Известные люди

»

Владимир Титович

Владимир Титович Vladimir Titovich Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 5.3.1921
Лейтенант В. В. Титович совершил 135 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 5 Марта 1921 года в селе Авдотьино, нынче Донецкой области, в семье крестьянина. Жил в городе Крамоторск Донецкой области. Окончил 8 классов. Работал слесарем. В 1940 - 1946 годах и с 1950 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1943 года в действующей армии. К Октябрю 1944 года начальник звена 872-го штурмового авиационного полка ( 281-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я Воздушная вс, Ленинградский фронт ) Лейтенант В. В. Титович совершил 135 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1969 года Подполковник В. В. Титович - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

Вместоположение помещённой выше фотографии следовало, пожалуй, поместить другую, сделанную 1 Июля 1943 года. Бпища только в том, что лётчика Владимира Титовича на ней чуть-чуть различишь. На первом плане израненный самолёт. Разбиты левая доля руля глубины, правый элерон, продырявлено крыло вблизи кабины, согнута пушка.

В общем, нетрудно представить себе, что произошло с самолётом затем того, как в него попало сию минуту 5 зенитных снарядов. Прежде всего он разом же перевернулся. А так как это был не лёгкий, изворотливый истребитель, а достаточно тяжёлый штурмовик Ил-2 - "летающий танк", как называли его немцы, то начальник группы уже не сомневался, что вернётся на аэровокзал без Володи Титовича. И до чего же обидно: джентльмен воюет только основополагающий день, и как черт из табакерки немедленно такое...

Над самой землёй лётчик всё же справился с падающей машиной. Довёл её до аэродрома, с помощью аварийной системы выпустил шасси и посадил. Зато самолёт отрулить на стоянку не удалось - его пришлось волочить трактором.

Нечто схожее произошло с ним и в иной раз. При штурмовке вражеского аэродрома Титович замыкал группу. Он должен был не только причинить завершающий потрясение, но и сфотографировать плод штурмовки. Всё это он сделал. И как снег на голову, пара за парой, появились 6 истребителей противника. Всю группу советских самолётов они упустили и в настоящий момент набросились на одного Титовича. Рассказать обо всём, что произошло в этом бою, следом не взялся более того сам Владимир Васильевич. Отбивался, маневрировал. Спасибо нашим зенитчикам, - помогли отогнать врагов. Но, избавившись от преследования, лётчик не избежал опасности. Истребители всё - таки успели расколотить двигатель штурмовика. Кабина наполнилась едким дымом, из повреждённого мотора брызгало горячее масло, обжигая лётчику руки, лик человеческий. Сквозь затуманенные, залитые маслом стекла кабины Титович с трудом мог рассмотреть землю. Температура масла катастрофически поднималась. Перегревшийся движок вот - вот мог заглохнуть. Единственное избавление - сигать с парашютом. А как же фото ? Они потому как погибнут вкупе с машиной.

Как говорили вслед за тем лётчики, он не прилетел, а "притащил самолёт волоком". И снова штурмовик пришлось убирать с посадочной полосы с помощью тягача. Лётчик чуть-чуть держался на ногах. Он утомленно снял с головы шлем и сию минуту почувствовал чересчур пристальные взгляды товарищей.

Смахнув с лица потёки масла, спросил: - Что, немало на мне подливки ?

Никто не улыбнулся его шутке. Механик вынул из кармана зеркальце и подал Титовичу. Глянув, лётчик понял всё: на его висках появилась седина.

Это произошло в 1944 году, когда Владимиру Васильевичу Титовичу исполнилось всего 23 года.

Были у него и затем нелёгкие испытания. Однажды позже долгих поисков ему удалось накрыть германский бронепоезд, мешавший наступлению нашей пехоты. Титович разбомбил его. Правда, для этого пришлось низойти так невысоко, что с бронепоезда всадили тяжёлый снаряд в крыло самолёта. И когда лётчик посадил машину на аэропорт, то скакать с плоскости, как заурядно, ему не пришлось. Выбравшись из кабины, он прошёл по крылу и спустился на землю сквозь огромную дыру. У него более того была фотография самолёта с "дверью" в крыле. Жаль, что во время войны фотография затерялся.

Однако ещё больше Владимир Васильевич жалел, что не сохранилось сообщение от танкистов. Он, тогда уже ведущий группы, возвращался с боевого задания, и неожиданно с земли по радио попросили возвратиться, подсобить танкистам.

Легко заявить - вернись, помоги. Бомб - то уже нет. Снарядов и патронов осталась самая чуток - неприкосновенный припас на происшествие встречи с немецкими истребителями. Но оттого что и танкисты бессмысленно хлопотать не станут. Положение, значит, реально серьёзное. Пришлось Титовичу известия свою восьмёрку в атаку. После третьего захода вовсе не осталось боеприпасов. И всё же Титович повёл группу на четвёртый заход, пятый... Пикировал он ниже обычного.

- Надо же было поддержать нашим ребятам... Им потому что было нелегко.

Уже одно то, что штурмовики с рёвом проносились над головами вражеских артиллеристов, было сильно существенно. Они прекратили стрельбу, а наши танкисты, воспользовавшись этим, выскочили вперед и прорвали оборону противника.

Позднее Владимир Васильевич говорил об этом, как о чём - то простом, будничном. О том, что самолёты без боеприпасов по существу безоружны, - ни слова. А потому что появись более того единственный германский истребитель, спастись не удалось бы. Об этом Титович не думал. Надо было поддержать танкистам. И он помог.

Не ограничившись благодарностью, переданной тут же по радио, танкисты прислали ещё и послание. Куда оно делось, тяжело произнести. Кажется, там были такие слова: "Особое благодарю тому парню, на самолёте которого нарисовано сердце".

Благодаря этим строчкам было нетрудно разыскать адресата. Машина с таким рисунком принадлежала Титовичу. Кое - кто посмеивался над этой "эмблемой", а начальник полка еле-еле было не приказал замазать "демаскирующее пятно". Потом, видимо поняв, что юный лётчик вложил в тот самый немудрёный рисунок здоровенный внутренний толк, махнул рукой. Проходя мимо самолёта Титовича, начальник делал внешность, что ничего не замечает.

Так до конца войны на "Иле" Владимира Титовича пламенело сердце, нарисованное алой краской.

Уже позже войны он ещё продолжительно летал на "Иле". Но уже не на штурмовике, а транспортном.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Шишов Vladimir Shishov

Капитан В. А. Шишов совершил 215 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 13 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Владимир Шмагайло Vladimir Shmagaylo

С Января 1943 года Младший лейтенант В. Г. Шмагайло на фронтах Великой Отечественной войны. По Февраль 1945 года служил в составе 875-го ИАП ( 66-го..
читать далее

Владимир Безобразов Vladimir Bezobrazov

Однополчанин Николая II по службе в лейб-гвардии Гусарском полку, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, командовал гвардейским корпусом в..
читать далее

Владимир Абрамов Vladimir Abramov

Родился 0 года в городе Kузнецке, ныне Пензенской области, в семье служащего. Образование начальное среднее. С 1933 года жил в Москве. Работал на..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий