Известные люди

»

Владислав Казенин

Владислав Казенин Vladislav Kazenin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Калужская область» Киров, 21.5.1937
В.И. Казенин - участник многочисленных Международных фестивалей музыки, в том числе в Маниле (Филиппины), Бостоне (США), Зелена Гура (Польша), Токио (Япония), Софии (Болгария), Дуйсбурге (Германия), Всесоюзных фестивалей музыки в Ташкенте, Алма-Ате, Джамбуле, Кишиневе, Киеве, Днепропетровске, Вильнюсе, Таллинне, Тбилиси, Кутаиси и Сухуми. Он стал организатором и постоянным участником музыкальных фестивалей в различных городах и регионах России: "Утро Родины" (Сахалин), "Ленинградская весна", "Кубанская весна", "Московская осень", "Панорама музыки России" и многих других.

Родился 21 мая 1937 года в Кирове. Отец - Казенин Игорь Викентьевич (1909-1966), окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, работал директором Кировского музыкального училища, руководителем концертно-эстрадного бюро в Кирове, долгое время возглавлял Свердловский театр музыкальной комедии, потом Куйбышевский театр оперы и балета. Мать - Казенина Валентина Николаевна (1910 г. рожд.), больше 50 лет проработала на железной дороге инженером службы пути, удостоена звания "Почетный железнодорожник", награждена орденами и медалями. Супруга - Казенина Алина Дмитриевна (1937 г. рожд.). Сын - Казенин Алексей Владиславович (1962 г. рожд.).

Первые уроки игры на фортепиано будущему композитору дал папа. Причем он не нетрудно обучал юного музыканта технике исполнения, но старался пробудить в нем творческую фантазию. Например, называл две-три ноты и предлагал сыну сымпровизировать определенное расположение, состояние, образ. Занятия музыкой Владислав продолжил в Кировской детской музыкальной школе (1944-1947) под руководством опытного педагога Р.К. Эппель. В 1945 году состоялось его первое выступление перед публикой - на концерте юных музыкантов на сцене Драматического театра он воплотил в жизнь в сопровождении Кировского симфонического оркестра фортепианный Концерт ре мажор И. Гайдна.

В годы Великой Отечественной войны в Кирове зачастую гастролировали многие известные музыканты, певцы, композиторы из Москвы и Ленинграда. Среди них были Э. Гилельс, Л. Оборин, Д. Ойстрах, Л. Утесов, К. Шульженко и другие, которые стали постоянными гостями в доме Казениных. Встречи с этими яркими творческими личностями оставили неизгладимый след в душе Владислава, что во многом определило его дальнейший творческий и злободневный тракт.

В 1947 году, когда семейство переехала в Свердловск, Владислав поступил в музыкальную школу при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, в фортепианный класс к Б.С. Маранц. Он начал кроме того посещать круг по композиции. Вел его Н.М. Хлопков, тот, что в прошлом всего старался развить у своих учеников образное мышление, предлагая им выдумывать программные пьесы, представляющие картины окружающего мира. Многие товарищи Владислава Казенина по этому кружку в дальнейшем также стали композиторами (Э. Лазарев, В. Биберган и др.).

В 1955 году В.И. Казенин поступил в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, где занимался по классу композиции у Н.М. Хлопкова и по классу фортепиано у профессора Е.В. Ваулина, а следом у И.З. Зетеля. Его учителями были кроме того Н.М. Пузей, В.Н. Трамбицкий, Л.Б. Никольская, А.Г. Фридлендер, Л.Л. Христиансен. На последних курсах консерватории студенты создали молодежную секцию при Уральском отделении Союза композиторов РСФСР, председателем которой был избран В.И. Казенин. Помимо него в состав секции вошли композиторы Н. Берестов, С. Манжигеев, М. Кесарева, В. Биберган, Е. Гудков, Д. Смирнов, Г. Курина, музыковеды Н. Вильнер, Л. Марченко. Целью секции было не только творческое содружество молодых композиторов, но и встречи с широкой аудиторией слушателей. С концертными поездками они объездили весь Урал. Общение со слушателем - творческое и человеческое, по мнению В.И. Казенина, заложило в них "правильные, нужные художнические принципы". В 1961 году В.И. Казенин стал делегатом первого (учредительного) съезда композиторов Российской Федерации в Москве.

За отрезок времени учебы в консерватории Владислав Игоревич написал много разнообразных по жанру произведений: "Фантастическое шествие" для симфонического оркестра (1958), поэму "Памяти Юлиуса Фучика" для оркестра, две сонаты, цикл пьес "Акварели", прелюдии, токкату для фортепиано, сонату для альта, романсы на вирши А. Блока и Н. Рыленкова, Балетную сюиту, поставленную в концерте на сцене Кремлевского театра в Москве. Будучи студентом он создал и свою первую музыкальную комедию - "Мы большие друзья" (либретто И. Риф), премьера которой состоялась в Свердловском Театре музыкальной комедии в 1960 году.

После окончания консерватории В.И. Казенин остается там в качестве педагога теоретических предметов (1961-1968) и в то же время работает в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского. Много внимания уделяет совершенствованию своего мастерства, поискам собственного стиля в музыке. Важную образ в этом сыграло его участие в семинарах молодых композиторов под руководством замечательных музыкантов Б.Л. Клюзнера и Р.С. Бунина. Постепенно складывается круг поэтов, с которыми он в особенности с удовольствием сотрудничает, - Ф. Лаубе, Л. Ошанин, В. Дагуров, Я. Гальперин. Возникает и творческое содружество с певцами, талантливо доносящими до слушателя романсы и песни композитора (Е. Поликанин, С. Лукашова, В. Алиев, А. Калайда, Л. Белобрагина, Л. Карпихин, З. Тутов, Т. Виноградова, А. Сафиулин, М. Фальков, М. Коледовая, Г. Занина, Г. Радионов, К. Моргунова, А. Красюк и др.).

В.И. Казенин работает в самых разных жанрах музыкального искусства, посреди которых инструментальная, вокальная (песни, циклы романсов), симфоническая, камерная музыка, музыка для театра и кино (документального, художественного, мультипликации). Академические жанры и массовые в равной степени привлекают композитора ещё со студенческой поры, смена жанров помогает ему полнее почувствовать бытие, ее многообразие.

В творческом багаже В.И. Казенина - сочинения для оркестра (увертюры, сюиты, поэма, оратория "Ради жизни на Земле"); сольные произведения для фортепиано (цикл прелюдий, три сонаты, пять эскизов, сюита "Пушкин", этюды, токката), камерные ансамбли с фортепиано (соната для альта и фортепиано, пьесы для скрипки и фортепиано, диалоги для виолончели и фортепиано), "Музыка флейты", "Разговоры - споры - сплетни" для дуэта блок-флейт и др.).

"Стремление к образной конкретности, мелодическая изобразительность, артистизм - наиболее характерные черты таланта В.И. Казенина" (Р. Щедрин). Они во многом предопределили пристрастие композитора к его любимому жанру музыкального театра. Первая оперетта - "Мы большие друзья" (1960) написана ещё в студенческие годы по лирической комедии в стихах И. Риф о студенческой дружбе, о красоте и ясности человеческих отношений, о праве каждого на мечту, на фортуна. Находясь под впечатлением разрушительного землетрясения в Ташкенте, в 1975 году В.И. Казенин создал оперетту "Рай в шалаше" (по пьесе А. Локтева и Л. Палея), премьера которой состоялась в 1983 году в Ташкентском театре музыкальной комедии. В этой оперетте, как и в последующих своих сочинениях для музыкального театра - "Внук знаменитости" и "Когда полюбит клоун" (по пьесе Л. Куксо, премьера в городе Красноярске, 1980), композитор ставит серьезные нравственные проблемы. В 1981 году в Ростовском Театре оперетты состоялась премьера мюзикла Казенина "Дядюшкин сон" (1981), написанного в содружестве с К. Васильевым по одноименной повести Ф. Достоевского.

Среди произведений В.И. Казенина для музыкального театра - сказки "Голый король" (1962), "Русские потешки"(1983), "Приключения Чипполино" (1985), оперетты "Мы ищем таланты" (1973), "Человек с улицы" (1973), "Черноморская жемчужина" (премьера - в г.Сочи, 1985), "Верю тебе" (по пьесе Иршина, вирши Ф. Лаубе, премьера - в г.Саранске, 1989), "Карнавал свободы" (1985), "Люблю ли тебя, я не знаю" (1986), "Ночь весеннего равноденствия" (1986), мюзиклы "Забывчивый жених" (по пьесе К. Васильева по Ф. Достоевскому, премьера - в Омском музыкальном театре, 1986), "Карнавал свободы" (по пьесе Ф. Лаубе, премьера - в Томском театре музыкальной комедии, 1987), "Золотая леди" (по пьесе Г. Шимановского, премьера - в Магаданском музыкальном театре, 1991).

В 1997 году в Омске состоялась премьера балета В.И. Казенина по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". В 2000 году балет был показан в Москве на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 1999 году в Омске в первый раз была показана музыкальная драма В.И. Казенина "Любина роща" (по пьесе Котова).

Для музыки композитора характерно сочетание современного стиля с русским национальным колоритом, в ней ощутимы традиции И. Стравинского, С. Прокофьева. Особое местоположение в творчестве В.И. Казенина занимает образ Родины. Его привлекают поэзия, картины и образы родного Урала (цикл романсов "Лирическая тетрадь" на вирши уральских поэтов, музыка к документальным и научно-популярным фильмам об Урале - "Уральские были", "Человек из легенды" и др.), суровая, но живописная натура Дальнего Востока и Сибири (песни "Енисей", "Залив Терпения", "Дорога на Тюмень" и др.). Неповторимым своеобразием северной природы и встречами с людьми этого края навеян цикл "Шаги по планете" на вирши Л. Смирнова. С юбилеем выдающегося литературного памятника русской культуры связан вокальный цикл композитора "Воспоминание о "Слове о полку Игореве"" на вирши Л. Васильевой, тот, что обращен к бедам и печалям войны. Образ Ярославны - символ любви и верности, пронесенный сквозь столетия, - как бы предостерегает молодое поколение от новых войн. В потрясающе поэтичных миниатюрах вокального цикла "Моя Россия" (на вирши советских поэтов) нарисованы В.И. Казениным российский пейзаж, картины народного гулянья, портрет обычный русской женщины-матери, символизирующей образ Родины. Своеобразным лирическим гимном России стала песня В.И. Казенина "Моя Россия" (вирши Ф. Лаубе).

Композитора привлекает и такая типичная черта русского характера как склонность к юмору, которым полны страницы его произведений разных жанров: музыка к кинофильмам "Здравствуйте, я ваша тетя", к спектаклю "Мистерия буфф", песни "Балалайка", "Понедельник день тяжелый", песни из вокального цикла "Веселые и грустные песни" на тексты Р. Бернса в переводе С. Маршака и др. В своих произведениях В.И. Казенин отражает шибко просторный круг образов современников, значительные события в жизни страны (в частности, сооружение нового Ташкента потом землетрясения - оперетта "Рай в шалаше", предмет освоения космоса - Третья соната для фортепиано "Памяти Юрия Гагарина" и т.д.).

Лирический дар композитора нашел отображение в его романсах на вирши советских поэтов (1971), вокальных циклах: "Семь настроений" на вирши Э. Нийт (1963), "Строки Мандельштама для голоса и флейты" на вирши О. Мандельштама (1991), "Опустевшие избы" и "Жизненные зарисовки" на вирши А. Скулякова (2001), песнях "В мире есть любовь" и "Звездочка полярная" (обе на вирши В. Дагурова), "Верю в неизбежность" и "Березовая роща" (обе на вирши Ф. Лаубе), "Любовь" (вирши И. Шаферана), "Песня двух сердец" (вирши А. Братова) и многих других, которые отличаются мелодичностью, естественностью выражения чувства, отсутствием драматического пафоса.

Одной из важнейших тем в творчестве В.И. Казенина стала задача войны и мира, народа, сражающегося за фортуна своих детей. Эти героические страницы истории находят отображение в его симфонической поэме "Памяти Юлиуса Фучика", вокальных циклах "Шаги по планете" и "Голоса павших", музыке к фильмам "Ветераны", "Художники Малой земли", документальным киноэпопеям "Великая Отечественная" Р. Кармена (фильмы "На восток" и "Последнее сражение войны", 1979) и "Вэтого дороже" - 8 серий (1981, совместно с Я. Френкелем), оперетте "Верю тебе". Тема войны и мира воплощена и во многих песнях В.И. Казенина. Среди них - "Память" (вирши Ф. Лаубе), "Мы победим" ("Парад Победы") и "Фронтовые друзья" (обе на вирши Я. Гальперина), "Шесть минут" (вирши Б. Шифрина), песенный цикл "Герой детства" (вирши Ф. Лаубе) и другие. С песнями героико-патриотического содержания прямо смыкается кантата В.И. Казенина для солистов, хора, оркестра на вирши советских поэтов "Посвящение солдату", первая количество которой - "Парад Победы" - на вирши Я. Гальперина известна по фильму "Великая Отечественная". Скорбным памятником павшим в годы Великой Отечественной войны стали Три вокализа для хора a capella, созданные композитором к 40-летию Победы над фашистской Германией.

В.И. Казенин с удовольствием пишет музыку для детей: вокальный цикл "На экспозиции детских рисунков" (вирши М. Садовского), пьесы для фортепиано "Акварели", опера "Путешествие в страну "Мультфимию", музыкальная комедия "Приключения Чипполино" (премьера - в Омском музыкальном театре, 1988), цикл песен "Приключения Чипполино", "Песни и пьески для детей", музыка к художественным фильмам "У Валерки день рожденья" (1968), "Про Витю, про Машу и морскую пехоту" (1973), "Чудо с косичками" (1974), к мультфильмам "Незнайка за рулем", "Буренушка", "Лень", "Беда", "Приключения Ивашки", "Утенок, тот, что не мог игрывать в футбол", "Серебряное копытце", "Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка" и другим.

В.И. Казенин активно сотрудничает с различными театрами, являясь автором музыки к спектаклям для детей и юношества разных лет, в том числе Свердловскими ТЮЗом ("Город на заре", "Дубровский", "Фабричная девчонка", "Мистерия-буфф") и Театром кукол ("Веселые музыканты", "Снегуркина школа", "Военная тайна", "Бабушкины сказки", "Ай, болит"), Московским театром кукол ("Дорога верности", "Женитьба Бальзаминова").

В.И. Казенин страсть сколько работает в кино, его музыка звучит больше чем в 100 фильмах, в том числе художественных, - "Святая ложь", "Чипполино", "Понедельник - день тяжелый", "Здравствуйте, я ваша тетя", "Косолапая балерина", "Снегопад", "Родник", "Аэропорт со служебного входа", "Ожидание" и др., многочисленных документальных и научно-популярных фильмах. В.И. Казенин - автор музыки к спектаклю Московского драматического театра "Уходя, оглянись", спектаклям Рязанского драматического театра "Дуэль" и "Завтра в семь". В 1975-1978 годах Владислав Игоревич вел телепередачи "Вечера советской музыки" и "Новости музыкальной жизни" на 1-м и 2-м каналах Всесоюзного телевидения.

С избранием В.И. Казенина в 1966 году ответственным секретарем Уральского отделения Союза композиторов (СК) РСФСР началась его активная общественная дело. В 1968 году он переехал в Москву, где работал главным редактором Всесоюзного бюро пропаганды советской музыки СК СССР. В 1971 году В.И. Казенин стал ответственным секретарем Правления Московской композиторской организации. В 1973 году его избрали секретарем Правления СК РСФСР, а в 1979 году - заместителем председателя СК РСФСР и членом Правления СК СССР. В 1986 году В.И. Казенин вошел в Правление Советского фонда культуры, а сквозь год был назначен на место заместителя Министра культуры СССР (1987-1990).

С 1990 года В.И. Казенин возглавляет Союз композиторов России. Он является членом комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства - председателем комиссии по музыке и хореографии (1990), членом Коллегии Министерства культуры РФ (1990) и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (1996).

В.И. Казенин - Народный артист России (1996), Заслуженный участник искусств РСФСР (1980). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1986), медалью "За трудовое отличие" (1976), медалью имени А.В. Александрова (1988), почетным знаком "За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР" (1975).

В.И. Казенин - участник многочисленных Международных фестивалей музыки, в том числе в Маниле (Филиппины), Бостоне (США), Зелена Гура (Польша), Токио (Япония), Софии (Болгария), Дуйсбурге (Германия), Всесоюзных фестивалей музыки в Ташкенте, Алма-Ате, Джамбуле, Кишиневе, Киеве, Днепропетровске, Вильнюсе, Таллинне, Тбилиси, Кутаиси и Сухуми. Он стал организатором и постоянным участником музыкальных фестивалей в различных городах и регионах России: "Утро Родины" (Сахалин), "Ленинградская весна", "Кубанская весна", "Московская осень", "Панорама музыки России" и многих других. Владислав Игоревич удостоен звания лауреата I премии на Всероссийском конкурсе песни в Сочи (1978), Диплома I степени на конкурсе "Ради жизни на Земле" (1985) к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне за музыку к музыкальной комедии "Я тебе верю" (Ростовский театр музыкальной комедии), лауреата Конкурса спортивной песни (1993). В.И. Казенин - единственный из организаторов и участник Музыкальных академий "Новое передвижничество" (1990-2000) в различных городах России. Владислав Игоревич возглавлял жюри Международного конкурса ансамблей имени Д.Д. Шостаковича (Санкт-Петербург), Всероссийского конкурса советской песни в Сочи, входит в состав жюри Международного конкурса "Янтарный соловей" (Калининград), является заместителем председателя жюри Международного конкурса композиторов имени С.С. Прокофьева, членом оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Владислав Игоревич увлекается живописью, имеет большую коллекцию картин (пейзажи, натюрморты) российских художников и дымковской игрушки. Давний футбольный болельщик, неизменный подписчик газет "Футбол" и "Футбол - Хоккей" (с 1960 года собрал все номера). Предмет особой гордости В.И. Казенина - таблицы футбольных соревнований, которые он ведет с 1948 года.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Владислав Медяник Vladislav Medianik

Родился 28 января 1957 года в г.Красноярск, в семье офицера КГБ и учительницы. В детстве не хотел заниматься музыкой, но, по настоянию отца,..
читать далее

Владислав Пьявко Vladislav Piavko

Владислав Пьявко - советский и российский оперный певец, тенор и педагог. Родился 4 февраля 1941 год.В 1965 году Владислав Пьявко был зачислен в..
читать далее

Владислав Чернушенко Vladislav Chernuchenko

Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки, Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат премии ВЦСПС, Лауреат..
читать далее

Владислав Ветров Vladislav Vetrov

Заслуженный артист России.Был принят в труппу театра Современник в 2002 году, потом непродолжительной работы в Школе драматического искусства..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий