Известные люди

»

Геннадий Гладков

Геннадий Гладков Gennady Gladkov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 18.2.1935
Г.И. Гладков народный артист РФ (2002), заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Он является обладателем двух призов Российской академии кинематографических искусств и наук Ника за лучшую музыку к фильму Убить дракона (1987) и мюзиклу На бойком месте (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002). Член Союза кинематографистов РФ и Союза композиторов РФ.

Родился 18 февраля 1935 года в Москве. Отец Гладков Игорь Иванович (19081978). Мать Гладкова Елена Степановна (19091987). Супруга Гладкова Светлана Николаевна (1931 г. рожд.). Сын Гладков Андрей Геннадьевич (1968 г. рожд.).

Геннадий Гладков вырос в музыкальной семье. Его дедуля был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой. Отец аккордеонист, пианист играл в джазовом оркестре А. Цфасмана, в годы войны участвовал в концертных бригадах.

Детские годы Геннадия прошли на улице Москвина (сегодня Петровский переулок), во дворе дома, что напротив филиала МХАТа. Мальчишки военной поры не могли посещать прославленный театр излишне нередко по билетам. Зато летом, когда зрители выходили в антракте на улицу, с ними совместно разрешается было несложно пробраться вовнутрь. Репертуар филиала был просмотрен весь и не единственный раз. Правда, со второго действия. В то время московские дворы были своеобразными клубами, где обсуждались домашние и заводские дела, куда из тесных коммунальных квартир выносились торжества и праздники. Здесь был свой театр: свои настоящие слезы и гогот, и Геннадий был неизменным и незаменимым оркестром этого театра. Ставилась у стенки табуретка, а потом невесть откель взявшийся стул с высокой витиевато выделанной спинкой, и аккордеон в руках Геннадия начинал распевать про все то, что жило в человеческих душах. И, пожалуй, он ещё сам не понимал, что, продолжая ту или иную популярную мелодию, играя ее по-новому, так, как слышалась она только ему одному, он прокладывал дорогу к самому себе, к тем мелодиям, про которые в эти дни разрешается безошибочно сказать: гладковские. Однако основательно заниматься музыкой времени не было: Геннадий был старшим в семье, оттого в первую очередность приходилось мыслить не о себе, а значит, не о музыке.

После 7-го класса Геннадий поступил в химический техникум, окончил его, некоторое время работал в НИИ красителей, где участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей, все яснее осознавая, что без музыки его существование произойти не может.

В 1959 году Геннадий Гладков поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. По классу композиции он учился у В.Г. Фере, чуткого педагога, умевшего рассмотреть и приподнято ценившего в своих учениках их индивидуальность. По окончании аспирантуры с 1966 года в течение 5 лет Геннадий Гладков занимался преподавательской деятельностью, в том числе в консерватории.

Еще будучи консерваторцем, Геннадий Гладков начал сочинять музыку для научно-популярного кино, дебютировав фильмом Тайны минувшего (1962). Здесь, на Центрнаучфильме, он прошел солидную школу, работая без малого постоянно с большим симфоническим оркестром. Постепенно музыка в синтетических жанрах, рожденных ХХ веком, мультфильм, теле- и кинофильм стала первостепенный стезей композитора.

Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства Василию Ливанову. Именно он привлек Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой Самый, самый-самый, самый. А ещё раньше Гладков дебютировал у Ливанова и как сценический композитор в его дипломной режиссерской работе в Щукинском училище спектакле по Трем толстякам Юрия Олеши.

Геннадий Гладков проснулся знаменитым в тот день, когда на экранах появилась музыкальная мультипликационная лента Бременские музыканты, безотложно ставшая визитной карточкой композитора. Точный сценарий Василия Ливанова, режиссерская служба Инессы Ковалевской, прекрасные вирши Юрия Энтина и кино, окрыленный удивительной по своей демократичности и образности музыкой Геннадия Гладкова, стал всеобщим любимцем. Уже в этом месте основные грани творчества композитора предстают во всей полноте: яркость и неповторимость портретных характеристик, чуткое слышание художественных и игровых свойств музыкальных инструментов, разящая нежданность, нестандартность их сочетаний, удивительная пластика мелодического мышления, органично сочетающая декламационное, песенное, романсовое, инструментальное начала, неподражаемая ритмическая раскрепощенность и выдумка. Новые мультфильмы подтвердили и усилили фарт.

Примерно тогда же театральные возможности Геннадия Гладкова по достоинству оценил Марк Захаров, в то время режиссер Московского театра сатиры. Один за другим на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: Проснись и пой (1970), Темп-1929 (1971), Чудак-человек (1973). В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, такие как Укрощение строптивой, Люди и страсти, Дульсинея Тобосская. Теперь, более того учитывая вовсе различный режиссерский почерк постановщиков, критика заговорила о театре Гладкова. И подтверждением этому стали спектакли Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленные Марком Захаровым, Автоград-XXI (1973), Тиль (1974), Жестокие игры (1979), а ещё музыкальное представление по сказке Андерсена Дороже жемчуга и злата в Современнике.

Драматический театр особое пристрастие Геннадия Игоревича, в нем он видит наиболее надежную базу для актерского и режиссерского воплощения своих музыкальных идей.

В 1983 году в афише Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко появилось новое наименование первая опера Геннадия Гладкова Старший сын (автор либретто по одноименной пьесе А. Вампилова Ю. Ким, режиссер-постановщик М. Дотлибов). Своеобразие дарования Гладкова, неизменно сказывающееся в мюзиклах, романсах, музыке к фильмам, предрешило и особенный нрав его оперного дебюта. Г. Гладков назвал свою оперу лирико-комической в ней довольно эпизодов, окрашенных ярким непринужденным юмором, довольно теплой, сердечно-искренней лирики.

Продолжая активно вкалывать для театра, в первой половине 1980-х годов кроме Старшего сына Г. Гладков пишет музыку к спектаклю Оптимистическая трагедия (Театр Ленинского комсомола), балет Двенадцать стульев (Свердловский театр оперы и балета), оперетту Собака на сене (поставлена в Воронеже, Иваново), детскую оперетту Три Ивана (Свердловск).

Геннадий Гладков полно пишет для кино. С одним только Марком Захаровым, которого он считает своим главным режиссером и единомышленником, сделаны 12 стульев (1977), Обыкновенное чудо (1978), Дом, тот, что построил Свифт (1983), Формула любви (1984), Уударять дракона (1988). Композитор не скрывает своего тяготения к острозрелищным жанрам и формам в соответствующем экранном воплощении: Дон Сезар де Базан (1989), Человек с бульвара Капуцинов (1987), песня из которого на практике стала гимном кино. Иногда на экран переходят его сценические работы: к примеру, Дульсинея Тобосская (1980) единственный из самых любимых фильмов композитора. Иногда напротив из кинематографа тот или другой сюжет попадал на сцену, как было с Собакой на сене (1977). Во многих картинах, над которыми работал композитор, музыка является одним из основных компонентов, решает драматургические задачи (Сватовство гусара, Дульсинея Тобосская, Дом, тот, что построил Свифт, Формула любви и др.). В других картинах, таких как После дождичка в четверг (1985), где только немного вокальных номеров, музыка ещё слышна и важна.

В киномузыке Гладкова есть особое, свойственное ему свойство, которое критика один раз определила как ироническая лиричность. Таковы Джентльмены удачи (1971), Точка, точка, запятая... (1972), Ты мне, я тебе (1976) и др. Эти же качества музыки свойственны и музыкальным комедиям, написанным композитором сознательно для музыкального театра: Желтый дьявол (пьеса Борисова и Фере), Старик Хоттабыч (пьеса Лагина и Энтина).

Истинную цену киномузыке Геннадий Гладков, по его собственным словам, понял, когда услышал стук пишущей машинки, наложенной на тему саксофона, в фильме Джузеппе де Сантиса Рим, 11 часов. У неореалистов, а следом и Нино Роты он учился точности выбора выразительных средств. В его новых работах музыка сейчас в особенности ярка, интересна и лаконична. Это и философская лента В. Мотыля Расстанемся, покуда хорошие (1991) по мотивам горской легенды, записанной Ф. Искандером, и картина В. Фокина об армии До первой крови (1989).

Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 19902005 годах композитор пишет музыкальную комедию для петербургского Открытого театра Адъютант Его Величества; балет Танец дьявола, основанный на сюжете гоголевского Вия (хореограф Л. Лебедев); мюзиклы: Йоахим-Лис детектив с дипломом (для театра Детектив), На бойком месте и Сватовство по-московски по А.Н. Островскому; музыку к спектаклям Дорогая Памела, Мужской сезон, Сильвия, Сирано де Бержерак, Ура, король!, Приключения Красной Шапочки.

Эстетическое кредо Гладкова краса, лаконизм и сдержанность. Он раньше всего лирик: мелодии, бесспорно, главенствуют в его музыке. Юмор и влюбленность вот две главные краски его художественной палитры. Но социальная острота, ирония, сатира присутствуют порой более того в невинных детских произведениях, как, в частности, в мюзиклах Иван и Алена супротив Дракона (Шиворот-навыворот), Хоттабыч, Голубой щенок, Маша и Витя супротив диких гитар.

Геннадий Гладков прекрасный знаток музыкальных стилей и жанров. Жанровые трансформации и жанровые модуляции его излюбленные композиционные приемы. У него есть бесчисленные, но при этом разнообразнейшие по характеру вальсы и фокстроты, марши и танго, галопы, польки, канканы, шимми, мазурки, регтаймы, полонезы. То же в отношении вокальных жанров: романсы, песни, куплеты, серенады, припевки, частушки, величальные, ариозо, речитативные сцены, песнопения, баллады, гимны всё это неполный перечень жанрового богатства, подвластного композитору, где не существует непреодолимой пропасти между жанрами концертными и уличными, деревенскими и городскими, высокими и низкими.

Совершенно по-особому складываются у Геннадия Гладкова отношения с детской аудиторией. Тут более того неясно, кто взрослей: имеющий известность композитор или дети, которые пришли его внимать. Помимо принесших ему широкую популярность песен из мультипликационных фильмов Бременские музыканты, По следам Бременских музыкантов, Как львенок и черепаха напевали песню, Голубой щенок, Зарядка для хвоста и многих других, дети разом подхватывали его Поэму о пионерке на вирши Э. Багрицкого, Спор о спорте на вирши Ю. Энтина, песни из цикла Белый Север на вирши М. Пляцковского и многое другое, написанное с трогательной любовью и самоотдачей. С 1992 по 2001 год Геннадий Гладков ежегодно писал детские мюзиклы для Кремлевской елки.

Геннадий Гладков все время сотрудничает с поэтами Ю. Энтиным, Ю. Кимом, Д. Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни (По следам Бременских музыкантов, Голубой щенок, Когда безумствует мечта, Дульсинея Тобосская, Формула любви).

Помимо уже упомянутых фильмов Геннадий Гладков является автором музыки к картинам: Обратной дороги нет (1970), Шаг с крыши (1970), Пропажа свидетеля (1971), Включите северное сияние (1972), Ночной мотоциклист (1972), Стоянка поезда две минуты (1972), Бесстрашный атаман (1973), Люди и манекены (1974), Новогодние похождения Маши и Вити (1975), Что наша существование?! (к/а Ау-у!, 1975), Пока безумствует мечта (1978), Жил-был настройщик... (1979), Благочестивая Марта (1980), Таинственный старик (1980), Вакансия (1981), Берегите мужчин! (1982), Не хочу быть взрослым (1982), Очень важная персона (1984), Гум-гам (1985), Поезд за пределами расписания (1985), Забавы молодых (1987), Две стрелы. Детектив каменного века (1989), Князь Удача Андреевич (1989), Чокнутые (1991), Танец дьявола (1992), Тартюф (1992), Завтрак с видом на Эльбрус (1993), Охота (1994), Дон-Кихот возвращается (1997), Кармен (2003); мультипликационным фильмам: Ограбление по, Каша из топора, Разлученные, Клетка, Три лягушонка, А как черт из табакерки получится, Зарядка для хвоста, Завтра будет завтра, Синяя борода, Куплю привидение, Макбет, Фаэтон отпрыск Солнца, Синяя птица, Новые Бременские, О рыбаке и рыбке и др.

Дискография: Хоттабыч, Голубой щенок (1995), Маша и Витя супротив диких гитар (1995), Бременские музыканты (1995), Волшебник Изумрудного города (1996), Человек с бульвара Капуцинов (1996), Собака на сене (1996), Обыкновенное чудо (1996), На бойком месте (1998), Новые Бременские (2001) и др.

Г.И. Гладков всенародный артист РФ (2002), заслуженный участник искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Он является обладателем двух призов Российской академии кинематографических искусств и наук Ника за лучшую музыку к фильму Уударять дракона (1987) и мюзиклу На бойком месте (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002). Член Союза кинематографистов РФ и Союза композиторов РФ.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Геннадий Жаров Gennady Jarov

Для меня формат русского шансона значит симбиоз из целого ряда музыкальных жанров. А блатные песни... изнутри я эту тему все равно не знаю.
читать далее

Геннадий Жуков Gennady Zhukov

Геннадий Жуков - автор книг Колокольный конь, Эпистолы, Конус; руководитель проекта Юнеско Автор-уникум.
читать далее

Геннадий Заволокин Gennady Zavolokin

Музыкант. Его по праву называли "первым гармонистом России".
читать далее

Геннадий Рождественский Gennady Rozhdestvensky

Острое ощущение особенностей современного мышления, способность мгновенно схватывать и транслировать оркестру суть любого нового стиля являются..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий