Известные люди

»

Виолетта Урмана

Виолетта Урмана Violetta Urmana Карьера: Опера
Рождение: Литва
Одним из событий открывшегося фестиваля в Зальцбурге станет концерт литовской певицы Виолеты Урманы. Ее имя украшает афиши всех легендарных оперных театров мира (кроме Большого).

Одним из событий открывшегося фестиваля в Зальцбурге станет концерт литовской певицы Виолеты Урманы. Ее имя украшает афиши всех легендарных оперных театров мира (помимо Большого). С ней работают прославленные дирижеры Мути и Ливайн, Аббадо и Мета. В ее репертуаре Вагнер и Верди, Масканьи и Гпроем. Гигантский звук Виолеты Урманы как будто не знает ни верхних, ни нижних пределов. Этим летом следом трех сенсационных концертов в Мюнхене у певицы запланирован концерт на Зальцбургском фестивале, где она собирается спеть Рахманинова. Свое первое беседа для русской прессы ВИОЛЕТА УРМАНА согласилась вручить обозревателю Известий ИЛЬЕ КУХАРЕНКО.

"Услышала Каллас - занедужила оперой"

- Ваша официальная история жизни пестрит именами знаменитых дирижеров и певцов, с которыми вы уже успели попеть, но всего три строчки сравнительно того, как и где все начиналось...

- Родилась я в Литве. Но не в Вильнюсе или Каунасе. А в местечке, которое находится в 150 километрах от Вильнюса. Провинциалка, в общем. Папа у меня инженер, а мать была учительницей и директором музея, и с музыкой они оба не имели ничего общего.

- Просто отдали в музыкальную школу?

- Нет, я сама захотела игрывать на фортепиано. Ни с того ни с этого. И, конечно, весьма быстро все очарование этой затеи для меня исчезло. Как только занятие дошло до ежедневных гамм и арпеджио, началась моя каторга. Потом уже я училась по классу фортепиано в училище в Каунасе, а опосля уже поступила в консерваторию...

- А что, собственно, заставило так в отдалении забежать, если это уже была каторга?

- Как-то все шло своим ходом. К тому же мне говорили, что я музыкальная, что мне нужно обучаться дальше. И все же я была весьма ленивой пианисткой. А затем, в Каунасе, я услышала записи Марии Каллас и захворала оперой.

- Сразу стали забирать уроки вокала?

- Нет. Я продолжала ещё два года обучаться как пианистка, а с оперой мне что-то подсказывало, что нужно повременить.

- Обычно бывает наоборот: услышат Каллас и бегут в библиотеку за нотами Аиды...

- (Смеется.) Ну... я там свистела что-то под записи (изображает колоратурный пассаж а-ля фонограммы на 78 оборотов) и засунула себе звук совершенно не туда. Но в принципе я ждала, в то время как позволительно будет поехать в Вильнюс - только там была консерватория. И я решила поступать туда как пианистка (вздыхает) - вновь эти муки. Очень я не хотела игрывать, зато в кино все время бегала. Но училась достойно - трояка у меня ни при каких обстоятельствах не было. Я завсегда могла шибко недурственно аккомпанировать певцам, так как все арии и более того оперы всецело уже знала на практике наизусть - Норму, Сомнамбулу, Лючию ди Ламмермур. Всех певцов знала - более того тех, кто на старинных шипящих записях...

- Так они же самые лучшие...

- Да (задумчиво), они лучшие сегодняшних намного...

В общем, в Вильнюсе меня услышали, я стала бродить к одной певице, и завкафедрой мне сказал, что у меня прекрасный звук и надобно, может быть, испытать напевать. Но хоть меня и мучило фортепиано, я все-таки не хотела кидать на полдороге. Хотела довести до конца. И только следом начала с нуля обучаться напевать. Это было довольно-таки поздненько.

- Ну, для меццо - в что ни на есть раз.

- Но меня-то стали обучать как сопрано, и только через четыре года меня, что называется, понизили в должности.

- Тяжело было приступать заново?

- Да нет. Мне более того нравилось. В то время особенно никто не напевал в консерватории, так что я там была этакий маленькой звездочкой. Но моя профессорша (к сожалению, она в прошлом году умерла) не позволяла мне распевать концерты. На камерное пение не ходи и не пой, в оперной студии не пой - без ее присмотра ни шагу. А мне с моим первым консерваторским образованием и охотой музицировать это было не постоянно нетрудно. Но следом я подумала: она права. Постепенно я в себе тот самый звук откапывала. Надо было, уместно сказать, прооперировать ангину, оттого что первоначально звук был не весьма чистый.

Но, так или по иному, я ни при каких обстоятельствах не думала, что я не сопрано. Я все время жила под звуки голосов Джоан Сазерленд, Марии Каллас, Зинки Милановой - это были мои боги. И я пела крайне приподнято, ещё выше, чем я в текущий момент пою.

- Но у вас же в ближайших планах стоит Норма Беллини!

- (Смеется.) Контракт есть, а там видно будет...

- Значит, Сазерленд не дает покоя?

- Не дает... Но до этого все одинаково была весьма длинная стезя. Даже когда я попала в стажерскую труппу Баварской оперы в Мюнхене, я за два года пела только Марцелину в Свадьбе Фигаро и всего единственный раз Дорабеллу в Так поступают все Моцарта. Так что более того вслед за тем этой школы я по сути дела все ещё была без репертуара. И никакого театрального опыта. Но зато я попала к моему профессору Йозефу Лойдлу, с которым я и в текущий момент занимаюсь. И уже под его руководством я безотложно перешла от Россини к партиям драматического меццо. И пошло-поехало - Эболи в Дон Карлосе, Юдит в Замке герцога Синяя Борода. И только позже четырех лет карьеры - Кундри. Когда я в 1994 году пела прослушивание в Байройте, я партии полностью ни разу не слышала, так как все-таки больше меня манила итальянская музыка.

"Я думала сходить в секретарши"

- Когда вы поняли, что у вас что-то получается?

- Сначала я вообще не хотела вкалывать по специальности - в смысле, пианисткой. Думала, буду секретаршей, кем угодно, только чтобы не игрывать. Но в кармане был и вокальный диплом, и я решила, что вкусить все же стоит - попытка не пытка. Мне повезло - в первую голову я выиграла конкурс Франсиско Виньяса, после этого были Вагнеровские голоса. И через год потом того, как я стала распевать в театре (а я начала в 1993 году), уже летом пела в Байройте с Ливайном в Кольце нибелунга, а малость позже в La Scala с Мути - и также Фрику. Это уже была жизнеописание... (Смеется.)

- Что вы чувствовали, когда вас, что называется, взяли в эту звездную обойму?

- Не верила сперва. Когда я пела прослушивание для Мути, он мне сказал: Мне нужна Фрика в La Scala. Ну, нужна и нужна - это же ничего не значит. Выйдет из этой комнаты и забудет. Но мне его подруга жизни, которая была на прослушивании, строго-настрого наказала: Виолета! Держи тот самый отрезок времени свободным. Я ещё подумала: чего там удерживать, это потому что La Scala, а так несложно такие шансы с неба не падают. Но на следующий день пришел факс с предложениями: Амнерис в Аиде, Набукко, Реквием Верди, и, конечно, Фрика там была. Это и фортуна, и служба.

- Страшно было в основополагающий раз в La Scala?

- Это было уже так... твердо (смеется). Мы должны были вылезать снизу и подыматься на такую скалистую гору. И когда я ожидала выхода, я увидела краем глаза все эти балконы в La Scala и подумала: что ты в этом месте делаешь, девчурка из литовской глубинке? А что совершать? Надо шагать и распевать, а у меня ибо без малого никакого опыта. Ну, в Байройте немного. В общем, я собралась усилием воли и сказала себе: "Так, представь, что ты - Рената Тебальди, и это твой театр. Иди и пой!" Пошла и спела. И более того понравилась.

- Мути нелегкий мужчина?

- Нет, совсем! На меня он ни при каких обстоятельствах не кричал и не ругался. Более того, он мне в Трубадуре в дуэте Азучены и графа, где Верди не написал никакой каденции, сказал: Хочешь тут спеть пассаж до си-бемоля? Я ответила: "Конечно, хочу". И в Ифигении Глюка он также сказал: Если хочешь что-то вделать - давай. Ну я и вставила там верхнее до в каденции. Мути поначалу так вздернулся от неожиданности, а опосля так одобрительно хмыкнул (смеется). Он никакой не узурпатор. Конечно, если ты приходишь и, что называется, ищешь ноты в пассаже или он должен воспроизводить тебе одно и то же замечание по десять раз - тогда он может быть крайне неприятным. Но это привычно - у него нет времени стопориться на мелочах. Сказал - и все. Но мы с ним в то время как, что называется, на одной волне. Я потому как ни при каких обстоятельствах сама не буду передерживать высокую ноту с целью эффекта. Только если меня попросят. Вот Джимми Ливайн в Кундри в текущий момент попросил подержать подольше эту высокую ноту (поет), конечно, я потянула ее, но это была его мысль - я бы так длительно сама ни в жизнь не держала.

- С кем лучше всего работается?

- С Мути, конечно...

"Говорят, у вас там мафия"

- Как себя чувствуете уже в качестве примадонны? Когда все критики и слушатели говорят, что вы - одна из лучших, если не лучшая?

- (Неожиданно капитально.) Знаете, я думаю, что я в самом деле нехило пою. Возможно, есть лучшие актрисы, которые могут сотворить больше ослепительный сценический образ. Но сыграть и что надо спеть при этом... Знаете, я без затей умею впитывать текст ноты и старательно напевать то, что написано. Сейчас это, как ни чудно, дефицит. Почему, если скрипач будет игрывать фальшиво, ему это никто не простит, из оркестра-то выгонят, не говоря уже о том, что в солисты стезя заказан? А если певец будет распевать приблизительно (а я слышала Кундри, которая пела на терцию ниже) - то это считается нормальным. Ну если у меня нет верхних нот для Кундри или для Нормы, так на свете есть невпроворот певцов, у которых эти ноты есть. Так необходимо легко бросить эти партии им. Просто из уважения к музыке. Я не понимаю, когда, к примеру, тенора в Тристане хвалят не за то, что он спел добро, а за то, что он докричал до конца. Что называется, выжил.

- Не собираетесь ли спеть в Москве?

- Ой... (Смущается.) Не обижайтесь, но у меня немного сантиментов по отношению к Москве. Я более того боюсь. Говорят, у вас там мафия... как послушаешь новости (смеется).

- Мафия, конечно, имеется, но мне кажется, что она не так любит оперу, как итальянская...

- Ну, если не вмешиваться в их дела, может, и не тронут...

- Гергиев вас больше не звал после этого того Парсифаля с Доминго, по которому сделали кино?

- Приглашал, но я то же самое могу проронить... Я предпочитаю напевать на Западе. К тому же он приглашал вновь на Кундри, а она оттого что поет только во втором акте. А прочее время она либо лежит, либо моет ноги главному герою. Честно говоря, я уже так как собак нерезаных раз пела эту партию, что мне уже не так любопытно...

- На родине нередко бываете?

- Не зачастую - два-три раза в год и кратко. И единственный раз пою какой-то концерт. Я там могу экспериментировать - уже непочатый край сопрановых арий спела аккурат там. Меня там любят и ценят, что не так зачастую бывает. В данном случае цитата про пророка и отечество не работает. Литва дала мне два высших образования, и наверно придется возвращать - я бы уже в текущее время хотела делиться с молодыми, но времени нет более того на себя.

- А где в текущее время живете?

- В гостиницах... (Смеется.)

- Где легче напевать - в Америке или в Европе?

- Все зависит от партии, а не от места. Я предпочитаю напевать в больших залах. Конечно, у меня нет такого голоса, как у Гвинет Джонс, но эти маленькие и короткие залы мне не нравятся, потому что звук там как бы отскакивает от стенки.

- Когда вы попали на Запад, что вас больше всего поразило?

- Когда я приехала, у меня ничего не было: ни денег, ни работы. Но когда меня взяли в оперную студию в этом месте, в Мюнхене, у меня не было никаких финансовых проблем. Я жила в крошечной комнатке - восемь квадратных метров, на улице все время шумели машины, а я была такая счастливая. Ела бананы килограммами и шоколад с орехами. У меня не было никакой ностальгии. Как только я вышла на вокзале и сделала первостепеннный глоток мюнхенского воздуха - я тотчас поняла: в этом месте мой жилье. Это, вероятно, судьбина.

Так же читайте биографии известных людей:
Виорел Бологан Viorel Bologan

Молдавский шахматист, гроссмейстер.
читать далее

Випсания Агриппина Vipsania Agrippina

Старшая дочь Марка Випсания Агриппы, первая жена Тиберия.
читать далее

Вирджиния Вулф Virginia Woolf

Кто боится, кто боится, кто боится Вирджинии Вулф?, повторяла полупьяная героиня пьесы Эдварда Олби. Какие страхи преследовали саму Вирджинию, когда..
читать далее

Вирджиния Медсен Virginia Medsen

Она предпочитает держаться в тени брата, который в свою очередь постоянно твердит, что никого не видел лучше сестры.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий