Известные люди

»

Владимир Соловьев

Владимир Соловьев Vladimir Soloviev Карьера: Космонавт
Рождение: Россия» Москва, 11.11.1946
Учениками Соловьева оказались летчики-космонавты, проходившие подготовку к полетам на орбитальную станцию "Салют-7". Среди них - Валерий Рюмин, Владимир Коваленок, Владимир Джанибеков, Александр Иванченков, Георгий Гречко и другие. Близко общаясь с ними, Владимир Соловьев и сам загорелся желанием слетать в космос. Судьба оказалась к нему благосклонной, подарив уникальную возможность проверить, как земные задумки конструктора реализуются в космосе.

Родился 11 ноября 1946 года в Москве. Отец - Соловьев Алексей Сергеевич (1918-1977), армейский пилот, участник Великой Отечественной войны. После окончания Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского был летчиком-испытателем. Мать - Соловьева (Докукина) Наталия Владимировна (1922-1997), окончила механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, преподавала на кафедре математики и вычислительной техники Московского технологического института легкой промышленности. Супруга - Соловьева Елена Юрьевна (1946 г. рожд.), старшой инженер НИИ прикладной физики. Сын - Соловьев Сергей Владимирович (1970 г. рожд.), кандидат технических наук, руководитель сектора анализа спутников связи РКК "Энергия". Дочь - Соловьева Мария Владимировна (1981 г. рожд.), студентка юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Желание связать свою судьбу с космосом проявилось у Владимира Соловьева, когда он, выпускник энергомашиностроительного факультета МВТУ имени Н.Э. Баумана (1964-1970), мастер в области вакуумной техники электрофизических установок, пришел на преддипломную практику в Центральное КБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, в настоящий момент РКК "Энергия" имени С.П. Королева), где в то время шла усиленная подготовка к полету на Луну.

Темой дипломного проекта Соловьева стало создание исполнительных органов системы ориентации лунной кабины. В дальнейшем совместно с другими молодыми инженерами он занимался проектированием исполнительных органов для двигательной установки системы ориентации и причаливания космического корабля, а после этого - разработкой системы его дозаправки топливом по программе построения долговременной орбитальной станции. Когда организация была изготовлена в металле и прошла всевозможные испытания, Соловьеву было поручено обучать работе с ней космонавтов. Так в 1972-1973 годах состоялось его первое знакомство с представителями этой профессии.

"Учениками" Соловьева оказались летчики-космонавты, проходившие подготовку к полетам на орбитальную станцию "Салют-7". Среди них - Валерий Рюмин, Владимир Коваленок, Владимир Джанибеков, Александр Иванченков, Георгий Гречко и другие. Близко общаясь с ними, Владимир Соловьев и сам загорелся желанием слетать в космос. Судьба оказалась к нему благосклонной, подарив уникальную вероятность ревизовать, как земные задумки конструктора реализуются в космосе.

Случилось это, при всем при том, только посредством 15 лет. А покуда Владимир Соловьев продолжал научные исследования в стенах ЦКБЭМ: с августа 1973 года он работал инженером-конструктором в различных отделах ЦКБЭМ и занимался созданием системы исполнительных органов двигателей ориентации для лунных орбитальных и посадочных кораблей, разрабатывал бортдокументацию по объединенной двигательной установке и системе дозаправки.

В начале декабря 1978 года Владимир Соловьев по рекомендации Государственной мандатной (межведомственной) комиссии был зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия" на место космонавта-испытателя. Начались годы напряженной подготовки к космическим полетам и в то же время научных изысканий в НПО "Энергия".

В сентябре 1981 года Владимир Соловьев поднялся на очередную ступень в сложной иерархической лестнице КБ, став заместителем начальника отдела. Параллельно он прошел подготовку к полету на орбитальной станции "Салют-7" по советско-французской программе экспедиции посещения в качестве бортинженера второго экипажа (сообща с Л. Кизимом и П. Бодри). Затем в июне 1982 года был дублером бортинженера космического корабля "Союз Т-6" А. Иванченкова, а с сентября 1982 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа экспедиции посещения орбитальной станции "Салют-7" (совместно с Л. Кизимом и И. Волком). Однако в мае 1983 года из-за неудачного полета корабля "Союз Т-8" дальнейшая программа полетов была изменена, а Леонид Кизим с Владимиром Соловьевым переведены на подготовку к длительному полету по программе центровой экспедиции на орбитальной станции "Салют-7".

26 сентября 1983 года В.А. Соловьев был дублером бортинженера Г. Стрекалова во время неудачного запуска корабля "Союз Т10-1". С октября 1983 года по январь 1984 года он прошел очередную подготовку к полету в космос - на тот самый раз по программе третьей центровой экспедиции орбитальной станции "Салют-7" в качестве бортинженера первого экипажа. И, в конце концов, долгожданный полет в космос состоялся.

В качестве бортинженера экипажа третьей главный экспедиции В. Соловьев (вкупе с Л. Кизимом и О. Атьковым) 8 февраля 1984 года стартовал на космическом корабле "Союз Т-10", тот, что доставил экипаж на орбитальную станцию "Салют-7". В ходе своего полета, продолжавшегося 236 суток 22 часа 49 минут, он совершил 6 выходов в открытый космос общей продолжительностью 22 часа 50 минут для установки дополнительной солнечной батареи и ремонта объединенной двигательной установки станции. За время полета на орбитальной станции ему довелось трудиться совместно с двумя экспедициями посещения.

После окончания полета Владимир Соловьев продолжил работу в НПО "Энергия" в качестве начальника отдела. В марте 1985 году его назначили заместителем руководителя комплекса. Оставаясь космонавтом-испытателем 2-го класса, он вел работы по подготовке к управлению орбитальным комплексом "Мир" и в то же время проходил подготовку к полету по программе первой ключевой экспедиции на орбитальной станции "Мир" и по программе экспедиции посещения на станции "Салют-7" в качестве бортинженера первого экипажа.

Второй раз В. Соловьев стартовал в космос совместно с Л. Кизимом 13 марта 1986 года на космическом корабле "Союз Т-15". Продолжительность полета составила 125 суток. В ходе экспедиции сложилась необычная ситуация: в космосе оказались немедленно две орбитальные станции. Одна из них, "Салют-7", должна была завершить полет, вторая, "Мир" - инициировать. Экипаж Кизим - Соловьев оказался первым на новой орбитальной станции "Мир". Космонавты выполнили расконсервацию базового блока станции "Мир", приняли и разгрузили два корабля "Прогресс", установили привезенное оборудование на новой станции, таким образом подготовив ее к полету в беспилотном режиме.

Затем они отправились на станцию "Салют-7". Еще на Земле перед космонавтами была поставлена проблема вынести с "Салюта" на "Мир" все оборудование и другие ценные предметы, которые могли бы сгодиться в дальнейшей работе. В результате Соловьевым и Кизимом было перенесено больше 800 килограммов грузов, а многое из того, что им удалось тогда "спасти", летало на станции "Мир" вплоть до самого ее затопления.

На станции "Салют-7" Владимир Соловьев совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 8 часов 50 минут для развертывания и испытания раздвижной фермы. Ему и его командиру принадлежит строй мировых рекордов в области пилотируемой космонавтики, официально зарегистрированных Международной авиационной федерацией. Один из них - уникален: в ходе полета экипаж впервой в мире осуществил межорбитальный перелет на корабле "Союз Т-15" с одной орбитальной станции ("Мир") на другую ("Салют-7") и вспять. И все это за 2,5 суток.

После завершения экспедиции с 1986 года В.А. Соловьев стал руководителем комплекса. В апреле 1988 года его назначили руководителем полета орбитального комплекса "Мир" и в то же время руководителем комплекса летно-космических испытаний НПО "Энергия" имени С.П. Королева. Одновременно он занимался созданием методологии и практической реализацией разработанных методов управления полетом сложных орбитальных комплексов.

Как руководителю полета орбитального комплекса "Мир" В.А. Соловьеву приходилось непрерывно известия управляемый полет, на практике без пауз. На орбите без малого постоянно находился летающий экипаж (со своими психологическими особенностями, проблемами и своим видением программы полета), и подготовка к новым объектам управления осуществлялась на фоне полета станции.

Орбитальный комплекс "Мир" - орбитальная станция третьего поколения. Число объектов управления на станции непрерывно возрастало (новые модули с большим количеством работающих систем, пристыкованные транспортные корабли "Союз" и "Прогресс"), что приводило к увеличению числа возможных отказов. Эксплуатация орбитального комплекса потребовала разработки новых методов управления космическими полетами и развития службы управления. В результате выполненных под руководством и при непосредственном участии В.А. Соловьева в тот самый отрезок времени времени исследований была создана принципиально новая организация управления длительными космическими полетами, которая оказалась в состоянии понимать, обрабатывать и отдавать по большому количеству каналов связи огромные массивы цифровой информации, а кроме того выдавать управляющие воздействия на непрерывно растущее цифра объектов управления. При этом удалось избежать существенного роста числа ошибок. Весьма активно применялись методы математического моделирования, что позволяло во всеоружии встречать всякий ещё раз появляющийся предмет управления.

Созданные и благополучно отработанные коллективом специалистов Центра управления полетом (ЦУП) методология и основные принципы управления космическими системами, подобными станции "Мир", позволили осуществить не имеющий аналогов в мире 15-летний полет орбитального комплекса и в течение всего срока его существования результативно осуществлять на нем научные и прикладные исследования и эксперименты.

Этот навык благополучно внедряется в практику работ по проекту Международной космической станции (МКС). Сам В.А. Соловьев с декабря 1998 года является заместителем директора программы МКС по управлению.

В январе 1999 года он в то же время был назначен и руководителем полета беспилотных космических аппаратов нового поколения - спутников связи серии "Ямал", созданных в РКК "Энергия". При их эксплуатации обширно применяется навык, накопленный за долгие годы работы с орбитальным комплексом "Мир". Кроме того, В.А. Соловьев возглавляет научно-исследовательские работы по разгонным блокам, в частности по программе "Морской старт".

Опыт разработки и практического использования методов управления полетом орбитального комплекса "Мир" был обобщен в докторской диссертации В.А. Соловьева, защищенной им в 1995 году, и работе, удостоенной Государственной премии Российской Федерации за 1999 год. На базе выполненных профессором В.А.Соловьевым исследований был подготовлен и составлен вектор движения лекций по управлению космическими полетами, тот, что с 1995 года читается им в МГТУ имени Н.Э. Баумана.

В. А. Соловьев - автор и соавтор многих научных трудов и публикаций, наиболее важными из которых являются: "Человек в космическом пространстве" (1987), "Разработка методов управления полетом в пилотируемых программах" (1995), "Управление полетом орбитальной станции "Мир" (в соавт. с В.Д. Благовым, 1994), "Управление полетами космических кораблей и орбитальных станций" (в соавт. с В.В.Рюминым, Н.Н. Рукавишниковым, М.Ю. Беляевым, 1994), "Optimization of control of space investigations of "Gamma" project" (в соавт. с В.В. Рюминым, М.Ю. Беляевым, Д.Н. Рулевым, В.П. Тесленко, 1989), "Научные исследования на многоцелевом орбитальном комплексе "Мир"" (в соавт. с В.В. Рюминым, Г.М. Стрекаловым, М.Ю. Беляевым, 1989).

Летчик-космонавт СССР В.А. Соловьев дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1984, 1986). Он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1986), орденом Почета (1996), орденами Почетного Легиона (Франция, 1982), "Кирти Чакра" (Индия, 1985), "Серебряная звезда" (Сирия, 1987), а кроме того отмечен Большой золотой медалью "Космос" Международной авиационной федерации (ФАИ) и золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1987).

Владимир Алексеевич любит природу, деревья, походы за грибами, рыбалку, водные виды спорта, в частности плавание на байдарке, увлекается горными лыжами.

Живет в Москве, работает в городе Королеве Московской области.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Титов Vladimir Georgievich Titov

Владимир Титов - советский и российский космонавт. Родился 1 января 1947 года.Владимир Титов является Героем Советского Союза, награжден двумя..
читать далее

Владимир Шаталов Vladimir Shatalov

Кандидат технических наук (1972 г.). Депутат Верховного Совета СССР 9 и 10-го созывов.Дважды Герой Советского Союза.
читать далее

Владимир Истомин Vladimir Istomin

несмотря на полученные ранение и контузию, ни на один день не покинул бастион. Он погиб в бою и навеки остался в городе, за свободу которого..
читать далее

Владимир Коновалов

С августа 1936 по июнь 1938 года занимал различные должности в авиации Черноморского флота, затем получил назначение на подводную лодку "Д-4" -..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий