Известные люди

»

Вильгельм фон Шольц

Вильгельм фон Шольц Wilhelm von Scholtz Карьера: Писатель
Рождение: Германия, 15.7.1874
В. фон Шольц родился 15 июля 1874 г. в Берлине в семье Адольфа фон Шольца, последнего министра финансов правительства Бисмарка.

Изучал историю литературы, философию и психологию в Берлине, Лозанне и Киле. В 1897 г. в Мюнхене защитил диссертацию об Аннете фон Дросте-Хюльзхоф, потом переехал в Веймар и занялся литературной деятельностью. В Первую народную войну Шольц был армейским офицером, а с 1916 по 1922 г. занимал пост первого драматурга и режиссера придворного театра в Штутгарте. В 1926 г. Шольца избрали председателем секцией поэзии при Прусской академии искусств. После отставки он поселился в имении Зеехайм под Констанцем, где прожил до самой смерти. Умер Шольц 29 мая 1969 г.

В литературе Шольц дебютировал стихами (Весенняя поездка, 1896 г.), созданными под влиянием Рильке и Лилиенкрона. Однако шибко быстро он стал тяготеть к изображению мистических и оккультных впечатлений, приобретенных на грани жизни и смерти. Зеркало, первостепеннный сборник стихов Шольца, написанных в подобном стиле, вышел в Берлине в 1902 г. В этих стихах, как заклинание, беспрестанно повторяются слова тьма и тень. Кроме того, под влиянием сочинений Пауля Эрнста и Кристиана Фридриха Хеббеля он обратился к неоклассицизму, течению, сторонники которого пытались возродить традиции немецкой классики. В своих драмах, четких по форме и отличающихся чрезвычайной точностью исторических реалий, Шольц ориентировался на представления о жизненных ценностях, характерных для авторитарного общества Германии эпохи Вильгельма. Ему были чужды эксперименты с языком и формой. Успех пришел к Шольцу, когда в свет вышла его пьеса о трагической судьбе еврея, принявшего христианство в эпоху Средневековья (Еврей из Констанца, 1905). Трагедия Гонки с тенью (1920), где изображена саммит некоего писателя с героем его последнего произведения, прославилась неблизко за пределами Германии. В романе Перпетуа (1926), тот, что вышел огромным тиражом, героиня, наделенная умением колдовать, ценой своей жизни помогает близкий сестре спастись от гибели на костре.

В отрезок времени национал-социализма Шольц занимался составлением антологий, литературными обработками, писал автобиографические книги и вирши, в которых ещё прославлял Адольфа Гитлера и национал-социализм. Опасаясь, что его юдофильские произведения (в частности, Путь в Илок, 1930) вызовут недовольство властей, в 1939 г. в книге воспоминаний На Ильме и Изаре Шольц выступил с недвусмысленно антисемитскими заявлениями. Он говорил о ростовщической эксплуатации немецкого народа евреями и извинялся за свои прежние высказывания: Тогда я был незрелым юношей и не мог распознать и верно дать оценку растущее еврейское господство в науке, искусстве, общественной жизни И, разумеется, никто тогда не догадывался о рождении человека, тот, что освободит Германию от насаждения и засилья инородцев, тот, что вернет немецкому народу его землю, политическая элита, имущество и призвание!.. Также я длительно не мог представить себе, что есть очевидное, безусловное заключение еврейского вопроса.

Сюжет драмы Еврей из Констанца Шольц стал трактовать прямо противоположным образом, утверждал, что в драме нашла отображение полная несовместимость евреев с нашим народом.

В 1932 г. Шольц был награжден медалью им. Гете, в 1944 г. его удостоили звания почетного доктора Гейдельбергского университета, а позже он получил почетный дар министерства пропаганды денежную премию.

В 1949 г. Шольц стал президентом союза немецких драматургов и композиторов (в 1951 г. он его почетный президент), но, несмотря на почести и награды, постоянно попадал под перекрестный жар критики. Учрежденная в его честь премия города Констанц за наилучший аттестат зрелости в 1989 г. под давлением общественности была упразднена.

Помимо драм, баллад, стихотворений, написанных в традиционном стиле, в обширном наследии Шольца имеются мистические и фантастические рассказы, объединенные в два сборника: Нереальные (1916) и Промежуточная область (1922). Повествуя о загадочных и таинственных явлениях, повествуя о фактах из области оккультного и сверхъестественного, Шольц стремится начать заинтересованность к тайнам души и запредельным состояниям сознания, нарыть в необъяснимом высший метафизический толк, а случайность представить судьбоносным событием.

Это стремление писателя вскрыть тайные связи, пробраться за граница действительности, увязать чувственный мир со сверхъестественным, определяет более значительный, чем у Пауля Эрнста, другого последователя неоклассицизма, заинтересованность к метафизическому опыту, тот, что приобретается благодаря знакомству с пограничными состояниями психики и оккультными феноменами. В то же время Шольц, воспитанный в духе научного рационализма, не пытается познать сверхъестественное, он только описывает его, не будучи в силах выскочить из оков земного. В своих произведениях Шольц не предлагает никакого толкования оккультному феномену ни рационального, ни иррационального, в лучшем случае он ограничивается чисто спекулятивными рассуждениями. При всем интересе к сверхъестественным и парапсихологическим явлениям беллетрист чурается рисовать оккультное только с целью того, чтобы напугать читателя и тем самым изготовить на него ощущение. Для этих произведений характерны особый психологизм и традиционность повествования.

Уже в сборнике новелл Нереальные Шольц сосредотачивается на экстремальных психологических состояниях. Также его герои нередко отличаются странным поведением. В сборник наряду с прочими включен юмористический расклад об искусстве переселения душ, сюжет которого сводится к тому, что кудесник и демоны забираются в тела мертвецов и тем самым вызывают огромный переполох.

Духи и привидения занимают центральное местоположение в сборнике Промежуточная область. Сюжет рассказа Голова в окне, относящегося к жанру история о призраках, выстроен как повествование о мистических, телепатических взаимоотношениях между двумя незнакомыми людьми. Один из них, германский художник, живущий в предместье Рима, как-то раз, возвращаясь в полночь домой, смутно различает спереди силуэт бородатого человека. Внезапно тот сворачивает в переулок. В ту же самую темное время суток художник задумывает живописать сцену ночного нападения двоих мужчин на одинокого путника. Художник пробуждается посреди ночи от сумбурных сновидений. Его собака указывает ему, что за окном (до которого нельзя достигнуть снаружи) виднеется окровавленная, безмолвно молящая о помощи башка незнакомца, чье физиономия искажено страхом. Затем башка как будто растекается. Художник обходит здание, но ничего необычного не обнаруживает. Несмотря на то, что кобель рвется на улицу, напуганный владелец не решается оставить родное убежище, полагая, что видение плод перевозбуждения и дурных снов. Утром он пририсовывает голову из ночного видения, черты которой врезались в память, к туловищу жертвы на своей картине, а вскоре ненароком узнает о том, что два разбойника убили в переулке ночью незнакомца как раз тогда, когда было это видение. Незнакомцем оказался аляповатый чудак-пастух, обладавший, по всеобщему мнению, даром провидения. Он предугадал намерение грабителей напасть на художника и спас ему жизнь: разбойники перепутали его с художником. Ночное видение было его криком о помощи, тот, что художник не сумел разобраться. Попытки вручить происшествию рациональное разъяснение, ссылаясь на случайное совпадение, ясновидение пастуха или фантазерство художника, которое включилось в миг встречи художника с жертвой, выразившись в сюжете картины, предвосхитившем события, не срабатывают, ибо у собаки нет ни фантазии, ни грез, а поведение ее свидетельствует о действительности события, она понимает толк последнего лучше хозяина. Шольц сознательно отказывается от мистического истолкования, и все-таки в рассказе есть дума о возможности невербальной, сверхъестественной коммуникации душ двух незнакомых людей (а в данном случае эта связь упрочена ещё и за счет обмена участью).

Сходные проблемы затронуты в рассказе Предупреждение, где к двум пассажирам, едущим в купе скорого поезда, подсаживаются четыре господина, которые давнехонько числятся умершими. Следуя некому внутреннему побуждению, пассажиры покидают поезд, сойдя на ближайшей станции, а поезд через какое-то время терпит крушение в туннеле.

О мистической и сверхъестественной связи расставшихся влюбленных идет речь в рассказе Портрет. Здесь к смертному ложу покинутого любовника сходит с портрета его возлюбленная, как манифестация негаснущей страсти.

Рассказ Близость кроме того относится к историям о призраках. Герой его ощущает наличие призрака некой женщины, которая все время вмешивается в его взаимоотношения с другими женщинами. Только находка портрета покойной матери, память о которой папа всеми средствами пытался искоренить, разрешает конфликт: неизвестное материализуется, при этом разрушается подсознательная связь героя с матерью, восстававшей супротив каждой новой избранницы сына до тех пор, покуда она сама не получила признание.

Подобное вскрытие мистически обусловленных причинных связей отличает истории о призраках Шольца от тривиальных страшных рассказов, которые забываются тотчас следом того, как читатель закрыл книгу. Можно только жалеть, что рассказы Вильгельма фон Шольца в эти дни забыты. Помимо двух упомянутых сборников к мистике разрешается отнести сборник эссе Только случайности (1960), где посреди прочих представлено самое известное эссе Шольца Случайность, написанное в 1924 г. Творчество писателя в чем-то схоже с творчеством датчанки Карен Бликсен.

Так же читайте биографии известных людей:
Вильгельм Каульбах Willhelm Kaulbah

Художник, один из наиболее значительных представителей немецкой исторической живописи.
читать далее

Вильгельм Котарбинский Wilhelm Kotarbinski

Вильгельм Котарбинский - известный художник польского происхождения. Родился 30 ноября 1921 года.Является автором таких произведений как: Оргия,..
читать далее

Вильгельм Стейниц Vilgelm Steinitz

Вильгельм Стейниц - выдающийся шахматный теоретик, первый официальный чемпион мира по шахматам. Родился 14 мая 1836 года.Вильгельм Стейниц является..
читать далее

Вильгельм (Завоеватель) William I the Conqueror

Вильгельм очень заботился о том, чтобы возложить на себя корону не в качестве завоевателя, а в качестве законного наследника Эдуарда, и короновался..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий