Известные люди

»

Владислав Старевич

Владислав Старевич Vladislav Starevich Карьера: Аниматор
Рождение: Россия
Владислав Старевич родился в Вильно, прославился в Москве, бежал в Ялту, едва не попал в долговую яму в Италии, конец жизни провел во Франции. Но ему удавались путешествия и посложнее - в мир фантазий и волшебных превращений. Владислав Старевич - чeлoвeк, придумавший объемную кукольную мультипликацию.

журнал "Культ Личностей", январь/февраль 2000.

Владислав Старевич вел в Вильно бытие тихую и скучную. Служил в казенной палате, получал немного, служил погано, глумился над начальством и дела своего не любил. Досуги посвящал редактированию запрещенного властями сатирического журнала "Оса", рисованию карикатур и организации костюмированных балов. Из сущей ерунды - рогожи, колосьев, пробки - мастерил восхитительные маскарадные костюмы. Еще одной его страстью была энтомология: он собрал огромную коллекцию бабочек, жуков и других насекомых и вел обширную переписку с такими же одержимыми натуралистами-любителями, время от времени выменивая у них особенно ценные экземпляры.

Удивительно, что при таком напряженном графике у Старевича оставалось время на кино. Он обожал французские трюковые картины - и в конце концов это перевернуло его существование. Однажды потом сеанса Старевич ворвался в обитель как ураган. Все решено! Он покупает в рассрочку киноаппарат, будет снимать картины из жизни насекомых, для чего сразу же отбывает, в Москву.

В Москве он первым делом отправился к представителю французской кинематографической фирмы "Братья Пате". Господин Гаш для приличия стал задавать вопросы, но не выдержал и расхохотался посетителю в лик человеческий. Старевич подался в другую французскую компанию - "Гомон", где повторилось эдак то же самое.

Отчаявшись достичь правды у иноземцев, Старевич обратился к русскому предпринимателю. Что увидел Ханжонков в провинциальном энтузиасте, неизвестно, только вслед за тем их разговора Старевич вернулся в Вильно со съемочным аппаратом, пленкой и договором на съемку первой картины.

По возвращении в Москву Старевича ожидал натуральный триумф. Первая в мире объемная мультипликационная картина "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" (следом революции ее показывали под названием "Куртизанка на троне"), снятая им в марте 1912 года, не сходила с экранов до середины 20-х. Сюжет ее оригинальным не назовешь, но картина произвела фурор: все роли - старого мужа, младой жены и ее ровесника-рыцаря - исполняли... жуки. Получилась пародия на водевильные и опереточные страсти, причем в такой степени остроумная, что более того в самых трогательных сценах зрители не плакали, а смеялись.

Ханжонков был в восторге. Даже вблизи нереально было отличить поделки из гуттаперчевой массы от настоящих насекомых. Все конечности были подвижны, шарниры позволяли придавать героям самые замысловатые позы.

Сам Старевич так изображал работу над фильмом: "Война жуков-рогачей" (1910 год): "...я возлагал большие надежды на битву самцов-рогачей. Однажды я видел такую драку. Сначала я подумал, что два насекомых запутались в траве. Но нет, то была битва. Я приготовил на столе соответствующую декорацию и дуговую лампу. Поместил туда двух самцов и дал им почуять самку. Жуки в первую голову оцепенели от страха, но сквозь минуту пришли в нормальное состояние. И тогда произошло вот что: они начали передвигаться, но когда я дал свет, замерли на долгое время. Несколько раз я пробовал воспроизвести навык, но итог был тот же".

Но Старевич не сдается. Он препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу - и добивается своего.

"Люканиду" практически рвали на части, и первым из иноземцев ее купил шеф отделения "Братьев Пате" господин Гаш.

После успеха "Люканиды" Ханжонков распорядился пристроить к квартире Старевича невеликий съемочный павильон. Старевич пропадал там дни и ночи, и вскоре на свет появились "Рождество обитателей леса" и "Авиационная неделька насекомых".

В свою мастерскую Старевич никого не пускал. Но одному его коллеге помог происшествие. Они разошлись во мнениях об окрасе крыльев редкой бабочки. Старевич не выдержал и потащил оппонента в мастерскую, чтобы тот своими глазами увидел экземпляр, о котором шла речь. "Я изумленный остановился на пороге. Все стены комнаты были сплошь увешаны большими и малыми коробками со стеклянными крышками. И чего там только не было!.. Я не знал, на что глядеть и чему изумляться... На огромном рабочем столе лежала распластанная стрекоза. Больше всего меня поразило то, что рядом с ней лежал дубликат этакий же стрекозы, сделанный в тех же размерах из различных материалов, главным образом из тонкой резины". Старевич увлекся и рассказал о некоторых деталях: "...приходится, создав миниатюрные актерские фигурки, расчленять их на суставы и действовать любой из них подвижным с помощью шарниров. Снимаю я кадр за кадром, последовательно двигая их при помощи черной проволоки. Все зависит от точного расчета каждого движения стрекозы и муравья..."

Когда коллега взмолился явить все это в действии, Старевич опомнился и замолчал.

- Это секрет, - Старевич захлопнул ворота в мастерскую. Некоторое время через на экраны вышел кино "Стрекоза и Муравей", многократно умноживший славу автора.

Старевич не боялся опытов. Смастерив невообразимое приспособление для подводных работы, он погрузил кинокамеру в полупрозрачный прудик подмосковного Крылатского: режиссера заинтересовали стадии развития головастиков. Часами просиживал он на берегу в ожидании своих случайных актеров. Ничего путного из этой идеи не вышло, мир не узнал о тайнах лягушачьего молодняка, и все-таки Ханжонков, наблюдавший за манипуляциями Старевича, признался, что "по настойчивости и тщательности, с которой проводил Старевич свои первые киносъемки", он понял, "что в кино пришел любопытный, самобытный режиссер".

Добившись успеха в объемной мультипликации, Старевич занялся кино. Начал с картины "Домик в Коломне" по Пушкину, следом был Гоголь. Не чуждый самоиронии, Старевич нарисовал карикатуру: раздраженный неуемным интересом режиссера к своему творчеству, классик дергает Старевича за ухо. Старевич корчится, но ручку киноаппарата не отпускает.

Отпустить ручку киноаппарата Старевича призывали многие. Он снял "Страшную месть", "Ночь перед Рождеством" с И. Мозжухиным в главных ролях. Мозжухину он как-то раз, уместно сказать, здорово помог.

А занятие было так: на фабрике Ханжонкова снимали ленту "Алкоголь и его последствия". Мозжухин играл главного героя - алкоголика в преддверии белой горячки. По замыслу режиссера из бутылки, опустошенной пьянчугой, должен был выбираться чертик. Но сколь ни бились на студии, сколь ни пил "горькую" Мозжухин, чертик не выбирался. И тогда вызвали Старевича.

Старевич забраковал старого чертика и вылепил из пластилина нового, тот, что с первого же дубля выбрался из бутылки и начал измываться над актером. Рассказывают, что измученный Мозжухин ловил куколку с нешуточным остервенением.

Для "Ночи перед Рождеством" (И. Мозжухин в роли черта, О. Оболенская - Оксаны) Старевич придумал невиданные по тем временам эффекты: чертяка похищал месяц с неба, коваль Вакула летал по воздуху, чертяка уменьшался до микроскопических размеров и забирался Вакуле в карманчик...

Гражданская махаловка подбросила Старевичу другие темы: он снимает картины "Как германец выдумал обезьяну" и "Пасынки Марса". Февральскую революцию Старевич принял с энтузиазмом, но вскоре изменил близкое касательство.

Весной 1917 года Ханжонков вкупе со всем художественным и техническим персоналом уезжает в Ялту. Старевич также отправился за ним, надеясь вскоре возвратиться в столицу и продолжить работу. К тому времени у него было готово три тысячи человеческих масок для объемной мультипликации.

Но планам Старевича не суждено было сбыться. Поставив в Ялте немного картин, он эмигрировал из России.

В числе этих картин были "Звезды моря", где Старевич изобразил грандиозное зрелище: венец из человеческих тел вращался на фоне облаков. Идею Старевич позаимствовал у итальянцев. Отличие заключалось только в том, что у итальянцев вращалась баснословно дорогая платформа, а хитроумный уроженец Вильно заставил вращаться съемочный аппарат. Минимальными средствами был достигнут тот же итог.

В 1919 году Старевич уезжает в Италию и ставит кино об Икаре. Фирма, заказавшая кино, обанкротилась, и, не добившись ни успеха, ни денег, режиссер перебирается во Францию по приглашению кинопредпринимателя Тимана. На собственной студии в Фонтене-су-Буа он снимает кино "В когтях паука" - трагическую историю наивной мухи, пародию на светскую мелодраму. Уже следующая его служба - "Песнь соловья" - признана лучшим фильмом года. "Рейнеке Лис", полнометражный кукольный фильм-памфлет, поставленный в 1937 году по произведениям Гете, стал настоящим шедевром. До 1920 года у персонажей кукольной мультипликации были неподвижные лица. Старевич первым попробовал "оживить" физиономии своих героев. Для некоторых из них он делал до 150 масок с различными гримасами, у других лица или мордочки были выполнены из мягкого материала, тот, что под руками Старевича моментально менял "выражение".

Старевич работал не покладая рук. Ему помогала семья: подруга жизни Антония шила костюмы для кукол, старшая дочка Ирина работала сценаристом, кукловодом и мультипликатором, младшая Янина играла главные роли в фильмах отца. Чтобы работать такие фильмы, другим требовались годы и усилия целого коллектива опытных кукловодов. Старевичи справлялись вчетвером.

Но денег не хватало, и время от времени Старевич снимал рекламу. Чтобы прикрыть дыры в бюджете, он вынужден был реализовать своих кукол. Заключать контракты удавалось все реже. Потом нагрянула напасть - старшая дочка начала слепнуть. Старевичу предлагали трудиться в Америке, но, опасаясь обмана, он отказался.

Умер Старевич в 1965 году восьмидесяти лет от роду. При жизни у него не было конкурентов, но не было и последователей. После него не осталось ни учеников, ни его удивительной коллекции кукол.

Так же читайте биографии известных людей:
Владислав Опельянц Vladislav Opelyantz

Влад Опельянц славится тем, что умеет снять красивую картинку. Доказательство тому - фильм Ренаты Литвиновой "Богиня: как я полюбила", где все так..
читать далее

Владислав Дворжецкий Vladislav Dvorzhetsky

Владислав Дворжецкий родился в Омске в актерской семье. Его отец-Вацлав Янович - окончил театральную студию при Киевском польском театре, мать -..
читать далее

Владислав Успенский Vladislav Uspensky

В.А. Успенский - Народный артист России (1988), Заслуженный деятель искусств России (1980), лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов..
читать далее

Владислав Фролов Vladislav Frolov

В 2008 году Владислав Фролов принял участие в Олимпийских играх в Пекине. Он выступал в эстафете 4х400 метров. Спортсмен стал обладателем бронзовой..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий