Известные люди

»

Владимир Мотыль

Владимир Мотыль Vladimir Motyl Карьера: Продюсер
Рождение: Россия, 26.6.1927
Только в 1992 году создатель шедевра "Белое солнце пустыни", признанный мастер был удостоен официального государственного статуса. Ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России (1992), вручен орден Почета (1997).

Родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель. Отец - Мотыль Яков Данилович, польский эмигрант. Мать - Левина Берта Антоновна, выпускница Петроградского пединститута. Супруга - Подаруева Людмила Васильевна, бывшая театральная актриса, оставила сцену в 70-х годах, посвятив себя семье. Дочь - Ирина, художница-дизайнер по костюмам в кино. Внук - Аркадий, художник-авангардист, с 1998 года работает в Амстердаме.

Через три года после этого рождения Владимира его папа был схвачен чекистами и отправлен в концлагерь на Соловки, где меньше чем сквозь год погиб. Удоля сестер и братьев матери, ее родителей была ещё трагической. Дед Мотыля отказался входить в колхоз, здание его совместно с крепким середняцким хозяйством был разграблен, а вся многодетная семейство выселена на Крайний Север, где одна из дочерей сошла с ума, единственный из братьев скончался от рака. В Великую Отечественную войну два бывших ссыльных брата матери ушли добровольно на фронт: единственный погиб, иной вернулся без ног. Дед и бабулька Мотыля, вернувшиеся перед войной в Белоруссию, погибли в оккупации. Мать Мотыля избежала северной ссылки, потому как находилась в дни раскулачивания на Украине, будучи практиканткой знаменитого педагога Антона Макаренко. Лишь немного лет через карающая десница "красного" террора настигла и ее. Вместе с матерью дошкольник Вова оказался в ссылке на северном Урале. Матери позволили действовать в колонии малолетних преступников воспитательницей.

В захолустных городках, где размещались эти учреждения, не было театров, картинных галерей, концертного зала. Мать работала сутками, на ее собственного "беспризорника" времени не оставалось, и для дошкольника и школьника младших классов единственным средством художественного познания мира была узкопленочная передвижка. Черно-белые немые киноленты завораживали Володю, как окна волшебной действительности образов Чарли Чаплина, "Детства Горького", "Чапаева" и "Веселых ребят". Уже тогда возникла страстная вера: "Вырасту - буду совершать кино". В начальных классах школы в городе Оса Вова организует круг, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. От скромной зарплаты мамаша отрывает капиталы, чтобы выписывать сыну журнал "Советский экран". Но ни в Институт кинематографии в Москве, ни позже на Высшие режиссерские курсы В. Мотыль не попал, а окончил в Свердловске сценический институт и там же заочно историко-филологический факультет университета. Десяток лет проработал в театрах Урала и Сибири, поставил больше 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет стал главным режиссером свердловского ТЮЗа.

Но детские мечты на давали покоя, и Мотыль из главрежей уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где без диплома ВГИКа нечего было и размышлять о постановке... Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане. Его кино "Дети Памира" (1963) принес ему единодушное признание авторитетных критиков в центральной прессе. Вторая его служба - "Женя, Женечка и Катюша", осуществленная в Ленинграде по собственному сценарию совместно с Б. Окуджавой, вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию. Спасительной для В. Мотыля оказалась созданная к тому времени уникальная студия Григория Чухрая. Она имела особенный статус - автономию в выборе сценариев и режиссера.

Экспериментальная киностудия пригласила опального режиссера на постановку сценария "Пустыня"... Русский "вестерн" Мотыля "Белое солнышко пустыни" (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. В течение трех десятилетий на телеэкранах не прекращаются ежегодные показы фильма, признанного критиками и зрителями классикой. Иностранные компании периодически возобновляют покупку прав на тот самый кино. Фильм "Белое светило пустыни" стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полету. По результатам массового электронного опроса телезрителей России в 1995 году телекомпанией РТР кино В. Мотыля превзошел всех наиболее популярных конкурентов в номинации "Самый милый кино российских зрителей".

Устойчивой оказалась и популярность масштабной двухсерийной ленты "Звезда пленительного счастья" (1975), ещё единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако лидирующий фарт фильмов Мотыля стал все больше нервировать партийное руководство. Его фильмам отводилась функция пополнения валютных запасов от зарубежных контрактов, но систематических отказов от "современности", от агитсюжетов, славящих совдеповский образ жизни, режиссеру не прощали. Его не включали в делегации, выезжавшие за предел, где показывались его фильмы, ущемляли в зарплате, не подпускали его фильмы к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. Отношение властей разделяло и руководство Союза кинематографистов СССР, состоящее из коллег Мотыля. Им не нравилось, что в различие от подавляющего большинства коллег тот самый режиссер всю дорогу живет в особом режиме - отказывается зайти в штат какой-либо киностудии с ее парткомом, дирекцией, профкомом, где давнехонько отработана организация принуждения штатных режиссеров. В конечном счете был запрещен кино В. Мотыля "Лес" (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского. Из постановки вытекало, что нечем похвастаться "передовому социалистическому строю" перед "прогнившими дворянскими устоями" столетней давности. Ханжество, лицемерие, бездушие, разгул низменных страстей и самодурство уж очень прямо смахивали на пороки правящей партийной элиты конца 1970-х годов. Мотыля вторично изгоняют из кино, и, ко всеобщему облегчению в руководстве Госкино, на тот самый раз, казалось, насовсем. Но режиссер оказался живучим и благодаря личному и служебному соперничеству главы Госкино В.Ермаша и телеминистра С. Лапина был приглашен в Останкино в творческое объединение "Экран" на место художественного консультанта телефильмов молодых режиссеров. В. Мотылю удается нацарапать сценарий и снять трагикомическую фантазию по мотивам чеховских новелл "Невероятное пари" (1984). Также для телевидения по сценарию, написанному им совместно с А. Салынским, В. Мотыль поставил двухсерийный телефильм "Жил-был Шишлов" (1987), посвященный уродливым перекосам общественной жизни российской глубинки в результате большевистской ломки традиционных ценностей.

В кино Мотыль вернулся только в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Ф. Искандера и поставив кино "Расстанемся - покуда хорошие" (1991). Некоторые перипетии событий конца XX века как бы предвосхищали трагизм столкновений на Северном Кавказе в 1990-е годы. Единственной лентой, снятой в нынешней действительности, стала картина "Несут меня кони" (1996), созданная на независимой студии "Сериал", руководителем которой является сам В.Мотыль. Отталкиваясь от сюжетов, идей и характеров чеховской прозы, Мотыль создал сценарий в жанре мелодраматической любовной истории с сильно современной нравственной сверхзадачей: раскаяние героя стало возможным только тогда, когда врага он увидел не во за пределами, а в себе самом и понял вину за еле-еле ли не растоптанную им бытие любимой женщины.

Режиссер пишет сценарии не только для собственных постановок: "Честь имею" написан совместно с М. Захаровым для студии "Молдова", а "Охламон" (1994) - совместно с Э. Редженовым для туркменской студии. В 1997 году на конкурсе Министерства культуры Российской Федерации В. Мотылю был присужден грант Президента России и создан двухсерийный сценарий исторического киноромана "Венец заложников судьбы". В 1999 году ещё в конкурсе Мотыль вкупе с Е. Митько получил грант Сороса за план художественно-публицистического сценария в двух частях: "Мученик заблуждения" и "Праведник духа".

С 1990-х годов Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов, он является секретарем Союза кинематографистов Москвы. Более десятка последних лет режиссер преподает в школах кино, телевидения, вел мастерские Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Мотыль осуществил художественное руководство постановок кинодебютантов "Где ты, Багира?" (Одесская киностудия, 1973), "Нет дыма без огня" (Туркменфильм, 1977), "По Таганке ходят танки" (Студия "Арс", 1991), "Охламон" (Туркменфильм, 1995).

Только в 1992 году создатель шедевра "Белое светило пустыни", признанный мастер был удостоен официального государственного статуса. Ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России (1992), вручен орден Почета (1997). Спустя без малого три десятилетия вслед за тем выхода картины "Белое солнышко пустыни" он становится лауреатом Государственной премии России. В.Мотыль ещё лауреат Государственной премии имени Рудаки за кино "Дети Памира" (Таджикская ССР, 1964), Заслуженный участник искусств Таджикистана (1998), почетный гражданин столицы республики - Душанбе (1998). На различных фестивалях В.Мотыль удостаивался многих наград: приз Союза кинематографистов СССР за кино "Дети Памира", приз Всесоюзного кинофестиваля "Ленинград" (1964); приз международного кинофестиваля в Джакарте за кино "Дети Памира" (1965); почетный диплом "Лучшие фильмы мира" на международном фестивале 1977 года (Белград, СФРЮ) за кино "Звезда пленительного счастья"; приз фестиваля "Золотой Остап" (Петербург, 1995) за кино "Белое солнышко пустыни"; приз телефестиваля "Золотой билет" (1996) за кино "Белое светило пустыни"; первый приз фестиваля "Крымская киноривьера" (Ялта, 1996) за кино "Несут меня кони"; приз фестиваля "Листопад" (Минск, Белоруссия, 1997) за кино "Несут меня кони".

В. Мотыль избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН.

Хобби В. Мотыля - путешествия. Он объехал полмира и все республики СССР, Россию - от Североморска до Курил и острова Врангеля.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Хотиненко Vladimir Hotinenko

Идет Великий пост, в который верующий человек должен перечитать все четыре Евангелия. Хотя эту книгу надо еще научиться читать. Я уже несколько лет..
читать далее

Владимир Карташов Vladimir Kartashov

Художник, художник-постановщик кино. Брат-близнец Александра Карташова.
читать далее

Владимир Светозаров Vladimir Svetozarov

Съемки десятисерийного телефильма Мастер и Маргарита, начавшиеся в июне, должны завершиться уже в марте. Понятно, что публику больше всего..
читать далее

Владимир Бухинник Vladimir Buhinnik

Участник международной выставки "Восток-Запад" (Турку, Финляндия). Неоднократный участник, призер и победитель фестивалей "Таллиннские дни моды"..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий