Известные люди

»

Владимир Елисеев

Владимир Елисеев Vladimir Eliseev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
Гвардии капитан В. С. Елисеев совершил 256 успешных боевых вылетов. В 67 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды и многими медалями.

Лётчик - итребитель. Окончил Московский аэроклуб и Вязниковскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны. С Июня 1942 года до Мая 1945 года сражался в составе 436-го истребительного авиационного полка ( позднее ставшего 67-м Гвардейским ). Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре".

Летом 1943 года полк действовал на Центральном фронте, где принял участие в Курской битве. Впоследствии сражался на 1-м Белорусском фронте, летом 1944 года участвовал в боевых действиях на территории Польши, а потом - Германии.

К концу войны начальник эскадрильи 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. С. Елисеев совершил 256 успешных боевых вылетов. В 67 воздушных боях сшиб 15 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды и многими медалями.

После войны был на испытательской работе. Дослужился до Полковника. Имеет звания "Военный лётчик 1-го класса" и "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". 6 Сентября 1996 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами и успешную работу по проведению испытаний новой боевой техники, удостоен звания Героя Российской Федерации. Умер в 2003 году.

* * *

Август 1941 года... Два "Яка" ворвались в строй "Юнкерсов", повисших над Днепровской переправой, по которой движется пёстрая гурьба беженцев и отходящие воинские части.

Ведущий - в удачной атаке сшиб головную машину противника. Строй вражеской эскадрильи нарушился и, бесприцельно сбросив бомбы, "Юнкерсы" стали покидать на запад. Истребители не заприметили, как на них свалились из - за небольших облачков "Мессеры" из группы прикрытия. В следующее миг над одним из "Яков" нависла смертельная угроза: в хвостище ему уже пристраивался Ме-109.

Ведомый, Владимир Елисеев, увидел это. Сегодня был его начальный воздушный мордобой, и он на какую - то долю секунды замешкался, но потом грубо развернул свой истребитель и пошёл в лобовую атаку - только так не возбраняется было спасти попавшего в беду друга...

Сохранилась лётная книга лётчика - истребителя Гвардии капитана Елисеева Владимира Степановича. Каллиграфическим почерком штабного писаря занесены в неё типы освоенных самолётов, даты и часы боевых вылетов; в послужном списке награды за сбитые самолёты врага. Но за всеми этими записями стоит мужчина, единственный из миллионов советских людей, чья существование - геройский поступок.

Первому бою предшествовала учёба в Московском аэроклубе и Вязниковской военной школе лётчиков, а затем земные дороги войны. 19-летние лётчики - сержанты добирались в свои части, когда уже огневой ураган нашествия бушевал над близкий землёй. Они видели истерзанные вражескими бомбами и снарядами дороги, разрушенные дома, сожжённые села. Нередко, отсиживаясь в придорожных канавах во время налётов, видели молодые лётчики, как самолёты с крестами на крыльях гоняются за беззащитными людьми, расстреливают женщин и детей.

- Эх вы, пилоты ! Вам вверху быть нужно. Жечь и уничтожать этих гадов, а не по кюветам укрываться, - зачастую слышали лётчики слова укора, но не говоря ни слова проглатывали обиды, и накапливалась в них лютая ненависть к врагу.

Теперь всякий мечтал, нехай более того ценой своей жизни, сшибить хотя бы одного стервятника, летающего в родном небе. Мальчишечье бесстрашие следом кровавых прифронтовых дорог превратилось в зрелую мужскую отвагу.

...Немецкий пилот готовился уже надавить на гашетку, когда внезапно, откель - то снизу кинулся навстречу ему второй советских времен истребитель. Враг самодовольно ухмыльнулся. Удача сама шла ему в руки. Представлялась вероятность в одной атаке сшибить сию минуту 2 самолёта: первоначально поставить к стенке идущий навстречу, а позже тот, на тот, что он уже нацелился. Расчёт был прост: посредством немного секунд российский отвернёт и будет располосован его пушечно - пулемётными очередями. Немец был уверен в себе. Около 40 самолётов похоронил он в земле покорённой Европы. Сегодня его первостепеннный махач с русскими, и сию минуту такое везение. Он предвкушал победу.

Расстояние резво сокращалось. Володя уже видел расплывчато за лобовым стеклом лик человеческий врага, прильнувшего к прицелу. Стоит еле-еле - капельку отвернуть, и пулемётные трассы разрежут его самолёт. Может быть, попадут в грудь, в сердце. Но если не отвернуть, то сквозь немного секунд страшное столкновение превратит в груду обломков оба самолёта и в кровавое месиво тела пилотов. На какую - то долю секунды Володя представил себе эту картину. Захотелось потянуть ручку на себя, прикрыть глаза, укрыться, но вместо этого заговорила ненависть, и он довернул свой самолёт навстречу врагу.

- Так нет же, гад, не сверну ! - подумал Елисеев, напрягая мускулы и готовясь к удару.

Нет, российский не собирался сворачивать. Даже напротив, он поставил самолёт так, что в настоящий момент столкновение было без малого неизбежно. Немец молниеносно вспомнил о том, что рассказывали вернувшиеся из Испании: о мужестве, бесстрашии и каком - то "фанатизме" русских. Он рванул свой самолёт вверх и разом почувствовал, как агрегатина отяжелела от свинцовых струй, ударивших по бакам. Самолёт зажегся, и лётчик, спасаясь, выпрыгнул на парашюте.

Елисеев поискал глазами ведущего. Товарищ приветственно помахал крыльями. Тело ломило от перенесённого напряжения, ныла кисть руки, сжимавшей ручку управления, волной подходила расслабленность.

Прилетели на аэровокзал. Володя выбрался из кабины, пошатываясь прошёл под крыло и повалился в пахучий клевер. Подошёл ведущий. Он только вчера потерял напарника и перед сегодняшним вылетом не знал, как поведёт себя в бою тот самый "молодой".

- С тобой биться и существовать разрешается. Считай, что слетались, - сказал он и похлопал Володю по плечу.

Подошедшие друзья поздравляли с первой победой. Неожиданно прибежал посыльный и обратился к Елисееву:

- Там немца пленного привезли. Вас вызывают.

Не хотелось, весьма не хотелось подыматься с земли - всё стан ныло. Но указание есть директива. Володя слышал, отходя к мотоциклу, как ведущий говорил: "Если бы не лобовая, финал мне". Чувство радости, что он спас товарища, заполняло его.

В штабе Володя внезапно узнал, что германский пилот, сбитый им в бою, согласился вручить показания только в том случае, если ему покажут лётчика, из - за которого он попал в плен.

В комнате, где расположился руководитель особого отдела полка, кое-как положив ногу на ногу и откинувшись на стуле, сидел вражеский ас. Наглая улыбка играла на его губах, и, хотя насвистывая мелодию какой - то популярной песенки, он старался подбодрить себя, чувствовалось, что он встревожен и чего - то с напряжением ждёт. Немец кинул безразличный воззрение на вошедшего сержанта и ещё раз отвернулся, рассматривая свои холёные руки. Ему и невдомёк было, кто перед ним. Переводчик указал немцу на Елисеева. Тот от неожиданности подскочил, стул опрокинулся и гулко ударился об пол.

Перед врагом стоял небогатырского сложения юноша со спокойными и в то же время ненавидящими глазами.

- Этот лётчик не мог меня сшибить ! Покажите мне русского аса. Меня сшибли нечестно, не по правилам, в лоб никто не воюет. Воздушный мордобой - это турнир смелых и умелых, это искусство, - возмущался пленный.

Володя выслушал перевод и вскипел:

- А это, гад, по правилам, это искусство ? Убийцы ! Вас нужно уничтожать как бешеных собак, всех до единого ! - грубо сказал он и ткнул в лик человеческий врагу газету с фотографией.

Немец скользнул глазами по снимку. Там на одной перекладине была повешена семья: убеленный сединами пожилой человек, две молодые женщины и четверо детей мал мала меньше. Немец потупил воззрение. Сейчас он поверил, что сшиб его тот самый младой российский чувак с серыми злыми глазами.

Немецкий ас расстегнул карманчик кителя, вытащил из него на золотой цепочке медальон с изображением Бисмарка и протянул Володе. Елисеев недоуменно посмотрел на переводчика.

- Талисман. Он точно служил мне во Франции, Бельгии, Польше. Я повсюду побеждал, но в России мне не повезло. Дарю его своему победителю, - произнёс германец, держа медальон на вытянутой руке.

Выслушав перевод, Володя покачал головой:

- Проживу без фашистского талисмана. Мой талисман - моя Родина, мои друзья, мой самолёт !

Он повернулся и вышел из штаба.

* * *

Снова вылеты, вновь бои. В небе Москвы и Ленинграда Владимир Елисеев сшиб ещё 6 вражеских самолётов. За год войны он приобрёл здоровущий навык. Но бывали непредвиденные ситуации.

...Случилось это в Июле 1942 года. Враг рвался к Волге, к Сталинграду. Полк прикрывал сухопутные войска. Поговорка: "Сам погибай, а товарища выручай" - неразлучный спутник фронтовиков - была неписаным законом у лётчиков.

На командира эскадрильи пикировал "Фокке - Вульф - 190". Предупредить атаку было уже нельзя, и Елисеев, прикрывая товарища, подставил свой самолёт под огненные трассы врага... Володя выпрыгнул, по неопытности безотлагательно раскрыл парашют и повис на высоте 3000 метров.

Врагам было несложно шлепнуть пилота. Владимир видел, как германец в кабине улыбался, проводя ребром ладони по горлу. На втором заходе он с короткого расстояния начал палить. Яркие трассы промчались рядом. Промахнувшись, германец пролетел практически под ногами у Елисеева и этим сослужил добрую службу. Воздушный поток от самолёта раскачал лётчика, и ныне враги не могли в него угодить. Не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь. Прыгни он затяжным прыжком, сию минуту попал бы к немцам, а в текущее время дюжий ветер нёс его в Сальские степи. Приземлился на дно глубокого оврага. Проверил наган, решил отбиваться, а окончательный патрон приберечь для себя. Темнело. На краю оврага послышался треск мотоциклов. Немцы побоялись опуститься, постреляли из автоматов и укатили.

10 дней добирался он в полк. Ночами шёл, днем спал в оврагах и ямах. Степь гудела машинами. Немецкие танки и грузовики с солдатами шли к Волге. В одну из ночей перешёл линию фронта. К вечеру следующего дня прибыл в близкий полк. Начальник штаба, встретившийся первым, глазам своим не поверил:

- Дружище, мы по тебе поминки справили. Пошли к ребятам. Они в столовой.

Лётчики ждали командира. По укоренившейся в полку традиции накрывали столик и для погибших. Вошёл начальник. Лётчики сели.

- Выпьем за наших ребят, - и начальник стал величать имена погибших, но когда дошел до фамилии Елисеева, раздался возглас:

- Товарищ начальник, разрешите за себя самому хлебнуть !

Лётчики обернулись, повскакали с мест. Рядом с начальником штаба стоял невредимый Володя Елисеев. Его подхватили на руки, подбрасывали, долговременно по - дружески мяли бока, вроде бы хотели удостовериться, что он активный.

...И сызнова бои. Можно продолжительно гутарить о каждой схватке с врагом, но вернёмся к лётной книжке и по коротким записям пройдём боевой стезя военного лётчика Владимира Елисеева.

256 боевых вылетов, бои под Москвой и Ленинградом, в небе Сталинграда и Курской дуги, над Днепром, Дунаем, Вислой и Одером. Более 20 стервятников нашли свой финал от меткого огня пилота. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 14 личных и 7 групповых побед ) Начав войну рядовым лётчиком, он закончил её командиром эскадрильи истребителей. Тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды и многими медалями отметила Родина его воинскую доблесть.

* * *

Кончилась битва. Надо избирать профессию. Елисеев - решает остаться в армии, чтобы оберегать мир, завоёванный в жестоких боях. Его влечёт романтика неизведанного, романтика борьбы, требующая максимального напряжения сил.

Сбылась греза Владимира Елисеева: как лётчика, обладающего отличной техникой пилотирования, имеющего боевой навык, его направляют трудиться испытателем.

...Проверяется свежеиспеченный перспективный мотор для новых сверхскоростных истребителей. На стендовых испытаниях он показал себя надёжным. Теперь это предстоит ревизовать в воздухе.

Высота большая. И внезапно смолк таковый обыкновенный свист турбины: самопроизвольное выключение. Несколько попыток запустить мотор не дали результатов. Неприятный холодок бежит по телу. Глаза скоро осматривают приборы, которые в то время как ещё работают от резервных аккумуляторов. Высота и прыть падают. Елисеев сообщил обстановку на командный пункт. Получил дозволение на катапультирование. Попробовал рули. Машина послушна. Нет, профессиональная гордыня испытателя не позволяет ему так несложно кинуть самолёт. Машина безукоризненно выполняет волю своего повелителя, хотя её могучее сердце перестало колотиться и мороз смерти начал разбегаться по приборам. Добрался он и до лобового стекла, которое раньше обогревалось теплом двигателя, а в настоящий момент стало обмерзать. И всё - таки умирающая агрегатина хотела существовать, и видавший виды пилот мог спасти её.

Нельзя предположить, чтобы самолёт потерял прыть и начал беспорядочно валиться. Владимир Елисеев перевёл его в пологое пикирование и направил к родному аэродрому. Там ждут. Прекратили полёты, освободили полосы.

Лобовое стеклышко покрывается красочным ледяным узором. Сейчас не до красоты. Видимости нет. Елисеев снимает меховую перчатку и прижимает горячую ладошка к стеклу. На нём появляется прозрачное пятнышко. Теперь в это крохотное "окно" он видит аэровокзал, полосу.

Владимир выпускает закрылки, работает рулями, - самолёт выполняет команды. Истребитель плавно касается взлётной полосы и мягко бежит по ней.

Причина самопроизвольного выключения двигателя проясняется. Конструкторы решат очередную задачу, и опять поднимется в воздух Елисеев, опять будет контролировать работу на всех режимах, а следом будет акт об испытаниях. Двигатель пойдёт в серию и понесёт в своих гудящих турбинах частицу мужества и жизни Владимира Елисеева.

А работы в небе хватает неизменно. На испытания поступают новые объекты. Их надобно испытать, облетать, вручить путёвку в бытие.

Двигатель - это сердце машины. По его биению лётчик слышит, как чувствует себя самолёт. Не дает ли перебоев, здоров или болен. Это нужно проверить: отключить и подключить мотор в воздухе. А всю дорогу ли он запустится ? Опять риск. Испытатель сознательно, обдуманно и категорично идёт на это, вследствие того что что он "учит летать самолёты".

...Снова - в воздухе. На тот самый раз Владимир Елисеев проверяет возможности нового оборудования. Аппаратура ведёт себя привычно. Испытание подходит к концу. И как гром среди ясного неба - раздаётся взрыв. Из - под сиденья лётчика, где установлены блоки испытываемой аппаратуры, вырываются языки пламени, дым заполняет кабину, и удушливая гарь лезёт в лёгкие.

Пожар... Командиру нужно принять заключение. Одно простое - велеть членам экипажа оставить самолёт и самому следовать за ними, второе - сопряжённое с большим риском и ответственностью за бытие товарищей - тушить пожар, спасать самолёт и ценнейшую аппаратуру - это задолженность испытателей.

Командир продолжает пилотировать аварийную машину, а экипаж вступил в борьбу с огнём. Дым и чад сбивают дыхание, слепят глаза. Елисеев держит вектор движения на аэропорт. Надо во что бы то ни стало дотянуть. На протяжении 40 минут идёт схватка отважного экипажа за существование самолёта. Несколько раз казалось, что люди победили, но стоило им чуть-чуть ослабить свои усилия, и пламень вырывался с новой силой. Мужество лётчиков сломило его сопротивление. Самолёт приземлился, зарулил на стоянку. Закопчённые и измазанные лица улыбаются. Испытатели рады, что удачно приземлились, что спасли самолёт, счастливы от чувства исполненного долга. Улыбается и начальник - лётчик 1-го класса Полковник Владимир Степанович Елисеев. Казалось, только что пережитая смертельная угроза могла надломить людей, ввести в состояние депрессии. Ничуть не бывало. Подшучивают товарищ над другом как дети, вымазавшиеся сажей, забавно строят рожи, и не верится, что всего немного минут обратно они были на грани жизни и смерти.

Усталый, но удовлетворенный возвращается с полётов Владимир Елисеев. Кто знает, о чём он в эти минуты думает: о самолётах, сыновьях или друзьях, с которыми назначена саммит. Наверное, обо всём безотложно...

Около 2500 полётов совершил Полковник В. С. Елисеев при испытании новейших образцов техники. Много самолётов и вертолётов, различных по своему назначению и устройству, подчинялись опытной руке пилота. 7 спасённых во время испытаний машин. Такова служба одного из рядовых "врачей" самолётов.

А пациенты всё поступают на "хирургический стол", тот, что зовётся небом. И неизвестно, кто больше рискует - "больной" или "врач"...

Родина по достоинству оценила тот самый немалый и нелёгкий работа лётчика - испытателя Владимира Степановича Елисеева. Накануне Дня Воздушного Флота Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено высокое звание - "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Залевский Vladimir Zalevskiy

Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 - на разведку, 8 - на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30..
читать далее

Владимир Ильюшин Vladimir Iliyushin

В.С. Ильюшин - Герой Советского Союза (1960), лауреат Ленинской премии (1976), лауреат Государственной премии РФ (1997). Он награжден орденами..
читать далее

Владимир Истрашкин Vladimir Istrashkin

Майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. 0 года за..
читать далее

Владимир Кабанов Vladimir Kabanov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владимиру Егоровичу Кабанову присвоено 23 февраля 1945 года за 114..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий