Известные люди

»

Гаврил Гуськов

Гаврил Гуськов Gavril Guskov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 17.7.1943
Гвардии младший лейтенант Г. Г. Гуськов произвёл 105 боевых вылетов. В 35 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился в 1923 году в деревне Шахово, в настоящее время Урицкого района Орловской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и аэроклуб. Работал счетоводом в Малоярославсяком мехлесопункте Калужской области. С Апреля 1941 года в Красной Армии, в этом же году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Ноября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Апрелю 1943 года начальник звена 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 3-я Воздушная вс, Калининский фронт ) Гвардии меньший лейтенант Г. Г. Гуськов произвёл 105 боевых вылетов. В 35 воздушных боях сшиб 10 самолётов противника. 24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 Июля 1943 года погиб в воздушном бою. Вэтого выполнил 140 боевых вылетов. Проведя 45 воздушных боёв, сшиб 17 самолётов противника.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Похоронен в посёлке городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области. Его именем названы улочка в Нарышкино. Навечно зачислен в списки воинской части.

* * *

Гавриил Гуськов рос в крестьянской семье. Окончил 7 классов и аэроклуб. Весной 1941 года добровольно вступил в Красную Армию, стал курсантом Качинской военной авиационной школы. После выпуска летом 1942 года и короткой переподготовки в запасном авиаполку младой лётчик Гуськов осенью прибыл в 875-й истребительный авиационный полк, сражавшийся на Калининском фронте.

Полк, в котором служил Гуськов, имел в своём составе хоть отбавляй молодых необстрелянных лётчиков. Оберегая неопытную молодёжь, руководство не спешило давать её на боевые задания. Поэтому Гуськову, как и другим молодым лётчикам, первое время приходилось осваивать материальную количество и технику пилотирования самолёта Як-1, обучаться метко палить, отрабатывать воздушные бои на вертикалях, маневрировать в боевых порядках эскадрильи и полка, взлетать и усаживаться в составе эскадрильи.

Терпеливо училась молодёжь у опытных боевых лётчиков - командиров эскадрилий, их заместителей и командиров звеньев искусству побеждать врага. И это вскоре окупилось сторицей. Уже на Калининском фронте Гуськов дрался умело и мужественно.

6 Марта 1943 года лётчики 875-го ИАП провели успешный воздушный махач. Шестёрка Як-7Б, ведомая лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших потрясение по войскам противника восточнее реки Ловать. "Илы" шли двумя звеньями с уступом направо. Истребители сопровождения попарно расположились на флангах строя, а одна пара шла позади и еле-еле выше. Через 10 - 12 минут полёта лётчики подметили спереди чёрные шапки разрывов зенитных снарядов. Это значило, что группа подходила к цели. Искусно маневрируя, "Илы" обрушили на заданный предмет свой бомбовый груз. Истребители зорко следили за воздухом, стараясь как разрешено раньше приметить истребителей противника, в появлении которых сомнений не было.

В миг отхода штурмовиков от цели появились 6 Ме-109G и 2 FW-190. Хотя "Илы" уже уходили, без прикрытия их оставлять было всё одинаково не разрешено. Лейтенант Скорук принял заключение частью сил штурмовать и связать боем вражеские истребители. По его команде первым вступил в мордобой с фашистами старшой сержант Г. Г. Гуськов в паре с сержантом А. И. Поповым. Два Ме-109, отделившись от группы, вместе с тем штурмовали Гуськова с правой стороны. Но старшой сержант перехитрил врага - он грубо убрал газ, и немцы проскочили мимо. Затем пилот круто развернул самолёт на 180 и зашёл "Мессеру" следующей пары в хвостище. С дистанции 50 метроы дал по нему очередность из всех своих огневых точек. Фашист, распустив шлейф темного дыма, камнем свалился вниз.

Второй "Мессер" со снижением стал покидать. Гуськов бросился было его преследовать, но своевременно оглянулся вспять и заметил, что третий Ме-109 заходит ему в хвостище. Гуськов молниеносно оценил обстановку, грубо развернулся на попятный вектор движения и пошёл в лобовую атаку. Ведя встречный жар, противники проскочили мимо дружбан друга и стали в левый вираж, стараясь заглянуть единственный другому в хвостище.

Сержант Попов зорко следил за своим командиром. До сих пор он не вмешивался в махач, видя, что начальник в помощи не нуждается. Но тут наступила минута, когда во время виража "Мессер" подставил ему свой пузо. Сержант Попов длинной очередью расстрелял фашиста.

Ведущий второй пары старшина М. С. Ворожейкин, потеряв своего ведомого, дрался единственный с 3 "Мессерами" и 2 из них сшиб. По одному фашистскому истребителю уничтожили сержант А. Г. Кулиев и ведущий группы лейтенант Скорук. Вэтого было уничтожено 6 из 8 самолётов противника. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели.

24 Мая 1943 года в центральных газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении одному из лучших лётчиков 65-го Гвардейского полка Гвардии младшему лейтенанту Гаврилу Гавриловичу Гуськову звания Героя Советского Союза. Эту весть с радостью встретил не только собственный состав его полка, но и все авиаторы 4-й Гвардейской истребительной авиадивизии, так как героизм и отвага, проявленные Гуськовым в боях, были известны в отдалении за пределами полка. Он одержал свою первую победу З Января 1943 года в районе Великих Лук, где в воздушном бою сшиб истребитель Ме-109. А к концу Марта 1943 года он имел на своём счету уже 11 лично сбитых самолётов врага. Теперь отважному лётчику предстояло участвовать в боях за отбояривание родных мест - города Орёл и Орловской области.

В конце Мая 1943 года, перед Курской битвой, 65-й Гвардейский ИАП перебазировался на аэровокзал в полосе Брянского фронта, где получил задачу прикрывать войска правого крыла Центрального фронта, а с 12 Июля участвовал в наступлении Брянского фронта на Орловском направлении.

В первостепеннный же день контрнаступления наших войск на Курской дуге еще раз отличился начальник звена Гавриил Гуськов. Ведомая им группа вступила в махач с превосходящим воздушным противником над переправами на Оке. Мгновенной атакой Гвардии лейтенант сокрушил строй вражеских бомбардировщиков, единственный из них сшиб сам.

Спустя 3 дня Гуськов за 2 вылета уничтожил ещё 3 фашистских истребителя FW-190. Сражаясь в родном небе Орловщины, Гуськов успел истребить 5 самолётов врага.

Наступлению советских войск на Орловском направлении содействовали и наши истребители, непрерывно патрулировавшие в воздухе. Они надёжно прикрывали боевые порядки частей и соединений от ударов вражеской авиации и наносили бомбардировщикам противника значительные потери. В единственный из дней, группа из 6 истребителей под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора В. Н. Кубарева получила задачу закрыть переправу наших войск посредством реку Ока. На 28-й минуте патрулирования появились 4 Ju-88 под прикрытием 8 FW-190, которые направлялись к переправе. Это были разведчики. За ними шли 27 бомбардировщиков Ju-88 и 20 истребителей FW-190. Воспользовавшись благоприятной погодой советские истребители неожиданно штурмовали вражеские самолёты и сшибли 4 "Юнкерса" и 2 "Фоккера". При этом в особенности отличились Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Г. Гуськов и старшой лейтенант Килоберидзе, которые сшибли по 2 фашистских самолёта.

Тяжёлым для Гвардейцев выдался день 17 Июля. Во второй половине дня четвёрку истребителей под командованием Гуськова, прикрывавшую наземные войска, штурмовали 12 "Фоккеров". Спустя немного минут к фашистам подошло подкрепление. Теперь 4 советских истребителя сражались супротив 30 вражеских самолётов, эшелонированных по высоте. Отчаянно дралась четвёрка Гуськова. Лётчикам в таковой обстановке оставалось одно - биться до полной выработки горючего и израсходования боеприпасов. Победа или кончина ! Так и окончился тот самый тяжёлый махач. Смертью храбрых сообща с командиром погибли комсомольцы лётчики В. Г. Пономарёв, С. С. Альбинович, парторг эскадрильи А. В. Лебедева.

...Спустя 20 лет у деревни Бетово Волховского района Орловской области на глубине 4 метров были найдены обломки самолёта. По орденам лётчика было установлено, что они принадлежали Гавриилу Гавриловичу Гуськову. Его останки с воинскими почестями захоронены в посёлке городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области. На могиле героя воздвигнут памятник: в шлемофоне навстречу ветру устремлён лётчик... Его имя носят улочка в Нарышкино. Имя Героя долгое время ностила и пионерская дружина архангельской средней школы Урицкого района, в которой он учился.

Так же читайте биографии известных людей:
Гаврил Зуев Gavril Zuev

Гаврил Зуев - Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 427-го истребительного авиационного полка (292-я штурмовая авиационная..
читать далее

Гаврила Державин Gavrila Dergavin

Его произведения величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века оказали и до сегодняшнего дня..
читать далее

Гагик Мартиросян Gagik Martirosyan

Армянский политический и хозяйственный деятель.
читать далее

Гагик Мхеян Gagyk Mheyan

Армянский государственный и политический деятель.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий