Известные люди

»

Волкан Горанов

Волкан Горанов Volkan Semenovich Goranov Карьера: Герой
Рождение: Болгария, 29.4.1987
Герой Советского Союза (31.12.36), Герой Народной Республики Болгария (1974). Награжден многими орденами и медалями СССР и НРБ.

Родился в семье учителя. Болгарин. С 16 лет активно работал в подпольных организациях. После призыва в армию, как имевший образование, был направлен в летную школу. После ее окончания стал летчиком одной из воинских частей и начал известия пропагандистскую работу посреди служивый. За участие в первомайской демонстрации был уволен из армии и отдан под суд. Но смог спешить и в 1931 г. эмигрировал в Советский Союз под именем Волкана Горанова.

Когда началась битва в Испании, Горанов служил командиром звена в летной школе ГВФ в Тамбове.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября по декабрь 1936 г. Воевал в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи под псевдонимом Халиль Экрем. Совершил 4 боевых вылета на двухмоторном бомбардировщике французского производства Potez 54.

27.10.36 г. состоялся основополагающий боевой вылет эскадрильи в район вражеского аэродрома в Талавере. Было уничтожено пятнадцать самолетов мятежников.

Полковник Деменчук рассказывает: Эскадрилья была сформирована в Альбасете на базе закупленных во Франции семи бомбардировщиков Потез-54. Она состояла из трех отрядов. Два из них летали на потезах (по три машины в каждом), а в третий входили три Бреге-19 и немного гражданских самолетов разных типов спортивные, авиетки и прочие На аэродроме в Альбасете сформировался и свойский интернациональный экипаж: болгарин (командир), три испанца (второй пилот, бортмеханик и воздушный стрелок), два русских (воздушные стрелки), украинец (штурман).

Вначале вторым пилотом в экипаже Горанова летал француз, но в одном из вылетов, когда авиалайнер угодил в зону интенсивного зенитного огня, он запаниковал и побежал таиться в хвостище. Механик-испанец привел его вспять под дулом револьвера и сидел рядом до самой посадки. Слабонервного француза заменили пилотом-испанцем.

Потезы в тыл противника летали или до времени утром, на рассвете, или в сумерках. Брали четыре бомбы по 75 кг или 100 кг под фюзеляж и 32 бомбы по 12 кг во внутренних кассетах. Добавочно грузили в кабину полсотни 12-килограммовок, которые сбрасывали руками на глазок. Метал их в свой проем штурман, а подтаскивал бортмеханик. К цели шли на высоте 2000-2500 м. Бомбили индивидуально, делая подчас до десятка заходов. В среднем за неделю всякий Потез совершал по три-четыре боевых вылета.

Горанов вспоминает: Давали поручение на вылеты в одно и то же время. Вылетали в 7 часов и после этого обеда в 3 часа. Противник знал, когда нас разрешается было ждать

Ошибка руководства была в том, что не делали разбора полетов. Приходят люди с боевого полета, нужно изведать, что ценного. Этого идеально не делали. Пришли, пообедали, и, все. Если я спрашивал частным порядком, то только тогда и узнавал, но не было такого порядка, чтобы командиры собирали, говорили, как необходимо делать, и т.д., обмена опытом не было

Они (испанцы) изредка удивлялись, что мы не обедаем, работаем, в то время как не кончим работу. У них как час наступает так кушать у них за обедом пьют винцо, следом дремать, а следом работать

Над фронтом, обыкновенно летали на полной мощности. Все, что не возбраняется было выжать из самолета и мотора, мы выжимали для того, чтобы миновать фронт.

Советские летчики дали неплохую оценку Потезу, в общем-то, уже устаревшей машине. Самолет сочли простым и приятным для пилота, отметив комфортабельные кабины, обилие благоприятно расположенных приборов, шасси, убиравшееся и выпускавшееся без проблем, отличную связь между членами экипажа. Боевая живучесть самолета повышалась применением протектированных бензобаков, сбрасывавшихся в случае пожара.

Горанов положительно отзывался о Потезе в своем отчете об участии в боевых действиях: Машина крайне легкая в пилотировании, маневрировать на ней легко. Воздушный стрелок меньший комвзвода Десницкий в отчете отметил: Стрелковая кабина на Потезе оборудована добро, пулеметы работают неплохо. А капитан Тхоровой коллектив подчеркнул, что использование моторов с разным направлением вращения винтов улучшает управляемость и маневренность бомбардировщика.

Однако, при всех перечисленных достоинствах у Потеза имелся весьма значимый недочет - малая прыть. Реально с полной бомбовой нагрузкой он развивал не больше 270 км/ч, а крейсерская прыть была порядка 170 км/ч. В различие от СБ, он не мог покинуть от вражеских истребителей, а собственное вооружение, как правило, не позволяло Потезу независимо себя отстоять.

30.10.36 г. 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрилье была поставлена задача: на следующий день с рассветом причинить потрясение по скоплению войск и техники мятежников в Навалькарнеро в 30 км юго-западнее Мадрида, а на обратном пути разведать дороги, идущие от Толедо на север к фронту, обратив особое участливость на населенные пункты Гриньон, Кубас, Ильескас.

Вспоминает Деменчук: Вылет намечался на четыре часа утра. В два часа ночи прибыли на аэровокзал, начали проверять моторы, но они, несмотря на старания бортмеханика и всего экипажа, почему-то не заводились. Потом выяснилось, что в бензине заливного бака оказалась влага. Вредительство и предательство были нередкими явлениями в первые месяцы войны. Нам пришлось перейти на прочий авиалайнер, пилот которого занедужил. Еще два потеза по каким-то причинам кроме того были неисправными.

На аэродроме в Альбасете в то время самолеты не рассредоточивались и не маскировались, правила полетов не соблюдались. Взлетал и садился всякий пилот, где и как ему вздумается Неразбериха была полная. Так получилось и в тот день. Заместитель командира эскадрильи майор Сапилло, тот, что шел ведущим, не уточнив с летчиками на земле проект выполнения боевого задания, подал команду взлетать.

Было сильно черно. Когда наша агрегатина уже начала разбег, мы увидели, как с правой стороны наперерез нам взлетает иной авиалайнер. Еще момент и врезался бы в нас. К счастью Горанов своевременно заметил угроза. В ломание правил всех правил взлета он вынужден был повернутьповоротить налево, так что более того плоскостью задел землю. Столкновения не произошло, все с облегчением вздохнули.

Но неразбериха продолжалась и в воздухе. Из-за недоговоренности и темноты группа длительно не могла собраться. Летали по кругу, покуда не стало светлее. Наконец взяли вектор движения на мишень, но ведущий почему-то как гром среди ясного неба изменил путь полета. Вместоположение того, чтобы объехать Мадрид с севера, как было указано в задании, он повел группу южнее Мадрида, явно решив на первых порах разведать дороги, идущие от Толедо на север, и без малого 60 километров вел группу над территорией мятежников, также линии фронта. Как позже оказалось, делал это Сапилло с предательской целью, чтобы вручить мятежникам вероятность начать истребители.

Вскоре появились вражеские истребители Хейнкель-51. С остервенением набросились они на три старых, громоздких, тихоходных потеза... Воздушные стрелки наших самолетов дружным огнем отразили первую атаку. Хейнкели штурмовали сызнова. Им удалось вывести из строя единственный из моторов нашего самолета. Мы потеряли прыть и стали отставать, хотя до цели все-таки добрались. В действо вступили зенитки, но они не сумели стать поперек дороги нам скинуть бомбы на врага. Облегченный авиалайнер вырвался из зоны зенитного огня. И вновь на нас набросились четыре хейнкеля. На тот самый раз четыре супротив одного.

Атака следовала за атакой. Пулеметными очередями Десницкий сшиб единственный авиалайнер противника, но сам получил тяжелое ранение. С помощью бортмеханика мне удалось вытянуть стрелка из нижней кабины. Бортмеханик оказывал Десницкому первую подмога, а я занял его местоположение за пулеметомАтаки хейнкелей продолжались. Ранило в ногу Горанова, задело и второго пилота Переса Санчо. Одна из пуль попала первоначально в Иванова, а уже на излете в меня. В это время враги вывели из строя и второй движок нашего самолета

В кабине сделалось тихо-тихо, стало слышно, как стонет Десницкий. Высота 1000 метров, авиалайнер в свободном планировании скоро терял высоту. Казалось, пришла пора откланиваться с жизнью. Больше всего пугала вероятность угодить в плен. Мы знали, на какие зверства способны фашисты, и понимали, что может ждать нас, советских добровольцев

Все в настоящий момент зависело от летного мастерства Горанова. Сможет ли он, пораненый, перетянуть за линию фронта? И он, стиснув зубы от боли в ноге, старался как не возбраняется дольше продлить полет. Истребители противника отстали от нас, когда увидели, что задымил второй двигатель. Возможно, у них кончалось горючее или были израсходованы все патроны, а может быть, они решили, что свой авиалайнер горит: влага и масло, вытекая из пробитых пулями трубопроводов и попадая на раскаленные части моторов, превращались в пар и дым, длинным шлейфом тянувшиеся за нами. К счастью, не была повреждена бензопроводка. Случись это, нас бы ничто не спасло. Земля была уже нимало рядом. Умело планируя, Горанов пошел на посадку

Приземлились мы между окопами мятежников и республиканцев. Быстро вынесли Десницкого, сняли пулеметы, забрали диски, в которых остались ещё патроны, залегли рядом с самолетом и стали советоваться, как лучше пробраться с несладко раненым Десницким к своим. Вприятель рядом разорвалась мина, осколки с визгом разлетелись по сторонам. Затем вторая, третья. Откуда-то ещё появился истребитель фашистов и, пикируя, начал новости пламень по лежащему на земле потезу. Пули, взметая пылюка, застучали около нас и самолета. Надо было схорониться. Неподалеку, к счастью, оказался окоп Десницкий абсолютно обессилел. Тогда я взвалил его на себя и пополз с ним. Остальные члены экипажа помогали мне.

Потез Горанова тянул над вражеской территорией примерно 40 км и сел между второй и третьей линиями республиканских окопов. На пробеге одно колесо угодило в воронку, шасси сложилось, но все, к счастью, остались живы. А сквозь час три Хейнкеля ещё раз проштурмовали уже изрешеченную и распластанную на земле машину. Потом в бомбардировщике насчитали 125 пулевых пробоин.

Для захвата самолета и экипажа франкистами был направлен пехотный взвод, усиленный двумя танками. Однако, не взирая на жар противника, экипажу удалось достигнуть до своих.

31.12.36 г. Горанов Волкан Семёнович был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения 1.08.39 г. медали Золотая Звезда, как особого знака отличия для Героев Советского Союза, Горанову была вручена медаль 22.

Пятьдесят лет Захариев носил ее, зачастую повторяя: Звезда Героя дается человеку за геройский поступок, тот, что он совершил единственный раз, но за честь ее носить, нужно противоборствовать всю жизнь.

Вернувшись из Испании полковник Горанов продолжил службу в ВВС РККА, а далее был назначен начальником Управления учебных заведений ГВФ СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Я вам пишу, друг народный избранник, - говорится в одном из писем, полученных Захариевым, - но делаю это не потому как, что верю, что вы сделаете что-нибудь, - нет, вы чересчур мелкий мужчина... Я писала Сталину, Берии, Молотову - но они не помогли. А вы?! Я пишу вам для того, чтобы совесть моя была спокойна - я попробовала и эту возможность

Он понимал, сколь глубока скорбь этой женщины... Написал сообщение Генеральному прокурору СССР с просьбой пересмотреть занятие и избавить невинно оклеветанного человека. Не прошло и двух месяцев, - вспоминает генерал Захариев, - как я получил второе послание от этой женщины. Она сообщила мне, что оттуда, откель она не ожидала и малейшей помощи, она получила самую большую отрада в своей жизни. Ее муж был освобожден потом моего заступничества. Письмо было написано так, что сколь раз я его ни читал, столь раз плакал.

Однажды к нему в офис пришел изрядный, по-военному подтянутый человек. Он встал по стойке смирно, приставил руку к голове и доложил: Генерал запаса Березкин прибыл потом возвращения из Сибири в результате вашего заступничества. Оказалось, это был репрессированный босс политотдела ВВС.

В годы Великой Отечественной войны готовил авиационные кадры для действующей армии.

После войны Захариев был военным атташе НРБ в СССР, а после этого командующим ВВС Народной Республики Болгария.

Пребывание генерала Захариева в Москве в качестве военного атташе совпадает с первыми годами советской космонавтики. Его коллеги из США, Англии, Франции и другие завидовали, что на приемы, которые Захариев устраивал у себя в посольстве, приходят все советские космонавты, а вот на их приемы - только единственный, максимум два космонавта. На что Захариев с доброй улыбкой отвечал: Это, видать, от уважения к моей стране. Нет, господин генерал, - тяжко говорили ему коллеги. - Мы представители таких великих государств... Это от уважения к вам лично.

Однажды на приеме в посольстве генерал Захариев встретился с одним из своих коллег - полковником военно-воздушных сил Италии. Генерал, заметив на его лице основательный шрам, спросил, откель он. Итальянец ответил, что это ещё со времен войны в Испании. По его словам, он тогда вел нелегкий мордобой с одним турком, которого звали Халилом Экремом. Этот турок подбил немного франкистских самолетов. Однако ему, итальянцу, все же удалось поджечь единственный мотор у турка, так что тот точно не вернулся к своим.

Тут генерал хитро улыбнулся и, подняв фужер, произнес: Господин полковник, позвольте вознести тот самый основополагающий тост за того турка, тот, что оставил вам тот самый шрам на память. - И, отвечая на недоуменный точка зрения итальянца, сказал: Вот он, тот самый-самый турок, стоит перед вами.

Огромная образ генерала Захариева в развитии ВВС Болгарии в 50-70-е гг. не подлежит сомнению.

Сразу же потом окончания Великой Отечественной войны, позже того как Болгария оказалась в сфере влияния СССР, на вооружение ее ВВС стали поступать самолеты Як-9, Ил-2, Ил-10, По-2, Як-11. В 1951 г. их сменили реактивные самолеты: Як-23 и Як-17УТИ, а потом МиГ-15, МиГ-17 и МИГ-19.

После вступления в Варшавский контракт болгарские ВВС были перевооружены новейшими самолетами советского производства, в первую очередность истребителями МиГ-21, а кроме того транспортными самолетами Ил-14, Ли-2 и вертолетами Ми-1 и Ми-4.

В 70-х годах болгарские ВВС были основательно модернизированы.

В 1974 г. за гигантский вклад в формирование ВВС Народной Республики Болгария заместителю министра обороны НРБ генерал-полковнику авиации Захариеву было присвоено звание Герой НРБ.

После отставки Захариев был заместителем председателя Всенародного комитета болгаро-советской дружбы. В последние месяцы жизни генерал полно времени отдавал проведению мероприятий, посвященных полувековому юбилею войны в Испании.

Умер 29.04.87 г. Похоронен в Софии.

Так же читайте биографии известных людей:
Волшебники Двора Volshebniki Dvora

четверо мальчишек и четыре девочки, которые жили в самом обыкновенном дворе города Воронежа, объединились в вокальную группу, которая получила..
читать далее

Вольдемар Хэглунд Voldemar Hagglund

Хэглунд (Hagglund) Вольдемар Юхан (1893, Выборг -1963), финский военный деятель, генерал-лейтенант. В марте 1915 тайно переехал из Финляндии в..
читать далее

Вольф Москович Volf Moskovich

Доктор филологических наук (1971), директор отделения славистики Еврейского университета в Иерусалиме (с 1988 года), автор трудов по славистике,..
читать далее

Вольф Бирман Volf Birman

Немецкий бард, в 1970-х бывший одним из самых известных диссидентов в ГДР.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий