Известные люди

»

Владимир Горовиц

Владимир Горовиц Vladimir Horowitz Карьера: Музыкант
Рождение: 1.10.1904
Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца - машина.

Классический пианист.

Родился в Киеве (Украина).

Учился в киевской консерватории и у Сергея Тарновского и Феликса Блуменфельда.

Уехал в США в 1928.

Получил американское гражданство в 1944.

В 1933 женился на Ванде Тосканини, дочери дирижера Артуро Тосканини.

Умер в Нью-Йорке.

XX столетний период смело позволительно наречь веком великих пианистов: так страсть сколько в одном небольшом промежутке времени, кажется, их ещё не бывало ни в жизнь. Падеревский, Гофман, Рахманинов, Корто, Шнабель - в начале века, С. Рихтер, Рубинштейн, Гилельс, Кемпфф - во второй половине. Список разрешается продолжать бесконечно... Но над всеми этими гениями как для простого любителя, так и для профессионального историка музыки высится ещё одно имя - Владимир Горовиц. Именно он, и никто иной, по праву считается символом пианизма XX века, что признают более того его недоброжелатели. Можно не боготворить Горовица - но не признавать его исключительности запрещено.

Согласно легенде, Горовиц, сбежав в 1925 году из страны большевиков, прославился разом и без проблем. Единственной трудностью его было создать начальный концерт, но тут помог происшествие. Внезапно занедужил пианист, которому в тот самый конец дня предстояло игрывать Первый концерт Чайковского. Горовица невзначай нашли в гостинице - он успел только хлебнуть стакан молока (очаровательная пустяковина, кочующая из книги в книгу!) и уже сквозь 30 мин, без единой репетиции, положил мелодический мир к своим ногам, раз и насовсем. Далее он был и суперменом, и плейбоем, и эпатировал публику, как хотел, - в общем, позволительно проговорить, что он стал первым музыкантом, обретшим свой своеобразный "раскруточный" имидж, вариациями и бледными копиями которого ныне пользуются все поп-звезды мира. Вот только имел ли тот самый имидж хоть что-то общее с самим Горовицем, музыкантом и человеком?

Прежде всего, история Горовица-пианиста началась не с этого прославленного стакана молока. Еще до своего отъезда из СССР его имя собирало полные залы в Москве и Ленинграде, причем в его репертуаре было ни непочатый край ни негусто 10 сольных программ! Но и в этом месте дорога к признанию был долог и мучителен. Закончив Киевскую консерваторию в возрасте 16 лет в 1921 году, он был отправлен совместно с ещё одним юным дарованием - Натаном Мильштейном, попозже одним из лучших скрипачей этого века, - игрывать перед рабочими провинциальных заводов в обеденных перерывах. Тут не произошло никаких чудес - как музыканты, так и публика тяготились этакий культурной разнарядкой, счастливый момент не приходил, вследствие чего немного лет было потрачено на то, чтобы заполучить шанс сыграть в столице перед настоящими любителями музыки.

В 1925 году Горовицу представилась вероятность поехать за рубеж - нет, не эмигрировать, а так, "подышать воздухом". В тот отрезок времени такую вероятность большевики дали многим знаменитым людям - Горькому, Есенину, Маяковскому, Глазунову, Шаляпину, но Горовицу, значительно менее известному, пришлось побороться за этакий шанс. В итоге, чтобы его не выпустить, молодому пианисту пришлось собраться практически за единственный день, и он уехал, не успев более того попрощаться с матерью и сестрой, которых больше ни при каких обстоятельствах не увидел. Да и в Европе все было нисколько не так гладко. Успех в Германии и позже в Париже не дал ему ни имени, ни ангажементов (не забудем - то было время великих пианистов!). В 1927 году он серьезно раздумывал о возвращении в СССР, ему более того зарезервировали местоположение от Украины в составе советской делегации на Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве. Но Горовиц добро знал большевиков - в ходе революции его семейство лишилась всего, да и лично его, нимало молодого, уже успели довольно унизить в СССР и продолжали это работать в Париже, где совдеповский консул грозил Горовицу всеми мыслимыми карами, если он сразу же не вернется на Родину. И Горовиц решил рискнуть и поехать в США, страну, в которой непрочная слава пианиста-виртуоза могла обернуться в гроши.

Его америкосский дебют был не нетрудно успешным - публика сходила по нему с ума. Судите сами: юный, пригожий (в молодости Горовиц был диковинно похож на Шопена), убежденный в себе, с умением подчинить звуку своего рояля всякий зал и каждый оркестр, феерический виртуоз - он был обречен на фарт, и он получил его. Более того, он был признан теми, кто в это время стоял на вершине музыкального Олимпа. Тосканини, самый-самый именитый дирижер того времени, выдает за него свою дочка, лучшие залы наперебой приглашают молодого виртуоза. Сам Рахманинов стал его близким другом и проводником в мире американского музыкального коммерциала, а услышав, как младой пианист играет его Третий концерт, сам отказался от исполнения этого произведения на публике - не без затей щедрый жест, но и мужественный шаг, потому что Рахманинов, сам выдающийся пианист, зарабатывал себе на хлеб в основном фортепианными выступлениями.

Таков фасад легенды, той легенды, которую Горовиц ни в жизнь не пытался разоблачить, Легенды, которая лучше всякий рекламы способствовала сбыту его записей. Но вот только никак не сочетается эта сказка с фактами его жизни, отнюдь не безоблачной, никак не укладывается в рамки его музыки, записанной в различные периоды. Судите сами. В 1929 году все его сбережения разлетаются в дым из-за биржевого краха, вызванного Великой депрессией. В 1930 году умирает его мамаша, а его папа, сознательно приезжавший в Париж повидаться с сыном, вскоре бесследно сгинет в ГУЛАГе. Да и самый-самый образ супервиртуоза начинает тяготить пианиста: кроме феерической техники, он хочет принудить критику и слушателей направлять чуткость на содержание его музыки, на тот ее компонент, тот, что он называл "сердцем". В 1936 году Горовиц как снег на голову перестает гастролировать и переживает ужасный материальный и душевный кризис. Возможно, только вмешательство властного и жесткого тестя, Тосканини, сохранило ему существование.

В 1940 году, после этого того как в Европе разразилась махаловка, Горовиц поселился в США. Он дает бесчисленные концерты для сбора средств на борьбу с фашизмом и за это в 1944 году получает американское гражданство. Он играет невпроворот и зачастую - до тех пор, покуда в 1953 году заново не наступит депрессия. Тосканини уже нет в живых - никто не в силах вынудить его возвратиться к выступлениям. Горовиц официально заявляет о прекращении своей карьеры. Правда, через некоторое время он разрешает компании CBS оборудовать у него дома мини-студию, где записывает на пластинки неброские сонаты Скарлатти и Черни - музыку, которая до тех пор считалась пригодной только в качестве учебного материала.

Горовиц возвращается на концертную эстраду только в 1965 году - известие об этом всколыхнуло весь мелодический мир, в Нью-Йорке за билетами с ночи выстроилась такая очередность, что сюжет об этом попал в сводку новостей, и супруга Горовица, ужаснувшаяся лишениям, которым люди подвергли себя с целью счастья послушать ее мужа, всю темное время суток раздавала в этой очереди кофе и пирожки. Перед слушателями предстал тот же Горовиц - и в то же время иной. Тот же лоск техники - но значительно уже репертуар, та же сверхъестественная независимость музицирования - но иной, больше осмотрительный подход к материалу, тот же "сверкающий" звук - но в настоящее время при большей экономии выразительных средств. Кажется, что пианист говорит: "Слушайте музыку, а не меня!" Возвращение такого Горовица радует в отдалении не всех, несмотря на энтузиазм публики, из среды музыкальных деятелей раздаются, как заурядно, критические отзывы. Часто случающиеся отмены концертов раздражают антрепренеров. Несмотря на маску самоуспокоенности, кажется, что артист не уверен в себе - в контрактах он всяческий раз оговаривает право на отмену концерта чуток ли не в завершающий миг. В 1975 году он еще раз "уходит", в 1981-м - возвращается, чтобы вскоре еще раз прекратить концерты. Наконец в 1985 году начинается окончательный отрезок времени его выступлений, отрезок времени, ознаменовавший собой небывалый взлет душевных сил при полном отсутствии физических, - таким живым примером торжества силы духа над немощью тела останется Горовиц в памяти благодарной публики Москвы, Ленинграда, Вены, Милана...

По свидетельству немногочисленных друзей Горовица, имевших фортуна внимать его в семейном кругу, Горовиц помнил наизусть ли не всю существующую музыку - не только все сонаты Бетховена (а он играл на публике только б из них), но и оперы Вагнера и квартеты Брамса. Если не существовало клавира - мог поднять по памяти. И при таком сверхсвободном обращении с материалом на протяжении жизни его репертуар публичных выступлений только сужался! Только одна соната Шуберта, единственный концерт Моцарта, единственный концерт Бетховена, всего три маленькие пьесы Баха. Видимо, чем дальше, тем больше артист проводил граница между умением легко сыграть произведение и возможностью вжиться в него до такой степени, чтобы творить его заново на глазах у публики. С годами исполнения Горовица становятся все больше непохожими не только на интерпретации других пианистов, но и на самих себя - во время студийных записей Горовиц играет одну и ту же вещь идеально по-разному. И это с интервалом в немного минут. Причем остановить свой выбор, какое воплощение в жизнь совершеннее, без затей невозможно: каждое кажется пределом возможностей. Более того - сквозь немного лет артист чувствовал настоятельную надобность возвратиться к уже реализованному замыслу, пересмотреть прежнюю трактовку. Об этой стороне творчества Горовица ни "служебный имидж" всезнающего супермена (тот, что, надобно произнести, сам Горовиц старательно поддерживал), ни критически настроенные "музыкальные деятели" заурядно не вспоминают - а ибо аккурат в этом месте ключ к пониманию феномена его музыки.

Он играл до самого конца. И все это время, весь свой артистический марафон, начиная с далекого дебюта 1921 года в Харькове и кончая записью, сделанной у него дома за немного дней до смерти, в 1989 году, он стремился к тому, чтобы слить воедино в своей игре "здравый толк, сердце и технику". И что бы там ни говорили недоброжелатели, "сердца" в его музыке все-таки было больше. Поэтому его записи могут не трепетать конкуренции.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Дашкевич Vladimir Dashkevich

Если бы проводилось первенство мира по шахматам среди композиторов, то в нем наверняка победил бы Владимир Дашкевич. Я посетил потенциального..
читать далее

Владимир Девятов Vladimir Devyatov

После окончания школы - Военная академия химической защиты, а за ней - служба по специальности химик-технолог в оборонном НИИ Москвы. Однако..
читать далее

Владимир Жечков Vladimir Zhechkov

Это уже потом, когда зловещая тайна "Белого Орла" раскрылась, многие удивлялись: "Ну как же мы сразу не догадались! Ведь столько намеков уже было. В..
читать далее

Владимир Ионченков Vladimir Ionchenkov

Среди ансамблей русских народных инструментов квартет под руководством В. Ионченкова является рекордсменом по количеству записанных и выпущенных..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий