Известные люди

»

Генрих Вёльфлин

Генрих Вёльфлин Genrih Voeflin Карьера: Писатель
Рождение: Швейцария
Я среди историков искусства - формалист". Это название я принимаю как почетный титул, поскольку речь идет о том, что я всегда видел первую задачу историка искусства в анализе пластической формы..." - так Генрих Вельфлин в последние годы жизни определил свое место в науке об искусстве, на развитие которой он оказал решающее влияние.

С его именем связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины. До Вельфлина история искусства - это отчасти раздел археологии, отчасти периферийная область истории культуры, отчасти сфера эссеистического творчества, после этого Вельфлина - это респектабельная и совершенно автономная наука, обладающая собственным методом и специфическим материалом для исследования. Разработанный Вельфлином приём формально-стилистического анализа художественных памятников уже без малого столетье лежит в основе подготовки искусствоведов в разных странах мира. В некотором смысле вельфлиновский приём является краеугольным камнем в многосложном здании современной науки об искусстве.

Генрих Вельфлин прожил долгую существование. Швейцарец родом, он получил образование в Базельском университете, где его учителем был выдающийся историк ренессансной культуры Я. Буркхард, от которого Вельфлин унаследовал привкус к широким концепционным построениям, а ещё важную для всего последующего вельфлиновского творчества идею "классического искусства" как вершины в развитии стиля. Заканчивал образование Вельфлин в Мюнхене, в одном из лучших университетов того времени, под руководством профессора Г. Брунна, стремившегося привить молодому исследователю заинтересованность к тщательному рассмотрению конкретного памятника. Этот заинтересованность, выразившийся в особой предметности подхода к явлениям искусства, ощущается во всех работах Вельфлина, более того в тех случаях, когда художественный ход рассматривается на уровне абстрактных категорий. Прекрасное образование, помноженное на гений и незаурядное трудолюбие, не могло не доставить свои плоды. Сейчас кажется без малого невероятным, что фундаментальная монография "Ренессанс и барокко", принесшая Вельфлину европейскую известность, была опубликована в 1888 году всего только двадцатичетырехлетним юношей.

К моменту выхода книги Вельфлин уже преподавал в Мюнхенском университете. С университетской работой была связана вся дальнейшая существование ученого. Он занимал профессорские кафедры в крупнейших университетах Германии и Швейцарии. После Мюнхена он преподавал в Базеле, следом в Берлине, опять в Мюнхене, с 1924 года и до конца жизни - в Цюрихе. Лекции Вельфлина были своего рода событием, их стремились послушать на практике все историки искусства, получавшие образование в Европе. В лекциях исследователь пытался в довольно немудрёный и ясной форме, на конкретных примерах передать тварь божья своих идей, превосходство нового подхода к искусству. Влияние университетского курса неплохо видно во второй крупной работе Вельфлина - книге "Классическое искусство" (1899), которая совершенно утвердила его авторитет как выдающегося историка искусства.

Период от публикации этой книги до появления наиболее значительной в теоретическом отношении работы "Основные понятия истории искусства" (1915) стал временем важный славы Вельфлина. Его труды переводятся на основные европейские языки. Его идеи не только господствуют посреди историков искусства, но и в опосредованной форме влияют на многих художников, как известно, аккурат в это время в особенности интересующихся проблемами изобразительного языка. Концепция Вельфлина оказывает значительное влияние на формирование литературоведения и некоторых других гуманитарных дисциплин, кроме того поставивших перед собой задачу самоценного изучения художественной формы.

Популярности Вельфлина, кроме научной новизны и актуальности его идей, понятное дело способствовала литературная одаренность исследователя. Вельфлин писал живым, образным языком, выгодно отличающим его произведения от перегруженных специальной терминологией и до предела наукообразных "гроссбухов" иных немецких ученых. Вельфлин нетрудно обращается к неожиданным, на основополагающий точка зрения более того произвольным, сравнениям и метафорам, в итоге на изумление верно и осязаемо передающих дума исследователя. Достаточно припомнить знаменитое соотнесение раннего Ренессанса с "тонкочленными девичьими фигурами в ярких одеяниях". Вельфлиновский манера изложения делал его глубокие по научному содержанию работы доступными и интересными для широкого круга читателей. Прямым следствием популярности и широкой известности явилось избрание Вельфлина в члены Прусской Академии наук. Он был первым исследователем, получившим звание академика за работы в области истории искусства, что, без сомнения, подняло престиж тогда ещё юный науки.

Однако Вельфлину было суждено испытать апогей своей славы. После первой важный войны вельфлиновский алгоритм подвергся основательной критике. Исследователю не удалось противопоставить этой критике ничего существенного. За последние три десятилетия жизни Вельфлин опубликовал только одну крупную работу - "Италия и немецкое ощущение формы" (1931), в которой он скорее уточнял прежде высказанные положения, чем выдвигал оригинальную концепцию. Новое поколение историков искусства уже не удовлетворял вельфлиновский разбор художественной формы, они стремились к больше глубокому постижению содержательной стороны искусства. Умами владели концепция "истории искусства как истории духа" Макса Дворжака и идеи набирающей силу иконологической школы. Работы Вельфлина исподволь потеряли свою актуальность, превратились в своеобразную искусствоведческую классику. Не невзначай полно раз переиздавались "Основные понятия истории искусства", ставшие своего рода учебным пособием. В этой ситуации Вельфлин отказывается от полемических выпадов супротив культурологических и социологических подходов к изучению искусства, допускает вероятность "истории искусства как истории выражения". Однако при этом он всячески отстаивает право на наличие собственной теории, которую определяет словами "искусство как имманентная история формы".

Для понимания истоков вельфлиновской теории развития искусства необходимо возвратиться к событиям 1887 года, когда младой исследователь во время поездки в Рим познакомился и рядом сошелся с группой немецких интеллектуалов, в которую входили философ К. Фидлер, живописец X. фон Маре, скульптор А. Гильдебранд. Эти люди были объединены идеей возрождения "большого стиля" на основе ещё раз найденных "вечных законов художественного творчества". Роль идеолога выполнял Фидлер, утверждавший, что проблема искусства - не воспроизведение окружающего мира и не идеализация его, а творение некой "новой реальности" посредством достижение совершенной гармонии форм. Связь идей Фидлера с конкретной художественной практикой показал Гильдебранд в получившей широкую известность книге "Проблема формы в изобразительном искусстве". Основной тезис Гильдебранда сводился к тому, что все лежащее за пределом "оптических ценностей", собственно видимой, формальной стороны произведения, не имеет прямого отношения к сущности художественного творчества.

Идеи "римского кружка" вдохновили Вельфлина, позже он сравнивал их с "бодрящим, свежим дождем на изнуренной засухой почве". В открывшейся перспективе исследователя больше всего, привлекала вероятность превращения истории искусства в объективную науку, ибо форма, по его мнению, могла быть "математически" измерена. Воспитанный на позитивистских идеалах XIX века, Вельфлин стремился покинуть от субъективных методов в область точного опыта, с помощью которого исследователь хотел отыскать неизменные закономерности, управляющие развитием искусства. Новый подход к искусству, примененный для познания исторических явлений, позволил Вельфлину выработать довольно цельную концепцию, существенно не изменявшуюся, но развивавшуюся я уточнявшуюся на протяжении всей жизни ученого. Его основные работы как бы подмечают вехи на этом пути. В основе вельфлиновской теории лежит мысль о существовании различных "методов видения", характерных для тех или иных исторических эпох. Различие методов связано с эволюцией психической природы человека, порождающей модифицирование зрительного восприятия предметного мира и, как следствие, форм его воспроизведения в искусстве. Исследователь подчеркивает, что смена стилей не зависит от сознательной воли художников. Таким образом, формирование художественных форм у Вельфлина становится внутренне обусловленным, имманентным процессом, подчиняющим себе все остальные моменты творческой деятельности. Поэтому любые знания о художниках играют для понимания искусства второстепенную образ. Отсюда возникает популярный вельфлиновский тезис: не "история художников", а "история искусства без имен".

В первой книге Вельфлина Ренессанс и барокко рассматривались не без затей как сменяющие товарищ друга стили, но как два идеально разных способа художественного мышления, выражающие принципиально отличающиеся мироощущения. В смене ренессансного стиля барочным исследователь был склонен зреть одну из важнейших закономерностей в развитии формы, наблюдаемую не только в итальянском искусстве. Примечательно, что Вельфлин собирался вручить в книге параллельное рассмотрение "античного барокко". В процессе исследования сущности и происхождения барочного стиля ученый пытался выработать систему понятий для описания различных "методов видения". Эта служба была продолжена в книге "Классическое искусство", где Вельфлин представил искусство Высокого Возрождения как плод развития "чисто оптического характера", направленного "к объединенному созерцанию многого и к слитому в необходимое целое соотношению частей". Вывод исследователя о "классическом искусстве" как не конкретно-исторической, а вневременной категории, получил дальнейшее теоретическое формирование в "Основных понятиях истории искусства". Здесь алгоритм Вельфлина становится последовательно не историческим, он создает картину искусства нового времени, используя систему формальных категорий, состоящую из пяти пар контрастных понятий (линейного и живописного, плоскостного и глубинного, замкнутой и открытой формы, множественности и единства, абсолютной и относительной ясности). Эта организация явилась своеобразным завершением теоретических построений Вельфлина. В последней книге, посвященной "немецкому чувству формы", исследователь не вносит ничего принципиально нового, он только демонстрирует дополнительные возможности "формального" подхода к искусству, пытаясь связать "приём видения" с особенностями национального мироощущения.

Вельфлин понимал ограниченность своей теории. Он говорил, что она применима только для искусства тех эпох, в которые существовали единые "методы видения". Искусство XIX-XX веков с его хаосом различных направлений Вельфлин отказывался исследовать, считая тот самый отрезок времени глубочайшим упадком в искусстве. По его мнению, "прекрасной задачей истории искусства является сохранение живым хотя бы понятия о единообразном видении, преодолении невероятной путаницы и установка глаза на твердое и ясное касательство к видимому".

Так же читайте биографии известных людей:
Генрих фон Клейст Heinrich von Kleist

Полное имя Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте-на-Одере.
читать далее

Генрих Семирадский Genrih Semiradskiy

Генрих Семирадский - известный польский художник, представитель академизма. Родился 24 октября 1843 года.Известен по таким произведениям как:..
читать далее

Генрих Крейцер Genrih Kreicer

Сын ирландца-журналиста и австриячки - сексота НКВД, еврей по паспорту, Генрих Крейцер, нашел своих заграничных родственников только перед выходом..
читать далее

Генрих VI Genrih VI

Сын императора Фридриха I.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий