Известные люди

»

Виталий Топольский

Виталий Топольский Vitaly Topolskiy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 5.5.1918
Лейтенант В. Т. Топольский совершил 123 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, в 14 воздушных боях лично сбил 4 и в составе группы 4 самолёта врага.У могилы Неизвестному матросу в Одессе Герою установлена надгробная плита, в Виннице - мемориальная доска. Его имя носит улица в родном городе.

Родился 5 Мая 1918 года в городе Винница, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал токарем на заводе. В 1937 году по комсомольской путёвке поступил в Одесское военное авиационное училище, которое благополучно окончил в 1939 году. Был помощником военкома эскадрильи по комсомолу.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Адъютант эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка ( Отдельная Приморская вс ) Лейтенант В. Т. Топольский совершил 123 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, в 14 воздушных боях лично сшиб 4 и в составе группы 4 самолёта врага. 28 Августа 1941 погиб в воздушном бою. 5 Ноября 1941 года постановлением военного совета Южного фронта посмертно награждён орденом Красного Знамени. 10 Февраля 1942 года в числе 12 лётчиков 69-го ИАП, особенно отличившихся в героической обороне города Одессы, удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденом Ленина ( посмертно ).

У могилы Неизвестному матросу в Одессе Герою установлена надгробная плитка, в Виннице - мемориальная доска. Его имя носит улочка в родном городе.

* * *

Ещё будучи курсантом, Виталий Топольский часто использовал свободное от занятий время для того, чтобы побродить по улицам приморского города, полюбоваться морем. Ему казалось, что море вечно похоже на небо: такое же синее и безбрежное и так же неудержимо влекущее к себе. Там, где был горизонт, море без малого неприметно переходило в небосвод, и эта чарующая голубая секрет продолжалась над головой. Впрочем, не вовсе секрет, потому как это одесское небосклон уже покоряли первые русские пилоты М. Н. Ефимов и С. И. Уточкин; тут же летали и нынешние советские лётчики - старшие товарищи и сверстники Виталия.

Получив вслед за тем окончания школы направление в 69-й полк, Топольский был в открытую рад. Во - первых, не нужно было никуда отбывать из полюбившегося ему города: полк в то время базировался тут же, в Одессе. Во - вторых, он уже слышал навалом лестного об этой авиачасти. И в - третьих, Топольский попал в эскадрилью, где был И. Капустин, боевой лётчик, недавно возвратившийся из сражающейся Испании. У такого комэска многому не возбраняется было научиться, и Топольский с головой ушёл в учебно - боевую работу.

Младший лейтенант Топольский души не чаял в своих однополчанах, которых он ещё вчера считал "богами". Войдя в их полковую семью, он старался как позволительно быстрее сделаться в строй с теми, кто уже получил право именоваться лётчиками - истребителями.

Хорошо встретили молодого лётчика в полку. "Часто вспоминаю я прекрасного ( красивого и внешне и по внутренним качествам ) юношу - молодого лётчика Топольского, - писал после этого войны бывший заместитель начальника штаба полка Полковник в отставке А. К. Геймбергер. - Он пришёл к нам вскоре вслед за тем перелёта полка и Одессу; младой, подтянутый, безукоризненно дисциплинированный, тактичный, более того какой - то нежный, нежный наследник полка. И таким остался в нашей памяти".

Ежедневные полёты на УТИ-4 чередовались с "подлётами" на УТ-1. На таком учебно - тренировочном самолёте тренировали молодых лётчиков в пилотаже. Машина была хотя и азбучный в пилотировании, но требовала к себе жутко строгого отношения. И тренировка на УТ-1 дала Топольскому, как и другим лётчикам, крайне как собак нерезаных таких навыков, которые при переходе к пилотированию боевого самолёта И-16 стали основой основ.

И. Капустин требовал отработки техники пилотирования у лётчиков до автоматизма.

- Нужно так научиться вертеть машиной, - говорил он, - чтобы ты всю дорогу мог забежать врагу в хвостище, а не он тебе, чтобы ты захватывал самолёт противника в прицел раньше, чем он захватит тебя, чгобы ты первым смог вскрыть пламень и сшибить самолёт противника, а не он тебя.

В этой учёбе Виталий Топольский, как характеризовал его Капустин, был "преуспевающим", став к Маю 1941 года не только отличником боевой подготовки, но и одним из лучших снайперов в полку. "...Топольский ведёт воздушный махач смело и твердо, - писала характеристику начальник эскадрильи. - Часто выходит победителем и схватках".

Своими успехами в боевой учёбе Тонольский заслужил признание и авторитет посреди товарищей в эскадрилье, добрую оценку командира подразделения. Капустин выдвинул его на пост адъютанта начальника штаба эскадрильи. А комсомольцы избрали его членом бюро своей организации.

Правда, назначением на место адъютанта Топольский не крайне - тo был доволен сначала. В его представлении это была канцелярская, нисколько не военная служба. Он более того обратился к начальнику штаба полка с вопросом, зачем аккурат к нему проявили такую "немилость". Заверения начальника, что он, Топольскии, ни в коем случае не оставит лётную службу, Виталий воспринял с недоверием. Но команда есть инструкция. И Топольский стал адъютантом, притом исполнительным и требовательным в то же время. Некоторое время через он понял, что адъютантская служба обогащает его службу и более того способствует авторитету в эскадрилье.

В должности адъютанта Топольский встретил первостепеннный день войны и с этой должностью по сути дела тогда же и распрощался, всецело посвятив себя боевой лётной работе, передав адъютантские дела механику своей же эскадрильи сержанту П. Я. Романюку.

Главной своей обязанностью Топольский считал быть примером в бою, не полагать, сколь фашистских самолётов встретил, а полагать, сколь сшиб. К этому он и призывал товарищей на одном из митингов полка, где и сам дал такое обещание. Слово своё он сдержал. По нескольку раз в день вылетал на штурмовку войск противника, схватывался в воздухе с вражескими истребителями, атаковал бомбардировщики.

Хотя Топольскому нередко приходилось входить схватки с противником, и все-таки в первый раз сшибить вражеский самолёт ему удалось только сквозь 3 недели вслед за тем начала войны. 13 Июля состоялся его 16-й боевой вылет на разведку в составе мелкий группы. В районе Тирасполя советские самолёты заприметили группу Ме-109, кшедших в направлении нашего аэродрома. В единственный из моментов боя Топольский увидел, как вражеский истребитель пытается забежать в хвостище самолёту Капустина. Свято соблюдая непреложное правило взаимовыручки в бою, Топольский незамедлительно бросился наперерез врагу. Он опередил фашистского лётчика на считанные секунды и ударил по нему как раз в миг, когда тот собирался вскрыть пламень по машине комэска. Удар был точным, "Мессер" свалился на крыло, и после этого стал беспорядочно снижаться.

Радость победы в этом бою была омрачена собственными потерями: не вернулся на аэровокзал Младший лейтенант Александр Федотов, тот, что ещё сумел сшибить единственный Ме-109.

Спустя гладко 10 дней следом этого произошёл мордобой, о котором вслед за тем долговременно говорили в полку. В нём Топольский мобилизовал родное умение, свои качества пилота и воина, продемонстрировал незаурядную нолю к победе над врагом.

23 Июля Топольский патрулировал в районе одесского порта. Небо было ясным, и вскоре он заметил группу вражеских самолётов Ju-88. С высоты 1000 метров ему славно были видны бомбардировщики и, несмотря на численное превосходство противника ( 4 самолёта ), Топольский решил сразу штурмовать его. В тот самый миг от немецкой группы отделился единственный самолёт, видимо, это был ведущий, и устремился к цели, намереваясь разбомбить её. Топольский ринулся на него сверху и с близкого расстояния ударил из пулемётов. Бомбардировщик грубо пошёл на понижение и сквозь немного секунд исчез в морской пучине.

Оставшиеся "Юнкерсы" стали спешно покидать в сторону Воронцовского маяка, рассчитывая, видимо, там скинуть смертоносный груз. Топольский разгадал проект врага, кинул свою машину вперёд и вскоре настиг группу. Фашисты, защищаясь, открыли по нему пламень. Одна из пуль повредила мотор, другая перебила тягу управления И-16. Но это не остановило Топольского. Он зашёл одному из "Юнкерсов" снизу, под заднюю огневую точку, и с первой же очереди зажёг его. Экипаж Ju-88 выбросился с парашютами и был взят в плен. На допросе единственный из членов экипажа с Железным Крестом на груди нехотя признался:

- Мне довелось участвовать в войне супротив Испании, бомбить Париж, Афины, Белград, но посреди своих противников подобного аса я ни в жизнь не встречал.

Когда же ему сказали, что его противником был нимало младой парнишка, которому чуть перевалило за 20, германец изменился в лик человеческий и только развёл руками, не в силах выказать словами своё изумление...

Чаще всё - таки Топольскому приходилось участвовать в групповых воздушных боях. "Ударили !" - любимое его словечко - директива. Слово было сигналом к действию, и лётчики группы Топольского реагировали на него без промедления, понимая, что в такие моменты важны каждая мимолетность и доля секунды. Топольский ни при каких обстоятельствах не стремился произвольный фарт группового боя вписать на свой счёт. Он был одним из стойких сторонников шестаковского принципа - "на всех", полагая, что в каждый победе в групповой схватке есть доля участия каждого из группы.

С выполнением 100-го боевого вылета Топольский был представлен к награждению орденом Красного Знамени. В представлении, написанном командованием ВВС Приморской армии, указывалось, что Топольский "при выполнении боевой работы показал образцы отваги, мужества и лётного мастерства". Постановлением военного совета Южного фронта от 5 Ноября 1941 года Топольский был удостоен этой награды. Однако ему не довелось дожить до этого радостного дня. 28 Августа он погиб в воздушном бою.

Август был одним из самых напряжённых месяцев обороны Одессы. Виталию Топольскому и его товарищам приходилось вылетать по 5 - 6 раз в день, не считаясь с усталостью, которая подчас чуть-чуть не валила с ног.

В ту темное время суток - на 24-й день героической обороны Одессы - неприятель, усилив натиск, возобновил штурмование на позиции 287-го полка 25-й Чапаевской дивизии. В течение 2-х часов наши воины отражали вражеские атаки. Введя в мордобой свежую 8-ю пехотную дивизию, враг силами 5-ти полков еще раз обрушился на дивизии чапаевцев, развил атакование в направлении от Фрейденталя к селу Дальних. Проявляя большое мужество, умение и героизм, воины нашей дивизии не только сдерживали натиск врага, но и контратаковали его наступающие полки в районе высот 80,0 и 63,3 восточнее Фрейденталя.

Большую поддержку одному из полков чапаевцев в тот самый день оказали своими штурмовками вражеских войск лётчики 69-го авиаполка. Утром 9 И-16 штурмовали живую силу противника в районе Фрейденталя. Затем 8 И-16, 3 И-15 и 3 Ил-2 нанесли потрясение по скоплению пехоты и артиллерии врага в районе хуторов Небеляевка, Калинин, Березень. В этих полётах участвовал и Топольский.

После полудня он сызнова, в составе 9 И-16, 3 И-15, 2 МиГ-1 и 1 Ил-2, штурмовал скопление вражеской пехоты и конницы в районе Выгоды, где наши 15 самолётов были встречены 10 PZL-24, 6 Hs-126 и 4 Ме-109. А уже к вечеру, когда встал вопросительный мотив о необходимости ещё одного вылета на штурмовку противника в самом опасном и напряженном районе - под Фрейденталем, Виталий снова отправился на поручение, 5-й раз в тот самый день. Группа и составе 11 И-16, 3 И-15 и 1 Ил-2 вылетела в намеченный район под командованием Л. Л. Шестакова. Противник наседал на защитников высоты 80,0. Атаковав с ходу вражеские позиции, Шестаков подал знак заглянуть на повторную атаку пехоты в лощинах и на подходе к господствовавшей высотке. Одно за другим устремились звенья вперёд. Огонь вражеских зениток был жутко интенсивным, но ведущие вскоре заставили их умолкнуть, и группа вновь атаковала позиции фашистов.

При выходе из атаки наши лётчики заприметили на подходе 10 вражеских самолётов. Не давая им сдернуть выполнение задачи, старшой политрук Дубковский, Младший лейтенант Петько и Лейтенант В. Т. Топольский бросились навстречу врагу и вступили с ним в махач. Разбив строй фашистских машин, лётчики стали теснить их из района цели, чтобы дозволить остальным нашим экипажам исполнить очередную штурмовку войск противника.

Топольскому пришлось одному известия махач с 5 Ме-109. Он сшиб единственный вражеский самолёт. Но, не успев уклониться, попал под обстрел двух других "Мессеров". Его агрегатина загорелась и врезалась в землю вблизи от хутора Красный Переселенец...

Имя Виталия Топольского начертано на мемориальной доске героических защитников города - героя в сквере у Одесского академического оперного театра, на табличках названия одной из улиц Одессы и на мраморной плите, под которой покоится прах героя под сенью серебристых тополей Аллеи Славы в городе - герое Одессе.

На родине героя, на территории Винницкого завода тракторных агрегатов, где он работал до призыва, установлена мемориальная доска с именем Героя; его именем названа улочка и учебное заведение, в которой учился Виталий Топольский.

Так же читайте биографии известных людей:
Виталий Безголосов Vitaly Bezgolosov

30 Апреля совершил свой последний подвиг прославленный снайпер 227-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии старшина В. М. Безголосов,..
читать далее

Виталий Белюженко Vitaly Beluyzhenko

Белюженко Виталий Степанович полковник. Родился 3 октября 1940 года в селе Новогригоровка Межевского района Днепропетровской области (Украина). По..
читать далее

Виталий Аксенов Vitaly Aksenov

Виталий Аксенов родился в Бресте 2 июня 1971 г., женат, двое детей сын и дочь, с юных лет увлекался музыкой, слушал "ДДТ", "Кино", звезд арт-рока.
читать далее

Виталий Волин Vitaly Volin

Рождение моё, в принципе, было парадоксом. В 18 лет моей маме вынесли приговор: рожать не может! После трёх лет лечений-мучений, консилиум врачей..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий