»

Вильгельм Рейх

Вильгельм Рейх Vilhelm Reich Карьера: Психолог
Рождение: США, 24.3.1897
Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания оргазма.

Вильгельм Райх(1897-1957) стал первым учеником Фрейда, тот, что начал развивать возможности радикальной социальной критики, заложенной в классическом психоанализе. Фактически Райх создал левый общественный фрейдизм, стал провозвестником сексуальной революции, разработал телесно-ориентированный психоанализ и изобрел фантастическую жизненную энергию "оргон". Хотя Фрейд отвергал многие положения райхианского учения, а Фредерик Перлз называл его жертвой беспорядочного мышления и семантических ошибок, воздействие Райха на формирование психоанализа не подлежит сомнению. Его теория крайне ценна и разностороння, он примечателен оришнальностью идей. Именно оттого он оказал влияние на К. Хорни, Э. Фромма, Г. Маркузе, А. Фрейда, Т. Адорно, Э. Эриксона и других представителей психоанализа.

Психоаналитик просто имеет занятие с биографиями своих пациентов. Разумеется, терапевта интересуют не паспортные подробности. Он ищет в "линии жизни" людей ключевые моменты, которые наложили отпечаток на их судьбы, на их внутренний мир. Но вот перед нами попытка психолога обрисовать собственную молодость, воссоздать историю своей жизни. Известно, что Райх начал новости дневники ещё студентом и вот перед нами протокол, тот, что, с одной стороны, не разрешено прозвать протокольным воспроизведением биографии, с иной он не похож на исповеди Августина Блаженного или Руссо. Описывая свою существование, Райх оценивает ее установленный отрезок времени как "тяга юности". Рассказывая о себе, он остается некогда всего аналитиком, вдумчивым интерпретатором собственных поступков в тех или иных обстоятельствах, своих переживаний, мыслей, своих опенок окружающих...

Жизнь Райха богата событиями, которые не могут бросить равнодушными. В известном смысле перед нами драма человеческого существования. Не рыцарь, не герой, не путешественник, а рядовой джентльмен, если посмотреть на его биографию глазами аналитика, оказывается загадочным, авантюрным, трагическим персонажем; в то же время фатум это земля для учения, для драмы идей, для становления напряженной и взыскательной мысли.

Все факты своей биографии до 1922 г. Райх сам в деталях изложил в этой книге, оттого я поначалу лаконично упомяну о важнейших событиях этого этапа его жизни, оказавших воздействие на создание его личности, а следовательно, и на его судьбу и как человека, и как ученого. Затем, рассказав о фактах внешней стороны его жизненного пути, кот наплакал подробнее остановлюсь на его научной биографии, его попытках воплотить в бытие свои идеи, его вкладе в современный психоанализ, посмертной судьбе его учения.

Вильгельм Райх родился в австрийской Галиции в семье богатого фермера и до 1915 г. (когда он пошел в австрийскую армию) жил в деревне. Близость к природе, деревенская существование, по-видимому, стали для будущего аналитика тем импульсом, тот, что обусловил последний "натурализм", присущий в целом его мышлению. Учение Райха одухотворено верой в неиспорченность человеческой природы в духе идей Просвещения и проникнуто враждой к современной цивилизации.

Биографы характеризуют отца Райха как сильно деспотичного и властного человека, обладавшего вспыльчивым и раздражительным характером, в этом смысле он был полной противоположностью матери, мягкой, доброй и совершенно безответной. Она была красивой женщиной и хорошей хозяйкой. Однако бабулька Раича называла ее "немой" за покорность судьбе и подготовленность нести свой жертвенный крест. Несомненно, папа Райха любил свою жену, но частенько мучился ревностью и нередко тем самым отравлял существование младой женщины. Итак, в соответствии с психоаналитической традицией атмосферу, в которой рос мальчуган, позволительно величать авторитарной. Райх испытывал к отцу двойственные чувства. Он более того считал, то, быть может, не является родным сыном этого человека.

Из книги ясно, что Вильгельм был сильно привязан к матери. Мальчик боготворил свою мамаша, идеализировал ее. Однако ему были знакомы муки ревности не только к отцу. То же ощущение он испытывал и к младшему брату Роберту. Они с братом были абсолютно разными. Вильгельм, судя по всему, старался походить на отца. Его манила властность, решительность. Став аналитиком, Райх нередко сталкивался с такими чертами у пациентов. Он называл такое внутреннее побуждение идентификацией с фрустрируюшей личностью. Что касается Роберта, то он старался походить на мама. Вильгельм страдал от того, что, как ему казалось, меньшой брат больше преуспел в попытках снискать материнскую влюбленность. Биографы приводят любопытною пустяковина. Вильгельм, зная о том, что в семье появится ещё единственный ребятенок, надеялся, что это будет девчурка. Узнав же, что родился ещё единственный сынуля, он продемонстрировал полное равнодушие, попросив родителей унести новорожденного, к которому нисколько не воспылал нежностью. Но появление брата заставило Вильгельма вступить в невольное соперничество, которое прослеживается на протяжении всей его жизни. Райх получил домашнее образование, занимался с репетиторами. Когда Вильгельм стал подростком, в его жизни произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю его бытие. Версия, которая изложена в книге Вильгельма Райха, основана ещё на свидетельстве его личного биографа. Истинная подоплека события ни при каких обстоятельствах не обсуждалась в семье. Однако позволительно полагать, что в 14-летнем возрасте Вильгельм застал мамаша в объятиях одного из репетиторов. Эта сиена сразила мальчика. Он рассказал об увиденном отцу. Данное событие послужило причиной последующей трагедии. Мать совершила акт самоубийства. Потеряв мамаша, подросток, само собой разумеется, испытывал муки раскаяния. Это из-за его поступка бытие семьи пошла под откос. Отец не смог ощутить утраты. Он также покушался на свою бытие. Но фатум распорядилась по иному. Отец простудился, схватил воспаление легких. Затем занедужил туберкулезом и умер через три года вслед за тем гибели жены. Надо ли обосновывать, как вся эта кошмарная обстановка отразилась на психике подростка. Показательно, что Райх хоть отбавляй раз принимался за индивидуальный психоанализ, при всем при том так и не смог завершить такую работу. Страдающая доля его личности оказалась не в силах заново испытать события ранней юности.

После смерти отца Вильгельм стал фактическим хозяином фермы. Вместе с тем он продолжал обучаться. В 1916г. Райх поступил на службу в австрийскую армию, стал офицером, воевал в Италии. В 1918 г., вернувшись с войны, он поступил на юридический факультет Венского университета, и все-таки одним духом разочаровался в этой дисциплине и перевелся на врачебный факультет. Как ветеран войны, он воспользовался правом окончить вуз экстерном. В 1922 г. Райх получил медицинскую уровень. Затем он два года учился на психиатра. Судьба не благоволила к нему. Пасторальное ребячество ушло в прошлое. Ферма оказалась разрушенной. Война унесла все сбережения.

Будучи студентом первого курса, Райх посетил лекцию по психоанализу. Это определило его судьбу. С 1918 г. он начинает психоаналитическую практику и становится членом Венского психоаналитического общества. В университете Райх знакомится с Анни Пинк сперва его пациенткой, а потом женой. Здесь же он начинает увлекаться политикой и марксистской теорией. Семейный союз с Анни Пинк продолжался с 1921 по 1933 г. Это время разрешается окрестить психоаналитическим периодом жизни В. Райха. В 1922 г. Райх становится первым клиническим ассистентом Фрейда в Венской психоаналитической клинике. Фрейд приподнято оценивал своего сотрудника и как практикующего врача, и как будущего теоретика.

С 1928 г. Райх занимал пост вице-директора Венской психоаналитической клиники. Это было первое чисто аналитическое учебное заведение. Многие проходили в этом месте индивидуальный психоанализ у Райха. Вильгельм также пытался трудиться с разными аналитиками по своим собственным проблемам. Но встречи оказывались недолгими, а Фрейд отказался в 1927 г. известия его как пациента. Правда, Фрейд уже имел негативный навык работы с Адлером и Юнгом. Поэтому он не стал совершать исключения для Вильгельма. К сожалению, Райх воспринял тот самый шаг Фрейда с обидой. С этого времени стали нарастать теоретические разногласия. Фрейд негативно относился к марксистским увлечениям Райха. Его кроме того шокировало убеждение Вильгельма в том, что как раз отсутствие сексуального удовлетворения служит источником неврозов. Так между Фрейдом и Райхом возник конфликт. Однако Райх по-прежнему выполнял свои обязанности в клинике. Одновременно он вступил в коммунистическою партию Германии.

В 1930 г. Райх оставляет место вице-директора клиники в связи с переездом в Берлин, решив сделаться пациентом известного психоаналитика Шандора Радо. Однако истинная причина переезда была иная. Венское психоаналитическое среда негативно относилось к активной политической деятельности своего члена (в чем заключалась эта дело, мы расскажем далее).

В 1933 г. фашисты пришли к власти в Германии. События требовали больше резкого самоопределения. Компартия не разделяла сексуальный радикализм Райха. Разладились и его отношения с Международной психоаналитической ассоциацией. Райх оказался в изоляции и одиночестве. Он был вынужден известия полемику на нескольких фронтах. В том же году Райх эмигрировал в Данию. После развода с первой женой Райх вступает в брак с Эльзой Линденберг, балериной, которая исповедовала коммунистические убеждения. Болезненно реагируя на шквал критики, Райх сообща с женой переезжает в Швецию. В следующем году семейство оказывается в Осло (Норвегия). Там Райх проживет пять лет. Но нарыть успокоения ему не удается. В 1939 г. поднялась кампания супротив Райха его экстравагантных опытов с биоэнергетикой в норвежской печати, отовсюду слышатся угрозы. В конечном счете произошел разрыв в семье брак с Эльзой распался, и в том же году он эмигрировал в Америку, в чем ему оказал содействие знаменитый этнолог Б. Малиновский, бывший его большим поклонником.

Переехав в Америку. Райх встретился с Ильзой Оллендорф, которая стала его третьей женой. В Нью-Йорке ему предложили пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований. Врачебная практика в Америке оказалась до такой степени успешной, что уже в 1934 г. он покупает участок в 200 акров в лесах штата Мэн. Здесь он ещё раз собирает свою лабораторию и вскоре организует частный исследовательский Институт Оргона, который возглавляет до самой своей кончины.

В декабре 1921 г. Райх сделал основополагающий доклад в Венском психоаналитическом обществе. Доклад был посвящен психоаналитическому истолкованию истерических симптомов. С этого времени он постоянно выступает с докладами, публикуется в "Международном журнале психоанализа". Райх принадлежал к новому поколению психоаналитиков. Он не учился непосредственно у самого Фрейда. Райх застал психоанализ уже довольно сформировавшимся в качестве теории и социального института. Однако в русло нового учения Райх, естественно, вошел сквозь сотрудничество с Фрейдом.

До 1930 г. Райх был директором Технического семинара по психоаналитической терапии в Вене. Этот семинар по сути дела служил психоаналитикам институтом для обучения практическим навыкам. Идея сформировать эдакий середина принадлежала Райху. Сначала он получил одобрение Фрейда, а после этого проверил эффективность этого замысла, сотрудничая с американскими психоаналитиками, приезжавшими в Вену. Технический семинар не только вел обучение. Здесь шла и исследовательская служба. Так, Райх считал необходимым сосредоточить теоретические усилия на разработке феномена сопротивления. В декабре 1926 г. он выступил на Техническом семинаре с очередным докладом по этой проблеме. Вот что вспоминал сам Райх позже: " В качестве узловой проблемы я выделил вопрос "Следует ли интерпретировать инцестные стремления пациента при наличии негативного латентного отношения с его стороны, или нужно дожидаться до тех пор, покуда недоверие пациента не исчезнет?". Фрейд прервал меня: 'А отчего бы нам не интерпретировать материал в том порядке, в котором он появляется? Конечно, нужно анализировать и интерпретировать инцестные фантазии (сны), как только они появляются'. Этого я не ожидал. Я продолжал аргументировать свою точку зрения, но вся мысль была всецело чужда Фрейду. Он не понимал, зачем нужно анализировать сопротивление вместо самого материала. В частных беседах о способах лечения он, кажется, думал по-другому. Атмосфера встречи была неприятной. Мои оппоненты на семинаре злобно смотрели в мою сторону или жалели меня. Я оставался спокоен".

Основные идеи Райха, как видно, сложились в ходе критической работы семинара. Он нередко уточнял собственные взгляды, но не отказывался от главного тезиса. По его мнению, именно сексуальность оказывается тем центром, вокруг которого развивается вся общественная существование, в той же мере, как и внутренняя существование индивида. В 1927 г. Райх развил эти взгляды в целостную систему. В книге "Открытие оргона" Райх основывается на основные положения Фрейда. Стремясь растолковать возникновение неврозов, Райх обращается к сексуальной сфере. Но Фрейд и раньше подчеркивал, что ни единственный невроз не развивается без сексуального конфликта. Сексуальность Фрейд толковал просторно, основное участливость уделял при этом ранним инстинктивным компонентам влечений.

В 90-х годах Фрейд поделил все неврозы на две группы: психоневрозы, источником которых служат подавленные влечения и травмы раннего возраста, и актуальные неврозы. Впоследствии доктрина Фрейда строилась на концепции инфантильных неврозов. В этом пункте Райх расходится с учителем. Он переносит середина тяжести в клинической работе с прошлого пациента на его настоящее, воскрешает понятие актуального невроза и в связи с этим сызнова переносит участливость с инфантильных компонентов сексуальности на сексуальность в ее обычном понимании. Иначе говоря, речь идет о взрослой чувственности. Это ещё ведет к попытке сменить качественные психические показатели количественными.

В ранних своих работах Фрейд ещё исходил из механического представления о психической энергии, или либидо, считая, что она аналогично другим видам энергии может измеряться, перемешаться, блокироваться. Однако позднее все яснее обнаруживается условный, метафорический нрав подобных представлений. Райх по сути дела восстанавливает эти ранние взгляды Фрейда, которые уже тогда многие оценивали как обветшавшие пережитки позитивизма и механицизма XIX в.

Райх же, принимая эти взгляды Фрейда, с прямолинейной решительностью создает так называемую сексуальную экономию, которая, по его мнению, могла бы синтезировать Маркса и Фрейда. Один из исследователей Райха, американский ученый П. Робинсон, комментируя тот самый проект, иронично подчеркивает, что в своей теории Райх скорее добился своеобразной амальгамы Фрейда и Аледи Смита. В конечном счете сексуальная энергия у Райха принимает форму конкретного космического вещества оргона. Здесь сказались издержки увлечения марксистской фразеологией. Райх подчеркивает, что блокированная сексуальная энергия образует базис невроза, а его психологическое содержание, фантазии, подпитывающие неврозы. его надстройку.

Человек, таким образом, рассматривается Райхом как энергетическая организация, а либидозный ход как ее центральный регулирующий агрегат. Не находящее разрядки либидо неизбежно направляется (сублимируется) в другие каналы, приводя к возникновению телесных или психических симптомов. Райх полагает, что современная социальная терапия призвана снабдить нормальное протекание либидоз-ной энергии. Такой ход мысли оказался совершенно противоположным общему движению психоаналитических представлений, если располагать в виду тенденцию к спиритуатизаиии психической энергии и ограничению роли сексуальности, которое сложилось в психоанализе уже с начала 30-х годов, в особенности у неофрейдистов и эго-психологов.

Теперь негусто поговорим об отношении Райха к центральному понятию Фрейда "бессознательное". Отношение самого Фрейда к бессознательному было, как известно, достаточно двойственным и окрашивалось недоверием, но Райх видит в спонтанных обнаружениях влечений первичную здоровую основу. Если же выявляются опасные иррациональные импульсы, то их позволительно анализировать, считает Райх, только как вторичное искажение первостепенный здоровой действительности. Можно, таким образом, продолжает он, представить трехчленную модель личности. На самом глубинном уровне здоровая и гармоническая естественная социабильность и сексуальность. Если эти влечения подавлены, как это и происходит в европейской цивилизации, где касательство к сексуальности негативное, то над ними возникает второй слой собствен но фрейдовского бессознательного. Это слой агрессивных и извращенных влечений. Этот слой в свою очередность перекрывается характерологической структурой искусственной защитной броней личности. Здесь нрав как чисто бы получает функциональное оправдание перед лицом извращенных инстинктов. Однако для Райха нрав в конечном счете сам представляет собой патологическое образование, и тем больше опасное, что рассудок не воспринимает его как хворь. "Невротический характер" Райха это внешность защитной брони, внешнего панциря, тот, что уберегает индивида от ударов изза пределами, но в то же время ограничивает его жизненные проявления. Здоровый (или генитальный) нрав в этой системе рассуждений оказывается, по существу, "антихарактером". Ведь наша психика включает в себя зону спонтанности, которая ограничивает действия характера. Генитальная архитектура оказывается прозрачной, беспрепятственно пропускающей через себя либидозные и другие влечения.

Для лечебных целей Райх разработал технику характерологического анализа. Если в близкое время Фрейд показал толк таких аспектов поведения, как ошибочные действия, остроты, сновидения, то Райх дополнил их целым рядом новых свидетельств. Пациент Райха может в крайнем случае более того ничего не вещать. Его "характерологические защиты" могут быть раскрыты уже по манере появления, выражения, позам, манере держаться и взирать на аналитика, по интонациям голоса и др. Эффективность этой методики, сильно высокая у самою Райха, при всем при том приметно снизилась у его последователей, ибо терапия по-прежнему в большущий мере оставалась искусством.

Райх сторонник активной психотерапии и максимально возможного использования аффективных связей между врачом и пациентом. Так, в некоторых случаях эскулап, по мнению Райха, должен известия себя без малого агрессивно. Разрешается провоцировать у пациента эмоциональные взрывы, которые могут кончиться более того его нападением на аналитика. В предложенной Райхом модели личности фрейдовские инстанции Я и Оно, похоже, поменялись местами. Здесь проявилось различное истолкование Фрейдом и Райхом человеческой природы. Открыв бессознательное, Фрейд уделил ему, и это естественно, основное участливость. Лишь следом выхода в свет работы Фрейда "Я и Оно" понятие сознательного Я в конце концов утвердилось в психоаналитической теории в качестве важной инстанции личности. Но Фрейд все-таки до конца своих дней ставил акцент на Оно с его врожденными влечениями. Что же касается Райха, то в центре его внимания находилось, по существу, дофрейдовское сознательное Я, вынужденное ограждать себя с помощью характера от враждебной среды и Оно. Райх не отвергал реальное присутствие бессознательного со всеми его пороками, но рассматривал его как искажение больше глубокой, безусловно здоровой действительности. Именно такую модель личности Райх использовал для анализа социальных и политических феноменов.

С самого начала Райх стремился к широкому воплощению в существование своих идей. Будучи членом австрийской социал-демократической партии, он выдвинул идею создания в рамках партии сети "сексуальных клиник", где бы широкие массы могли не только обрести личные советы, но у них бы появлялось разум необходимости сексуальных реформ, что должно было послужить важной предпосылкой социальной революции.

Райх активно участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих. Он считал, что эти центры помогут массам сексуально раскрепоститься, и в то же время увлекался возможностями просвещения в области контроля над рождаемостью, полового воспитания, профилактики заболеваний и др. В 1927 1930 гг. в Вене было открыто шесть таких клиник, в том числе и на личные средства Райха. В своих мемуарах Райх рассказывает, что эти клиники практически осаждались тысячами мужчин и женщин. Дело кончилосьтем, что руководство партии социал-демократов усмотрело в существовании этих клиник угроза, способную отвлечь массы от политической борьбы, и в 1930 г. они были закрыты. Райх, ставший к этому времени членом партии коммунистов и перебравшийся в Берлин, и в этом месте начал создавать свои клиники. (Отметим в скобках интересный факт: на новом месте, в Берлине, он оказался членом той же партийной ячейки, что и Артур Кестлер.)

Параллельно с активной практической работой Райх стремился и теоретически оправдать союз социализма и психотерапии. Этой теме посвящено шесть его книг, вышедших в 1929 1935 гг. В 1929 г. появляется его брошюра "Диалектический материализм и психоанализ". В ней Райх пытается уверить марксистов в свое время всего в том, что психоанализ отнюдь не есть "диверсионный мировоззренческий маневр разлагающейся буржуазии", а напротив, разделяете марксизмом строй существенных предпосылок. Подобно Марксу, пишет Райх, Фрейд исходил из реальных человеческих потребностей, таких, как влюбленность и голод, прослеживал их судьбу во враждебной человеку среде. Психоанализ, пытался обосновать Райх, стихийно-диалектическое учение. Основным понятием Фрейда оказывается понятие психического конфликта. И Маркс, и Фрейд подчеркивали в первую очередность антагонизмы, наличествующие между отдельными компонентами общества или компонентами психики. Если марксизм представляет собой критику капиталистической системы хозяйства, то психоанализ критику буржуазной морали. Буржуазное среда, конечно, сделало все, чтобы слить на нет важность психоанализа, а когда это не удалось нейтрализовать его критику. Профессия психоаналитика стала доходным бизнесом, а обсуждение своих "комплексов" модной темой для салонных разговоров: следом выхода книги Фрейда "Я и Оно" психоаналитики начали утверждать, что не вес сводится к сексу. По мнению американского ученого Робинсона, Райх сравнивал перерождение теории психоанализа с перерождением марксизма в буржуазном обществе.

В близкое время, продолжал Райх, Маркс сам признавал присутствие разрыва между экономическим базисом и его надстройкой, в результате чего отдельные социальные группы могут действовать вопреки своим реальным интересам (к примеру, французские крестьяне в 1789 и 1848 г.) Подобную автономность идеологии позволительно пояснить, если обратиться к психологическому анализу, которого при жизни Маркса ещё не было. Дело в том, что идеологии не просто отражают экономическое формирование, но внедряются в психику индивида, укореняясь в структуре характера. Сама же архитектура характера формируется в раннем возрасте, и в ней воплощаются идеологические формы ещё больше раннего времени.

Не ограничиваясь смелым утверждением, что идеологии укореняются в самой структуре личности, Райх стремится проследить сам ход этого процесса. Характер формируется в детстве в результате конфликтов и кризисов семейной жизни. Семья, будучи сама ячейкой общества, производной от известных экономических отношений, формирует в процессе воспитания как раз тот тип структуры характера, тот, что поддерживает экономический строй общества в целом. Поэтому для понимания того, как экономические действительности преобразуются в политические, нравственные или религиозные идеи, следует обратиться к типу семьи, к практике воспитания, присущим той или другой культуре или эпохе. Можно было бы ждать, что следом за этим Райх перейдет к историческому анализу типов семьи и семейных отношений в разных обществах. Однако для кропотливой исторической работы, которой не пренебрегали крупнейшие социальные теоретики, ему очевидно не хватало терпения и интеллектуальной дисциплины.

Единственным опытом применения Райхом своих социальных теории остается его книга "Массовая психология фашизма". Здесь за десять лет до Э.Фромма и за двадцать лет до " Авторитарной личности" Т. Адорно Райх утверждает, что фашизм возник не нетрудно в результате махинаций немецких капиталистов или воздействия на массы присущей Гитлеру харизмы Его истоки следует выискивать в психологической структуре немецких масс. При чтении книги Райха тяжело освободиться от ощущения, что она послужила основным источником идеи для Эриха Фромма, хотя тот об этом нигде не упоминает. Райх, одинаково как и Фромм, выводит психологические основы нацизма из амбивалентного отношения к власти, характерного для немецких средних слоев. Мелкий буржуа в одно и то же время влечется к власти и бинтует супротив нее Поэтому он в особенности несложно подчиняется абсолютной диктатуре мятежной организации, занимая позицию фюрера к тем, кто находится ниже. Этот "авторитарный синдром" добился своею апогея в результате экономического кризиса Веймарской республики, но истоки его вдалеке во временах Реформации. По иронии судьбы тот самый воззрение Райха оказался близок попыткам апологии немецкой элиты у таких консервативных авторов, как Ф. Мейнеке и Г. Рихтер, которые в своем страстном желании реабилитировать немецкие культурные, политические и военные круги возлагают на массы всю ответственность за нацизм.

Характерная черта мелкой буржуазии, пишет Райх, это совпадение семейной и экономической структуры. В семейной ферме или мастерской авторитет отца усиливается его экономической властью. Он может эффективнее контролировать поведение детей, чем папа в пролетарской семье, где дети отрываются от родителей самим процессом производства. Именно жесткое сексуальное подавление подростков в среде среднего класса порождает авторитарную фиксацию, которая послужила питательной почвой для нацизма.

Переходя к обычным для него универсальным обобщениям, Райх следом сводит всю историю к двум основным типам семьи: матриархальной, которой соответствует здоровый генитальный нрав, и патриархальной, поддержанной институтом моногамии. Последнюю он называет настоящей фабрикой по выработке авторитарных и консервативных структур. Фашизм только открытое выражение той болезни, которой мужчина страдал давнехонько. Вообще, утверждает Райх, переход к патриархату, тот, что связан с концом первобытного коммунизма Маркса, есть самая большая авария в человеческой истории. Правда, связно втолковать ее причины он ни при каких обстоятельствах не мог. Главное зло патриархальной семьи сексуальное подавление подрастающего поколения, причем не для морального назидания, как утверждает религиозная вера, и не для защиты культуры, как считал Фрейд в книге "Зло цивилизации", но с целью единственной цели помогать эксплуататорские режимы.

Поскольку сексуальное подавление в семье служит источником всех других форм угнетения, социальная революция неотделима от сексуального освобождения. Оно не есть простое приложение к политическим свободам. Напротив, сама революция бывает обречена на провал, если только она не сопровождается отменой репрессивной морали. Подтверждение этому Райх находит в русской революции. В начале ее, напоминает он, предпринимались попытки сексуальных реформ, подрывавшие авторитет патриархальной семьи. Однако в целом воспитание оставалось сексуально-негативным. Основная архитектура характера в широких массах оставалась той же, заявляет Райх, какой была при царизме, в результате чего социалистическая демократия "переродилась" в диктатуру.

Райх кроме того выступает в защиту прав женщин. Его феминизм выражается не менее четко, чем мизогиния Фрейда. Райх грубо критикует идеал супружеской верности. Современный компульсивный брак он считает злом, ибо любой индивид завсегда вправе выискивать себе нового сексуального партнера. Однако на первостепеннный проект Райх выдвигает защиту сексуальных прав детей. Ребенок есть для него воплощение естественности и социабильности. Лишь грубое подавление его природы превращает его в невротика, ведет к развитию детской преступности, извращений и политической апатии. Поэтому предстоящее среда обязано снабдить легальную защиту ребенка от тирании родителей, гарантировав ему неурезанное право на мастурбацию и сексуальные игры с детьми своего возраста.

Любопытно, что в этой сексуальной утопии крайне вразумительно проступают авторитарные тенденции. В будущем "нерепрессивном" обществе, по мысли Райха, функционирует особая сексуальная администрация' во всех учреждениях и организациях непременно работают квалифицированные сексологи, проблема которых следить за правильной сексуальной деятельностью всех членов общества. Сами они подчиняются центральной организации, вырабатывающей общую сексуальную политику ("сексополь"). По существу вся эта утопия носит чисто пуританский характер. "Сексуальная революция" (термин Райха) должна положить финал всякой порнографии, извращениям, сквернословию, потому что исчезнет надобность направлять подавленные сексуальные импульсы в незаконные канаты.

Райху в родное время не удалось уговорить европейских левых подключить сексуальные перестройки в свои программы. В 1932 г. он был исключен из коммунистической партии Германии. Коммунисты и социал-демократы запретили распространять посреди своих членов публикации работ и статей Райха и его сторонников. Вскоре Райх был исключен и из Международной психоаналитической ассоциации. С приходом к власти фашистов Райх, перебравшись в Данию, стремится создать в этом месте новое политическое течение. Один из его последователей баллотируется в риксдаг от партии Социалистических сексуальных реформ. Однако вскоре вся эта занятие закончилась высылкой Раиха из страны.

В 1934 г. Райх организует в университете в Осло (куда его пригласили на работу) свою лабораторию и приступает к серии биопсихических опытов. Здесь происходит его быстрый отход как от психоанализа, так и от марксизма. И Фрейд, и Маркс, по его словам, в равной мере видели в действительности борьбу несовместимых противоречий, будь то противоречия между влечениями или между классами. Между тем эти антагонизмы лишены глубоких основ в человеческой природе, будучи сами порождением политических идеологий.

Очень тяжело, отмечает Робинсон, выискать подходящую характеристику для работ Райха последнего периода из-за их крайней экстравагантности. Можно было бы изречь, что они несут на себе уже печать более того не утопизма, а нетрудно безумия, при всем при том в них сохраняется последовательная логика, и между ранними работами и книгами последних лет пролегает непрерывная черта развития.

С середины 30-х годов из психоанализа выделяется культурно или социально ориентированный неофрейдизм. Неофрейдисты обвиняли ортодоксов в игнорировании социальных и культурных факторов формирования личности. Ортодоксы с не меньшим успехом обвиняли их в отрицании внутрипсихических и биологических факторов развития. Райх не примкнул ни к одному из этих лагерей, оставаясь загадкой для обоих. Райх раньше, чем Хорни и Фромм, писал о культурных факторах формирования личности, и он же довел учение Фрейда о психической энергии до логического конца, утверждая физическую действительность либидо, что было уже одинаково неприемлемо для всех. В результате серии жутко необычных опытов в университете Осло он приходит к выводу, что при сексуальном возбуждении биоэлектрический заряд сексуальных органов возрастает, тогда как опасение и вообще отрицательные эмоции влекут за собой приливы электрической энергии к мозгу. Эта электрическая доктрина сексуальности, нарушавшая, истина, все известные законы электричества, стала только переходной ступенью к "открытой" в 1939 г. особой жизненной энергии оргону.

Оргон райховский вариант жизненной энергии Бергсона или "жизненной силы'' Иоганна Кеплера в различие от этих метафорических выражений для жизненной силы оказывается чем-то предельно конкретным особым веществом голубого цвета, его разрешено присматривать, наобразец, в синеве неба или голубых отливах красных кровяных телец, а кроме того измерять счетчиком Гейгера. В термине "оргон", "оргоническая энергия" Райх соединил корни слов "организм" и "оргазм". Он считал, что космическая оргоническая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как в чисто биофизических движениях органов.

Широкие исследования органической энергии и смежных тем, предпринятые Райхом, игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии. Кроме того, его работы местами и экспериментально подтверждены слабо. Вместе с тем полученные им результаты ни в жизнь не были опровергнуты или хотя бы скрупулезно проверены и солидно рассмотрены кем-то из ученых. Один из психологов, работавших с Райхом, отмечает: "В течение больше чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщений о достойном доверия повторения ни одного определяющего эксперимента, тот, что бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в том, что, несмотря на насмешки, поношения и попытки ортодоксов "похоронить" Райха и оргономику (а частично и благодаря им), ни в одной научной публикации нет опровержения его опытов, тем больше систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения".

Органическая энергия обладает следующими основными свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует везде, хотя и в различной концентрации, более того в вакууме;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях;

5) высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что "противоречит" закону энтропии);

6) органическая энергия образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а ещё облака, планеты, звезды, галактики.

В 50-х годах Райх уже объявил оргон первичной субстанцией и основой всего существующего, причем утверждая, что сама материя возникает в результате сексуального соединения двух потоков оргонной энергии. Никакая выдумка физика не могла бы вообразить подобной теории "единого поля", которая охватывала бы все аспекты действительности от симптомов шизофрении до движения Млечного пути. Вся история космоса начинает выступать у Райха как титаническая схватка энергий орго-на и атома.

Вольнодумец и антиклерикал в начале своей карьеры, Райх испытывает в настоящее время симпатии к. религии, которую уже не рассматривает только как единственный из "препаратов опия". Западная наука, пишет Райх, отняла у космоса существование, истолковав его по законам мертвой механики. Только в религии сохранилось осознание мировых жизненных сил в искаженной и мистифицированной форме. Райх более того истолковал христианскую теологию в свете теории оргона. Так, бог представляет собой антропоморфную проекцию, в основе которой лежит осознание человеком океана космического оргона. Христос не что иное, как архетип генитального характера, сохранившего прямую связь с космическими оргонными силами. Сама "оргономика" Райха выступает как теологическая организация, в одно и то же время фантастическая и детально разработанная; это и тотальная интерпретация действительности, и универсальная организация терапии.

Так же читайте биографии известных людей:
Вильгельм Гофмейстер Wilhelm Hofmeister

Получил образование в университетах Лейпцига и Гамбурга; в течение нескольких лет работал помощником отца издателя, торговца книгами и музыкальными..
читать далее

Вильгельм Виндельбанд Vilhelm Vindelband

Немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства.
читать далее

Вильгельм Гумбольдт Wilhelm Humboldt

Вильгельм Гумбольдт - выдающийся немецкий философ, филолог и языковед. Родился 22 июня 1767 года.Вильгельм Гумбольдт осуществил реформу..
читать далее

Вильгельм Вебер Wilhelm Eduard Weber

Вильгельм Вебер - выдающийся немецкий физик. Родился 24 октября 1804года.Главные работы учёного относятся к области явлений магнитных явлений и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий