Известные люди

»

Гавриил Сарычев

Гавриил Сарычев Gavreel Sarichev Карьера: Мореплаватель
Рождение: Россия, 30.6.1831
Сарычев был не только замечательным практиком-гидрографом, но и теоретиком этого дела. Он обладал пытливым умом настоящего исследователя, его научные интересы были необычайно широки. Он был действительно одним из крупнейших океанографов и предшественников славных русских ученых моряков, блестяще проявивших себя в кругосветных плаваниях начала XIX столетия.

Гавриил Андреевич Сарычев был одним из образованнейших русских морских офицеров конца XVIII-начала XIX века. Он известен как упный ученый-гидрограф, начальник ряда экспедиций, составитель карт, атласов и лоций, а кроме того наставлений по морской описи.

Сарычев родился в 1763 году. Семи лет он был зачислен в подготови-иьный класс Морского кадетского корпуса. В 1778 году позже окончания корпуса Сарычев, произведенный в гардемарины, плавал в Финском ливе в эскадре контр-адмирала Сухотина на корабле "Не тронь меня". 1781 году он был произведен в мичманы и на том же корабле совершил давание от Кронштадта до Ливорно и вспять. С 1782 по 1784 год Сары-ев сызнова служил на Балтийском море, а ещё участвовал в картографировании рек Днестра и Сожи.

В 1785 году Сарычев был произведен в лейтенанты и назначен в Северо-восточную географическо-астрономическую экспедицию, руководство которой было возложено на англичанина И.И. Биллингса, сознательно приглашенного для этой цели на русскую службу.

Для двадцатидвухлетнего Сарычева Северо-восточная экспедиция, в которой он оказался без всякого руководства и действовал безупречно состоятельно, явилась прекрасной школой. В ней он закалился и сло-шся как ученый и гидрограф. Больше того, Сарычев сыграл в этой экспедиции главную образ. Известный российский мореплаватель И.Ф. Крузенштерн так оценил участие Сарычева в экспедиции: "...Все, что сделано полезного, принадлежит Сарычеву, толико же искусному, как и трудолюбивому мореходу. Без его неусыпных трудов в астрономическом определении мест, снятии и описании островов, берегов, портов и пр. не приобрела бы может быть Россия ни одной карты от начальника этот экспедиции"

1 августа Сарычев по приказанию Биллингса выехал из Охотска в Верхнеколымск. Здесь, на реке Ясашной (в настоящий момент Ясачная), под его руководством были построены два судна: "Паллас", руководство которым принял на себя Биллингс, и "Ясашна", командиром которого был назначен произведенный в это время, в соответствии с указом императрицы, в капитан-лейтенанты Сарычев. Следует пометить, что на "Ясашне" только Сарычев и боцманмат были знакомы с морем. Все остальные ни в жизнь в море не бывали, и оттого Сарычеву пришлось раньше всего приняться за обучение своей команды морскому делу.

24 июня 1787 года "Паллас" и "Ясашна" вышли из Колымы в море.

Пройти на восток из-за льдов не удалось, и 26 июля, то есть в что ни на есть разгар полярного лета, суда вернулись в Колыму.

Неумелые и нерешительные действия Биллингса во время этого плавания позднее были подвергнуты жестокой критике.

Биллингс безотлагательно же потом возвращения из плавания уехал в Якутск, взяв с собой врача, секретаря и количество команды. Устройство и отправка другой команды и все остальные дела были поручены Сарычеву: во время экспедиции во все трудные операции Сарычев посылался первым и возвращался последним.

В январе 1788 года Сарычев выехал из Якутска в Усть-Майскую пристань, где наладил постройку лодок для перевозки пушек, якорей, кам-бузных котлов и других тяжелых грузов. 14 июля он во главе отряда из 120 мужчина на семнадцати лодках направился от Усть-Майской пристани по рекам Мая и Юдоме до Юдомского Креста; в этом месте кончился водный стезя и лодки были разгружены. Сам Сарычев, подготовив все для перевозки грузов сухим путем, поехал с командой в Охотск, куда и прибыл в сентябре. Оставленные у Юдомского Креста грузы были перевезены на собаках по зимнему пути.

На судне "Слава России" Сарычев посетил острова Прибылова и Святого Лаврентия. После плавания в Беринговом проливе "Слава России" 4 августа зашла в губу Святого Лаврентия. В феврале 1792 года Сарычев занялся картографированием острова Уналашка. За сорок дней на трехместной байдарке в сопровождении двух алеутов Сарычев обошел кругом острова, посетил строй поселений алеутов и собрал ценнейшие сведения о природе острова и о быте его обитателей. Названия многих мысов и бухт, появившихся на карте Сарычева (в частности, Капитанская гавань, названная так в честь предшественников Сарычева капитанов Креницы-на и Левашева), сохранились и до сих пор.

В апреле 1794 года Сарычев вернулся в Петербург.

До 1801 года он служил в Кронштадте. В 1799 и 1800 годы, командуя кораблем "Москва", он совершил переход из Архангельска к берегам Англии и после этого в Кронштадт. В 1801 году он был произведен в капитан-командоры.

Одновременно со многими служебными обязанностями Сарычев усердно работал над здоровущий книгой "Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжение восьми лет при географической и астрономической экспедиции, бывшей под началом флота капитана Биллингса с 1785 по 1793 г.". Книга эта была издана в 1802 году и вскоре переведена и издана в Германии, Франции, Голландии. Канадский ученый Бэнкрофт, автор изданной в 1886 году обширной монографии по истории Аляски, подчеркивал выдающееся значимость этого труда Сарычева. Не потеряла своего значения эта книжка и в настоящее время.

С 1802 года в течение шести лет Сарычев занимался исправлением морских карт Балтийского моря и Финского залива.

В 1803 году Сарычев был произведен в контр-адмиралы, командовал эскадрой из трех фрегатов в Балтийском море, на них обучались гардемарины и исправлялись морские карты. В том же году он был определен в члены Адмиралтейств-коллегий.

В 1805 году во время войны России, Англии, Австрии и Швеции с наполеоновской Францией Сарычеву было поручено конвоировать двадцать шесть торговых судов, доставлявших в Померанию десантные войска с острова Рюген. На переходе во время шторма бриг "Диспач", на котором находился Сарычев, разбился. Сильно пострадавший адмирал покинул судно последним.

В 1827 году Сарычев был назначен главным командиром и военным губернатором Кронштадта, а после этого преобразования учреждений Морского ведомства - генерал-гидрографом Главного Морского Штаба. Поение десять лет своей жизни Сарычев писал историю всех русских портов.

Сарычев снискал глубокое почтение современников. Исключительной чертой его были добросовестность и аккуратность наблюдений. Сам Сарычев в "Предуведомлении" к книге о своих путешествиях в 1785- 1893 годы писал: "...До пользы мореплавателей касающиеся наблюдения чинены со всякою точностью и описаны сколь разрешается обстоятель

Точность наблюдений Сарычева считалась сама собой разумеющейся - моряки верили ему. Так, к примеру, В.М. Головнин прямо писал: "Усмотрев Петропавловскую гавань... мы употребили карту Сарычева: из-*ая аккуратность этого мореходца, с какою обрисовывал он берега, заставила меня иметь в распоряжении к его планам гаваней полную доверенность..."

Сарычев был не только замечательным практиком-гидрографом, но и теоретиком этого дела. Он обладал пытливым умом настоящего исследователя, его научные интересы были необычайно широки. Он был истинно одним из крупнейших океанографов и предшественников славных русских ученых моряков, блестяще проявивших себя в кругосветных плаваниях начала XIX столетия.

Так же читайте биографии известных людей:
Гавриил Тихов Gavreel Tihov

Наблюдения затменных переменных звезд привели Г.А.Тихова к открытию интересного эффекта запаздывания минимума блеска в ультрафиолете по сравнению с..
читать далее

Гавриил Василенко Gavreel Vasilenko

Гавриил Василенко - Герой Советского Союза, советский военный деятель, генерал-лейтенант. Родился 23 октября 1910 года.Боевые заслуги Героя..
читать далее

Гавриил Веселитский Gavreel Veselitskiy

Генерал-лейтенант. Из российских дворян. Его предки были князьями в Далмации, а дед при Петре I переехал в Россию. Военное образование получил в..
читать далее

Гавриил Диденко Gavreel Didenko

Майор Г. В. Диденко совершил 365 боевых вылетов, провёл 80 воздушных боев, в которых сбил лично 22 и в группе 37 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий