Известные люди

»

Владимир Щуко

Владимир Щуко Vladimir Shuko Карьера: Архитектор
Рождение: Россия, 5.7.1878
На международных выставках 1911 года в Риме и Турине самыми лучшими и красивыми архитектурными произведениями были признаны русские павильоны.

В Риме посреди великих, мировых памятников архитектуры была поставлена ротонда - круглое сооружение под куполом с белыми дорическими колоннами и копиями статуй Горного института. Другой павильон - в Турине, поставленный на берегу озера, - представлял собой высокую массивную стену, с входом в виде громадной арки с дорическими колоннами, с красивой лестницей и пристанью. Успех русских павильонов был громадный. Иностранные архитекторы считали их началом новой классики. Автором этих красивых павильонов оказался вовсе ещё младой и всего ничего кому популярный архитектор Щуко.

Владимир Алексеевич Щуко родился 5 июля 1878 года в семье военного. Ребенком был привезен в Тамбовскую губернию. Окончив Тамбовское реальное училище, в 1896 году поступил в Академию художеств на архитектурное отделение в мастерскую Л. Бенуа. Здесь Щуко основательно занимался изобразительными искусствами - живописью и скульптурой, посещал классы И. Репина, гравера В. Матэ, скульптурную мастерскую В. Беклемишева, по рисунку - классы Л. Бруни и др. Он был музыкально одарен. Актерский дар привел его в Московский Художественный театр, где он некоторое время играл и был отмечен К. Станиславским.

В это же время Владимир изучал архитектурные памятники Пскова, Новгорода, Ростова Великого, Кириллова-Белозерска и других городов и выполнял их обмеры. Побывал с полярной экспедицией на острове Шпицберген, где написал серию пейзажей.

За дипломный план дворца наместника на Дальнем Востоке (1904), исполненный в духе русского ампира, Щуко был удостоен звания художника с правом поездки за рубеж на государственный счет. Он побывал в Риме, Афинах, Стамбуле. Вернувшись в Россию в 1906 году и представив сделанные за рубежом пенсионерские работы, Щуко был вторично командирован за рубеж. В тот самый раз он изучал архитектуру Италии (Венеция, Рим, Флоренция, Мантуя), где сделал невпроворот обмеров и зарисовок. Выставка, организованная по окончании поездки, стала настоящим триумфом молодого архитектора-художника. Он стал постоянным участником петербургских художественных экспозиций.

Первыми осуществленными работами Щуко были интерьеры кафе и парковые сооружения (1907-1911). В этих произведениях приметно воздействие стиля модерн и художественных концепций Мира искусства. Последующие работы - дом-усадьба Левшина и вилла на юге России - иллюстрируют переход к архитектуре, основанной на строгих классических принципах, в частности к палладианству.

Серьезным творческим успехом Щуко явилось проектирование и сооружение двух доходных домов на Каменноостровском проспекте в Петербурге (1910). Для решения фасадов многоэтажного жилого дома он в первый раз в русской архитектуре применил строгий колоссальный ордер. Архитектор отталкивался от форм итальянского ренессанса, творчески их перерабатывая. Овладев мастерством прошлого и учтя современные требования, автор смело ввел в фасад систему эркеров. В архитектурном сочетании этих домов, разных по композиционному приему и формам, младой Щуко обнаружил прекрасное градостроительное чутье и ощущение ансамбля. Эта служба принесла ему славу и вызвала бессчетные подражания.

В 1910 году Щуко было поручено проектирование русских павильонов на международных выставках в Риме и Турине, устраивавшихся в годовщину пятидесятилетия объединения Италии. Щуко блестяще справился с новой задачей. Римский павильон в стиле русского ампира, развивая традиции Камерона и Воронихина, трактовался как парковая постройка, что было уместно на заданной площадке в саду виллы Боргезе. Здание эффектно выделялось на фоне зелени своими сочными формами, бело-желтой окраской и тонированными скульптурами. Центром композиции павильона являлась овальная в плане ротонда с куполом и сдвоенными полуколоннами на площадке, поднятой на больших полуциркульных арках. Облик павильона в Турине был навеян жилярдиевскими мотивами (Кузьминки, обиталище Найденова). В эти композиции Щуко просторно ввел цвет и скульптуру.

В 1911 году Щуко за выдающиеся работы был удостоен звания академика архитектуры. Он стал одним из ведущих архитекторов дореволюционной России. С этого времени Владимир Алексеевич стал обретать сильно немало заказов. Наряду с особняками и виллами ему поручали проекты крупных общественных зданий. Из неосуществленных проектов интересны петроградские проекты Николаевского вокзала, особняка Мордвинова на Каменном острове и Московского банка, а ещё Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. К осуществленным работам периода 1913-1915 годов относятся сооружение Киевской земской управы с пышной декорировкой зала, росписями и скульптурой, церковь Политехнического института и Памятный зал Академии художеств в Петрограде.

С 1910 года Щуко начал преподавательскую занятие. Директор школы Общества поощрения художеств Н. Рерих возложил на Щуко руководство классом прикладной композиции. Но и до этого группа учеников академии, работавшая в мастерской Щуко, по сути дела училась у него и привнесла в академию хоть отбавляй нового. Щуко, Фомину и Жолтовскому русская архитектура обязана серьезным переосмыслением классики.

Администрация женских архитектурных курсов в 1913 году пригласила Щуко на пост директора курсов, он собрал свежий состав преподавателей, и курсы стали постоянной экспериментальной лабораторией по архитектурному образованию.

В годы первой важный войны Владимир Алексеевич с группой архитекторов осуществил обмеры, реставрацию и переделку зала заседаний Таврического дворца в Петрограде.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Щуко уже зрелым мастером. Он немедленно же принял новую верх, участвовал в оформлении пролетарских праздников, выступал как политический карикатурист и сценический художник. В первые годы советского строительства Владимир Алексеевич разработал проекты памятников Ленину у моста Революции и Троицкого моста в Ленинграде, памятников Ленину и Павшим борцам революции в Одессе.

Учеником мастера и бессменным соавтором всех послереволюционных архитектурных проектов был В.Г. Гельфрейх. Их первой совместной работой стало сооружение иностранного отдела на Всероссийской сельскохозяйственной экспозиции 1923 года в Москве. Были построены входная триумфальная арка, административно-выставочный павильон, кафе и мост сквозь улицу, объединявший отдел с другой территорией выставки.

Въезд в Смольный в Ленинграде (1923) - первая монументальная советская постройка. При составлении проекта мною был положен принцип сохранения общего стиля здания Смольного, - писал Щуко. - Мысль о замыкании въезда аркой или архитравным перекрытием была мною отклонена как мотив, чрезмерно независимый для этого здания и заслоняющий обличье на сооружение Смольного. Щуко создал глубинную композицию из двух пятиколонных римско-дорических портиков - пропилеи.

В проекте Дома культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде (1924), представленном на закрытом конкурсе, отразились поиски новых путей, близких к конструктивизму. Золотой медалью был премирован на экспозиции в Париже в 1926 года монумент 26 комиссарам в Баку, выполненный совместно с Гельфрейхом и художником Г.Б. Якуловым.

Иначе подошел Щуко к решению монументального памятника Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (1926). Совместно с Гельфрейхом и скульптором Евсеевым Владимир Алексеевич изобразил вождя пролетариата в миг исторического выступления с башни броневика. Новая трактовка пьедестала, темпераментный и выразительный силуэт фигуры Ленина создали запоминающийся образ.

В последующие годы Щуко участвовал во многих архитектурных конкурсах. Он кроме того построил три подстанции Волховстроя, виадук и театр в Сочи. Проекты новых общественных зданий - здания Московского областного комитета ВКП(б), клуба при заводе Большевик в Ленинграде, военной академии в Москве, театра в Ашхабаде, Дома Правительства Абхазской АССР в Сухуми - характеризуют просторный круг творческих исканий зодчего.

После революции ревнитель классики, поклонник Камерона и мастеров русского классицизма, Щуко отказался быть стилизатором, подражателем, в его творчестве появились новые мотивы. Он получил вероятность реализовать свои идеи в камне и бетоне.

Наиболее известные постройки Щуко - здания Государственной библиотеки СССР имени Ленина в Москве и Драматического театра имени Горького в Ростове-на-Дону.

В 1928 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс на наилучший план Библиотеки имени Ленина. Щуко и Гельфрейх участвовали в трех турах, и комиссия под председательством Луначарского отдала предпочтение их проекту. На сложном участке авторы спроектировали монументальный, запоминающийся комплекс новой Москвы. Условия участка обусловили угловой прием его объемно-планировочной композиции. Главный вход, возвышающийся над террасами, приподнятыми над уровнем прилегающих улиц, пространственно организует тот самый ответственный градостроительный узел.

Композиция создана с учетом соседствующего дома Пашкова. Корпус, выходящий на проспект Маркса, представлен спокойным, горизонтально вытянутым объемом, подчеркивающим филигранную по декорации массу дома. Более рослый остов книгохранилища отнесен в глубину и подчеркнуто нейтрален.

В 1930 году Щуко и Гельфрейх создали план Дворца труда в Иванове, проект которого по конфигурации напоминает перекрещенные серп и молот. Особенностью композиции являются весьма выступающие лестничные клетки, соединенные переходами с основным зданием. Прием тот самый позднее был повторен в театре Ростова-на-Дону и в первом конкурсном проекте Дворца Советов (1932).

Работа над проектом Дворца Советов заняла семь последних лет жизни Щуко. Щуко и Гельфрейх не принимали участия ни в предварительном туре конкурса, ни во Всесоюзном. Они представили свой первостепеннный план на затворенный конкурс (третий тур). В основу проекта Дворца Советов был положен план Б.М. Иофана. Щуко и Гельфрейх были привлечены к совместному с ним проектированию этого сооружения. Знания, дар, темперамент и огромная энергия Владимира Алексеевича проявились в этом проекте в полной мере.

С сентября 1935 года Щуко и Гельфрейху была передана мастерская 2 Моссовета, занимавшаяся планировкой и реконструкцией центра Москвы в связи с проектированием Дворца Советов. Проект центра Москвы был закончен в июне 1936 года. Хотя проектирование Дворца Советов большим коллективом архитекторов, художников-монументалистов, инженеров отнимало как собак нерезаных времени и сил, Владимир Алексеевич создал ещё несть числа других проектов и участвовал в их реализации.

Драматический театр в Ростове-на-Дону (1933-1936) завершает цикл работ Щуко, которые в известной степени испытали воздействие идей конструктивизма. Ростовский театр - одно из достижений советской архитектуры первой половины 1930-х годов.

Проекты Щуко, относящиеся ко второй половине 1930-х годов, отражают колебания между современной архитектурой и классикой, к которой он вечно стремился. К этому периоду относятся проекты Дома Наркомтяжпрома, Дворца культуры для города Куйбышева (Самара), павильона СССР на Парижской экспозиции (1936).

Щуко совместно с архитекторами Гельфрейхом, А.П. Великановым, П.В. Абросимовым и Ю.В. Щуко участвовал в закрытом конкурсе на план Дома Народного комиссариата тяжелой промышленности в Москве в Зарядье. Учитывая панораму Москвы-реки с будущим Дворцом Советов на набережной, авторы запроектировали Дом Наркомтяжпрома как протяженный объем без грубо выраженной вертикали по оси здания. Передний проект, обращенный к реке, состоит из низких корпусов. Постепенный переход к большим объемам главного корпуса высотой в 21-27 этажей и 35-этажных башен создает нарастающий силуэт здания.

Несколько эскизов из многочисленных вариантов выполнены самим Щуко. Одни из них отражают только общую мысля архитектонического построения, другие развиты до полной детализации. Здание Наркомтяжпрома по своей композиционной простоте могло бы сделаться современной классикой.

По проекту Щуко, Гельфрейха, М.А. Минкуса и инженера Н.Я. Калмыкова в 1937 году был построен свежеиспеченный Большой Каменный мост в Москве, открытие его состоялось в марте 1938 года. Мост без малого в четыре раза длиннее и в два раза шире старого. Река перекрыта мощной однопролетной аркой из стали, проезды набережных - железобетонными арками, облицованными камнем. Композиции моста с береговыми устоями и лестницами сходов по сторонам придан торжественно-монументальный нрав. Это ощущение усиливается облицовкой береговых устоев и всех боковых плоскостей, обработанных под шубу, а кроме того чугунной решеткой.

1 августа 1939 года в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная экспозиция. Главный павильон, построенный по проекту архитекторов Щуко, Гельфрейха совместно с Великановым и Ю. Щуко, стал доминантой всей выставки. Его композиция была построена на контрасте основного объема и вертикали особо стоявшей башни, увенчанной скульптурами колхозника и колхозницы с поднятым снопом пшеницы.

Здание павильона, окруженное портиками и лоджиями, решено в монументальных формах русской классики. Белый цвет здания, позолоченная скульптура, знамена и флажки выразительно выделяли объемы павильона в общем ансамбле выставки.

Последние годы жизни Щуко совместно с Гельфрейхом разрабатывал план станции метро Электрозаводская. Основной задачей, стоявшей перед авторами проекта, было создание единого ансамбля надземных и подземных помещений.

Щуко был крайне богато одаренной натурой. Характерной особенностью его мастерства было владение строительными и декоративными материалами, умение выудить из них все возможности.

Творчество Владимира Алексеевича отличается широким диапазоном архитектурных средств, острым чувством художественного образа, глубоким пониманием закономерностей сложения архитектурного ансамбля. Щуко любил трудиться с молодыми архитекторами - своими учениками П. Абросимовым, А. Великановым, Л. Поляковым, И. Рожиным, А. Хряковым, Е. Шухаевой, Ю. Щуко и другими.

Творческая история жизни Щуко узко связана с театром. Еще до революции он работал в Старинном театре и в Привале комедиантов, где было поставлено немного пьес с выполненными им декорациями. К сожалению, материалов о них сохранилось чуть-чуть. В дальнейшем он создавал декорации для ленинградских академических театров, для Мкумачового театра и Народного дома в Москве. Владимир Алексеевич создавал весь спектакль - от эскиза и макета до рабочих чертежей декораций и рисунков костюмов. Щуко оформил 43 спектакля. Большинство постановок имеют по десять-двадцать вариантов. Театральные рисунки выделяются свободным исполнением и темпераментом.

Скончался Щуко 17 января 1939 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Шухов Vladimir Suhov

Владимир Шухов - выдающийся русский инженер, изобретатель, учёный. Родился 28 июля 1853 года.Владимир Шухов разработал и построил первые..
читать далее

Владимир Курдов Vladimir Kurdov

В свой 80-летний юбилей Владимир Курдов решил всех удивить. Взял да выставился живописными работами. Написал в свойственной только ему - лаконичной,..
читать далее

Владимир Жариков Vladimir Zharikov

Скульптор, член Союза художников Российской Федерации (1967).
читать далее

Владимир Броневский Vladimir Bronevskij

Броневский, Владимир Богданович - военный писатель (1784 - 1835).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий