Известные люди

»

Генри Шеклтон

Генри Шеклтон Henry Shackleton Карьера: Путешественник
Рождение: Великобритания
Шеклтон (Shackleton) Эрнест Генри (1874-1922), английский исследователь Антарктики. В 1901-1903 участник экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 руководитель экспедиции к Южному полюсу (достиг 88 градусов 32 минут 19 секунд ю. ш., открыл горную цепь на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 руководитель экспедиции к берегам Антарктиды.

Шеклтон Эрнст Генри - исследователь Антарктики. В 1901-1903 годах участвовал в экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 годах стоял во главе экспедицией к Южному полюсу (добился 88 градусов 32 минуты ю. ш., открыл горную цепочка на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 годах стоял во главе экспедицией к берегам Антарктиды.

Шеклтон - отпрыск старинной ирландской фамилии - родился в Килки-хауз в семье врача. Его молодость прошла в море. Узнав о желании сына сделаться моряком, Шеклтон-старший не стал противодействовать. Когда Эрнст окончил школу, папа использовал свои знакомства, чтобы учинить сына юнгой на 1600-тонный клипер "Хогтон Тауэр", отправлявшийся в дальнее плавание. В последних числах апреля 1890 года "Хогтон Тауэр" покинул берега Англии и направился посредством Атлантику около южной оконечности Америки мыса Горн в чилийский порт Вальпараисо.

Плавание на "Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно кругосветное.

По возвращении из кругосветного плавания Шеклтон смог без особого труда сдать экзамен на младшего штурмана и заполучить местоположение третьего помощника на корабль "Монмоусшайр" Уэльской регулярной линии, совершавший рейсы в Японию, Китай и Америку.

В 1901 году меньший лейтенант королевского военного флота Шеклтон уже правил вахту на мостике экспедиционного судна "Дискавери" Британской антарктической экспедиции, организованной для исследования полярных стран. Возглавлял экспедицию капитан Р. Скотт.

2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон отправились на трех собачьих упряжках к полюсу. Две недели их сопровождала вспомогательная партия, но 15 ноября она возвратилась обратно, а полюсная партия продолжала дорога на юг. Последний день 1902 года застал группу Скотта на 8215' южной широты, в восьми милях от Западных гор, супротив долины, прорезавшей хребет в западном направлении. Скотт назвал ее - доступ Шеклтона. Путь к горной цепи преградил студеный обрыв.

Группа Скотта вынуждена была ворочаться. У всех троих обнаружились признаки цинги. Шеклтон кашлял кровью. Состояние здоровья Шеклтона вынудило Скотта послать его в Англию. То, что Шеклтон посчитал неудачей, принесло ему славу, о которой недавний штурман "Карисбрук кастл" и не мечтал: он первым поведал миру об открытиях экспедиции Скотта; ему достались первые лавры. Шеклтон получил звание лейтенанта флота и новое направление - стоять во главе подготовкой вспомогательной экспедиции для освобождения прочно вмерзшего в лед "Дискавери". Шеклтон великолепно справился: экспедиция была снаряжена и отправлена в срок. Позже она вызволила "Дискавери" из ледяных оков, и экспедиция Скотта возвратилась на родину.

Друг Шеклтона - Бирдмор (позже лорд Инвернэйрн) - предложил Шеклтону прилично оплачиваемую пост секретаря технического комитета в Глазго. Это было нечто как бы экспериментально-конструкторского бюро, которое занималось созданием новых типов экономичных газовых двигателей.

Спокойная, размеренная работа в техническом комитете не удовлетворяла Шеклтона, оттого идея о новом походе к Южному полюсу все больше разжигала его честолюбие.

Шеклтон выступил с проектом новой экспедиции в газетах, а потом в "Географическом журнале". Вызов был брошен.

10 марта 1908 года Дейвид, Моусон и четверо других спутников Шеклтона в первый раз поднялись на вершину Эребуса (3794 метра) и достигли края действующего вулкана. Весной (в конце октября) Шеклтон начал поход к Южному полюсу. Однако, находясь менее чем в 180 километрах от полюса, 9 января 1909 года отряд вынужден был завернуть вспять из-за нехватки припасов и сильнейших ветров. По расчету Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 километров. Географические результаты похода оказались сильно значительными: открыто немного горных хребтов (в том числе Куин-Александра) общей протяженностью больше 900 километров, обрамляющих с юга и запада шельфовый ледник Росса.

14 июня 1909 года Англия встретила Шеклтона и его товарищей как национальных героев. Однако, сколь ни значительны были достижения Шеклтона и Скотта, виктория норвежцев, первыми достигших Южного полюса, ударила по национальному самолюбию британцев. Чтобы возвратить "обиженному" английскому флагу былую славу, требовался геройский поступок, тот, что изумил бы мир и позволил бы Англии застолбить именем короля новые пространства ледового материка. За это взялся Шеклтон.

Он перехватил идею Брюса и Фильхнера и выступил с проектом трансантарктической экспедиции. Огромная популярность, подмога правящих и финансовых кругов Англии помогли Шеклтону относительно без труда принять нужные средства, и в конце 1913 года он занялся снаряжением новой экспедиции.

Экспедиция разделялась на два самостоятельных отряда. Главный отряд Шеклтона отправлялся на парусно-паровом судне "Эндьюрэнс"" в море Уэдделла. Судно должно было высадить сухопутную партию Шеклтона с собачьими упряжками и запасом продовольствия на Берег принца Луитпольда. Отсюда партии предстояло произвести переход сквозь материк: до полюса - по совершенно девственным местам, дальше, уже на север, знакомой дорогой - по плато короля Эдуарда VII, леднику Бирдмора, ледяному щиту Росса к проливу Мак-Мёрдо. К тому времени вспомогательный отряд, отправлявшийся в море Росса на судне "Аврора", должен был провернуть базу на мысе Хижины или мысе Эванс и расставить склады продовольствия от базы до ледника Бирдмора.

Но фортуна отвернулась от Шеклтона. Сначала отплытие "Эндьюрэнса" из Англии чуток не сорвала начавшаяся первая мировая махаловка. Затем по пути на юг выяснилось, что судно не настолько уж прочно, как казалось при покупке, а количество команды, завербованной в связи с войной из белобилетников, оказалась всего ничего пригодной для полярного плавания. Но главные испытания ждали Шеклтона спереди.

В октябре 1915 года "Эндьюрэнс" был раздавлен льдами и затонул. Люди высадились на лед, сокрушили лагерь. Льдина продолжала дрейфовать к северу. Пока хватало продуктов, спасенных с раздавленного судна, покуда удавалось охотиться на тюленей, существование на льдине была достаточно сносной. С приближением зимы положение экспедиции ухудшилось.

Только 15 апреля они добрались до острова Мордвинова (Элефант). Но было ли это спасением? Надежды на поддержка извне не было, следовало надеяться только на самих себя. Перед Шеклтоном встала дилемма: либо направить на Южную Георгию, где находился поселок китобоев, шлюпку с опытными людьми, чтобы они добились присылки на остров спасательной экспедиции, либо всем оставаться тут, уповая на волю Божью. Шеклтон избрал начальный, наиболее тяжелый вариант, и взялся сам его осуществить.

Его блистающий план трансантарктического похода прямо сгинул. Только в начале 1917 года Шеклтону удалось разыскать и захватить семь последних участников вспомогательно отряда экспедиции на мысе Эванс.

Несмотря на все неудачи, постигшие Шеклтона, его экспедиция в целом сделала несть числа полезного для науки, пополнив знания о метеорологическом и ледовом режиме, глубинах морей Уэдделла и Росса.

Шеклтон обратил свои взоры на америкосский Север и начал переговоры с канадским правительством об организации экспедиции, которая обследовала бы море Бофорта.

Его предложение погнать океанографическую экспедицию для обследования побережья Антарктиды в африканском квадрате - от Земли Котса до Земли Эндерби нашло поддержку у лордов Адмиралтейства. А 24 сентября 1921 года экспедиционная шхуна "Квест" уже отплыла из Плимута на юг. В дальний тракт с Шеклтоном отправились его старые друзья Уайлд, Уорсли, Маклин и Мак-Ильрой, метеоролог Хуссей.

4 января 1922 года "Квест" кинул якорь в бухте Гритвикен у знакомого поселка китобоев. Шеклтон сошел на берег, чтобы повидать своих старых друзей, принимавших такое живое участие в спасении экспедиции "Эндьюрэнса". Вечером он вернулся на судно, оживленный, удовлетворенный тем, что кончились все приготовления и что утром разрешается уходить на юг. Перед сном Шеклтон по обыкновению сел строчить свой дневник. "С наступлением сумерек я увидел одинокую, поднимавшуюся над заливом звезду, сверкающую, как дорогой камень" - записал он последнюю фразу и лег дремать... А в 3 часа 30 минут 5 января он скончался от приступа грудной жабы.

С согласия вдовы покойного туловище Шеклтона было погребено в Гритвикене, на оконечности вдающегося в море мыса. А когда "Квест" на обратном пути из Антарктики вновь зашел на Южную Георгию, друзья Шеклтона воздвигли на его могиле монумент - крест, увенчивающий вершину холма, сложенного из гранитных обломков.

Так же читайте биографии известных людей:
Генри Гудзон Henry Gudzon

В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул..
читать далее

Генри Ларсен Henry Larsen

Только через десять лет после второго плавания "Сент-Рока" вопрос о пригодности Северо-западного прохода для торгового судоходства был ! разрешен..
читать далее

Генри Дрэпер Genry Dreper

Получил медицинское образование. С 1859 г. работал в нью-йоркской больнице Бельвью. Преподавал, был профессором естествознания. В 1866 г. назначен..
читать далее

Генри Рессель Henry Norris Russel

В 1905 стал преемником Юнга в Принстоне; занимал посты профессора астрономии и директора обсерватории до 1947. В 19221942 был также сотрудником..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий