Известные люди

»

Владимир Белоусов

Владимир Белоусов Vladimir Ignatevich Belousov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 6.6.1908 - 2.10
Владимир Белоусов - Герой Советского Союза, советский военный лётчик, участник советско-финской и Великой Отечественной войны. Родился 6 июня 1908 года.Владимир Белоусов награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку. Работал на хлебозаводе.

В ВВС РККА с 1930 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков в 1932 г.. Член ВКП(б) с 1932 г. В 1933 г. окончил 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 9-го скоростного бомбардировочного авиаполка 29-й бомбардировочной авиабригады ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировку войск противника в районе станции Лейпяусо и Кямяря.

21.03.40 г. капитан Белоусов Владимир Игнатьевич был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. До января 1943 г. командовал 65-м шап.

10.07.41 г. на Онежско-Ладожском перешейке начала штурмование Карельская вс. Финские войска расчленили нашу 7-ю армию на две части и вышли к северовосточному побережью Ладожского озера, после этого чего развернули атакование на трех направлениях: петрозаводском, олонецком и сортавальском, стремясь прорваться к Ленинграду с северо-востока. Чтобы застопорить противника, Военный совет Северного фронта по указанию главкома войск Северо-Западного направления направил 7-й армии подкрепления.

19.07.41 г. прибыла одна эскадрилья 65-го штурмового авиаполка, 27.07.41 г. - ещё две эскадрильи.

Вспоминает пилот Знаменский: В конце сентября 1941 г. двадцать выпускников Ульяновской авиационной школы пилотов отправились на Карельский фронт.

Летная подготовка выпускников по ускоренной программе составляла 18-20 часов налета на самолетах ПО-2 и И-15 бис, в том числе: два полета строем, одна пальба по наземным мишеням и одна пальба по конусу. Учебных воздушных боев не проводили.

Молодое свежее пополнение принял молодцеватый, прекрасный генерал Т.Т. Хрюкин, на груди которого красовались ордена... После знакомства распределили нас по истребительно-авиационным полкам 103-й смешанной авиационной дивизии. Я попал в 65 ШАП, которым командовал Герой Советского Союза Белоусов. Полк базировался не деревянном аэродроме г. Сегежа. Меня назначили командиром экипажа на авиалайнер И-15 бис в первую ШАЭ... Вхождение в боевой строй было в основном теоретическое. Рассказали, как следует делать при полете и над целью противника. Практически выполнили только 2-3 полета по кругу...

Было морозное ноябрьское начало дня. Температура - под 30 мороза. Техсостав паяльными лампами отогревал моторы самолетов. Пришло извещение, что в районе Повенец (в устье Беломорканала) прорвалась колонна немецких танков. Ее необходимо было истребить. Для этого должны были лететь 18 экипажей с бомбовым снаряжением в сопровождении истребителей И-16 соседнего полка.

По причине сильного мороза запустили только 8 моторов, в том числе и моего И-15 бис. При полете к цели на высоте эдак 600-800 м на юг по Беломорканалу двигатель моего самолета немного раз пытался встать. В эти минуты он снижался без малого до снегового покрова, но позже движок набирал обороты и я пристраивался к группе. Подойдя к цели на высоте рядом 800 м, я увидел внизу темные силуэты немецких танков. Перевел авиалайнер в пикирование и, прицеливаясь по расчалке (как учили!), сбросил бомбы. Вышел из атаки левым разворотом с набором высоты, выбросил из кабины пачки листовок, заложенных политработниками, и выполнил 2-й заход со стрельбой по цели из пулеметов. Какой вред нанес врагу - не знаю, т.к. сквозь замерзшую трубку прицела, с обзором в 20 и при хорошей видимости ничего не было видно. Выйдя из атаки горкой с левым разворотом, увидел около меня летящие красные огурцы - снаряды эрликонов и массу темных разрывов зениток, а нашей группы не обнаружил...

В это время ко мне подлетели два И-16 и, покачав крыльями, показали вектор движения полета. Я развернулся, увеличил обороты мотора до максимальных и вскоре догнал группу штурмовиков. На обратном полете повторилась неприятная история с мотором - вновь снижался без малого до снежного покрова канала и пролетаемых озер и, к счастью, дотянул до аэродрома. Приземлился привычно.

Я был внутренне рад, что все закончилось успешно. Но моя отрада была омрачена на разборе полета, когда политработники отругали меня за то, что я не вернулся с задания при первых признаках остановки мотора, ибо я мог пропасть...

В этой истории у меня до этого времени нет ответа на вопросительный мотив, а не сочли ли бы меня те же политработники трусом за возвращение, каково бы тогда было завершение?..

В декабре 1941 года 65 ШАП понес большие потери в самолетном парке и был перебазирован на аэропорт Колежма (что южнее Соловецких островов) для перевооружения на самолеты Харрикейны, а в феврале 1942 года - перелетели на прифронтовой аэровокзал Подужемье, западнее г. Кемь.

65 ШАП было присвоено звание гвардейского (17-й гвардейский ШАП) с перевооружением его новейшими самолетами Ил-2. Но количество летного и технического состава передавались во сызнова формируемый 767-й истребительно-авиационный полк 112-й истребительно-авиационной дивизии, вооруженный самолетами Харрикейн.

С 18.03.44 г. и до конца войны полковник Белоусов командовал 198-й штурмовой авиадивизией (41-й, 567-й и 945-й шап).

С 7.07.44 г. 198-я шад участвовала в боевых действиях в составе 6-го шак.

К середине августа войска 8-й гвардейской армии, отражая бесчисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с помощью авиации не только удержали, но и расширили магнушевский плацдарм на р. Висла до 20-25 км по фронту и до 15 км в глубину. Особенно действенно действовали авиаполки 6-го шак под прикрытием истребителей 194-й иад. За успешные боевые действия 198-я шад получила признательность от командиров 28-го и 29-го гвардейских стрелковых корпусов.

К 7.10.44 г. дивизия была перебазирована на аэропорт Вышкув, в 20 км от линии фронта. Ее действия войсками оценивались крайне высоко: В течение 7 - 9 октября, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, 198-я шад полковника В.И. Белоусова оказала большую содействие войскам 65-й армии, ведущим тяжелые и упорные бои с крупными силами противника на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска. В трудных условиях летчики непрерывно уничтожали скопления танков, пехоты и технику противника, проявляя при этом мужество и прекрасное знание своего дела. Приказываю: за боевые действия и оказанную подмога войскам 65-й армии в упорных и тяжелых боях с крупными силами танков и пехоты противника в районе южнее Пултуска всему личному составу 198-й шад обнародовать признательность. Командующий войсками 65-й армии генерал-полковник Батов.

За отличия в боях за отбояривание Варшавы в январе 1945 г. 198-й шад было присвоено почетное наименование Варшавская.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

После войны полковник Белоусов был старшим инспектором управления боевой подготовки ВВС.

С 1948 г. - в запасе. Жил в Ленинграде.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Бондаренко Vladimir Bondarenko

Участвуя в рейде партизан по маршруту БрянскГомель, В.И. Бондаренко лично подорвал 5 воинских эшелонов врага. Вместе с товарищами осуществил десятки..
читать далее

Владимир Бочаров Vladimir Bocharov

Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
читать далее

Владимир Буланов Vladimir Bulanov

Родился 19 февраля 1919 года в деревне Берница Кашинского района Тверской области. Отец - Буланов Петр Григорьевич (1890-1970), почти всю жизнь..
читать далее

Владимир Васильев Vladimir Vasilev

Звание Героя Советского Союза Владимиру Андреевичу Васильеву присвоено посмертно 29 нюня 1945 года за умелое командование ротой при овладении..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий