Известные люди

»

Виталий Лазаренко

Виталий Лазаренко Vitaly Lazarenko Карьера: Клоун
Рождение: Россия, 9.5.1890
В истории русского цирка ему принадлежит особое место. Его имя, которое знала вся страна, печатали на афишах в красную строку самыми крупными буквами.Его называли народным шутом. Он был влюблен в свою профессию. Это была какая-то высокая одержимость, убежденность в том, что клоун обязан отражать явления современности во всем их разнообразии.

Великие режиссеры - В.Э. Мейерхольд и А.Я. Таиров приподнято ценили гений артиста. Мейерхольд пригласил Лазаренко в руководимый им театр, дал образ одного из чертей в постановке спектакля "Мистерия-буфф" В. В. Маяковского.

В свою очередность Маяковский участвовал в создании для Лазаренко репертуара. Когда в 1928 году Лазаренко фиксировал тридцатилетие артистической деятельности, его приветствовали крупнейшие мастера театра: И.С. Козловский, А.В. Нежданова, Ю.М. Юрьев и другие.

А между тем выдвинуться в цирковые премьеры, утвердиться в этом положении Лазаренко было больше чем тяжко.

Он родился в городе Александровске-Грушевском (в настоящее время - городок Шахты), в семье шахтера. Мать занималась шитьем, обшивала местных модниц. Ребенок в семье был единственный, так что жили в относительном материальном достатке. Но когда Виталию исполнилось восемь лет, семью постигло горе: погиб папа. В городе, в котором они жили, большинство выбирали профессию шахтера, другого пути по существу и не было. Но восемь лет не тот возраст, когда разрешено нисходить в шахту. И матушка вспомнила о своем брате - В. Калинине, тот, что владел двухэтажной механической каруселью. Действовал при этой карусели ещё механический оркестрион. Калинин разъезжал со своим хозяйством по городам и поселкам Донбасса и, казалось, был целиком доволен своей жизнью. К нему и обратилась за советом Марфа Лазаренко. Тот знал племянника, видел, что мальчишка справный, ловкий, смышленый и посоветовал сестре обусловить его в учение в цирк. Карусельщики, собственники балаганов и маленьких цирков нередко встречались товарищ с другом на ярмарках, знали, что называется, подноготную каждого. Калинин посоветовал обусловить племянника в цирк братьев М.И. и Л.И. Котликовых. Он их знал как порядочных людей и хороших учителей.

Так и решили.

Жалованья ученикам не платили, только кормили и одевали, считалось, что они обязаны действовать за то, что их обучают.

Лазаренко прошел все стадии ученичества: и лошадей чистил, и афиши клеил, и на рынок за продуктами с хозяйкой ходил, и посуду мыл, и маленьких детей качал, и керосиновые лампы-молнии заправлял, и в оркестре в барабан бил, и в хоре напевал, и на так называемый раус, то есть балкон, стоя на котором зазывали в цирк, выходил. Летом он спал тут же на арене, закутавшись в коврик.

Одновременно изучил цирковую премудрость. Занятия главным образом проводил Лука Котликов, которому в связи с именем дали фамилию-прозвище Лукашенко. Он начинал в знаменитом цирке Никитиных и прошел отличную школу от ученика до артиста.

Довольно быстро Лазаренко начал выступать как гимнаст на трапеции, по форме напоминающей лиру. Афиши его называли: малолетний Виталиас.

Зимой, в дни Святок, проходила большая ярмарка, тут же давал свои представления и цирк. Но в нем было так же студено, как на улице. У Виталиаса руки примерзали к металлу трапеции, отдирались с болью. Однажды он упал с немалой высоты и расшибся. Когда мальчишка очнулся, то первой мыслью его было: "Как неплохо, что я упал, в настоящий момент не придется приниматься за обжигающую трапецию, а там придет весна и лира потеплеет".

Потом, сообща с сыном директора Григорием (по афише Григорасом), Лазаренко создал акробатический номер, используя скользящую крышку стола. Такой столик назывался китайским, а артисты себя именовали братьями де Пари.

Трудно прозвать цирковой жанр, в котором Лазаренко себя бы не пробовал, но в особенности ему нравились акробатические прыжки, они ему славно давались.

Лет с четырнадцати-пятнадцати Лазаренко начал выступать как клоун у ковра, соединяя словесные шутки с акробатическими трюками, некогда всего с каскадами, то есть падениями на спину, когда для страховки подставлялись локти.

Между тем срок ученичества подошел к концу, и Лазаренко направил предложение директору значительно больше крупного цирка М.А. Первилю и получил благоприятный отклик. Узнав об этом, Максим Иванович купил Лазаренко рубашку, наряд, ботинки, сказав: "Пусть знают, что у Котликова ученики - не босяки".

Итак, 5 февраля 1908 года Лазаренко дебютировал в Юзовке (сейчас - Донецк) в цирке Первиля.

В 1909 году Лазаренко перешел в ещё более значительный цирк М.Н. Злобина, а в 1910 году его пригласил И.А. Никитин. Лазаренко участвовал в открытии его нового цирка в Москве на Большой Садовой улице, состоявшемся в 1911 году.

Приглашение в цирк Никитина (на афише он значился братьев Никитиных) являлось событием не только для русских, но и иностранных артистов, а для молодежи в особенности.

Братья Никитины начинали как уличные артисты, выступали по дворам и на площадях, под аккомпанемент шарманки, на которой играл их папа. А к середине 80-х годов XIX века они утвердились в качестве крупнейших цирковых предпринимателей не только в России, но, может быть, и во всей Европе. Особенно заметное местоположение занял обычный брат Иоаким Александрович. Цирк, тот, что он построил в Москве, имел опускающийся манеж, тот, что покрывали не опилки, а кокосовый коврик. На конюшне в этом цирке стояло до сотни лошадей.

То, что в тот самый цирк пригласили Лазаренко, служило доказательством его больших успехов.

И на самом деле ещё в 1909 году одна из газет, выходивших в Саратове, писала: "Следует пометить Лазаренко - это наилучший клоун цирка Злобина". А вскоре потом открытия цирка Никитина в Москве Лазаренко мог прочесть: "Комические антре соло-клоуна Лазаренко в обоих представлениях показали, что это недюжинный комический клоун, способный своими трюками и монологами смешить публику до упаду...".

Конечно, с момента первых выходов в качестве клоуна ещё в цирке Котликовых и до выступлений в цирке Никитина Лазаренко менял свою маску, совершенствовал исполняемые им номера.

На старой фотографии он изображен одетым в пиджак, белый жилет и обычные штаны. В руках он держал зонтик и корзину. На иной фотографии Лазаренко во фраке, на голове у него цилиндр, на ногах лакированные ботинки. На больше поздней фотографии Лазаренко в пальтецо, но сшито оно... из рогожи.

Очевидно, артист стремился, по-клоунски утрируя, представить современного горожанина, человека, как тогда говорили, среднего достатка.

Что касалось его выступлений, то в них соединялись комические приемы и реплики с героическими монологами. И непременно он включал в свои выступления акробатику, некогда всего сальто-мортале посредством препятствия: лошадей, извозчичьи пролетки, сквозь два автомобиля. В 1914 году Лазаренко поставил самобытный рекорд, он перепрыгнул посредством трех слонов. Он делал громадный разбег, отталкивался от невысокой деревянной, обитой ковровой дорожкой горки, которую Лазаренко называл чемоданом. Пружинным трамплином в годы молодости Лазаренко не пользовались. Он замечательно ходил и более того танцевал на высоченных ходулях.

Чем дальше, тем больше Лазаренко усиливал сатирическую сторону своих выступлений. Например, выступая в Оренбурге, он задавал вопрос: "Какая отличалка между часами и казаками?" и отвечал: "Во время еврейских погромов казаки стояли на часах, а потом погромов часы оказались на казаках". За воплощение в жизнь этой шутки в полиции его оштрафовали. Но на следующий день он, судя по полицейскому протоколу, заявил такие взгляды на русскую конституцию, что ему нисколько запретили выступать.

В 1911 году он назвал черносотенца и мракобеса иеромонаха Иллиодора помидором. А когда он определил Распутина как распутного, его арестовали, не дав при этом более того снять клоунский наряд. И опять последовал штраф за осуществление вещей, не разрешенных цензурой.

Теперь его выступление строилось так. Вначале читался злободневный монолог, как правило недлинный. Исполнял его артист, стоя на ходулях или трапеции, временами он резво шел по кругу арены. Далее показывались комические сценки и произносились сатирические шутки. А в финале демонстрировалось сальто сквозь препятствия.

Проводил свои номера Лазаренко, не прибегая к подтекстам, паузам. Он резал, что называется, правду-матку. Его репертуар и осуществление отличались, как правило, откровенной публицистической направленностью. Обычно, читая монологи или ведя диалог со шпрехшталмейстером, Лазаренко без малого бежал по кругу, вдоль барьера арены.

Но в иных случаях он прибегал к характерности. Так, шибко любил живописать некоего украинца Стецко, деревенского парня, невзначай попавшего в цирк. С арены он вступал в беседу со своим земляком на галерке и вел тот самый разговорчик убедительно и уморительно.

Чем дальше, тем более значительный фарт имел Лазаренко. В 1915 году он выступал в петроградском цирке "Модерн". Тогда же известное артистическое агентство Мартелли и Вальтер предлагало ему провести гастроли в Англии, Франции и Испании. Война помешала осуществить это предложение.

Лазаренко сыграл главные роли в кинофильмах: "Ночь, луна, он и она", "Любовь и касторка". У него появлялось все больше поклонников. Выдающийся литератор А.И. Куприн написал в его альбом: "Милый Лазаренко! Прыгай, остри, смейся, паясничай. Твой работа любит и чопорный партер, и шумная галерка. А больше всего любят дети. И чертяка побери того, кто твое искусство поставит ниже всякого другого. Оно вечно".

Октябрьская революция также явилась для Лазаренко неожиданностью. Ее он встретил в Туле, где выступал в цирке Горца. Но, узнав о случившемся, поспешил в Москву.

К тому времени определилась клоунская маска Лазаренко. Он играл веселого, молодого, философствующего босяка, относящегося к жизни иронически и более того маленько цинично. Одет был тот самый персонаж в черный, а подчас в клетчатый, весьма поношенный, очевидно с чужого плеча, сюртук, штаны ниспадали на ботинки гармошкой. На голове сплющенный цилиндр или шляпа-котелок. Лихо приподнятые брови придавали лицу артиста хитрое и насмешливое выражение, а алый краешек носа выдавал склонность к горячительным напиткам.

Вернувшись в Москву, Лазаренко начал выступать в цирке Никитина, тогда ещё находящемся в частных руках. Скоро артист почувствовал, что его маска и репертуар прямо не соответствуют происходящим около событиям, что зрители в тот самый миг ждут от клоунады другого. Успех артиста очевидно падал. И тогда он решил во главе небольшого коллектива двинуться на фронт гражданской войны, чтобы там постигнуть, испытать, что происходит в стране, какие требования к искусству предъявляет новая публика. В 1918 году санитарным поездом он поехал на фронт.

Выступали перед красноармейцами, представления шли на лужайках, на деревенских улицах. Лазаренко читал монологи и совершал сальто сквозь санитарные повозки и солдатские кухни. Работая во фронтовых условиях, Лазаренко все яснее понимал, что старые формы клоунады себя изживают, что нужно разыскивать новое.

Приехав в Москву, он начал выступать в военных частях, в рабочих клубах, зачастую окраинных. С транспортом было скверно, случалось добираться на своих двоих к себе на Большую Садовую улицу из Дорогомилова, с Таганки, а то и из Сокольников и более того из Богородского. Уставал жутко, тем больше что дремать приходилось немного, днем работал над репертуаром и вместе с тем раздумывал над новой маской.

Артист все больше утверждался в том, что в новых условиях следует раньше всего обращаться к публицистике, к открытой агитационности.

...Первомайская демонстрация праздничной рекой бурлила на московских улицах. И нежданно над тысячами голов поднялась гигантская фигура на высоченных ходулях в пестром клоунском одеянии. Человек на ходулях поднес ко рту рупор и, перекрывая многоголосый говор, громко продекламировал:

В день Первого мая я, разумеется,

Не пожалею ни сил, ни ног,

Рабочим, крестьянам и красноармейцам

Посвящаю свой оптимальный скачок!

Толпа молниеносно раздвинулась, образовав импровизированный манеж. Клоун сошел с ходуль, разбежался, и сквозь секунду в воздухе мелькнуло упругое стан. И сызнова Виталий Лазаренко шагает на ходулях в первом ряду колонны.

В эти годы Лазаренко подружился с Маяковским, тот, что стал частым гостем в его гардеробной. Лазаренко попросил у поэта черкануть для него репертуар.

До революции пользовалась известностью так называемая "Кадетская азбука". В ней каждая буква сопровождалась неприличными стихотворными строками. Маяковский использовал форму этой "Азбуки", но предложил новое содержание, в настоящий момент каждая буква соответствовала стихотворной политической репризе. Лазаренко поднимал над головой большие листы картона, на которых были броские карикатуры, которые ещё выполнил Маяковский, поворачивал их во все стороны, чтобы зрители, сидящие по кругу, их видели, и произносил надлежащий контент.

В 1920 году Маяковский написал для Лазаренко агитационное антре, которое назвал "Чемпионат всемирной классовой борьбы", премьера которого состоялась во II Московском цирке в ноябре того же года. Прежде чем черкнуть это произведение, стихотворец как собак нерезаных раз беседовал с артистом, просил, чтобы тот ему читал клоунские репризы, стремился постигнуть, что аккурат имеет счастливый момент в цирке. В антре Лазаренко играл образ Арбитра и Революции, вступающей в схватку с Антантой - союзом буржуазных государств, стремившихся истребить Советскую Россию.

Уже в первые годы революции артист нашел новую форму подачи номеров - нужно было отыскать и новую маску, так как маска философствующего босяка не соответствовала новому репертуару. Лазаренко обратился к художникам.

Известный художник Б.Р. Эрдман создал для клоуна ослепительный и броский наряд.

Двухцветным было все: пиджак, штаны, носки, туфли, шапочка-колпачок. Сняв пиджак, артист оставался в двухцветном комбинезоне, удобном для прыжков. Взбитый необходимо лбом чуб, приподнято при помощи грима подтянутые брови - все это придавало облику Лазаренко необычайный и потрясающе свежий обличье. В ярких красках костюма, в задорности чуба ощущались младой оптимизм, отход от цирковых штампов. В этом костюме Лазаренко выступал до конца своих дней, меняя в нем только цвета.

Начинал свой номер Лазаренко по-разному. Иногда резво выбегал из-за занавеса и начинал монолог:

Привет вам, граждане! Я - шут,

Я создан людям на потеху,

За правду нас частенько бьют,

Но мы не изменяем смеху...

А иной раз он выходил на ходулях или читал монолог, стоя на трапеции:

И вот ныне сердце радо колотиться,

Когда цирк открывает ворота свою,

И я пред вами, как полагается по традиции,

На трапеции стою и говорю.

> Окончив читка монолога, Лазаренко исполнял какое-нибудь антре, заурядно имевшее злободневную направленность. Далее следовали злободневные шутки, ещё одно антре, а венчали номер прыжки, сопровождаемые чтением коротких стихов, опять-таки имеющих злободневный нрав.

Голос у Лазаренко был с хрипотцой, но оглушительный, славно поставленный, тогда потому что микрофонов не знали. Его слышали в самых дальних рядах. И вирши, и прозу он читал с каким-то придыханием, какое слышалось посредством каждые две-три строчки. Говорил громко, без малого кричал. Манера его исполнения исходила от выступлений ораторов. Место Лазаренко выбирал такое, чтобы его видели все зрители, любил стоять, а чаще ходить или более того нестись по цирковому барьеру. Выступление шло в стремительном темпе, случалось, что партнеры его легко не успевали отзываться на реплики.

В двадцатые и тридцатые годы Лазаренко продолжал активно трудиться, его известность росла, чему способствовала и рекламная информация, которой он неблизко не пренебрегал.

Он ещё только собирался в дорогу, а в городе, в тот, что он направлялся, уже расклеивали телеграммы, извещавшие о его скором приезде. Сначала такие телеграммы сочинял Н.А. Адуев, вслед за тем В.И. Лебедев-Кумач.

Если он собирался посетить Астрахань, то на афишных щитах астраханцы читали:

Давно я в Астрахани не был,

Ведь я прыгун, не домосед,

Привет заводам, Волге, небу

И рыбным промыслам привет.

А кончалась телеграмма словами:

Везу с собой вагоны смеха

И шуток месячный припас.

А когда гастроли заканчивались и Лазаренко уже сидел в вагоне поезда, на улицах того города, из которого он уезжал, раздавали летучки:

Спасибо за вниманье,

Я уезжаю, до свиданья.

Виталий Лазаренко.

Артист заказывал их за свой счет и сам платил тем, кто их раздавал. Ему хотелось поблагодарить публику и ещё раз освежить память о себе.

В самом начале двадцатых годов Лазаренко переживал, пускай недолгий, но острый творческий кризис.

Но, к счастью, кризис продолжался кратковременно, уже в начале 1924 года Лазаренко читал таковый монолог:

Друзья, пред вами шут,

Пока ещё подмостки,

Пока театр и цирк не отданы на слом,

Я буду властвовать, блистательный и хлесткий,

В дурацком колпаке, со звонким бубенцом.

Пройдя сквозь века и пыток, и гонений,

Свободы пламенный глашатай и трибун,

Я стар был за века до вашего рожденья

И сквозь сотни лет, как ныне, буду юн.

А в конце монолога говорилось:

Пусть я держу в руках не клинок, а погремушку,

Но трезвон ее сильней, чем сто колоколов.

В 1927 году вышла книга И.А. Уразова "Шут и прыгун Виталий Лазаренко", она выдержала и второе издание. Это была первая на русском языке книга, посвященная клоуну.

Не было ни одного значительного события, мимо которого прошел бы клоун. Его интересовало все - от политики, хозяйства и проблем искусства до рыночных цен и городского освещения. Целая галерея "героев" тех лет проходила перед зрителями в исполнении артиста.

Конец 20-х и начало 30-х годов были периодом наибольшего творческого расцвета артиста. Репертуар клоуна растет с каждым днем. В дневнике его записано свыше 320 реприз и 30 антре, и это вдали не совершенный список. Такого обширного запаса хватило бы больше чем на двадцать программ!

Когда в апреле 1928 года Лазаренко подмечал на арене Московского цирка юбилей - тридцатилетие служения цирку, вынесли немалый ящик, и Лазаренко произнес:

"Хоть полно вы чудес видали,

но отгадаете чуть ль,

что приготовил вам Виталий,

что в тот самый ящик сунул я.

Я вам готовил страсть сколько лет

вот тот самый дорогой секрет".

Крышка ящика откидывалась, и из ящика выпрыгивал наследник Лазаренко, также Виталий.

Сын жонглировал, ездил на одноколесном велосипеде, играл на ксилофоне и, конечно, как и его папа, исполнял сальто-мортале. Прибегал он и к словесным шуткам. Одет был Лазаренко-младший также в двухцветный наряд.

Теперь папа с сыном выступали совместно.

Прибавим к сказанному, что Лазаренко-старший с большим успехом сыграл образ Махно в пантомиме В.З. Масса "Махновщина", поставленной в 1929 году режиссерами В.Ж. Труцци и Э.Б. Краснянским. Лазаренко показывал наглость батьки, его напористость, жестокость, темперамент, умение овладевать вниманием тех, кто с ним воевал, принудить себе подчиниться. Он добро передавал колорит русско-украинской полублатной речи.

Артист А. Ширай рассказывал, что душой всех репетиций становился Лазаренко: "Вокруг него постоянно смеялись!"

Таким его и запомнили зрители.

Так же читайте биографии известных людей:
Виталий Безруков Vitaly Bezrukov

Творческий выплеск нашел в преподавании на курсе у сына в Школе-студии при МХАТ. Принимал самое активное и постоянное участие в становлении..
читать далее

Виталий Линецкий Vitaly Linetskiy

Жуткая. Я со школы ненавидел сдавать экзамены, и поэтому меня всегда начинало немного подколбашивать: вот ты прошёл какой-то этап, а теперь ты..
читать далее

Виталий Вилёнкин Vitaly Vilyonkin

Доктор искусствоведения. Театровед.
читать далее

Виталий Фридзон Vitaly Fridzon

Виталий Фридзон - российский спортсмен, баскетболист. Родился 14 октября 1985 года.Виталий Фридзон является Чемпионом Европы среди молодежных команд..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий