Известные люди

»

Георгий Вилинбахов

Георгий Вилинбахов Georgy Vilinbahov Карьера: Деятель
Рождение: Россия
Создание любой церемонии, любого действа это своеобразное и очень интересное творчество. Когда возникает подобная необходимость, я с удовольствием этим занимаюсь...

1994 г. в России появился государственный герольдмейстер. Указом президента Ельцина им был назначен Георгий Вилинбахов. Историк по образованию, он с 1969 г. работает в Государственном Эрмитаже. Начинал как хранитель коллекции знамен и военной графики, с 1992 г. заместитель директора музея. В 1999 г. он возглавил Геральдический совет при президенте РФ.

- Георгий Вадимович, вместе с тем возглавлять государственной герольдией и заниматься Эрмитажем, мягко говоря, сложно? Вы не думали предпочесть что-нибудь одно?

Совмещать непросто, но я занимаюсь и буду заниматься и тем и другим, вследствие того что что мне это любопытно. Если б какое-то из этих двух направлений не доставляло мне удовлетворения, я бы, безусловно, от него отказался.

У вас было непочатый край работы в связи с церемонией инаугурации президента?

Нет, не сильно. Церемония проводилась по тому же сценарию, что и былой раз, так что большая доля нашей работы была выполнена четыре года вспять.

Значит, не возбраняется гутарить о нарождающейся традиции?

Да, тем больше церемония 2000 года во многом повторяла вступление в место президента Ельцина в 1996 году. Другое занятие, что строй вещей все-таки был изменен. Лично мне кажется, что теперешний вариант удачней.

Работать над созданием главных церемоний страны занятно?

Создание всякий церемонии, любого действа это своеобразное и крайне интересное творчество. Когда возникает подобная надобность, я с удовольствием этим занимаюсь, но мы не разрабатываем государственные церемонии как таковые наша служба связана с их геральдическим оформлением. Правда, в некоторых случаях мы занимаемся ритуалами, как это было с захоронением останков царской семьи.

Известно, что у вас хорошие отношения с нынешним домом Романовых, не могли бы вы поведать об этом знакомстве?

Я не стал бы произносить о доме Романовых в целом. Со многими членами фамилии мы на практике не встречаемся. Другое занятие, что у меня дружеские отношения с главой Объединения семьи Романовых князем Николаем Романовичем и его братом Димитрием Романовичем.

Сперва я познакомился с Димитрием Романовичем. Это было в Копенгагене в 1993 году. Я совместно с другими руководителями петербургских музеев был приглашен в Данию, поездка вышла шибко интересной и полезной. Во время одной из встреч я оказался рядом с крайне элегантным господином. Мы разговорились.

Я знал, что князь Димитрий Романов пишет книги по истории орденов, помимо того, его неоднократно упоминал мой добрый знакомый князь Георгий Илларионович Васильчиков. Мы обсудили экспозицию, которая у нас обоих вызывала некоторое отсутствие понимания, после этого, словечко за словечко, перешли на другие темы, был упомянут Георгий Илларионович, а присутствие общих знакомых, как известно, сближает. Со временем наше знакомство перешло в теплые дружеские отношения. Я рад, что помог Димитрию Романовичу в работе над очередной книгой.

Считается, что у каждого человека есть главная книга или книги, вы с этим согласны?

Для каждого возраста, для каждой ситуации, для каждого настроения есть свои авторы. Впечатление от вещи во многом определяется тем, своевременно ли она прочитана. Нужно, чтоб состояние души попало в резонанс с книгой.

С вами подобное случалось?

Когда-то меня поразила Княжна Мери, следом без малого до слез тронул Орленок Ростана, потом были Три товарища Ремарка В родное время меня поразила одна повесть, если не ошибаюсь, Нагибина. Рассказ сына об отце. Действие происходит в сталинские годы, и там масса страшных деталей. Как, уже потом ареста отца, ночью раздался непрерывный звонок, как все замерли, потому что что ночные звонки могли обозначать только одно, как оказалось, что на лестнице открылась форточка и давила на кнопку. Все переживания переданы так, что кажется: это происходит с тобой и сегодня.

Литература такое же диво, как музыка. Поразительно, как композитор слышит столь звуков, соединяющихся в мелодию, как заставляет игрывать инструменты, создавая законченное произведение, которое восхищает и тревожит. То же и литература. Можно только восхищаться людьми, у которых есть дар сквозь словечко отдавать настолько немало.

А современных авторов вы читаете?

К сожалению, шибко нечасто. Нет времени. Слишком немало приходится впитывать текст по профессии. То же относится и к кинофильмам. Остается утешаться, что, когда уйду на пенсионную выплату, буду впитывать текст для удовольствия и доберусь, в конце концов, до всех книжек, которые приготовлены и ждут своего часа.

В последние годы появилось достаточно как собак нерезаных людей в непонятных формах, с непонятными знаками различия и никому не известными наградами. Как вы к ним относитесь?

Если гутарить с профессиональной точки зрения, то геральдическая работа подобными вещами не занимается. Вся эта самодеятельность не имеет никакого отношения к системе государственных наград и государственному форменному костюму.

Любой гражданин может сшить себе любое одеяние и повесить на себя любую цацку. Любая общественная организация опять-таки может обладать свои костюмы, награды, знаки различия, жаловать кому-то титулы и звания, мы к этому относимся смирно. Ну собрались три человека, создали среда любителей пива, придумали себе форменную одежду и особый знак, что в этом страшного? Взрослые также имеют право на игру. Кто-то называет себя эльфом или гоблином, кто-то графом. Нужно только, чтобы при этом не нарушалось действующее законодательство о государственных символах и государственных наградах. Все другое с целью бога.

Значит, в некоторых случаях держава все же вмешивается?

Государство может встрять и перестать тот самый маскарад, если самодеятельные костюмы и награды будут до стадии смешения совпадать с действующими государственными. Нельзя, чтобы общественная награда копировала, к примеру, звезду Героя Советского Союза или звезду Героя России, по иному раньше времени или поздненько появятся желающие сыграть на подобном сходстве, присвоив чужие полномочия и привилегии.

Если кто-то, пользуясь своей побрякушкой, сознательно получает то, на что не имеет права, он является элементарным мошенником и подлежит соответствующему наказанию.

А как вы относитесь к так называемым реконструкторам, имитирующим старинную военную форму, ордена, знамена?

Это полностью достойное дело. Что касается форменного костюма, то тут нет никаких вопросов. Сложнее с наградами и знаменами, причем сами реконструкторы придерживаются по этому вопросу прямо противоположных взглядов.

Одни полагают, что греха в копировании нет и зачем бы людям, приписавшим себя к тому или иному некогда существовавшему полку, не изготовить точную копию боевого знамени этого полка. Историческая реконструкция это своеобычный театр, а артисты выходят на сцену в любых орденах, и никого это не шокирует.

Те, кто к знаменам и наградам относится больше трепетно, считают, что символы чести воинской части и знаки личной доблести не могут быть игрушкой. Спор на эту тему идет давнехонько, но это идеально стандартно и никаких проблем и тем больше повода для вмешательства государства тут нет.

Про вас рассказывают, что вы увлекаетесь джазом, оловянными солдатиками и сигарами. Это истина? Если позволительно, расскажите о ваших увлечениях.

Я люблю джаз, но увлечение это нечто большее, оно подразумевает активные действия, требует времени, и значительного. У меня же все сводится к тому, что выбирая, какую музыку внимать, я предпочту джаз. Это, разумеется, не значит, что джаз вытесняет все прочее. Я люблю военную музыку и собираю военные марши. На пластинках, на кассетах, а сегодня уже и на дисках.

Вообще не понимаю, к чему нужно все расставлять по местам, что-то первое, что-то второе, что-то третье. Можно души не чаять и джаз, и классику, и военную музыку, одно другому безупречно не мешает. Вот современную эстраду я и действительно воспринимаю в меньшей мере.

Раз уж речь зашла о маршах... Как вы относитесь к разговорам о том, что многие советские марши на самом деле написаны до революции и, по сути дела, украдены?

Кто говорит? И о каких как раз маршах? Я люблю аккуратность, да и специальность налагает установленный отпечаток. Слово говорят меня не устраивает. Одно занятие, когда историк музыки заявляет, что марш, тот, что исполняли тогда-то и называли так-то, на самом деле был написан на пять лет раньше композитором таким-то. Тут все ясно, как в случае со знаменитым Варягом налицо исторический факт, тот, что никто и не думает утаивать. А что до преемственности военной музыки, то причина ее очевидна. В первые годы советской власти военными музыкантами, капельмейстерами были те же люди, что и до революции. И играли они ту же музыку, что и в Русско-японскую войну, и в Русско-германскую. Музыка эта, уместно сказать говоря, жива и в настоящий момент.

Репертуар военных оркестров ныне расширился, в том числе и за счет старых мелодий, но Прощание славянки и Тоску по родине исполняли и при Ленине, и при Сталине, и при Брежневе. Никто не говорил, что, к примеру, Старый егерский марш написан затем революции, не пытался выдать его за советских времен. Для тех, кто интересовался историей военной музыки, авторство старых маршей не являлось ни загадкой, ни тайной, которую усиленно скрывали.

Теперь об оловянных солдатиках. Ваша коллекция все ещё пополняется?

Да, при всякий возможности. Недавно я был в Мюнхене, зашел в антикварный маркет, в котором продаются игрушки, и купил старых солдатиков.

А как вы относитесь к коллекционным солдатикам, которых делают в текущий момент?

Эти фигурки я бы рассматривал не как игрушки, а как внешность мелкой пластики. По крайней мере, как музейщик, я определяю их как раз так. Это статуэтки, предназначенные для украшения письменного стола, книжного шкафа, этажерки. Очень добро, что они есть, но это уже прочий жанр, а оловянные солдатики это в свое время всего игрушечка, они и появились аккурат в таком качестве. Их разрешается применять и для реконструкторских сражений, и для игры в прямом смысле этого слова.

А отчего вы курите как раз сигары?

Потому что мне это нравится. Сигары это в прошлом всего вкусовые ощущения. И ещё это подмога при раздумьях. У каждого есть свои вещи, которые помогают сосредоточиться.

А со стороны кажется, что сигары это атрибут отдыха, притом аристократического.

Сигара помогает либо передохнуть, либо, напротив, прийти в рабочее состояние.

Вы курите только сигары? А как насчет трубки и сигарет?

Трубку курю, сигареты нет.

Считаете дурным тоном?

Нет, зачем же Просто мне не нравится привкус. Есть и дополнительная причина профессиональная. Вся моя сознательная существование связана с Эрмитажем, а в музее, в хранилище категорически запрещено дымить.

Курильщикам нужно выскакивать из хранилища, куда-то нестись, где-то стоять, торопливо затягиваться. Так что служба в какой-то степени определила, что сигареты это не мое. Сигарета это суетность, торопливость, а сигара, трубка предполагают спокойную обстановку. Сигарами, уместно сказать говоря, в различие от сигарет не затягиваются. Сигару дымить на бегу не разрешено.

Есть некое клише, подаренное нам английской литературой. Человек с сигарой или с трубкой у камина и рядом собака. У вас собака есть?

Есть. Я вообще не представляю, как разрешено существовать без собаки!

В моей жизни были три собаки. Первым был овчар Чарли, которого мы с родителями завели, когда выбрались из коммуналки, где жили совместно с бабушкой, дедушкой и тетушкой. Шесть джентльмен в одной комнате это достаточно сложно. Разумеется, ни о какой собаке не могло быть и речи, но это было нашей семейной мечтой.

В 1968 году родители смогли взять кооперативную квартиру на проспекте Гагарина, и мы в канун переезда взяли в клубе щенка. Вырос отличный кобель умница, красавчик, с изумительной мордой. Он для своей породы прожил у нас достаточно продолжительно, опосля его не стало, и мы поклялись, что больше собак у нас не будет.

Но клятву сдержать не удалось?

Прошло какое-то время, и мы поняли, что без собаки нам не существовать. Встала задача кого хватать. Сначала говорили, что кого угодно, но только не овчарку. Потом решили нет, овчарку, но только не такую, каким был Чарли, не чепрачную...

Как вечно в таких случаях бывает, все вышло само собой. Наша соседушка знала о наших мучениях и приняла меры. В единственный отменный день позвонили в ворота, мы открыли, и к нам вошло диковина на четырех ногах. Так у нас появился второй овчар, он у нас также продолжительно прожил, но, к сожалению, невпроворот болел. После его смерти мы уже не пытались отступиться от собаки. Наша знакомая советовала не валять дурака и хватать овчарку. Дескать, мы уже отравлены этой породой и хватать кого-то другого идиотично.

В этом есть установленный толк у каждой породы своя психология, свои повадки, а мы успели сделаться патентованными овчарочниками. Тем не менее существование заново рассудила по-своему, и в текущий момент у нас живет кокер-спаниельша Маня. Белая, с палевыми пятнами и веснушками абсолютно прелестное создание. Кокеры вообще собаки изумительные.

Георгий Вадимович, вы телесериал Комиссар Рекс ненароком не смотрите?

Когда получается, смотрю, как же по-другому. Там стержневой герой овчарка, а я все-таки овчарочник. И ещё я шибко люблю Дог-шоу. Замечательно, что на нашем в общем-то недобром телевидении есть такая программа. По-моему, одна из лучших. Радуешься, что есть такие замечательные собаки и такие славные хозяева.

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Жиленков Georgy Zhilenkov

Жиленков Георгий Николаевич. Родился в1910 году в Воронеже, русский. Был беспризорником. Учился.
читать далее

Георгий Замысловский Georgy Zamiuuslovskij

Замысловский Георгий Георгиевич (Егорович) - политический деятель. Родился в 1872 г., сын последующего; кончил курс в Санкт-Петербургском..
читать далее

Георгий Карпов Georgy Karpov

Офицер органов государственной безопасности СССР, советский церковный администратор.
читать далее

Георгий Куницын Georgy Kunitsin

Куницын Георгий Иванович (22.04.1922, дер. Куницыно, Иркутская обл. 6.10.1996, Переделкино, Московская обл.). Окончив в 1942 году Черниговское..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий